Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Февраль.
День пятнадцатый.

Житіе и страданіе святаго апостола Онисима, одного изъ лика семидесяти.

— «Я, во имя Божіе, принялъ многочисленное общество ваше въ (лицѣ) Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти епископа. Любите его, умоляю васъ Іисусомъ Христомъ, и всѣ будьте подобны ему; ибо благословенъ Тотъ, Который даровалъ вамъ быть достойными имѣть такого епископа».

Въ своемъ же посланіи къ антіохійцамъ онъ снова пишетъ:

— «Васъ цѣлуетъ Онисимъ, пастырь Ефесскій».

Отсюда становится извѣстнымъ, что святый Онисимъ, обошедши много странъ и городовъ, прибылъ въ Ефесъ, будучи уже старцемъ; тамъ пасъ онъ нѣкоторое время Церковь Божію, потомъ былъ схваченъ невѣрующими и приведенъ изъ того города въ Римъ, что происходило въ царствованіе Траяна [7]; въ Римѣ же онъ былъ отданъ на пытку епарху Тертиллу. Епархъ спросилъ святаго:

— «Кто ты?»

Онисимъ отвѣчалъ:

— «Я христіанинъ».

Тогда епархъ опять спросилъ:

— «Къ какому сословію принадлежишь ты?»

На это святый сказалъ:

— «Нѣкогда я былъ рабомъ одного мужа, а нынѣ я вѣрный рабъ благаго Владыки Господа и Спаса нашего Іисуса Христа».

Епархъ продолжалъ допрашивать Онисима:

— «Почему же ты перешелъ къ другому господину?»

Онисимъ отвѣчалъ:

— «Потому что я позналъ истину и возненавидѣлъ идолопоклонство».

Тогда епархъ спросилъ:

— «Какой цѣной ты былъ проданъ новому господину?»

Онисимъ отвѣчалъ:

— «Божій Сынъ Іисусъ Христосъ искупилъ меня отъ погибели честною Своею кровію, переселилъ въ нетлѣніе, какъ писано о томъ въ нашихъ писаніяхъ: не истлѣннымъ сребромъ или златомъ избавистеся отъ суетнаго вашего житія отцы преданнаго, но честною кровію яко Агнца непорочна и пречиста Христа» (1 Петр. 1, 18-19).

Епархъ спросилъ:

— «Скажи намъ, какую жизнь называютъ ваши писанія суетной?»

— «Суетная жизнь есть беззаконное прелюбодѣяніе, которое за малую сладость плотскую готовитъ вѣчный огонь страстнымъ грѣхолюбцамъ; она же заключается и въ сребролюбіи, ради котораго обижаютъ ближняго, въ чародѣяніи, когда жительствуютъ съ бѣсами, — послѣднее зло есть корень всякаго навѣта и ловительства; она есть гордость, когда своимъ высокоуміемъ возносятся надъ другими, — зависть, научившая братоубійству Каина и многихъ другихъ, — злословіе и необузданный языкъ, который распространяетъ на всѣхъ издѣвательство, словно облако; она есть лицемѣріе и ложь, противница истины, пособница діавола, чрезъ которую и Еву прельстилъ всезлобный врагъ; она есть гнѣвъ, побуждающій на проклятія и возбуждающій брани и убійства отцовъ, — пьянство, которое сопровождается невоздержаніемъ и порождаетъ сладострастіе, побуждая на сквернословіе; нѣтъ въ ней добраго помысла, одно — безобразіе. Всѣ эти пороки и есть жизнь суетная. Источникомъ такого житія и матерью всего является служеніе идоламъ, которое вы совершаете; оно есть основаніе блудодѣянія, учитель невѣдѣнія Бога, ослѣпленіе ума, возбудитель сладострастныхъ страстей; въ немъ нѣтъ чести, оно воюетъ противъ Господа всяческихъ, старается разорить истинное Богопочитаніе; сіе служеніе — вождь смерти, служитель змѣя, пища злыхъ, противникъ добродѣтели, оно бѣгаетъ нетлѣнія; оно является проповѣдникомъ пагубнаго вашего закона, горячимъ сторонникомъ тьмы и мрака, другомъ кровопролитія, княземъ ненависти; оно улавливаетъ простыхъ невѣдающихъ Бога, чуждо свѣтлой благодати, связываетъ своихъ служителей узами безчестныхъ дѣлъ, научаетъ тщеславію; оно исполняетъ безчестіемъ сѣдыхъ старцевъ, внушая имъ плясать подъ звукъ жреческой трубы; оно погубляетъ дѣвическое цѣломудріе; оно растворяетъ свои праздники мечемъ и желѣзомъ, пролитіемъ крови животныхъ и ихъ сквернами; оно указываетъ на скверны своего безстыдства; оно заставляетъ мужей обнажать свои тѣла среди города и нагими показываетъ ихъ женамъ; оно сопровождаетъ таинства свои убійствами и прелюбодѣяніями; оно обуреваетъ различными образами идолобѣсія умы человѣческіе, словно ладьи: то повелѣваетъ жрецамъ своимъ вкушать отъ ядовитыхъ зміевъ, то, увѣщевая ихъ съѣдать чужихъ боговъ, внушаетъ имъ то закалывать вола, то приносить жертву волу, приносить въ жертву овцѣ овцу, одно и то же почитать за бога и скота [8], то человѣка убиваетъ въ жертву человѣку, сдѣланному изъ камня и дерева, такъ что вмѣсто благодѣянія оно творитъ убійство, принося въ жертву бездушнымъ одушевленныхъ. Но къ чему мнѣ много говорить? ваше зловѣріе даже чесноку воздаетъ божественную честь, чтобы въ великомъ ослѣпленіи и невѣдѣніи низвести людей въ адъ. Разсмотрѣвъ такое суетное, нечестивое и скверное житіе, котораго вы придерживаетесь въ своемъ идолопоклонническомъ служеніи, — житіе изобличенное священнымъ писаніемъ, я бѣжалъ отъ него, какъ отъ волнующагося моря, и прибылъ въ доброе пристанище — въ праведное и преподобное житіе, заключающееся въ святой вѣрѣ въ Бога единаго и истиннаго, въ вѣрѣ и любви къ ближнему. И тебя я увѣщаваю, Тертиллъ, исполни законъ любви, повелѣвающій любить ближняго какъ самого себя; тогда и ты, познавши, какъ и я, истину, оставишь суету временную и все, что въ мірѣ семъ проходитъ словно какъ сонъ или тѣнь; тогда ты приступишь къ Создателю всѣхъ Богу и спасешься, придя въ истинный разумъ; не радуется Богъ смерти прогнѣвающихъ его, но веселится о ихъ обращеніи и покаяніи и прощаетъ ихъ прежніе грѣхи».

Тогда Тертиллъ епархъ отвѣчалъ:

— «Такъ ты не только самъ не хочешь поклониться богамъ, но убоявшись мукъ, даже и насъ хочешь привести въ свое заблужденіе».

— «Твои муки не могутъ устрашить меня, — отвѣчалъ святый Онисимъ, — какъ бы сильны онѣ ни были, ибо я, утѣшаемый ожиданіемъ будущихъ благъ и укрѣпляемый силою Христа моего, съ легкостью перенесу страданія, коимъ ты подвергнешь меня».

Тогда епархъ повелѣлъ заключить Онисима въ темницу; святый пробылъ здѣсь 18 дней, причемъ темница для него была не страшнымъ мѣстомъ заключенія, а свѣтлымъ, полнымъ духовной радости, раемъ, гдѣ онъ находился веселясь о Господѣ своемъ. Вѣрные приходили къ нему, прославляли страданія святаго и своими словами укрѣпляли его на подвигъ. Святый проповѣдывалъ Слово Божіе невѣрнымъ, приходившимъ сюда вмѣстѣ съ христіанами, и обращалъ ихъ къ истинной вѣрѣ Христовой. Послѣ сего епархъ, желая показать себя милосерднымъ предъ народомъ, не осудилъ святаго на смерть, но послалъ его на заточеніе въ Путіолы [9]. Святый апостолъ и тамъ ревностно проповѣдывалъ ученіе Христово и наставлялъ многихъ на истинный путь. Тертиллъ, узнавъ о семъ, снова взялъ его и приказалъ въ оковахъ привести его къ себѣ на судъ. Онъ допросилъ его и узналъ, что святый, какъ и прежде, непоколебимо исповѣдуетъ вѣру Христову. Тогда епархъ приказалъ положить святаго и немилосердно бить четырьмя палицами. Мучители долго и немилосердно наносили удары святому страдальцу, сокрушили ему голени и прочія кости, наконецъ усѣкли его главу мечемъ. Такъ скончался [10] святый Онисимъ. Нѣкая жена изъ царскаго рода взяла святое тѣло его, положила его въ серебряной ракѣ и совершала память мученика. Симъ она снискала себѣ память у Господа въ царствіи небесномъ по молитвамъ святаго апостола Онисима, чего и насъ да сподобитъ Господь Іисусъ Христосъ, Которому слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Колоссы — городъ въ юго-западной части Фригіи, области Малой Азіи, при рѣкѣ Ликусѣ, близъ Лаодикіи и Іераполя. Въ 10-й годъ царствованія Нерона (64-й г. по Р. X.) Колоссы были разрушены землетрясеніемъ; послѣ снова были выстроены, но уже никогда не достигали прежней славы. Впослѣдствіи городъ назывался Хоны. Нынѣ это небольшая деревенька на одномъ изъ склоновъ горы Хонасъ, при которой сохранились еще развалины древняго города. Одно изъ посланій св. ап. Павла написано къ жителямъ этого города.
[2] Главный городъ Римскаго государства; лежитъ въ средней части Италіи по обѣимъ сторонамъ рѣки Тибра при впаденіи ея въ море.
[3] Испанія въ древности обнимала нынѣшнюю Испанію и Португалію вмѣстѣ. На сѣверѣ она отдѣляется отъ Франціи Пиренейскими горами; къ востоку граничитъ съ Средиземнымъ моремъ; къ югу съ Средиземнымъ моремъ и Гибралтарскимъ проливомъ; къ западу — съ Атлантическимъ океаномъ.
[4] Карпетанія получила свое названіе отъ населявшаго ее иберійскаго народа, жившаго въ таррасконской Испаніи, на рѣкахъ Анасѣ и Тагусѣ, съ главнымъ городомъ Толетомъ (нынѣ Толедо).
[5] Патры — древній городъ на сѣверномъ берегу Пелопонесса; былъ однимъ изъ 12 самостоятельныхъ городовъ Ахейской области; императоромъ Августомъ обращенъ въ римскую колонію; въ 1205-1408 гг. былъ главнымъ городомъ франкскаго герцогства Ахейскаго; въ 1463 году достался въ руки туркамъ; въ настоящее время городъ въ государствѣ греческомъ близъ входа въ Лепантскій (Коринѳскій) заливъ.
[6] Ефесъ, при Эгейскомъ морѣ, важный торговый городъ Малой Азіи. Приморское положеніе, хорошій климатъ, прекрасная гавань, знаменитый храмъ Діаны — дѣлали его однимъ изъ самыхъ богатыхъ и знаменитыхъ городовъ малоазійскихъ. Евангеліе здѣсь проповѣдывали святый апостолъ Павелъ, а послѣ него святый Іоаннъ Богословъ. Одно изъ посланій святаго апостола Павла написано къ жителямъ этого города.
[7] Съ 98 г. по 117 г.
[8] Святый Онисимъ указываетъ здѣсь на одно изъ вопіющихъ противорѣчій, существовавшихъ въ языческой религіи, взятой вмѣстѣ безъ различія мѣста и времени: въ одной мѣстности почитали животное за бога, а въ другой не выдѣляли его изъ ряда четвероногихъ и приносили въ жертву какому-либо божеству.
[9] Путіолы — приморскій городъ Кампаніи, области средней Италіи.
[10] Около 109 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 292-298.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0