Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Февраль.
День восемнадцатый.

Житіе преподобнаго Космы Яхромскаго [1].

По неисповѣдимому Промыслу Божію ни исторія, ни преданіе не сохранили намъ мірскаго имени Космы, до постриженія его въ монашество; не знаемъ мы также и имени его родителей. Извѣстно только, что преподобный происходилъ отъ богобоязненныхъ и благочестивыхъ родителей — бояръ, жившихъ въ предѣлахъ нынѣшней Владимірской губерніи, между городами — Владиміромъ и Юрьевомъ. Заронивъ въ юное сердце отрока искру благочестія христіанскаго, родители преподобнаго не могли довершить сами его воспитанія и образованія по недостатку матеріальныхъ средствъ своихъ. Юный отрокъ долженъ былъ оставить родную семью и перейти въ услуженіе къ одному сосѣду — помѣщику [2]. Господинъ его оказался человѣкомъ богобоязненнымъ, такъ какъ проводилъ жизнь строго-благочестивую. Онъ полюбилъ отрока и началъ съ усердіемъ учить его грамотѣ, и всей тогдашней премудрости; и Косма преуспѣвалъ въ ученьи столько же, сколько и въ благочестіи христіанскомъ.

Случилось господину Космы впасть въ тяжелый недугъ: онъ тяжко занемогъ желудкомъ, страдая какъ-бы отъ какой отравы. Всецѣло уповая на помощь Божію и заступленіе Его Пречистой Матери, больной однако же не пренебрегалъ и помощію человѣческою; въ поискахъ этой помощи господинъ Космы и предпринялъ вмѣстѣ съ блаженнымъ отрокомъ путешествіе по разнымъ городамъ и весямъ земли Русской.

Однажды путники остановились при источникѣ Яхромѣ или Яхрѣни; здѣсь больной, утомленный долгою дорогою, заснулъ. Въ это время праведный отрокъ внезапно увидѣлъ свѣтъ, осіявшій и все то мѣсто, и услышалъ таинственный голосъ:

— «Внимай, Косма, и разумѣй глаголы жизни, яви житіе богоугодное, возжелай радости праведныхъ, да получишь вѣчная блага!»

Внимательно осмотрѣвшись, Косма замѣтилъ, что лучи блеснувшаго ему свѣта исходили отъ иконы Успенія Божіей Матери. Икона эта явилась ему на древѣ. Отрокъ дерзнулъ приблизиться и взять святую икону; затѣмъ онъ приложилъ ее къ больному мѣсту своего страждущаго господина, и тотчасъ послѣдній пробудился отъ сна совершенно здоровымъ, какъ бы никогда не страдавшимъ своимъ тяжелымъ недугомъ.

Когда исполнилось время служенія блаженнаго отрока своему господину, тотъ же самый таинственный голосъ воззвалъ его оставить міръ, чтобы жить и работать для Господа. Внявъ небесному внушенію и взявъ съ собою святую икону Богоматери, преподобный оставилъ домъ господина своего, намѣреваясь посвятить всѣ свои силы на служеніе Господу въ какой-либо обители иноческой. Руководимый и охраняемый Промысломъ Божіимъ, преподобный Косма вскорѣ пришелъ въ знаменитую Кіево-Печерскую обитель, гдѣ находился подлинникъ явленной ему иконы. Отдавъ святую икону въ лавру преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія [3], блаженный отрокъ просилъ настоятеля облечь его въ иноческій санъ. Колебался нѣсколько игуменъ, видя его юный возрастъ и не думая, чтобы въ такихъ Косма отрокъ былъ бы способенъ переносить всѣ трудности и тягости житія подвижническаго; однако по причинѣ настойчиваго желанія отрока, игуменъ исполнилъ его просьбу.

Въ Печерскомъ монастырѣ отрокъ изумилъ всѣхъ братій подвигами равноангельской жизни своей; даже старцы обители, наиболѣе опытные въ трудахъ иноческаго житія, дивились подвигамъ юнаго инока: непрестанна была молитва его къ Богу, какъ непрестанны были и постническіе труды его.

Послѣ многихъ лѣтъ дивнаго подвижничества, когда преподобный уже отчасти достигъ въ соединеніе вѣры и познанія Сына Божія, въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 13), благоволилъ Господь избрать праведнаго Своего на особое служеніе Своей Пречистой Матери. Въ новомъ чудномъ видѣніи явился преподобному Космѣ свѣтоносный юноша и отъ имени Божія повелѣлъ ему идти въ предѣлы владимірскіе, на рѣку Яхрому, гдѣ нѣкогда явилась ему святая икона, для того, чтобы построить тамъ церковь въ честь Успенія Матери Божіей. Внимая высшему призванію, преподобный оставилъ обитель Кіево-Печерскую и отправился къ тому мѣсту, гдѣ было чудесное явленіе ему святой иконы.

Здѣсь благоугодно было Господу вторично показать вѣрному рабу Своему знаменіе Своей милости и благоволенія къ нему. Едва только преподобный пришелъ къ мѣсту обрѣтенія честной иконы, какъ ему вторично явился неземной лучъ, осіявшій все то мѣсто. Преподобный рѣшилъ непремѣнно запечатлѣть въ памяти грядущихъ родовъ то мѣсто, гдѣ произошло обрѣтеніе честной иконы Богоматери. Съ этою цѣлью онъ построилъ на мѣстѣ небольшую деревянную церковь во имя честнаго и славнаго Успенія Божіей Матери и началъ усердно подвизаться при этой церкви. Произошло это въ 1482 или въ 1483 году.

Между тѣмъ, слухъ о подвигахъ преподобнаго Космы мало-по-малу собиралъ къ нему благочестивыхъ людей, желавшихъ подвизаться въ постническихъ и молитвенныхъ трудахъ подъ его непосредственнымъ руководствомъ. Такъ образовалась среди дебрей лѣсныхъ обитель Космина, ввѣренная молитвенному предстательству и заступленію Пресвятой Богородицы. Блаженный, воздѣвая свои руки къ Богу, молитвенно бодрствовалъ, охраняя обитель свою отъ козней демоновъ, невидимыхъ враговъ нашего спасенія, учениковъ же своихъ нелѣностно наставлялъ и укрѣплялъ своимъ вдохновеннымъ словомъ, показывая имъ въ то же время въ своемъ лицѣ достойнѣйшій образецъ для подражанія. Никогда не оставляя молитвеннаго правила своего, подвижникъ съ мольбою и радостію принималъ въ обитель свою странныхъ и пришельцевъ, помня, что принимая сихъ братій Христовыхъ меньшихъ, онъ принималъ Самого Христа (ср. Матѳ. 25, 40). Усердно посѣщалъ также преподобный болящихъ и страждущихъ разными недугами, врачуя немощи ихъ своими теплыми молитвами ко Господу и Его Пречистой Матери. Не оставлялъ безъ вниманія преподобный Косма и душъ грѣшниковъ, исцѣляя ихъ любвеобильною, кроткою и сладостною бесѣдою, располагавшею даже самыхъ закоренѣлыхъ грѣшниковъ къ покаянію, такъ какъ и самъ угодникъ Божій былъ надѣленъ отъ Бога особымъ даромъ покаянныхъ слезъ.

Наконецъ, настало время окончанія земныхъ подвиговъ преподобнаго Космы. Уже въ глубокой старости, послѣ многолѣтнихъ подвижническихъ трудовъ, преподобный началъ изнемогать тѣлесно, но до самой кончины своей пребылъ крѣпкимъ духомъ. Въ смертный часъ свой пріобщился онъ Божественныхъ Таинъ Христовыхъ и, призвавъ на помощь Пресвятую Владычицу Богородицу, съ миромъ отошелъ ко Господу. Кончина преподобнаго Космы послѣдовала 18 февраля 1492 года. Честныя мощи его были положены въ основанной имъ обители [4].

Многія исцѣленія, совершившіяся отъ нихъ, знаменовали святость угодника Божія. Но записаны только два изъ нихъ.

Одинъ изъ жителей деревни Зернево [5] сильно страдалъ помраченіемъ ума; иногда онъ доходилъ до такого изступленія, что не могъ узнать своихъ близкихъ родныхъ. Болѣзнь его развивалась все болѣе и болѣе; ему начали даже являться нечистые духи въ разныхъ страшныхъ видахъ. Въ такомъ тяжкомъ положеніи несчастный находился довольно долгое время и уже былъ близокъ къ смерти. Тогда родные его рѣшили обратиться за помощью къ преподобному Космѣ и съ этою цѣлію привели его къ мощамъ угодника Божія. Четыре дня они возсылали горячія молитвы къ нему объ исцѣленіи несчастнаго страдальца. Усердная молитва ихъ была услышана. На пятый день пребыванія при гробницѣ преподобнаго, больной совершенно исцѣлился отъ болѣзни и возвратился въ домъ свой совершенно здоровымъ.

Въ другой разъ случилось, что отрокъ Стефанъ, сынъ работника, жившаго при монастырѣ, впалъ въ разслабленіе и такъ долго лежалъ на одрѣ безъ движенія, что приготовился уже къ смерти. Родители больного, твердо вѣруя въ силу молитвеннаго заступленія преподобнаго Космы, принесли сына своего къ его мощамъ. Послѣ усердной молитвы здѣсь, отрокъ получилъ совершенное исцѣленіе отъ своего недуга.

Примѣчанія:
[1] Древнее житіе преп. Космы написано инокомъ Суздальскаго Евѳиміева монастыря Григоріемъ перв. полов. XVI в.
[2] По преданію, этотъ помѣщикъ происходилъ изъ рода Секериныхъ и жилъ близъ деревни Зернево на разстояніи отъ г. Владиміра въ 40 в., а отъ монастыря Космина въ 7 в.
[3] Преподобные Антоній и Ѳеодосій — знаненитѣйшіе подвижники въ Русской Церкви, — основатели русскаго монашества; подвизались въ ХІ-мъ вѣкѣ. Память преп. Антонія празднуется 10-го іюля, а преп. Ѳеодосія — 3 мая.
[4] Онѣ хранятся подъ спудомъ въ монастырскомъ Успенскомъ храмѣ.
[5] Деревня эта находилась въ 7 верстахъ отъ монастыря.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительна, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 334-337.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0