Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Февраль.
День двадцать четвертый.

Первое и второе обрѣтеніе честныя главы Предтечи и Крестителя Господня Іоанна.

Когда была усѣчена честная глава святаго Іоанна Предтечи (Матѳ. 14, 11), тогда дочь Иродіады приняла ее на блюдѣ и отнесла своей матери. Сія нечестивая жена пронзила иглою языкъ святаго, который обличалъ ея беззаконіе, и надругавшись надъ честною главою, не позволила предать ее погребенію вмѣстѣ съ тѣломъ святаго: Иродіада боялась, что Іоаннъ, если погребутъ тѣло его вмѣстѣ съ главою, воскреснетъ и снова станетъ обличать ее. Ученики святаго Іоанна Крестителя тайно взяли его тѣло и ночью погребли (Матѳ. 14, 12; Марк. 6, 29) въ Севастіи городѣ Самарійскомъ [1]. Главу же святаго Предтечи Иродіада глубоко закопала въ своемъ дворцѣ въ тайномъ безчестномъ мѣстѣ. Лишь только жена Иродова приставника Хузы, по имени Іоанна, о коей упоминаетъ святый евангелистъ Лука (Лук. 8, 3), знала то мѣсто. Она, скорбя сердцемъ о убіеніи великаго святаго пророка Іоанна и о поруганіи надъ его честною главою, взяла сію главу тайно ночью, положила ее въ сосудъ скудельный [2] и погребла на горѣ Елеонской [3], въ одномъ изъ помѣстій Ирода. Между тѣмъ до Ирода дошли слухи объ Іисусѣ Христѣ. Онъ вмѣстѣ съ своею женою Иродіадою сталъ думать, ужъ не Іоаннъ ли это, воскресшій изъ мертвыхъ. Они стали искать главы Іоанна и, не находя ея, приходили въ недоумѣніе. Иродъ даже такъ сказалъ своимъ домашнимъ объ Іисусѣ:

— «Это — Іоаннъ, которому я повелѣлъ усѣкнуть главу. Нынѣ онъ воскресъ изъ мертвыхъ, и потому чудеса дѣлаются имъ» (Матѳ. 14, 2; Лук. 6, 16).

Спустя много времени, нѣкій весьма знатный вельможа, по имени Иннокентій, увѣровалъ въ Іисуса Христа. Оставивъ міръ, онъ пришелъ въ Іерусалимъ, купилъ на горѣ Елеонской то мѣсто, которое нѣкогда принадлежало Ироду, построилъ тамъ себѣ келлію и сталъ инокомъ, исполняя заповѣди Христовы. Желая построить для себя небольшую каменную церковь, онъ началъ копать ровъ для фундамента. И вотъ, по Божію смотрѣнію, онъ обрѣлъ сокрытый въ землѣ скудельный сосудъ съ главой Предтечи Христова. По различнымъ благодатнымъ знаменіямъ и чудесамъ и по откровенію отъ Бога онъ понялъ, что сія глава принадлежитъ святому Іоанну и сталъ съ большимъ благоговѣніемъ хранить ее у себя. Передъ его кончиной, по всей странѣ той распространилось невѣріе: цари чтили идоловъ вмѣсто истиннаго Бога и повсюду въ Іерусалимѣ поставили ихъ изображенія и творили имъ скверныя жертвы. Видя сіе и предчувствуя свою кончину, сей инокъ снова скрылъ въ нѣдрахъ земныхъ святую главу Предтечи: онъ боялся, чтобы по его кончинѣ кто-нибудь не сталъ поступать съ ней безчестно. Онъ положилъ ее на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ была его келлія и церковь. По его кончинѣ, та церковь пришла въ ветхость, разрушилась и даже сравнялась съ землей, такъ что долгое время никто не зналъ, гдѣ находится честная глава Крестителя Іоанна.

Когда вступилъ на престолъ великій царь Константинъ и просвѣтилъ свою землю святымъ крещеніемъ, тогда мать его святая Елена стала возобновлять и очищать всѣ Іерусалимскія святыни [4]. Она-то и святую гору привела въ цвѣтущее состояніе. Въ сіе время два инока, подвизавшихся на востокѣ, сговорились вмѣстѣ идти въ Іерусалимъ, поклониться тамъ честному Кресту, обрѣтенному царицей Еленой, и гробу Господню и увидѣть всѣ святыни той земли. Достигнувъ Іерусалима, они стали обходить святыни, покланяясь имъ и молясь Господу. Здѣсь одному изъ нихъ, въ сонномъ видѣніи, явился святый Іоаннъ Предтеча, открылъ то мѣсто, гдѣ была погребена его честная глава и повелѣлъ взять ее изъ нѣдръ земныхъ. Пробудившись, инокъ разсказалъ о видѣніи своему товарищу, но тотъ, считая все это за простой сонъ, и самъ не повѣрилъ и другому внушилъ то же. На слѣдующую ночь святый Іоаннъ явился вторично, но уже каждому иноку, и притомъ отдѣльно, и сказалъ:

— «Воспряньте, оставьте ваше невѣріе и лѣность и сотворите то, что было вамъ возвѣщено».

Проснувшись, оба начали разсказывать другъ другу видѣнное ими, а потомъ пошли на мѣсто, которое имъ было указано въ сонномъ видѣніи. Они начали тамъ копать землю и обрѣли безцѣнное сокровище — святую главу Крестителя Христова. Положивъ ее въ мѣшокъ, сдѣланный изъ верблюжьей шерсти, они пошли къ себѣ обратно.

Въ это время одинъ бѣдный скудельникъ, изъ города Емесы [5], былъ вынужденъ вслѣдствіе нищеты оставить свое отечество и жену и идти въ другую страну. На дорогѣ онъ встрѣтился съ тѣми двумя иноками, несшими съ собою главу Крестителя; онъ присоединился къ нимъ и продолжалъ путь свой вмѣстѣ съ ними. Иноки, найдя себѣ попутчика, дали ему нести вретище [6] съ главой Крестителя. А онъ, не зная того, чтó несетъ, продолжалъ спокойно путь свой. Вдругъ явился ему святый Іоаннъ Предтеча и сказалъ:

— «Оставь своихъ спутниковъ и бѣги отъ нихъ съ тѣмъ вретищемъ, которое ты держишь въ рукахъ».

Святый потому повелѣлъ сіе, что видѣлъ лѣность и нерадѣніе тѣхъ иноковъ, которые сначала не вѣрили его явленію, а потомъ не восхотѣли сами нести его честную главу, но ввѣрили ее человѣку простому, имъ неизвѣстному. Въ то же время святый хотѣлъ оказать благодѣяніе сему бѣдному человѣку и направить его на путь доброй и богоугодной жизни. Сей человѣкъ, повинуясь святому, скрылся отъ иноковъ, бѣжалъ отъ нихъ и возвратился домой къ своей женѣ, благоговѣйно неся, какъ-бы нѣкое драгоцѣннѣйшее изъ всѣхъ сокровищъ земныхъ, честную главу Крестителя. И Господь, ради главы Іоанна Крестителя, благословилъ домъ его всякимъ довольствомъ. Скудельникъ сталъ жить среди изобилія, забывъ о прежнихъ своихъ несчастіяхъ. Но онъ не возгордѣлся: онъ подавалъ щедрую милостыню нищимъ и убогимъ отъ своего богатства. Памятуя твердо, что онъ получилъ все сіе ради благоговѣнія предъ Христовымъ Предтечею, онъ всегда почиталъ его святую главу, ежедневно кадилъ предъ ней ѳиміамомъ, возжигалъ свѣтильники, молился и старался всю жизнь свою проводить честно и поступать по заповѣдямъ Христовымъ. Когда приблизилось время его кончины, онъ, по повелѣнію самого Крестителя Христова, положилъ святую главу въ сосудъ для воды, а сосудъ этотъ заключилъ въ ковчегъ и, запечатавъ, передалъ сіе сокровище своей сестрѣ. При семъ онъ подробно разсказалъ ей, какъ онъ ради сей честной главы избавился отъ крайней бѣдности и сталъ богатымъ человѣкомъ. Онъ завѣщалъ своей сестрѣ, чтобы она всегда благоговѣйно и честно хранила сію святую главу, и никогда не открывала ковчега до тѣхъ поръ, пока самъ святый Іоаннъ не благоизволитъ на сіе. Передъ своею смертію она должна была передать сіе сокровище какому-либо богобоязненному и добродѣтельному мужу.

Такъ святая и честная глава Предтечи Христова, переходя долгое время отъ одного человѣка къ другому, преемственно была хранима среди благочестивыхъ христіанъ; наконецъ, она была передана нѣкоему священноиноку Евстаѳію, жившему недалеко отъ Емесы въ одной пещерѣ; онъ былъ зараженъ ересью Арія, и не имѣлъ страха Божія. Недужные, приходившіе къ нему, получали исцѣленія отъ чудесной благодати, исходившей отъ главы Іоанна Предтечи, которую онъ держалъ втайнѣ. Но Евстаѳій сталъ, подобно вору, приписывать себѣ и своей ереси сію благодать, стараясь скрыть отъ людей истинную причину тѣхъ чудесныхъ исцѣленій, и чрезъ сіе многихъ совратилъ въ свою ересь. Но жители Емесы, наконецъ, узнали его зловѣріе. Князь Емесскій, посовѣтовавшись съ епископомъ, приказалъ изгнать его изъ пещеры и изъ предѣловъ той области. Евстаѳій сталъ умолять посланныхъ, чтобы они оставили его въ пещерѣ на этотъ день, обѣщаясь на другое утро уйти. Когда посланные согласились на это, онъ ночью скрылъ сосудъ со святою главою глубоко подъ землею въ той пещерѣ; ибо онъ надѣялся, по прошествіи нѣкотораго времени, обратно вернуться, взять сіе сокровище и, производя чудеса при помощи святой главы Предтечи, снова распространять и утверждать свою ересь. Но не сбылись надежды еретика. Когда онъ оставилъ пещеру, въ ней поселились нѣкіе благовѣрные и добродѣтельные иноки, такъ что ему нельзя было войти въ нее и достать сокровища, оставленнаго имъ.

Спустя нѣсколько времени на томъ мѣстѣ собралась братія, и былъ основанъ монастырь. Но никто не зналъ, что въ сей пещерѣ обрѣтается честная глава Предтечи. Лишь только послѣ долгаго времени, архимандритъ сей Емесской обители Маркелъ, мужъ исполненный добродѣтели, открылъ ее, о чемъ онъ самъ повѣствуетъ такъ:

«Благословенъ Богъ Іисусъ Христосъ! Онъ сподобилъ меня, раба Своего Маркелла, узрѣть видѣніе во время сна нощнаго. Сіе было 18 февраля въ средопостную седмицу [7] святой и великой четыредесятницы. Я видѣлъ — всѣ врата нашей обители открыты. Меня объялъ ужасъ, и я захотѣлъ выдти, чтобы закрыть ворота. Но въ сіе время я увидѣлъ, какъ чрезъ ворота обители вливается рѣка. Я удивился и подумалъ, откуда такая сильная вода. Размышляя о семъ, я вдругъ услышалъ голосъ многихъ чиновъ, которые съ шумомъ шествовали по водѣ къ намъ съ востока. Всѣ они — каждый на своемъ особомъ языкѣ — возглашали:

— «Се является святый Іоаннъ, Креститель Христовъ».

Съ такими возгласами они вошли въ монастырь. Я же, объятый страхомъ, уже забылъ и думать о водѣ; оставивъ ворота, я вошелъ на верхъ лѣстницы. Стоя на ней, я — казалось мнѣ — видѣлъ два двора въ обители: одинъ былъ къ западу, другой къ югу; посреди ихъ стояла великая церковь. Каждый чинъ, входя на западный дворъ, направлялся къ церкви; поклонившись здѣсь, онъ выходилъ чрезъ южную дверь. Когда шествіе чиновъ прекратилось, я снова услышалъ гласъ другихъ, которые взывали:

— «Се святый великій Іоаннъ Креститель».

Взглянувъ, я увидѣлъ его въ церкви. Съ нимъ было два мужа, которые стояли по сторонамъ его. Въ сіе время чины стали подходить къ святому Іоанну и принимать отъ него благословеніе. И я задумалъ приступить къ Крестителю и получить отъ него благословеніе. Со страхомъ и трепетомъ я послѣднимъ вошелъ чрезъ особыя двери, совершилъ земной поклонъ предъ Крестителемъ и прикоснулся къ его ногамъ. Онъ же, повелѣвъ встать, съ любовію обнялъ меня, касаясь моего лица, взялъ сосудъ, наполненный медомъ и подалъ его мнѣ со словами:

— «Пріими благословеніе!»

Сказавъ сіе, онъ удалился. Когда я пошелъ было въ слѣдъ за нимъ, я замѣтилъ огненный столпъ, предшествующій святому. Въ ужасѣ отъ такого видѣнія, я проснулся. Когда наступилъ слѣдующій вечеръ, я повелѣлъ братіи пѣть стихи псалмовъ, положенные въ обычномъ правилѣ. Во время сего пѣнія, одинъ братъ по имени Исаакій, взглянувъ вверхъ, увидѣлъ чрезъ окно, что въ пещерной церкви, гдѣ была скрыта честная глава святаго Іоанна, горитъ огонь. Видя сіе, онъ воскликнулъ:

— «Отче! посмотри въ святой пещерѣ горитъ огонь».

— «Не бойся, братъ, — сказалъ я ему, — но ознаменовавъ себя крестнымъ знаменіемъ, храни о семъ молчаніе».

Послѣ сего прошло пять дней. Ночью на шестой день, когда я заснулъ, то нѣкая рука трижды толкнула меня въ правый бокъ и раздался голосъ:

— «Вотъ, я дарованъ вамъ; возставъ, слѣдуй за звѣздою, которая пойдетъ предъ тобою, раскопай то мѣсто, куда она приведетъ тебя, и обрящешь меня».

Съ трепетомъ и страхомъ я возсталъ отъ сна, сѣлъ на своемъ одрѣ и — вижу: предъ дверями моей келліи сіяетъ звѣзда. Ужаснулся я, но, сотворивъ крестное знаменіе, я вышелъ; звѣзда шла предо мною; слѣдуя за ней, я вошелъ въ пещеру; когда я дошелъ до мѣста, гдѣ находилась честная глава Предтечи, звѣзда вдругъ стала невидима. Я упалъ на землю и воздалъ хвалу Господу. Послѣ долгой молитвы, я возжегъ свѣчу, воскурилъ ѳиміамъ и началъ копать, призывая имя Господне. Когда я копалъ, былъ слышенъ великій шумъ и стукъ, земля же была тверда, словно мѣдь. Долго я трудился; наконецъ я нашелъ кирпичи; отнявъ ихъ я увидѣлъ каменную доску; съ большимъ трудомъ я могъ вынуть ее изъ ямы — и тамъ-то нашелъ священный сосудъ, гдѣ почивала честная глава Предтечи: радуясь, но въ то же время и ужасаясь, я взялъ свѣчу и ѳиміамъ, дерзнулъ взять сосудъ, поклонился и, закрывъ его снова, вышелъ изъ пещеры. Въ дверяхъ меня встрѣтилъ архимандритъ Геннадій, пришедшій въ нашу обитель. Онъ ввелъ меня въ пещеру и, сотворивъ молитву, началъ разсказывать мнѣ о своемъ видѣніи.

— «Я видѣлъ, — такъ началъ онъ свой разсказъ, — будто оба мы стоимъ на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ находимся и теперь. Здѣсь было множество ячменнаго хлѣба, который былъ чище и свѣтлѣе солнца. Въ пещеру входило множество народа, который воспринималъ изъ нашихъ рукъ этотъ хлѣбъ. Однако количество его не только не умалялось, но наоборотъ, все возрастало».

Сіе повѣдалъ мнѣ Геннадій. Тогда я уразумѣлъ, что сіе видѣніе было ему отъ Бога, и что оно обозначало неоскудѣваемую благодать Крестителя Христова, которая изобильно будетъ подаваться всѣмъ на томъ мѣстѣ. Посему и я разсказалъ ему о своемъ видѣніи и показалъ безцѣнное сокровище, обрѣтенное мною. Увидѣвъ сіе, онъ возрадовался и мы стали совѣщаться, какъ намъ лучше поступить. Я посовѣтовалъ сначала о семъ никому не говорить, даже главному пастырю церкви — Емесскому епископу Уранію, но прежде всего извѣстить о семъ блаженнаго старца Стефана, который, пребывая въ Даромійскомъ монастырѣ, подвизался постническимъ подвигомъ. Онъ же долженъ сообщить о семъ и епископу, съ которымъ былъ въ большой дружбѣ. Но, придя въ Даромійскій монастырь, мы не застали тамъ Стефана, который отправился обозрѣвать другіе свои монастыри. Тогда мы послали за діакономъ Киріакомъ, который занималъ первое мѣсто въ соборномъ храмѣ того города. Пришедши къ намъ, Киріакъ привѣтствовалъ насъ во Христѣ и разсказалъ намъ о своемъ видѣніи. Оно было во всемъ подобно тому, какое видѣлъ Геннадій. Тогда мы разсказали ему нашу тайну. Оба они, Геннадій и Киріакъ, стали говорить, что о семъ слѣдуетъ сказать епископу, но я сталъ дожидаться возвращенія Стефана. Уже прошло 5 дней. На шестой — то была суббота — мы вмѣстѣ всѣ сидѣли и бесѣдовали. Вдругъ я упалъ на колѣна: какая-то болѣзнь внезапно поразила меня. Я даже не могъ ни встать, ни двинуться. Мои спутники, дивясь такому случаю, стали молить за меня Господа. Окончивъ молитву, они сказали мнѣ:

— «Не говорили ли мы тебѣ, что надо было разсказать епископу о тайнѣ?»

Я и самъ созналъ тогда, что нехорошо поступилъ, не разсказавъ епископу о такой тайнѣ, о которой слѣдовало повѣдать ради славы Божіей; а между тѣмъ болѣзнь моя не проходила. Вечеромъ, послѣ совершенія обычнаго молитвеннаго пѣнія, ко мнѣ пришли Геннадій и Киріакъ и сказали:

— «Мы дали себѣ слово: разсказать о твоей тайнѣ архіерею во время утрени до восхода солнца».

Я же отвѣчалъ имъ:

— «Хорошо рѣшеніе ваше; пусть будетъ такъ, какъ вы сказали».

Въ то самое время, какъ я согласился съ ними, я почувствовалъ себя совершенно здоровымъ: болѣзнь моя прошла. На утро мы всѣ вмѣстѣ отправились въ городъ и нашли епископа въ то самое время, когда онъ выходилъ изъ церкви послѣ утрени, и разсказали ему все объ обрѣтеніи честной главы Крестителя Христова Іоанна. Епископъ сильно возрадовался при такомъ извѣстіи. Однако онъ запретилъ намъ пока разсказывать другимъ о семъ, и приказалъ намъ возвратиться въ нашу обитель. Утромъ же онъ и самъ пришелъ туда съ пресвитерами и діаконами. Совершивъ соборнѣ божественную литургію, онъ приступилъ къ тому мѣсту, гдѣ находился сосудъ съ честною главою. Когда діаконъ возгласилъ: «преклоньше колѣна, Господу помолимся», всѣ пали ницъ. Епископъ Ураній въ сіе время возносилъ молитву; окончивъ ее, онъ взялъ сосудъ съ честною главою и вынесъ его изъ земли. Одинъ изъ пресвитеровъ, бывшихъ съ епископомъ, по имѳни Малхъ, не вѣрилъ сему, говоря:

— «Откуда здѣсь могла появиться глава Предтечи?»

Говоря такъ, онъ дерзновенно положилъ руку свою на сосудъ, и прикоснулся до власъ честной главы Крестителя. Вдругъ за его невѣріе, рука его изсохла и пристала къ сосуду. Видя сіе, всѣ весьма ужаснулись. Епископъ со всѣми предстоящими сталъ прилежно возносить молитву Богу. Тогда Малхъ едва съ большимъ трудомъ могъ отнять руку отъ сосуда, но самъ остался больнымъ. Ураній со всѣмъ церковнымъ причтомъ взялъ священный сосудъ съ лежащимъ въ немъ сокровищемъ, перенесъ его въ святую церковь, и положилъ въ алтарѣ въ діаконикѣ [8]. Здѣсь сія святыня хранилась до тѣхъ поръ, пока не былъ выстроенъ въ Емесѣ въ честь Предтечи Христова особый храмъ, благолѣпно украшенный [9]. Не задолго до перенесенія святой главы въ этотъ храмъ, Іоаннъ Креститель явился въ видѣніи невѣровавшему пресвитеру Малху и повелѣлъ ему, при перенесеніи главы, рукой коснуться священнаго сосуда. Пресвитеръ, поступивъ такъ, получилъ исцѣленіе». — Симъ оканчивается повѣствованіе блаженнаго Маркелла.

Другой писатель, святый Симеонъ Метафрастъ [10], въ житіи преподобной Матроны [11], повѣствуетъ еще слѣдующее объ обрѣтеніи честной главы Предтечи. Въ то время одинъ человѣкъ, пахавшій свое поле, замѣтилъ, что на одномъ мѣстѣ — именно тамъ, гдѣ были когда-то пещера и монастырь — исходитъ огонь изъ земли. Не одинъ разъ видѣлъ онъ сіе: въ теченіе многихъ дней огонь непрестанно исходилъ изъ земли. Въ воскресный день, именно въ тотъ, когда Маркеллъ вмѣстѣ съ Геннадіемъ и Киріакомъ прибыли къ епископу, сей человѣкъ также пріѣхалъ въ городъ Емесу и разсказалъ епископу Уранію о чудесномъ огнѣ. Епископъ вмѣстѣ съ духовными лицами направился къ тому мѣсту — это была та пещера, гдѣ нѣкогда жилъ еретикъ Евстаѳій. Сотворивъ молитву, епископъ повелѣлъ копать на томъ мѣстѣ. Когда его приказаніе было исполнено, нашли на томъ мѣстѣ сосудъ. Не золото и не серебро было въ немъ, но въ немъ хранилось сокровище, гораздо болѣе драгоцѣнное, чѣмъ всѣ земныя сокровища — глава святаго Предтечи и Крестителя Господня Іоанна. Слухъ о семъ распространился повсюду: не только жители Емесы, но и обитатели всѣхъ окрестныхъ городовъ и селъ стали собираться сюда. Пришла сюда изъ своего монастыря на поклоненіе честной главѣ и преподобная Матрона вмѣстѣ со всѣми сестрами. Честная глава Крестителя Христова источала благовонное мѵро, коимъ священники помазывали крестообразно главы собравшихся людей. Преподобная Матрона взяла въ маленькій ковчегъ нѣкую часть того мѵра, желая отнести его въ свой монастырь на благословеніе. Но множество народа тѣснилось вокругъ нея: всѣ хотѣли получить благословеніе отъ священниковъ и быть помазанными мѵромъ. Нѣкоторые, замѣтивъ, что преподобная Матрона несетъ въ ковчегѣ мѵро, просили ее, чтобы она помазала ихъ мѵромъ, ибо сами они никакъ не могли дойти до священниковъ, и она исполнила ихъ прошеніе. Среди народа находился нѣкій слѣпецъ, который отъ рожденія не видалъ дневнаго свѣта. И онъ обратился къ преподобной Матронѣ, чтобы она ознаменовала его священнымъ мѵромъ. Она помазала ему очи, и онъ тотчасъ прозрѣлъ. Такъ передаетъ святый Симеонъ Метафрастъ о обрѣтеніи главы Предтечи.

Чрезъ нѣкоторое время святая глава Іоанна Крестителя была перенесена изъ Емесы въ Константинополь. Здѣсь на мѣстѣ, называемомъ Евдомъ, по царскому повелѣнію, былъ построенъ прекрасный храмъ, въ которомъ и положили честную главу. Во время ереси иконоборцевъ, когда много святыхъ иконъ сожигали, другія бросали въ море и рѣки, попирали ногами и различно безчестили, тогда нѣкоторые благочестивые христіане, убѣгая изъ наполненнаго еретиками Константинополя, взяли тайно вмѣстѣ съ собою главу Крестителя и принесли ее въ Команы [12], гдѣ преставился нѣкогда святый Іоаннъ Златоустый. Здѣсь они снова скрыли ее въ земныхъ нѣдрахъ, положивъ въ серебряный сосудъ. Сія драгоцѣнная святыня здѣсь въ неизвѣстности хранилась до временъ царя Михаила, сына Ѳеофила, и матери его царицы Ѳеодоры, которая вновь утвердила православіе [13]. Въ царствованіе Михаила сія святыня была вновь обрѣтена [14] по Божественному изволенію и перенесена въ Царьградъ патріархомъ Игнатіемъ, въ честь и славу Христа Бога нашего, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Севастія — главный городъ Самаріи, подаренный Августомъ Ироду Великому, который совершенно возстановилъ его и украсилъ и, въ благодарность Августу, назвалъ его Севаста или Севастія, что значитъ — городъ Августа. — По преданію, святый евангелистъ Лука, проповѣдуя Христа въ Севастіи, выпросилъ у жителей десную руку Іоанна Крестителя и перенесъ ее въ Антіохію. Въ X вѣкѣ десница Крестителя перенесена въ Константинополь, а въ 1798 г. орденомъ Іоаннитовъ принесена въ даръ Императору Павлу І-му. (Подробнѣе объ этомъ повѣствуется 12-го октября).
[2] Скудельный — глиняный; скудельникъ — горшечникъ, гончаръ.
[3] Елеонская или Масличная гора — одна изъ іудейскихъ горъ къ востоку отъ Іерусалима; наименованіе свое получила по множеству произраставшихъ на ней масличныхъ деревьевъ.
[4] Константинъ Великій — святый и равноапостольный — былъ провозглашенъ императоромъ въ 306 году; въ 312 году объявилъ христіанскую вѣру господствующею въ Римской имперіи; въ 325 году созвалъ I-й Вселенскій Соборъ; скончался въ 337 году. Святая Елена, мать Константина Великаго, прославилась ревностію къ распространенію Христовой вѣры и благолѣпію храмовъ Божіихъ; въ 326 г. она путешествовала въ Іерусалимъ, обрѣла тамъ Крестъ Господень, и украсила св. храмами мѣста въ Палестинѣ, прославленныя во время земной жизни Спасителя; скончалась въ 327 году. Память святыхъ равноапостольныхъ Константина и Елены празднуется 21 мая.
[5] Емеса — городъ въ Сиріи на востокъ отъ рѣки Оронта, впадающей на сѣверо-западѣ Сиріи въ Средиземное море.
[6] Вретище — мѣшокъ изъ дерюги или веретья, — рубище, власяница.
[7] Средопостная седмица — такъ называется въ Церковномъ Уставѣ средняя (четвертая) недѣля великаго поста; эта же седмица называется и крестопоклонной.
[8] Діаконикъ — южное отдѣленіе алтаря, въ которомъ устрояется мѣсто для храненія священныхъ вещей, состоящихъ подъ вѣдѣніемъ діакона, какъ-то: ризъ, священныхъ сосудовъ, напрестольныхъ евангелій и крестовъ, дарохранительницы и проч.
[9] Второе обрѣтеніе главы святаго Іоанна Предтечи произошло въ 452 году. По сказанію архимандрита Маркелла, св. глава открылась ему 18 февраля, изнесена епископомъ Ураніемъ въ діаконикъ церковный 24 февраля, а 26 октября того же 452 г. перенесена въ церковь въ честь его имени созданную.
[10] Симеонъ Метафрастъ — извѣстный церковный писатель X в. († 940 г.), составитель и собиратель Житій Святыхъ; его труды въ этой области послужили впослѣдствіи главнымъ источникомъ для Четьихъ-Миней св. Димитрія Ростовскаго.
[11] Преподобная Матрона скончалась около 492 года; память ея празднуетоя 9 ноября.
[12] Команы — городъ въ провинціи Понтѣ, на сѣверо-востокѣ Малой Азіи.
[13] Ѳеодора — супруга византійскаго императора Ѳеофила иконоборца. По смерти послѣдняго, она правила государствомъ совмѣстно съ сыномъ своимъ Михаиломъ. Императоръ Михаилъ III царствовалъ съ 842 по 867 годъ; вступилъ на престолъ 4-хъ лѣтъ, а потому государствомъ до 855 г. управляла мать его царица Ѳеодора. На Константинопольскомъ соборѣ 842 г. при царицѣ Ѳеодорѣ было возстановлено иконопочитаніе и установлено торжество православія, совершаемое въ первую недѣлю св. четыредесятницы.
[14] Сіе третіе обрѣтеніе главы Крестителя было около 850 года; празднуется Церковію 25 мая. Честная глава Предтечи, вторично перенесенная въ Царьградъ, сначала положена была въ царскихъ палатахъ, а потомъ часть ея въ Студійскомъ Предтечевомъ монастырѣ; въ сей обители верхъ главы видѣлъ паломникъ Антоній въ 1200 г.; другая часть главы была въ Петрѣ въ монастырѣ Продромъ; крестоносцами она перенесена въ Аміень во Франціи, часть ея перенесена въ Римъ и находится въ церкви папы Сильвестра. Другія части находятся въ Аѳонскомъ монастырѣ Діонисія и Угровлахійскомъ монастырѣ Калуи.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 423-435.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0