Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Февраль.
День семнадцатый.

О чудѣ святаго великомученика Ѳеодора Тирона.

Послѣ сына Константина Великаго Констанція [1] на царскій престолъ вступилъ Юліанъ Отступникъ [2]. Онъ отрекся отъ Христа, сталъ покланяться идоламъ и воздвигъ на христіанъ великое гоненіе. Юліанъ преслѣдовалъ христіанъ не столько открыто, сколько тайно; ибо онъ не рѣшался явно подвергать жестокимъ и безчеловѣчнымъ мученіямъ всѣхъ христіанъ, такъ какъ боялся, чтобы многіе изъ язычниковъ, видя мужественное терпѣніе мучимыхъ христіанъ, не обратились бы сами ко Христу. Посему сей нечестивый царь замыслилъ тайно осквернить христіанъ. Онъ зналъ, что въ первую седмицу великаго поста христіане соблюдаютъ особенную чистоту и каются въ своихъ согрѣшеніяхъ. И вотъ онъ призвалъ къ себѣ константинопольскаго градоначальника и повелѣлъ ему — ежедневно въ продолженіе первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищахъ, кровію идольскихъ жертвъ, отъ которыхъ христіане всегда обязаны воздерживаться (см. Дѣян. 25, 29). Приказаніе царя было исполнено, и на всѣхъ торжищахъ были положены яства, оскверненныя невѣрующими. Но Всевѣдующій Господь, посрамляя язычниковъ и заботясь объ истинныхъ рабахъ Своихъ, разорилъ сіе тайное коварство. Онъ послалъ къ константинопольскому архіепископу Евдоксію [3], святаго страстотерпца Своего Ѳеодора, за много лѣтъ предъ тѣмъ пострадавшаго за Христа и пребывавшаго во славѣ въ небесномъ царствіи. Святый Ѳеодоръ явился Евдоксію не во снѣ, но на яву и сказалъ ему:

— «Собери немедленно Христово стадо и прикажи всѣмъ православнымъ, чтобы никто изъ нихъ не покупалъ на торжищахъ яствъ, ибо они, по приказанію нечестиваго царя, осквернены идоложертвенной кровью».

Архіерей въ недоумѣніи сталъ спрашивать, чѣмъ же замѣнить покупаемыя на торжищахъ яства людямъ бѣднымъ, имѣющимъ недостатокъ въ домашнихъ запасахъ:

Святый отвѣчалъ:

— «Давъ имъ коливо, ты избавишь ихъ отъ затрудненій!»

Но епископъ продолжалъ выказывать недоумѣніе, такъ какъ, не зналъ, чтó такое коливо. Тогда святый Ѳеодоръ сказалъ:

— «Коливо — это вареная съ медомъ пшеница [4]. Такъ называется это кушаніе въ Евхаитахъ».

Тогда епископъ спросилъ святаго:

— «Кто ты и почему такъ заботишься о православныхъ христіанахъ?»

На сіе святый отвѣчалъ:

— «Я — мученикъ Христовъ Ѳеодоръ; я, по Божію повелѣнію, посланъ вамъ на помощь».

Сказавъ это, святый сталъ невидимъ. Епископъ тотчасъ же собралъ всѣхъ христіанъ и разсказалъ имъ, чтó видѣлъ и слышалъ. Приготовивъ коливо, онъ сохранилъ свое стадо отъ вражескаго коварства. Нечестивый царь, видя, что козни его разрушены, весьма устыдился и приказалъ доставлять на торжища неоскверненныя яства. А христіане, благодаря Господа за его неизреченное милосердіе и восхваляя Христова великомученика святаго Ѳеодора, въ субботу первой седмицы великаго поста совершили празднованіе святому великомученику, благословивъ въ честь и память его коливо въ пищу для употребленія вѣрнымъ. И съ того времени даже до нынѣ Церковь творитъ въ первую субботу великаго поста освященіе колива въ память бывшаго при архіепископѣ Евдоксіи чуда и прославляетъ страстотерпца Христова Ѳеодора, чтобы дать вѣрующимъ постоянное напоминаніе о милостивомъ Промыслѣ Божіемъ о рабахъ Своихъ — и о помощи святаго великомученика Ѳеодора христіанамъ [5].

Примѣчанія:
[1] Императоръ Константинъ Великій царствовалъ съ 306-337, сынъ его Констанцій — съ 337 по 361 годъ.
[2] Юліанъ вступилъ на царство въ 361 году и царствовалъ до 363 года. Воспитанный въ христіанской вѣрѣ, онъ, какъ только сдѣлался императоромъ, отрекся отъ христіанства и перешелъ на сторону язычества. За это онъ и называется «Отступникомъ».
[3] Святитель Евдоксій занималъ константинопольскую каѳедру съ 340-341 годъ.
[4] Коливо, иначе кутія, или сочиво — скудное кушанье. Оно состоитъ изъ сухихъ зеренъ пшеницы, чечевицы и ячменя, — что размочивъ водою ѣдятъ съ медомъ.
[5] Празднованіе въ память чудеснаго явленія архіепископу Евдоксію великомученика Ѳеодора начинается въ навечеріе субботы — въ пятницу на литургіи по заамвонной молитвѣ. Въ это время и совершается благословеніе колива вмѣстѣ съ пѣніемъ молебнаго канона великомученику, составленнаго святымъ Іоанномъ Дамаскинымъ. Въ субботу Церковь постановила читать похвальное слово святому Ѳеодору и пѣть канонъ Іоанна, митрополита Евхаитскаго.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 313-315.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0