Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Февраль.
День семнадцатый.

Страданіе святаго великомученика Ѳеодора Тирона.

Нечестивые цари Максиміанъ и Максиминъ [1] разослали по всему царству своему повелѣніе, чтобы всѣ, принявшіе законъ Христовъ, были освобождены отъ казни, если только они вкусятъ отъ идольскихъ жертвъ, тѣхъ же изъ нихъ, кто откажется отъ сего, предать суду. Въ то время святый Ѳеодоръ Тиронъ [2], незадолго передъ тѣмъ избранный въ воины, былъ назначенъ въ мармаритскій полкъ, бывшій подъ начальствомъ препозита [3] по имени Вринка; сей полкъ стоялъ тогда въ Амасіи, городѣ Понтійскомъ [4]. Когда святый Ѳеодоръ былъ приведенъ въ тотъ полкъ, то невѣрующіе стали принуждать его, чтобы онъ принесъ жертву идоламъ; истинный же воинъ Христовъ Ѳеодоръ, вѣрный Богу, исполнившись Духа Святаго, сказалъ во всеуслышаніе:

— «Я — христіанинъ, и мнѣ велѣно не приносить жертвы мерзкимъ языческимъ богамъ, ибо я покланяюсь Іисусу Христу, Истинному Богу и небесному Царю».

Тогда препозитъ Вринка сталъ убѣждать святаго:

— «Послушай меня, Ѳеодоръ, возьми съ собой все свое оружіе и, какъ воинъ, приди и принеси жертву богамъ».

Святый Ѳеодоръ отвѣчалъ ему:

— «Я воинъ моего Царя Христа, и не могу быть воиномъ какого-либо другаго царя».

На сіе препозитъ Вринка сказалъ:

— «Вотъ эти всѣ воины — христіане, и однако же они — воины римскаго царя».

— «Каждый знаетъ, кому онъ служитъ, — отвѣтствовалъ святый Ѳеодоръ, — я же служу моему Небесному Царю и Владыкѣ — Богу и Единородному Сыну Его — Іисусу Христу».

Тогда сотникъ Посидоній, стоявшій тутъ, спросилъ: — «Развѣ твой Богъ, Ѳеодоръ, имѣетъ и Сына?» Святый Ѳеодоръ отвѣчалъ:

— «Онъ воистинну имѣетъ Сына, Слово Истины [5], чрезъ Которое Онъ сотворилъ все».

Препозитъ спросилъ его:

— «Можемъ ли мы познать Его?» На сіе святый отвѣтствовалъ:

— «Я желалъ бы, чтобы Богъ далъ и вамъ такое разумѣніе, дабы вы познали Его».

Тогда Посидоній спросилъ его:

— «Если мы познаемъ Его, то можемъ ли мы оставить царей нашихъ и приступить къ Нему?»

— «Ничто не препятствуетъ вамъ, — отвѣчалъ святый Ѳеодоръ, — оставивъ тьму и временныхъ земныхъ царей, приступить къ живому Богу, Царю и Владыкѣ вѣчному и быть воинами Его, подобно мнѣ».

Тогда препозитъ Вринка сказалъ сотнику:

— «Оставимъ его (Ѳеодора) на нѣсколько дней, пусть онъ поразмыслитъ и самъ рѣшитъ, что ему дѣлать».

Во все то время, которое дано было Ѳеодору для размышленія, онъ молился непрестанно и славословилъ Господа; а нечестивые, дыша яростью на нѣкоторыхъ другихъ гражданъ, вѣровавшихъ во Христа, взяли ихъ и отвели въ темницу; когда ихъ вели, святый Ѳеодоръ, идя въ слѣдъ за ними, поучалъ ихъ вѣрѣ и терпѣнію, и убѣждалъ, чтобы они не отвергались своего Небеснаго Царя — Христа. Когда они были заключены въ темницѣ, святый Ѳеодоръ, выбравъ удобное время, зажегъ ночью капище матери боговъ [6]. Нѣкоторые граждане видѣли, какъ святый поджигалъ храмъ, и донесли на него властямъ. Тогда градоначальникъ Кронидъ, боясь, какъ бы ему не пришлось отвѣчать за Ѳеодора, взялъ его, привелъ къ игемону Публію и сказалъ:

— «Господинъ мой, сей мужъ, избранный недавно въ воины, человѣкъ вредный; съ злымъ умысломъ онъ пришелъ въ нашъ городъ, сжегъ храмъ матери боговъ нашихъ и обезчестилъ боговъ; взявъ его, я привелъ къ твоему величеству, чтобы онъ по божественному повелѣнію владыкъ вселенной — по приказанію царей, воспринялъ вполнѣ достойную казнь за свою дерзость».

Игемонъ, призвавъ препозита Вринку, спросилъ его:

— «Ты ли позволилъ воину Ѳеодору сжечь храмъ матери боговъ нашихъ?»

Тотъ отвѣчалъ:

— «Часто я увѣщавалъ его, и наконецъ назначилъ ему срокъ, чтобы онъ, поразмысливъ, принесъ жертву богамъ. И если онъ поступилъ такимъ образомъ, то, значитъ, онъ совершенно отвратился отъ боговъ нашихъ и презрѣлъ царское повелѣніе; посему ты, какъ судія, исполни то, что приказали цари».

Тогда игемонъ, возсѣвъ на судилище, призвалъ къ себѣ блаженнаго Ѳеодора и спросилъ его:

— «Почему, когда нужно было принести богинѣ жертву и кадило, ты принесъ ей огонь?»

Святый Ѳеодоръ отвѣтствовалъ:

— «Не стану скрывать, зачѣмъ я сдѣлалъ это. Я зажегъ дрова, чтобы огонь опалилъ камень. Неужели такъ безсильна ваша богиня, что огонь можетъ касаться ея и опалять ее?»

Разгнѣванный этими словами, игемонъ велѣлъ бить его, сказавъ:

— «Моя кротость дѣлаетъ тебя дерзкимъ. Но совѣтую тебѣ не многословить. Ибо если ты не исполнишь царское повелѣніе добровольно, то мы принудимъ тебя исполнить его жестокими муками».

На сіе святый отвѣчалъ:

— «Я не боюсь ни тебя, ни твоихъ мукъ, какъ бы люты онѣ ни были. Дѣлай, что хочешь; я надѣюсь на Господа моего, уповаю получить отъ Него награду себѣ на небесахъ и готовъ пострадать за Него».

— «Принеси жертвы богамъ, Ѳеодоръ, — сказалъ судія, — и ты будешь свободенъ отъ предстоящихъ тебѣ мукъ, иначе тебя ждетъ ужасная смерть».

Но святый Ѳеодоръ мужественно возразилъ ему:

— «Твои муки мнѣ не страшны. Ибо предо мною — Господь и Царь мой Іисусъ Христосъ. Онъ избавитъ меня отъ твоихъ мукъ. Но ты не можешь Его видѣть, такъ какъ ты не можешь смотрѣть духовными очами».

Судья, исполнившись, подобно дикому звѣрю, ярости, приказалъ ввергнуть святаго въ темницу и, запечатавъ двери, оставить его тамъ на голодную смерть. Но Святый Духъ подкрѣплялъ блаженнаго Своею благодатію. Сверхъ того, однажды ночью ему явился Господь Іисусъ Христосъ и сказалъ:

— «Дерзай, Ѳеодоръ, Я съ тобою; не принимай пищи или питія земнаго, ибо для тебя уготована жизнь вѣчная со Мной на небесахъ».

Послѣ сего Господь сокрылся изъ глазъ святаго. Утѣшенный видѣніемъ, блаженный Ѳеодоръ началъ воспѣвать псалмы и возвеселился душею. Великое множество святыхъ ангеловъ внимало ему. Темничные стражи, услыхавъ сіе сладкопѣніе, подошли къ дверямъ темницы. Увидѣвъ, что двери заперты и печать цѣла, они посмотрѣли черезъ окно и увидѣли множество мужей въ бѣлыхъ ризахъ, воспѣвающихъ вмѣстѣ со святымъ Ѳеодоромъ. Въ страхѣ они возвѣстили о семъ игемону Публію. Онъ тотчасъ же отправился поспѣшно къ темницѣ и, придя на мѣсто, увидѣлъ, что двери на запорѣ и замокъ съ печатью цѣлы. А такъ какъ игемонъ слышалъ голоса поющихъ внутри вмѣстѣ со святымъ Ѳеодоромъ, то онъ приказалъ вооруженнымъ воинамъ со всѣхъ сторонъ обступить темницу. Онъ думалъ, что вмѣстѣ съ Ѳеодоромъ находятся въ темницѣ нѣкоторые изъ христіанъ. Но войдя въ темницу, онъ никого не нашелъ тамъ, кромѣ вѣрнаго раба Божія святаго Ѳеодора, который былъ связанъ. Страхъ и трепетъ напали на игемона и на всѣхъ бывшихъ съ нимъ. Выйдя изъ темницы, они снова затворили двери и ушли. Судья приказалъ давать каждый день святому небольшую часть хлѣба и немного воды. Но въ подтвержденіе словъ священнаго Писанія: праведный отъ вѣры живъ будетъ (Авв. 2, 4; Рим. 1, 17), — святый Ѳеодоръ не восхотѣлъ принимать хлѣба и воды, сказавъ:

— «Господь и Царь мой — Іисусъ Христосъ питаетъ меня». Утромъ судья приказалъ привести святаго на судилище и сказалъ ему:

— «Послушайся моего совѣта и не заставляй меня приказывать, чтобы тебя пытали и мучили: принеси жертву великимъ богамъ. Я тогда напишу о тебѣ нашимъ царямъ — властителямъ вселенной, и они сдѣлаютъ тебя главнымъ жрецомъ боговъ, такъ что ты получишь тогда почести равныя со мной».

Воззрѣвъ на небо и осѣнивъ себя знаменіемъ креста, святый Ѳеодоръ отвѣчалъ своему мучителю:

— «Жги мое тѣло огнемъ, предавай меня разнымъ мукамъ, сѣки меня мечами, отдай меня на съѣденіе звѣрямъ, но я не отвергнусь Христа моего, до конца моей жизни».

Посовѣтовавшись съ препозитомъ, мучитель повелѣлъ повѣсить святаго на деревѣ и строгать тѣло его желѣзными зубцами. Святаго мучили такъ до тѣхъ поръ, пока не стали видны кости. Блаженный при семъ ничего не говорилъ своему мучителю, но только воспѣвалъ:

— «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устѣхъ моихъ» (Псал. 33, 1).

Мучитель, удивляясь такому мужеству и терпѣнію святаго Ѳеодора, сказалъ ему:

— «Неужели ты, сквернѣйшій изъ всѣхъ людей, не стыдишься уповать на Человѣка, названнаго Христомъ, Который самъ былъ казненъ безчестною смертію? Неужели ты ради Сего Человѣка такъ безразсудно подвергаешь себя мукамъ?»

Христовъ мученикъ отвѣчалъ на это:

— «Пусть выпадетъ на мою долю и на долю всѣхъ призывающихъ имя Господа Іисуса Христа такое же безчестіе!»

Тогда народъ сталъ кричать и требовать, чтобы скорѣе была совершена казнь надъ святымъ Ѳеодоромъ. Слыша вопль народный, судья черезъ глашатаго спросилъ Ѳеодора:

— «Хочешь ли ты принести жертву богамъ или же намѣренъ претерпѣвать еще бóльшія мученія?»

Смѣло отвѣчалъ на сіе Христовъ мученикъ:

— «Нечестивый, всякія скверны и лести исполненный, слуга діавола, развѣ ты не боишься Бога, давшаго тебѣ такую власть и силу: ибо — Тѣмъ царіе царствуютъ и властители держатъ землю (Прит. 9, 15-16). Какъ ты можешь принуждать меня оставить живаго Бога и поклониться бездушному камню?»

Подумавъ, судья сказалъ Ѳеодору:

— «Чего хочешь ты: быть ли съ нами или съ твоимъ Христомъ?»

Съ великой радостью святый отвѣтствовалъ:

— «Со Христомъ моимъ я былъ, есмь и буду; ты же дѣлай, что хочешь».

Судья, видя, что ничто не можетъ одолѣть твердости Ѳеодора, произнесъ смертный приговоръ.

— «Ѳеодора, — сказалъ онъ, — который не повинуется власти вашкихъ царей, не признаетъ великихъ боговъ и вѣруетъ въ Іисуса Христа, распятаго, какъ говорятъ іудеи, при Понтійскомъ Пилатѣ, я повелѣваю предать огню».

Сіе приказаніе мучителя было быстро исполнено: слуги его собрали изъ ближайшихъ домовъ и бань много дровъ, сложили огромный костеръ и привели къ костру святаго Ѳеодора. Подожженный со всѣхъ сторонъ костеръ разгорѣлся яркимъ пламенемъ. Войдя на костеръ, святый Ѳеодоръ перекрестился, и вотъ внезапно сошелъ Духъ Святый и посреди пламени далъ прохладу святому страстотерпцу. Святый же, воспѣвая и славословя Бога, въ мирѣ предалъ Ему духъ свой.

— «И мы видѣли, — пишетъ одинъ очевидецъ блаженной кончины великомученика, — его честную и святую душу, вознесшуюся какъ молнія на небеса».

Одна благочестивая и добродѣтельная женщина, по имени Евсевія, просила тѣло святаго славнаго великомученика Ѳеодора. Когда ей отдали честныя мощи святаго, она помазала ихъ благовоннымъ мѵромъ и, обвивъ чистой плащаницей, погребла въ своемъ домѣ въ городѣ Евхаитахъ [7], въ митрополіи Амасійской, и ежегодно совершала святую память мученика. Скончался святый великомученикъ Христовъ Ѳеодоръ 17 февраля около 306 года, въ Царствованіе императора Максиміана.

Примѣчанія:
[1] Подъ Максиміаномъ здѣсь разумѣется Максиміанъ Галерій, зять императора Діоклитіана (284-305), соправитель его на Востокѣ, и послѣ — его преемникъ (305-311). Максиминъ Дака былъ соправителемъ Максиміана Галерія, которому онъ доводился пленянникомъ. Отъ своего дяди онъ получилъ во владѣніе Сирію и Египетъ съ титуломъ цезаря. Царствовалъ почти одновременно съ Галеріемъ (305-313).
[2] Тиронъ — слово римское, значитъ: новобранецъ, воинъ новый.
[3] Препозитъ — слово латинское, значитъ начальникъ.
[4] Амасія — сильно укрѣпленный городъ въ Понтѣ, по обоимъ берегамъ Ириса, бывшая столица понтійскихъ царей. Понтъ — сѣверо-восточная область Малой Азіи, тянувшаяся по берегу Чернаго моря или Понта Эвксинскаго, какъ это море называлось въ древности. Такимъ образомъ, Понтійская область отъ моря получила свое названіе (понтъ — значитъ море).
[5] Наименованіе Втораго Лица Святой Троицы Словомъ заимствовано у Евангелиста Іоанна Богослова. Свое Евангеліе евангелистъ Іоаннъ начинаетъ вдохновенными строками о Богѣ-Словѣ, прежде вѣкъ бывшемъ съ Богомъ Отцомъ, — Словѣ, Которымъ вся быша, и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть (Іоан. 1, 1-8).
[6] Здѣсь разумѣется языческая богиня Цибела, дочь неба (Урана) и земли (Геи); она почиталась какъ великая матерь боговъ, такъ какъ греческая миѳологія считала ее матерью олимпійскихъ боговъ съ Зевсомъ во главѣ.
[7] Евхаиты — незначительный городъ, находившійся въ Понтійской области, близъ Амасіи.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 307-313.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0