Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Февраль.
День двадцать третій.

Житіе и страданіе святаго священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго.

— «Господи Боже мой, Ты наполнилъ сосуды вдовы Сарептской при Твоемъ пророкѣ Иліи (3 Цар. 17, 10-16), услышь меня въ часъ сей, и сотвори, чтобы во имя Христово наполнились всѣ хранилища дома сего».

И Господь тотчасъ услышалъ молитву его и наполнилъ домъ его благодѣтельницы всякими благами. Увидѣвъ, что въ домѣ теперь гораздо болѣе всего необходимаго, чѣмъ было прежде, Каллиста разгнѣвалась на слугу, жаловавшагося на оскудѣніе, произведенное святымъ Поликарпомъ: она думала, что слуга или насмѣхается надъ ней или же по ненависти оклеветалъ Поликарпа. Разсердившись, она хотѣла его наказать. Святый же Поликарпъ сталъ защищать его, говоря своей воспитательницѣ:

— «Умоляю тебя, госпожа, не наказывай другого вмѣсто меня, но лучше меня подвергни наказанію; этотъ слуга не наказанія достоинъ, но похвалы за свою вѣрность и преданность тебѣ; онъ разсказалъ тебѣ всю правду: дѣйствительно, у насъ оскудѣли всѣ богатства и опустѣли всѣ кладовыя, ибо я, видя голодающихъ братій нашихъ, нищихъ и убогихъ, роздалъ имъ все и истощилъ всѣ запасы; они то и умолили Бога, и Онъ послалъ Своего ангела, который восполнилъ все твое имущество, чтобы и ты, по своему обычаю, могла оказывать неимущимъ щедрую милостыню».

Слыша и видя все сіе, Каллиста сильно удивлялась, и съ тѣхъ поръ стала еще усерднѣе къ добрымъ дѣламъ въ благой вѣрѣ, подавая обильную милостыню; еще сильнѣе, какъ своего собственнаго сына, полюбила она святаго Поликарпа, удивляясь его добродѣтели; наконецъ, окончивъ свою богоугодную жизнь, она отдала въ руки Господа свою душу, оставивъ наслѣдникомъ всего своего имѣнія нареченнаго сына, святаго Поликарпа. Все роздалъ блаженный нищимъ, а самъ сталъ прилежно заниматься чтеніемъ божественныхъ книгъ, усердно предаваясь богомыслію и молитвамъ; онъ проводилъ жизнь въ большомъ воздержаніи и непорочномъ дѣвствѣ, работалъ неустанно день и ночь Господу, съ любовью служа больнымъ, немощнымъ и престарѣлымъ. За такую жизнь его сильно полюбилъ Смирнскій епископъ святый Вуколъ; сначала епископъ сдѣлалъ Поликарпа клирикомъ, затѣмъ діакономъ; по свидѣтельству святаго Піонія, который написалъ житіе блаженнаго Поликарпа, св. Вуколъ возложилъ на Поликарпа, въ бытность его діакономъ, еще обязанность проповѣдывать слово Божіе, ибо святый Поликарпъ отличался своимъ благоразуміемъ и краснорѣчіемъ, такъ что святый подвижникъ обязанъ былъ какъ въ церкви, такъ и въ другихъ мѣстахъ поучать народъ. Не только святый Вуколъ, но и святые апостолы, Павелъ и Іоаннъ Богословъ съ прочими учениками Христовыми, любили святаго Поликарпа; святый Поликарпъ участвовалъ вмѣстѣ съ святыми апостолами въ ихъ путешествіяхъ, былъ ихъ ученикомъ, общникомъ ихъ трудовъ, подражателемъ ихъ жизни; апостолы снова послали его въ Смирну къ святому Вуколу, который и рукоположилъ его въ пресвитеры. Написалъ также святый Поликарпъ много словъ и посланій, полезныхъ для Церкви Христовой, но большая часть его сочиненій во время гоненій погибла, такъ что изъ нихъ осталась только небольшая доля. Святому епископу Вуколу было предвозвѣщено, что послѣ его смерти епископскій престолъ въ Смирнской церкви долженъ занять пресвитеръ Поликарпъ, а не другой кто-либо; а поэтому, умирая, святый Вуколъ, взявъ правую руку Поликарпа и положивъ ее къ себѣ на грудь, поручилъ ему пасти свое словесное стадо и со словами «слава Тебѣ, Господи» съ миромъ отошелъ въ жизнь вѣчную. Епископы апостольскіе, собравшіеся на погребеніе святаго Вукола, и посвятили святаго Поликарпа; при этомъ многіе изъ нихъ удостоились ужасныхъ видѣній. Когда началось посвященіе во епископа, божественный свѣтъ озарилъ всѣхъ, бывшихъ въ церкви; нѣкоторые изъ достойныхъ увидали бѣлую голубицу, которая сіяя словно молнія, летала вокругъ головы святаго Поликарпа; другимъ святый подвижникъ представлялся одѣтымъ словно воинъ: былъ опоясанъ воинскимъ поясомъ и вооруженъ словно на сраженіе; иные видѣли его въ царской порфирѣ [2] съ сіяющимъ лицемъ; одной дѣвицѣ онъ показался гораздо большаго роста, чѣмъ былъ на самомъ дѣлѣ, при чемъ риза его на правомъ плечѣ была краснаго цвѣта. Когда же для принятія посвященія святый Поликарпъ преклонилъ колѣна, онъ увидѣлъ предъ собою ноги самого Христа Господа, Который невидимо присутствовалъ при его посвященіи. Такъ рукоположенный самимъ Христомъ и Св. Духомъ, Поликарпъ управлялъ Церковію Божіей, по постановленіямъ святыхъ апостоловъ; много трудовъ перенесъ онъ, спасая души человѣческія, много дивныхъ чудесъ сотворилъ онъ во время своего епископства.

Однажды святому Поликарпу случилось быть въ одномъ изъ городовъ той же Іонійской области Теосѣ, который находился около теплыхъ водъ, называемыхъ Леведіей; онъ остановился у епископа того города по имени Дафна, о которомъ упоминаетъ святый Игнатій Богоносецъ [3], въ своемъ посланіи къ жителямъ Смирны. Святый Поликарпъ, видя бѣдность и недостатокъ въ домѣ того епископа, помолился о немъ Богу, чтобы Господь благословилъ его домъ, и съ того часа епископъ Дафнъ не испытывалъ болѣе недостатка: нивы его и виноградники, бывшіе до сихъ поръ неплодными, приносили необычайные урожаи и сдѣлались весьма плодоносными; вино, бывшее лишь въ небольшомъ количествѣ, святый своей молитвой увеличилъ до изобилія. Однажды возвращаясь въ Смирну, Поликарпъ вмѣстѣ съ сопровождавшимъ его діакономъ свернулъ съ дороги и зашелъ въ гостинницу, бывшую на пути; это было уже вечеромъ, и уставшіе путники хотѣли отдохнуть; вкусивъ немного пищи, Поликарпъ и его спутникъ заснули; но недолго продолжался сонъ ихъ; въ полночь ангелъ Господень, толкнувъ въ бокъ Поликарпа, сказалъ ему:

— «Поликарпъ!»

Тогда святый спросилъ:

— «Что, Господи?»

— «Встань, — сказалъ ему ангелъ, — и выйди немедленно изъ гостинницы, ибо она скоро разрушится: жившіе въ той гостинницѣ не вѣровали во Христа Бога и совершали много беззаконій».

Тогда святый, вставъ, сталъ будить своего діакона, повелѣвая ему встать; діакону же, который передъ тѣмъ крѣпко спалъ, не хотѣлось вставать; онъ сталъ отговаривать святаго:

— «Еще не прошелъ первый сонъ, святый отецъ, куда пойдемъ мы; ты въ своемъ постоянномъ размышленіи о божественныхъ писаніяхъ и самъ не спишь, и другимъ не даешь спать».

Услышавъ эти слова, святый Поликарпъ замолчалъ, но ангелъ вторично явился ему и повелѣлъ выйти вонъ; тогда снова святый сталъ побуждать діакона, говоря, что зданіе это должно разрушиться; но діаконъ отвѣчалъ:

— «Я вѣрую въ Бога, и думаю, что это зданіе не рухнетъ, пока ты, отецъ, находишься въ немъ».

Поликарпъ же сказалъ:

— «И я вѣрую также въ Бога, но не надѣюсь на это каменное зданіе».

Между тѣмъ ангелъ въ третій разъ явился и повторилъ то же самое приказаніе; только тогда епископъ уговорилъ своего спутника выйти изъ гостинницы. Лишь только они вышли вонъ, тотчасъ зданіе рухнуло до самаго основанія и всѣ бывшіе въ немъ, погибли до одного; а святый Поликарпъ, стоя и взирая на небо, молился такъ:

— «Господи, Боже Всесильный, Отецъ Іисуса Христа, Твоего благословеннаго Сына, Ты предвозвѣстилъ ниневитянамъ чрезъ пророка Іону гибель ихъ города, но умилосердился и пощадилъ ихъ; воистинну благословляю Тебя, ибо Ты чрезъ ангела Своего вывелъ насъ изъ сего зданія и избавилъ насъ отъ внезапной смерти, подобно тому какъ Ты вывелъ Лота изъ Содома; Ты постоянно сохраняешь рабовъ Своихъ отъ всякаго зла, Ты благъ и милостивъ во вѣки».

Послѣ ихъ прибытія въ Смирну, у князя того города, который не вѣровалъ во Христа, однажды ночью нечистый духъ внезапно вошелъ въ одного слугу; послѣдній сильно кричалъ и поднималъ великій шумъ, такъ что весь домъ пришелъ въ ужасъ, на всѣхъ обитателей напалъ страхъ и трепетъ. Съ наступленіемъ дня, въ домъ князя пришли іудеи, въ большомъ числѣ, желая изгнать бѣса; но одержимый нечистымъ духомъ слуга бросился на нихъ и, несмотря на то, что ихъ было много, а онъ одинъ, все-таки всѣхъ сильно избилъ; никто не могъ одолѣть его, никто не могъ ускользнуть отъ его руки, такъ что они ушли отъ него еле живыми и сильно окровавленными: всю одежду, бывшую на нихъ, бѣсноватый сорвалъ и искусалъ ихъ тѣла своими зубами. Въ томъ домѣ находился одинъ христіанинъ, который и сказалъ князю:

— «Если велишь, господинъ, я призову одного человѣка, который безъ всякаго труда исцѣлитъ твоего раба».

Когда князь согласился на это предложеніе, слуга тотъ отправился къ святому епископу Поликарпу и пригласилъ его въ домъ князя. Когда еще блаженный не вошелъ въ домъ князя, бѣсъ началъ вопить:

— «Горе мнѣ, сюда идетъ Поликарпъ, я противъ своей воли буду принужденъ бѣжать отсюда».

Лишь только святый вошелъ, бѣсъ тотчасъ съ трепетомъ вышелъ и бѣжалъ изъ раба княжескаго; князь же, видѣвъ это, сильно изумлялся. Послѣ того чуда ночью въ Смирнѣ вспыхнулъ пожаръ; такъ какъ всѣ спали, то огонь сильно распространился, и охватилъ большую часть города пламенемъ; при этомъ, какъ всегда бываетъ, поднялся сильный шумъ, крикъ и вопль, всѣхъ охватилъ ужасъ; весь народъ принялся за тушеніе пожара, но ничего не могли сдѣлать: огонь усиливался все болѣе и болѣе; собрались и іудеи, заговаривавшіе огонь, но всѣ ихъ попытки оказались тщетными. Тогда князь вспомнилъ о святомъ Поликарпѣ и сказалъ своимъ начальникамъ и совѣтникамъ:

— «Никто не можетъ прекратить пожара, кромѣ учителя христіанъ, Поликарпа, который недавно изгналъ изъ раба моего бѣса».

Пославъ за нимъ, они пригласили его къ себѣ и просили помочь городу, который постигло такое несчастіе. Воздѣвъ свои честныя руки святый тутъ же предъ ними сталъ молиться, и огонь, словно залитый сильной водой, погасъ и пожаръ прекратился. Видя такое чудо, люди стали думать, что святый — одинъ изъ боговъ; но Поликарпъ предъ всѣми сталъ проповѣдывать единаго истиннаго, сущаго на небесахъ Бога, Котораго только рабомъ онъ самъ является, такъ что многіе увѣровали и присоединились къ святой Церкви Христовой. Въ другой разъ случилось бездождіе, продолжавшееся долгое время, настала засуха, а за нею и голодъ; тогда всѣ люди съ княземъ и его совѣтниками стали молить святаго, чтобы онъ сжалился надъ ними и испросилъ бы дождя на землю у Бога своего. Когда святый помолился, тотчасъ прошелъ сильный проливной дождь, такъ что земля наполнилась влагой, и въ тотъ годъ урожай былъ гораздо лучше, чѣмъ прежде. Черезъ такія и многія другія чудеса святаго, равно какъ и чрезъ исцѣленіе разныхъ больныхъ отъ недуговъ посредствомъ возложенія рукъ его, — многіе обращались къ Господу Іисусу Христу; день ото дня увеличивалась Христова Церковь, а идольская вѣра уменьшалась въ Смирнѣ, гдѣ святый Поликарпъ принялъ на себя служеніе слову по апостольскому повелѣнію, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ святый Ириней [4], что Поликарпъ не только былъ апостольскимъ ученикомъ и другомъ и собесѣдникомъ многимъ видѣвшимъ Христа очами, но и былъ посланъ апостолами въ Азію, чтобы тамъ въ Смирнѣ занять (послѣ святаго Вукола) епископскій престолъ; его (добавляетъ святый Ириней) и мы видѣли во время нашей молодости, когда онъ былъ уже весьма преклоннымъ старцемъ, и чему онъ самъ научился у апостоловъ, тому и другихъ поучалъ и передалъ Церкви лишь только то, что истинно и неложно; о святомъ Поликарпѣ свидѣтельствуютъ также и всѣ бывшіе послѣ него епископы въ Асійской церкви, что онъ, дѣйствительно, былъ постоянный и вѣрный поборникъ правды, не такой, какъ Валентинъ и Маркіонъ и всѣ ересеначальники, внесшіе въ Церковь Христову столь вредныя заблужденія. Сей блаженный Поликарпъ, придя въ Римъ, когда тамъ папой былъ Аникита, многихъ отвратилъ отъ ереси Маркіонитовъ и привелъ ихъ къ истинной Церкви и вѣрѣ, явно проповѣдуя истину, которую онъ принялъ отъ апостоловъ [5]. Между прочимъ онъ разсказывалъ и слѣдующее: ученикъ Господа Іоаннъ въ бытность свою въ Ефесѣ пришелъ однажды въ баню; здѣсь онъ увидалъ моющагося еретика Херинта; апостолъ тотчасъ вышелъ изъ бани и другихъ бывшихъ съ нимъ уговаривалъ послѣдовать за нимъ, чтобы, добавилъ онъ, баня, гдѣ моется Херинтъ — врагъ правды Божіей, какъ бы не обрушилась вдругъ. Однажды тотъ же самый Поликарпъ встрѣтился съ еретикомъ Маркіономъ; послѣдній съ дерзостію сказалъ ему:

— «Узнай насъ».

На это Поликарпъ отвѣчалъ:

— «Я знаю, что ты первородный сынъ діавола; отъ еретиковъ и сами апостолы и ихъ ученики такъ тщательно сохраняли себя, что даже и бесѣдовать съ тѣми не хотѣли, которые своимъ хитрымъ суесловіемъ пытались затмить истину, и святый Павелъ повелѣваетъ: еретика человѣка по первомъ и второмъ наказаніи отрицайся, вѣдый, яко развратися таковый и согрѣшаетъ и есть самоосужденъ (Тит. 3, 10-11). Сохранилось и посланіе Поликарпа къ Филиппійцамъ [6], написанное чрезвычайно глубокомысленно, что не могутъ не замѣтить люди пекущіеся о своемъ спасеніи и одобряющіе его вѣру и проповѣдь.»

Таковъ отзывъ святаго Иринея о Поликарпѣ. Послѣ двадцати двухъ лѣтняго царствованія Антонина на престолъ вступилъ сынъ его Маркъ Аврелій [7], дѣлившій власть свою вмѣстѣ съ братомъ своимъ Луціемъ. Въ сіе время было воздвигнуто въ Асіи сильное гоненіе на христіанъ, тогда и святый Поликарпъ запечатлѣлъ своею кровью свое исповѣданіе. О страданіи и кончинѣ сего праведнаго мужа находятся извѣстія въ посланіи Смирнской Церкви [8], гдѣ святый Поликарпъ занималъ епископскій престолъ; содержаніе же сего посланія таково.

«Церковь Смирнская церкви въ Филомеліи и всѣмъ другимъ святымъ каѳолическимъ церквамъ, находящимся у разныхъ народовъ: — милосердіе, миръ и любовь Бога Отца и Господа нашего Іисуса Христа да будетъ съ вами. Мы писали вамъ, братія, о святомъ Поликарпѣ; который огонь гоненія угасилъ пролитіемъ своей крови, и о другихъ мученикахъ. Многіе святые мученики показали тогда непобѣдимое мужество; иные были биты въ продолженіе такого долгаго времени, что всѣ суставы и жилы ихъ были раздроблены и виднѣлись внутренности; другіе были влачимы по камнямъ и острымъ черепицамъ, и они всѣ лютѣйшія муки, какія только могли изобрѣсть мучители, претерпѣвали съ удивительнымъ спокойствіемъ, третьи были отдаваемы на съѣденіе звѣрямъ. И глубоко изумлялись и сильно удивлялись нечестивые, видя предъ собою такое мужественное страданіе святыхъ. Между прочихъ страстотерпцевъ, при Божіей помощи, показалъ выдающееся мужество одинъ юноша, по имени Германикъ: съ безбоязненнымъ сердцемъ, не колеблясь умомъ, онъ мужественно вышелъ на смерть, по природѣ столь страшную для всѣхъ. Долго увѣщавалъ Германика судія, чтобы онъ пощадилъ свою юность и не губилъ столь горькою смертью эту сладостную жизнь, но онъ, лишь только увидѣлъ выпущенныхъ на него звѣрей, самъ бросился на нихъ, дразня ихъ, чтобы они растерзали его. Одинъ человѣкъ изъ Фригіи по имени Квинтъ, увидѣвъ звѣрей и страшное мученіе, тотчасъ убоялся и отпалъ отъ спасенія своего, откуда стало ясно, что онъ безразсудно и ни отъ чистаго сердца, но по легкомыслію, словно гонимый внезапнымъ порывомъ вѣтра, пришелъ на судище нечестивыхъ и осмѣлился предать себя мученію. Онъ послужилъ для всѣхъ примѣромъ, что на столь великое дѣло, какъ предать себя на муки, не слѣдуетъ идти безъ осмотрительности. Поликарпъ, услышавъ о сихъ мученіяхъ, узналъ, что невѣрующій во Христа народъ еллинскій, взирая на мучшія и другихъ страстотерпцевъ, явно кричалъ судьѣ:

— «Ищи Поликарпа, истребляй сихъ безбожниковъ».

Слыша это Поликарпъ, хотя и желалъ остаться въ городѣ, пока его не схватятъ, но, уступая просьбамъ христіанъ, онъ вышелъ изъ города и скрылся въ одномъ селеніи, гдѣ всѣ дни и ночи, по своему обычаю, молился о мирѣ церковномъ. За три дня до своего взятія нечестивыми, онъ увидѣлъ во снѣ, будто возглавіе его вспыхнуло отъ внезапнаго огня и сгорѣло. Воставъ отъ сна, святый сказалъ бывшимъ съ нимъ:

— «Меня сожгутъ въ огнѣ за Господа Іисуса Христа».

Спустя три дня послѣ сего, пришли въ то селеніе посланные игемономъ, отыскивать Поликарпа. Они, схвативъ двухъ отроковъ, стали бить ихъ лозой, чтобы тѣ сказали, гдѣ находится Поликарпъ, и они указали его въ одной комнатѣ наверху; онъ хотя и могъ бѣжать оттуда, однако не пожелалъ, говоря:

— «Буди воля Господа Бога моего».

Услышавъ слугъ, идущихъ за нимъ, онъ самъ вышелъ по лѣстницѣ навстрѣчу и съ радостнымъ лицемъ дружелюбно привѣтствовалъ ихъ. Не видавшіе его ранѣе, слуги взирая на его сѣдины и престарѣлость, на кротость и спокойную радость его благообразнаго лица, удивлялись и говорили: «Нужно ли было такъ много трудиться и стараться, чтобы отыскать этого старца?»

Тотчасъ же Поликарпъ приказалъ приготовить для нихъ трапезу и просилъ ихъ ѣсть и пить, а ему — дать одинъ часъ на молитву. И горячо молился Богу, возсылая благодареніе за все, бывшее о немъ попеченіе Божіе, — за малое и великое, со дней юности его и вручая Богу церковь святую, разсѣянную по всему міру. Послѣ долгой его молитвы посланные взяли старца, посадили на осла и повели въ городъ Смирну — это былъ день великой субботы. На пути встрѣтили его два честныхъ сенатора Иродъ и Никита и, посадивъ къ себѣ въ колесницу, совѣтовали ему, чтобы онъ на судѣ только словомъ отказался отъ своей вѣры:

— «Развѣ такъ трудно сказать: владыко кесарь, я принесу жертву? вѣдь такимъ образомъ ты избавишься отъ смерти?»

Поликарпъ молчалъ на ихъ слова; когда же они настаивали, отвѣчалъ:

— «Никогда я не сдѣлаю того, что вы мнѣ совѣтуете».

Они разсердились и стали укорять его и сбросили съ колесницы; при паденіи старецъ повредилъ себѣ голень, но не заботился объ этомъ. Когда же его привели на судъ, то нечестивый народъ закричалъ, радуясь, что Поликарпъ взятъ; онъ же услышалъ голосъ Господа нашего съ небесъ, говорящій ему:

— «Мужайся, Поликарпъ, и подвизайся великодушно!»

Этотъ голосъ слышали и другіе изъ нашихъ (говоритъ посланіе смирнское). Судья спросилъ его:

— «Ты ли Поликарпъ?»

— «Это я», — отвѣчалъ онъ.

— «Пощади свою старость, — говорилъ судья, — отрекись отъ Христа, поклянись царской фортуной».

Судья, говоря это и тому подобное, сказалъ:

— «Приди въ чувство, Поликарпъ, и скажи: погуби безбожныхъ».

Тогда Поликарпъ, возведя очи свои къ небу и протянувъ руки свои на нечестивый народъ, сказалъ къ Богу:

— «Погуби безбожныхъ!»

Судья сказалъ:

— «Отрекись отъ Христа, поругай Его, и отпущу тебя свободнымъ».

— «Восемьдесятъ шесть лѣтъ, — отвѣчалъ Поликарпъ, — служу я Христу, и не сдѣлалъ Онъ мнѣ никакого зла; какъ же Царя моего, Который и до нынѣ меня сохраняетъ, стану поносить безчестными словами».

Судья сказалъ:

— «Я выпущу на тебя лютыхъ звѣрей».

— «Выпускай, — отвѣчалъ Поликарпъ, — но свое лучшее я не измѣню на худшее».

— «Я отдамъ тебя на сожженіе», — сказалъ судья.

Онъ отвѣчалъ:

— «Ты грозишь мнѣ огнемъ угасающимъ, но ничего не знаешь о неугасимомъ огнѣ, гдѣ во вѣки будутъ палимы безбожные и невѣрные. Не медли болѣе, но дѣлай скорѣе, что задумалъ со мной сдѣлать».

Тогда судья приказалъ глашатаю объявить народу, что Поликарпъ исповѣдуетъ себя христіаниномъ. Услышавъ это, еллины и іудеи громогласно возопили:

— «Онъ совратитель всей Азіи, онъ — отецъ христіанъ, онъ уничтожаетъ боговъ нашихъ, живымъ сожги его».

И настоялъ народъ съ іудеями на томъ, чтобы Поликарпа сожгли. Когда приготовили множество дровъ и хвороста, Поликарпъ снялъ свой поясъ, и сталъ снимать съ себя одежды, скинулъ также и сапоги съ ногъ, а мучители приготовляли желѣзныя орудія и гвозди, намѣреваясь ими пригвоздить Поликарпа, чтобы онъ никакъ не могъ избѣжать огня. Святый же сказалъ имъ:

— «Не подобаетъ меня пригвождать, ибо Кто подастъ мнѣ терпѣніе въ огненномъ пламени, Тотъ подастъ мнѣ и мужество, чтобы я не подвинулся съ мѣста или обратился на какую-либо сторону».

Тогда мучители не пригвоздили его, но только связали, и возложили на огонь сего убѣленнаго сѣдинами старца, словно овна лучшаго изъ стада, связаннаго въ жертву, въ воню благоуханія Богу. Святый же Поликарпъ молился, говоря:

— «Благодарю Тебя, Господи Боже, что Ты благоизволилъ вчинить меня съ твоими мучениками и исповѣдниками; и пью чашу страданій Христа Твоего и есть участникъ Его страсти, чтобы въ воскресеніе живота вѣчнаго мнѣ быть съ Нимъ. Прими же меня какъ жертву тучную и благоугодную очамъ Твоимъ, которую Ты самъ предопредѣлилъ и предуставилъ, и се нынѣ совершилъ ее истинный Богъ, Котораго я славлю и хвалю, Тебя и Сына Твоего, вѣчнаго Архіерея Іисуса Христа; съ Нимъ и со святымъ Духомъ подобаетъ Тебѣ всякая честь и слава и поклоненіе нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь».

И когда произнесъ «аминь», слуги тотчасъ подложили огонь; когда дрова загорѣлись кругомъ и пламя высоко поднялось, произошло чудо, поразившее всѣхъ: пламя, окружающее святаго и возвышающееся надъ его головой, не прикасалось и не приближалось къ святому, но подобно надутымъ вѣтромъ корабельнымъ парусамъ расходилось отъ него, соединяясь надъ нимъ въ вышинѣ. Святый же Поликарпъ стоялъ среди огня, словно золото очищенное въ горнилѣ, и огонь тѣла его не опалялъ; мы обоняли, — говорятъ въ посланіи смирняне, — такое облагоуханіе, исходящее изъ огня, которое безъ сравненія превосходило всѣ ароматы. Нечестивые же, видѣвши то, стали кричать спекулятору, чтобы онъ, подойдя, оружіемъ бы досталъ черезъ огонь до святаго и убилъ бы его. Подойдя, спекуляторъ пронзилъ святаго длиннымъ оружіемъ, и изъ раны вытекло необычайное множество крови: словно потокъ, выходящій изъ источника, она угасила совершенно огонь; все множество народа удивлялось тому, убѣждаясь, какъ велико различіе между вѣрующими и невѣрующими. Былъ Поликарпъ выдающимся мужемъ нашего времени, епископъ Смирнской каѳолической церкви, учитель, идущій отъ апостоловъ, и святый пророкъ: все, что онъ ни говорилъ, сбывалось.

Тогда іудеи стали просить, судью, чтобы онъ не отдавалъ христіанамъ тѣла Поликарпова.

— «Будутъ они, — говорили іудеи, — считать его своимъ богомъ, какъ и Распятаго».

Не знали нечестивые, что не могло быть, чтобы христіане отступились отъ Христа Господа, умершаго на крестѣ за спасеніе всего міра, и кого-либо другаго считали богомъ: Ему, какъ истинному Сыну Божію, мы воздаемъ божественную честь, а мучениковъ достойно почитаемъ какъ учениковъ и подражателей Христовыхъ, которые пострадали за Него по любви къ Нему; мы съ любовью объемлемъ ихъ и хотимъ подражать имъ въ благочестіи, а въ вѣчной славѣ желаемъ быть ихъ сопричастниками. Сотникъ же, по приказанію судьи, котораго упросили іудеи, предалъ пламени, по обычаю еллинскому, тѣло Поликарпа; при жизни сего подвижника его тѣло не пострадало отъ огня, а по его смерти поддалось огненной силѣ. Мы же (говорятъ смирняне) собрали изъ пепла кости его, чистѣйшія золота и гораздо болѣе дорогія, чѣмъ камни многоцѣнныя, и сохранили ихъ въ подобающемъ мѣстѣ, гдѣ и будемъ съ веселіемъ праздновать день страданія его, какъ въ воспоминаніе такимъ подвигомъ за Христа пострадавшаго, такъ и на утвержденіе имѣющихъ такой же смертью исповѣдать и прославить Христа, истиннаго Бога нашего. Сіе послали мы вамъ чрезъ брата Марка, и когда прочтете, то пошлите сіе посланіе и прочимъ разсѣяннымъ братіямъ, чтобы и они прославили Господа, показавшаго намъ столь великаго избранника между своими рабами, могущаго и насъ всѣхъ исполнить Своей благодати и ввести въ вѣчное Свое царство чрезъ единороднаго Сына Своего Іисуса Христа, Ему слава, честь и поклоненіе во вѣки аминь. Цѣлуйте всѣхъ святыхъ, а васъ цѣлуютъ находящіеся съ нами, и Еварестъ, написавшій сіе посланіе, привѣтствуетъ васъ вмѣстѣ со всѣмъ домомъ своимъ. Страданіе свое Поликарпъ окончилъ въ седьмой день майскихъ календъ, то есть 25 апрѣля мѣсяца въ великую субботу, въ восьмой часъ дня при великомъ архіереѣ Филиппѣ, во время игемонства Тралліана, въ вѣчное царство Іисуса Христа. Желаемъ добраго здравія братіямъ, ходящимъ во благовѣстіи слова Іисуса Христа, съ Которымъ слава Богу за спасеніе избранныхъ святыхъ, — какъ совершилъ страданіе святый Поликарпъ; да будемъ и мы наслѣдники его въ царствіи Христовомъ. Посланіе же сіе переписалъ Гай изъ учениковъ святаго Иринея, ученика блаженнаго Поликарпа, съ сего же переписалъ Сократъ Коринѳскій, а я, пресвитеръ Піоній, опять принялъ все сіе, отъ вышеуказанныхъ лицъ, и свѣрилъ съ откровеніемъ, бывшимъ мнѣ отъ святаго Поликарпа, явившагося мнѣ въ видѣніи. И написалъ, обновивъ все заглажденное давностью времени, чтобы и меня вмѣстѣ съ избранными своими воспринялъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ Свое небесное царство; Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Святый Вуколъ былъ ученикъ святаго Іоанна Богослова и первый епископъ Смирнской церкви; онъ обратилъ ко Христу множество язычниковъ. Память его 6-го февраля.
[2] Порфира — пурпуровая дорогая одежда, въ видѣ длинной мантіи, которую носятъ государи въ торжественныхъ случаяхъ.
[3] Игнатій Богоносецъ — второй епископъ Антіохійскій, ученикъ апостоловъ, скончавшійся мученически въ гоненіе Траяна въ 107 г. Его посланія, писанныя противъ іудействующихъ и докетовъ, — послѣдніе признавали плотъ Христову призрачною, кажущеюся, — имѣютъ важное значеніе для исторіи христіанскихъ догматовъ и для борьбы православія противъ протестантства по вопросу о епископствѣ.
[4] Святый Ириней, по собственнымъ словамъ, въ юности слушалъ въ Малой Азіи святаго Поликарпа епископа Смирнскаго и другихъ учениковъ апостольскихъ. Съ востока онъ былъ посланъ святымъ Поликарпомъ въ Галлію для вспомоществованія святому Поѳину, епискапу Ліонскому, въ проповѣданіи вѣры. Поставленный св. Поѳиномъ въ пресвитера, св. Ириней во время гоненія на христіанъ Галліи въ 177 г. показалъ ревность свою къ завѣту Христову; въ слѣдующемъ 178 г. онъ былъ избранъ преемникомъ мученически скончавшагося св. Поѳина. Въ санѣ епископа онъ своею проповѣдью весь городъ обратилъ въ христіанство. Когда послѣдователи гностика Валентина стали распространять ересь своего учителя въ Галліи, св. Ириней боролся съ ними и устно и письменно. Къ этому времени должно отнести появленіе знаменитыхъ книгъ его въ «обличеніе лжеименному разуму». Около 196 г. епископъ Римскій Викторъ произнесъ отлученіе на восточныя церкви за то, что послѣднія не согласились съ нимъ о времени празднованія Пасхи. Св. Ириней кроткими, но твердыми обличеніями довелъ Виктора до примиренія съ востокомъ. Въ 202 г. въ гоненіе Септимія Севера св. Ириней съ тысячами изъ своей паствы отошелъ ко Господу. Изъ многочтоленныхъ сочиненій св. Иринея одни извѣстны только по названіямъ, отъ другихъ же уцѣлѣли незначительныя отрывки. Въ полномъ видѣ дошло до насъ обширное и очень важное сочиненіе: «Обличеніе и опроверженіе лжеименнаго знанія», болѣе извѣстное подъ именемъ: «Пять книгъ противъ ересей». Память святаго Иринея 23-го августа.
[5] Въ заботливости о благѣ церкви св. Поликарпъ во времена папы Аникиты (157-168) предпринялъ путешествіе въ Римъ для борьбы съ лжеученіями гностиковъ Валентина и Маркіона. По поводу различія между малоазійскими и западными церквами въ пониманіи и празднованіи Пасхи епископы смирнскій и римскій не согласились отступить каждый отъ своего мѣстнаго обычая, т. е. св. Поликарпъ признавалъ правильнымъ празднованіе восточными христіанами Пасхи въ 14-й день еврейскаго мѣсяца Нисана и посвященіе ее воспоминанію послѣдней вечери Господа съ учениками и установленнаго на ней таинства Евхаристіи, а Аникита признавалъ, наоборотъ, правильнымъ утвердившееся на западѣ пониманіе Пасхи, какъ годового праздника Воскресенія Христова и празднованіе ея въ первый воскресный день послѣ весенняго полнолунія. Но это разномысліе не нарушило мира между епископами, въ знакъ чего Аникита предоставилъ святому Поликарпу совершить Евхаристію въ римской церкви.
[6] Изъ многихъ посланій св. Поликарпа, писанныхъ, по словамъ св. Иринея, къ церквамъ или отдѣльнымъ лицамъ, до насъ дошло одно только это. О посланіи святаго Поликарпа къ филиппійцамъ св. Ириней говоритъ, «что изъ него желающіе и пекущіеся о своемъ спасеніи могутъ узнать характеръ вѣры (Поликарпа) и его проповѣдь истины». Отецъ церковной исторіи — Евсевій (263-340 гг.) приводитъ нѣсколько мѣстъ изъ посланія, замѣчая, что оно еще обращается между христіанами. Блаженный Іеронимъ (учитель западной церкви, 330-419 г.) сообщаетъ, что въ его время посланіе св. Поликарпа къ филиппійцамъ читалось въ малоазійскихъ церквахъ при богослуженіи. Посланіе написано вскорѣ послѣ смерти Игнатія Богоносца († 107 г.) и было вызвано просьбою христіанъ города Филиппъ о доставленіи имъ посланій Игнатія къ Поликарпу и другимъ христіанамъ, какія у него были. Исполняя ихъ просьбу, св. Поликарпъ въ особомъ посланіи преподаетъ филиппійцамъ рядъ христіанскихъ наставленій, — предостерегаетъ отъ еретиковъ, указываетъ обязанности пресвитеровъ и діаконовъ, юношей и дѣвъ, супруговъ и вдовицъ, убѣждаетъ избѣгать любостяжанія, упражняться въ молитвѣ и постѣ, внушая терпѣніе и любовь ко врагамъ. Въ переводѣ это посланіе можно читать въ книгѣ протоіерея Преображенскаго «Писанія мужей апостольскихъ». СПБ. 1895 г.
[7] Съ 161 г. по 180 годъ.
[8] Окружное посланіе о мученичествѣ св. Поликарпа отъ той церкви, которой онъ былъ предстоятелемъ и среди которой пострадалъ, есть одинъ изъ древнѣйшихъ памятниковъ христіанской древности. Евсевій почти все это посланіе внесъ въ свою исторію (кн. IV, гл. 14). Переводъ въ нашихъ Четіихъ Минеяхъ святаго Димитрія Ростовскаго буквальный.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 406-419.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0