Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Февраль.
День шестнадцатый.

Страданіе святыхъ двѣнадцати мучениковъ: Памфила пресвитера и прочихъ съ нимъ.

Сіи двѣнадцать святыхъ мучениковъ, удостоенные дара пророческаго и апостольскаго, и равные по числу своему 12 апостоламъ, пострадали за Христа въ Кесаріи Палестинской [1], въ царствованіе Діоклитіана. Изъ нихъ старшимъ по своему сану и первымъ по времени страданій былъ святый Памфилъ, пресвитеръ Кесаріи. Онъ былъ родомъ изъ Берита [2], и съ юности еще былъ наученъ языческому любомудрію; при этомъ Памфилъ былъ преисполненъ и духовной премудрости [3] и сіялъ своимъ добродѣтельнымъ житіемъ. Послѣ онъ сталъ славенъ и мужественнымъ исповѣданіемъ имени Христова. Вторымъ изъ мучениковъ былъ Валентъ, діаконъ Елійской церкви — мужъ уже преклоннаго возраста. Онъ былъ также человѣкомъ свѣдущимъ и особенно отличался прекраснымъ знаніемъ Священнаго Писанія. Третій — Павелъ, — объятый вѣрою во Христа, горѣлъ своею ревностію по благочестію. Онъ происходилъ изъ города Іамніи [4] и еще раньше претерпѣлъ за Христа огненное жженіе. Сіи три страстотерпца послѣ различныхъ мукъ за имя Христово, которымъ ихъ подвергъ префектъ Урбанъ, были ввержены въ темницу. Здѣсь они томились цѣлыхъ 2 года, когда послѣ Урбана префектомъ сталъ Фирмиліанъ. Въ правленіе этого игемона въ Египтѣ было осуждено на изгнаніе 130 исповѣдниковъ Христовыхъ: они были отлравлены въ Киликію [5] для копанія золотой руды. Въ это время нѣкоторые юноши, братья не только по плоти, но и по духу, проводивъ тѣхъ мучениковъ отъ Египта до Киликіи, снова возвращались оттуда въ отечество свое Египетъ и подходили уже къ Кесаріи, такъ какъ мимо него пролегалъ ихъ путь; числомъ ихъ было пять. Когда они входили въ городскія ворота, стражи спросили ихъ, кто они и откуда? Мученики, не скрывая истины, отвѣчали, что они христіане и называли своимъ отечествомъ горній Іерусалимъ. Тогда они были схвачены, какъ злодѣи и брошены въ темницу. На слѣдующій день — именно 16-го февраля — эти юноши выведены были изъ темницы вмѣстѣ съ вышеназванными Христовыми исповѣдниками, Памфиломъ, Валентомъ и Павломъ и вмѣстѣ съ ними предстали предъ судилищемъ нечестиваго мучителя игемона Фирмиліана. Игемонъ сначала старался совратить юношей египетскихъ, устрашая ихъ различными муками. Одного изъ нихъ — старшаго по возрасту, онъ, поставивъ посреди, спросилъ, кто онъ? Святый мученикъ безбоязненно отвѣчалъ, что онъ и его спутники — христіане. Когда игемонъ спросилъ, какъ ихъ зовутъ, сей юноша себя назвалъ Иліей, другого — Іереміемъ, третьяго — Исаіемъ, четвертаго — Самуиломъ, пятаго — Даніиломъ. Ибо сіи святые юноши, отрекшись отъ своихъ языческихъ именъ, данныхъ имъ невѣрующими во Христа родителями, вмѣсто нихъ называли себя именами пророковъ. Этимъ они хотѣли явно показать, что они — рабы Бога Израилева, не только по своимъ дѣламъ, но и по своимъ именамъ. Не зная такихъ именъ, игемонъ Фирмиліанъ сталъ спрашивать ихъ объ отечествѣ.

Тогда Илія, памятуя слова Апостола Павла къ Галатамъ: вышній Іерусалимъ, свободь есть, иже есть мати всѣмъ намъ (Гал. 4, 26), и другія его слова изъ посланія къ Евреямъ: приступисте къ Сіонстѣй горѣ, и ко граду Бога Живаго, Іерусалиму небесному (Евр. 12, 22), — назвалъ себя гражданиномъ Іерусалима Небеснаго, разумѣя подъ симъ городомъ свое отечество духовное, а не земное. Игемонъ же Фирмиліанъ не зналъ, чтó это за городъ Іерусалимъ и гдѣ онъ находится. Ибо въ то время святый градъ не назывался Іерусалимомъ, а Еліей. Это наименованіе далъ ему нечестивый царь римскій Адріанъ. Онъ на мѣстѣ прежняго Іерусалила, разрушеннаго Титомъ, построилъ новый городъ и далъ ему свое имя, ибо онъ назывался Елій Адріанъ. При этомъ, назвавъ Іерусалимъ Еліей, Адріанъ осквернилъ въ немъ всѣ святыя мѣста, засыпалъ пескомъ и камнями гробъ Господень и повсюду поставилъ скверныхъ идоловъ. Послѣ этого онъ приказалъ, чтобы всѣ называли сей городъ не иначе, какъ Елія. Все это онъ сдѣлалъ потому, что хотѣлъ уничтожить на землѣ даже самое воспоминаніе о имени Іисуса Христа. Послѣ того въ теченіе двухсотъ лѣтъ нечестивые идолопоклонники не называли сей городъ Іерусалимомъ и пренебрегали имъ. Такъ продолжалось до времени благочестиваго царя Константина и матери его Елены. Посему-то и игемонъ Фирмиліанъ, жившій въ Палестинѣ въ царствованіе Діоклитіана, не зналъ, гдѣ находится городъ, называемый Іерусалимомъ, о которомъ говорилъ ему святой юноша. Онъ приказалъ тому блаженному юношѣ, который назвалъ себя Иліей, связать сзади руки, повѣсить его нагимъ на мучилищномъ мѣстѣ и жестоко бить, чтобы онъ сказалъ, что это за городъ Іерусалимъ и въ какой странѣ онъ находится. Благочестивый юноша отвѣчалъ, что Іерусалимъ есть отечество однихъ только христіанъ и никто изъ язычниковъ не можетъ войти въ него, и что градъ сей основанъ на востокѣ, гдѣ солнце начинаетъ проливать на землю свои первые лучи. Такъ святый говорилъ игемону о вышнемъ, духовномъ Іерусалимѣ, не обращая вниманія на мученія, словно онъ былъ безтѣлеснымъ. Игемонъ же, не разумѣя, что святый говоритъ ему о духовномъ Іерусалимѣ, подумалъ, что христіане гдѣ-нибудь построили себѣ городъ и хотятъ сопротивляться Римлянамъ. Посему онъ велѣлъ еще бóльшимъ мученіямъ подвергнуть святаго юношу, чтобы онъ подробнѣе разсказалъ все о семъ христіанскомъ городѣ и указалъ бы, гдѣ онъ находится. Но когда игемонъ не могъ ничего болѣе услышать отъ него кромѣ исповѣданія имени Христова, онъ приказалъ усѣкнуть мечемъ главу святому юношѣ. Потомъ онъ подвергъ мученіямъ и прочихъ юношей: Іеремію, Исаію, Самуила и Даніила. Но услышавъ отъ нихъ то же самое, что и отъ перваго, онъ приказалъ и ихъ усѣчь мечемъ. Узнавъ также, по изслѣдованіи, что святый пресвитеръ Памфилъ, діаконъ Валентъ и Павелъ, уже за два года до него содержались долго въ темницѣ его предмѣстникомъ игемономъ Урбаномъ, Фирмиліанъ не захотѣлъ ихъ болѣе мучить. Онъ приказалъ ихъ только спросить, послушаются ли они царскаго велѣнія; и когда узналъ, что они остаются непреклонными, онъ и ихъ осудилъ на смерть.

Одинъ изъ слугъ Памфила, по имени Порфирій, юноша лѣтъ восемнадцати, очень любимый своимъ господиномъ, святымъ пресвитеромъ Памфиломъ за свое цѣломудріе и благоразуміе, услышавъ смертный приговоръ на святыхъ мучениковъ, громко воскликнулъ изъ народа:

— «Прошу, дайте мнѣ тѣлеса святыхъ, чтобы можно было ихъ предать погребенію!»

Съ этими словами онъ вышелъ изъ народа и сталъ предъ игемономъ. Узнавъ, что и Порфирій христіанинъ, игемонъ приказалъ его повѣсить нагимъ на томъ же мѣстѣ, на которомъ мучилъ и пять святыхъ юношей, и велѣлъ жестоко его бить. Нечестивые мучители били его до тѣхъ поръ, пока все тѣло его не было покрыто ранами и уже кусками отпадало на землю, такъ что можно было видѣть даже его кости и внутренности. Но святый Порфирій терпѣливо переносилъ эти мученія; казалось, онъ ничего не чувствовалъ: онъ даже не стоналъ и не кричалъ, но молчалъ, словно мучители наносили раны не ему, а какому либо столпу или стѣнѣ. Все это еще болѣе усилило ярость игемона: Фирмиліанъ приказалъ терзать его раны колючей и жесткой власяницей, а послѣ этого осудилъ его на сожженіе. Мучители поставили столпъ, привязали къ нему святаго мученика, обложили вокругь дровами и зажгли. Когда огонь уже объялъ его со всѣхъ сторонъ, мученикъ громко сталъ взывать, призывая на помощь Іисуса Христа, Сына Божія; потомъ онъ умолкъ и предалъ Господу свою святую и чистую душу. Итакъ онъ пострадалъ за Господа своего уже послѣ своего господина, но прежде него удостоился получить мученическій вѣнецъ, ибо въ то время, когда святый Порфирій, предавъ на кострѣ свою душу, отошелъ ко Господу, святый Памфилъ вмѣстѣ съ другими мучениками еще не былъ усѣченъ мечемъ.

Въ то время, когда святаго Порфирія сожигали на кострѣ, среди народа находился одинъ благочестивый мужъ, по имени Селевкій, бывшій прежде воиномъ. Когда Порфирій уже предалъ Господу свою душу, онъ отправился вслѣдъ за святыми мучениками, коихъ повели на мѣсто страданій. Онъ нашелъ ихъ еще живыми, такъ какъ святые упросили своихъ мучителей дать имъ немного времени для молитвы. Селевкій, подойдя къ святому Памфилу, разсказалъ ему все о мученіи святаго Порфирія, и возрадовался Памфилъ и сталъ возсылать благодареніе Богу. Здѣсь Селевкій въ послѣдній разъ далъ цѣлованіе мученикамъ, уже готовымъ преклонить свои головы подъ мечное усѣченіе. Бывшіе тутъ воины, увидѣвъ это и узнавъ, что Селевкій — христіанинъ, схватили его и привели къ игемону. Фирмиліанъ приказалъ немедленно и Селевкія казнить мечемъ. Сей святый происходилъ изъ Каппадокіи, и былъ храбрымъ и славнымъ воиномъ въ римскихъ войскахъ; въ началѣ гоненія на христіанъ, за исповѣданіе Христа его сильно били, лишили воинскаго званія и чести, и изгнали изъ полка. Но онъ ухаживалъ за больными, лежащими на городскихъ улицахъ, заботился о нищихъ и сиротахъ, а потомъ, пріобщившись къ святымъ мученикамъ и исповѣдникамъ, радуясь, отошелъ ко Владыкѣ своему Христу Господу.

Въ то же время послѣ святаго Селевкія къ лику мучениковъ пріобщился еще святый Ѳеодулъ. Онъ былъ однимъ изъ слугъ игемона Фирмиліана; этого мужа всѣ уважали за его преклонную старость: у него были уже правнуки. Будучи тайнымъ христіаниномъ, онъ, приступивъ къ одному изъ святыхъ мучениковъ, веденныхъ на страданія, поцѣловалъ его и просилъ, чтобы святый Христовъ мученикъ вмѣстѣ съ нимъ помолился о немъ Господу Богу. Нѣкоторые изъ слугъ игемона, видя это, донесли своему господину о Ѳеодулѣ и сказали, что и онъ христіанинъ. Когда Фирмиліанъ сталъ разспрашивать святаго Ѳеодула, и узналъ, что этотъ мужъ дѣйствительно христіанинъ, онъ сильно разгнѣвался на него и приказалъ распять святаго Ѳеодула на крестѣ.

Заключая двѣнадцатичисленный ликъ апостоловъ, послѣ всѣхъ къ числу мучениковъ присоединился и святый Юліанъ. Онъ также происходилъ изъ Каппадокіи, и былъ мужемъ честнымъ и добродѣтельнымъ. Ему было необходимо по своимъ дѣламъ съѣздить въ Кесарію Палестинскую. Приближаясь къ городу, Юліанъ замѣтилъ, что около города брошены на съѣденіе псамъ и птицамъ тѣлеса святыхъ мучениковъ. Онъ возрадовался духомъ и, припавъ къ нимъ, цѣловалъ тѣлеса Христовыхъ страдальцевъ и восхвалялъ ихъ мученическую кончину, послѣ которой они сподобились нескончаемой жизни со Христомъ. Но вдали были поставлены воины, которые должны были смотрѣть, чтобы кто-либо изъ тайныхъ христіанъ не похитилъ ихъ тѣла. Увидѣвъ, что какой-то человѣкъ, припадаетъ къ тѣламъ святыхъ и цѣлуетъ ихъ, они поняли, что онъ тоже христіанинъ; тогда воины схватили его и отвели къ игемону. Допросивъ его, Фирмиліанъ осудилъ святаго мужа на сожженіе; и такъ святый Юліанъ пострадалъ за Христа такимъ же точно образомъ, какъ и святый Порфирій.

Такъ сіи двѣнадцать мучениковъ, равные по своему числу апостоламъ, вмѣстѣ съ ними удостоились стать и предъ престоломъ Божіимъ въ небесномъ царствѣ, украсившись побѣдными вѣнцами [6]. Ихъ святыя тѣла лежали брошенными во прахѣ за городомъ четыре дня. Нечестивцы, увидѣвъ, что къ нимъ не касаются ни псы, ни звѣри, ни птицы, объявили, что, кто хочеть, можетъ взять ихъ и предать погребенію; тогда христіане, взявъ сіи святыя тѣла, благоговѣйно погребли ихъ, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго въ Троицѣ Бога. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Кесарія — большой городъ въ Палестинѣ, при Средиземномъ морѣ.
[2] Беритъ (нынѣшній Бейруть) — столица государства Ливанъ.
[3] Однимъ изъ главныхъ занятій святаго Памфила было сличеніе и исправленіе рукописей Священнаго Писанія, текстъ котораго былъ въ то время значительно поврежденъ переписчиками. Его заботами и трудами была собрана въ Кесаріи обширная библіотека. Блаженный Іеронимъ очень уважалъ мученика Памфила и, нашедши нѣкоторыя рукописи его, считалъ себя богаче Креза.
[4] Греческое названіе филистимскаго города Іавнеи, между Экрономъ и моремъ.
[5] Киликія — юго-восточная береговая страна Малой Азіи.
[6] Это было въ 309 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 299-305.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0