Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Февраль.
День четырнадцатый.

Житіе преподобнаго Исаакія, затворника Печерскаго.

Сей преподобный отецъ въ міру былъ богатымъ купцомъ торопецкимъ [1]; задумавъ стать инокомъ, онъ роздалъ все свое имѣніе нуждающимся и монастырямъ, пришелъ въ пещеру къ преподобному Антонію [2], и просилъ его принять его въ число иноковъ. Преподобный Антоній, предвидя, что сей мужъ будетъ подобно ангеламъ подвизаться въ добродѣтеляхъ и самъ уподобится ангеламъ, исполнилъ его желаніе. Сдѣлавшись инокомъ, преподобный Исаакій возлюбилъ суровую жизнь: онъ не только надѣлъ на себя власяницу, но велѣлъ еще купить себѣ козла и снять съ него кожу; изъ этой кожи, еще сырой и мокрой, онъ сдѣладъ себѣ одѣяніе и носилъ его сверхъ власяницы, такъ что кожа та высыхала на его тѣлѣ. Тогда же Исаакій затворился въ одной тѣсной пещерѣ, которая была размѣромъ всего около четырехъ локтей [3], — и тамъ молился Богу со слезами; пищей ему служила одна лишь просфора, но и ту онъ вкушалъ черезъ день; жажду онъ утолялъ водой, и то лишь въ небольшомъ количествѣ. И пищу и питье приносилъ ему преподобный Антоній и подавалъ чрезъ столь узкое оконце, что въ немъ могла помѣститься одна только рука; кромѣ того, преподобный Исаакій никогда не ложился на одръ, но сидя, подкрѣплялъ себя кратковременнымъ сномъ. Такъ, среди великихъ подвиговъ, онъ пробылъ семь лѣтъ, не выходя изъ своей тѣсной келліи.

Однажды, при наступленіи вечера, онъ по своему обычаю началъ творить колѣнопреклоненія, воспѣвая псалмы до полуночи; когда же онъ утомился, то, погасивъ свѣчу, сѣлъ на мѣстѣ своемъ. Внезапно пещеру озарилъ великій свѣтъ, яркій какъ солнечный, и къ преподобному подошли два бѣса, въ образѣ прекрасныхъ юношей; лица ихъ свѣтились какъ солнце; они сказали святому:

— «Исаакій! мы — ангелы, а вотъ грядетъ къ тебѣ Христосъ съ небесными силами».

Поднявшись, Исаакій увидѣлъ множество бѣсовъ; лица ихъ свѣтились какъ солнце; одинъ же среди нихъ сіялъ болѣе всѣхъ, и отъ лица его исходили лучи; тогда бѣсы сказали Исаакію:

— «Исаакій! вотъ — Христосъ; пади предъ Нимъ и поклонись Ему».

Не понявъ бѣсовской хитрости и забывъ ознаменовать себя крестнымъ знаменіемъ, преподобный поклонился тому бѣсу, какъ бы Христу.

Тотчасъ же бѣсы подняли великій крикъ, возглашая:

— «Исаакій — ты нашъ теперь!»

Посадивъ его, они и сами сѣли вокругь него; вся келлія и пещерная улица около той келліи наполнились бѣсами. Тогда одинъ изъ бѣсовъ, мнимый Христосъ, сказалъ:

— «Возьмите сопѣли, гусли и тимпаны и играйте на нихъ, а Исаакій пусть пляшетъ передъ нами».

Тотчасъ бѣсы стали ударять въ сопѣли, тимпаны и гусли; схвативъ Исаакія, они стали скакать съ нимъ и плясать въ теченіе долгаго времени; утомивъ преподобнаго и оставивъ его едва живымъ, и такимъ образомъ надругавшись надъ нимъ, бѣсы исчезли.

На слѣдующій день, при наступленіи времени, когда обыкновенно Исаакій вкушалъ свою пищу, преподобный Антоній подошелъ по своему обычаю къ оконцу и сказалъ:

— «Благослови, отецъ Исаакій!»

На сіе не было никакого отвѣта; изумившись Антоній подумалъ, ужъ не преставился ли святый Исаакій? Тогда послалъ онъ въ монастырь за преподобнымъ Ѳеодосіемъ и за прочей братіей. Придя, братія откопали пещеру и вынесли Исаакія, думая, что онъ умеръ и положили передъ пещерою; но тутъ замѣтили они, что Исаакій еще живъ. Тогда игуменъ, преподобный Ѳеодосій [4], сказалъ:

— «Поистинѣ, происшедшее съ нимъ — дѣло бѣсовское».

Затѣмъ Исаакія положили на одрѣ, и самъ святый Антоній ухаживалъ за нимъ. Въ то время случайно князь Кіевскій Изяславъ возвращался въ Кіевъ изъ Польши; князь Изяславъ началъ гнѣваться на преподобнаго Антонія изъ-за Всеслава, князя Полоцкаго, который при жизни преподобнаго занималъ нѣкоторое время кіевскій престолъ. Тогда князь Черниговскій Святославъ прислалъ ночью изъ Чернигова за святымъ Антоніемъ; послѣдній, придя къ Чернигову, полюбилъ мѣсто называемое горой Болдынской; выкопавъ пещеру, преподобный поселился тамъ, гдѣ и нынѣ стоитъ монастырь [5]. Узнавъ, что святый Антоній ушелъ къ Чернигову, преподобный игуменъ Ѳеодосій взявъ Исаакія, перенесъ его въ свою келлію и ухаживалъ за нимъ, — а былъ Исаакій разслабленъ умомъ и тѣломъ, такъ что не могъ ни сидѣть, ни стоять, ни даже перевернуться на другую сторону, но лежалъ только на одномъ боку, такъ что часто подъ нимъ заводились черви. Самъ преподобный Ѳеодосій собственными руками омывалъ и оправлялъ его и служилъ ему такимъ образомъ цѣлыхъ два года, пока Исаакій лежалъ. Удивительно то, что въ теченіе двухъ лѣтъ, Исаакій не вкушалъ ни хлѣба, ни воды, ни овощей, и никакой другой пищи, но все-таки оставался живымъ, лежа на одрѣ своемъ нѣмымъ и глухимъ. Преподобный Ѳеодосій творилъ молитву надъ нимъ, день и ночь, до тѣхъ поръ, пока на третій годъ Исаакій не сталъ говорить; тогда онъ сталъ просить поставить себя на ноги и началъ ходить какъ-бы ребенокъ; но не стремился онъ идти въ церковь, такъ что его силою туда приводили, а потомъ онъ и самъ сталъ приходить въ церковь. Началъ онъ затѣмъ посѣщать и трапезу, гдѣ его сажали отдѣльно отъ братій; предъ нимъ клали хлѣбъ, но онъ не хотѣлъ прикасаться къ нему; братія стали было вкладывать ему хлѣбъ въ руки, но преподобный Ѳеодосій сказалъ:

— «Положите передъ нимъ хлѣбъ, но не влагайте его въ руки ему, чтобы самъ онъ ѣлъ».

Такъ цѣлую недѣлю онъ не давалъ братіи вкладывать хлѣбъ въ руки Исаакію; послѣдній, смотря на другихъ, сталъ самъ вкушать хлѣбъ и такимъ образомъ научился ѣсть. Такъ преподобный Ѳеодосій избавилъ его отъ козней и прельщенія діавольскаго.

Когда преставился преподобный Ѳеодосій и блаженный Стефанъ сталъ игуменомъ вмѣсто него, Исаакій снова сталъ вести суровую жизнь, сказавъ искусителю:

— «Ты прельстилъ меня, діаволъ, когда я находился въ уединеніи въ пещерѣ, но теперь уже я не затворюсь, но постараюсь при Божіей помощи, побѣдить тебя, трудясь въ монастырѣ».

Тогда Исаакій снова облекся въ власяницу, поверхъ власяницы онъ надѣлъ толстую свиту [6] и началъ помогать поварамъ, работалъ на братію, входилъ въ церковь на утреню прежде всѣхъ и неподвижно стоялъ на своемъ мѣстѣ въ церкви. Когда же наступила зима, онъ стоялъ въ церкви, не взирая на сильный морозъ, въ сильно разорванной обуви, такъ что ноги его часто примерзали къ камню, но онъ не переступалъ ногами до тѣхъ поръ, пока не оканчивалась служба. Послѣ утрени онъ прежде всѣхъ шелъ на поварню, приготовлялъ огонь, дрова и воду; только тогда приходили и прочіе иноки, на коихъ было возложено сіе послушаніе. Однажды одинъ изъ сихъ иноковъ, по имени также Исаакій, сказалъ, подсмѣиваясь блаженному:

— «Исаакій! вотъ сидитъ воронъ, иди и поймай его».

Поклонившись до земли, смиренный инокъ подошелъ и взялъ ворона и принесъ его въ поварню къ инокамъ. Удивились всѣ такому дѣлу и разсказали о томъ игумену и братіи; и начали братія съ тѣхъ поръ уважать его. Но не желая славы отъ людей, блаженный принялъ на себя юродство и сталъ оскорблять то игумена, то братію, то мірянъ, такъ что многіе даже били его. Сдѣлавшись юродивымъ, онъ снова вселился туда, гдѣ былъ прежде, — въ пещеру преподобнаго Антонія, который уже преставился. Собравъ къ себѣ дѣтей, онъ возлагалъ на нихъ чернеческое одѣяніе. За сіе онъ принималъ наказаніе отъ бывшаго тогда игумена блаженнаго Никона, а иногда принималъ побои отъ родителей тѣхъ дѣтей; но онъ претерпѣвалъ все то съ радостію, перенося и побои, и наготу, и холодъ.

Однажды ночью блаженный Исаакій затопилъ печь въ пещерѣ; печь была худая и когда огонь разгорѣлся, то пламень началъ подниматься кверху чрезъ трещины; не имѣя чѣмъ прикрыть эти скважины, Исаакій сталъ босыми ногами на пламень и стоялъ до тѣхъ поръ, пока не прогорѣла печь; тогда онъ сошелъ, не испытавъ никакого поврежденія. Много и другаго удивительнаго творилъ Исаакій. Онъ получилъ, наконецъ, надъ бѣсами такую власть, что не страшился ихъ и не боялся ихъ угрозъ и навожденій; а бѣсы часто причиняли ему досажденія и говорили:

— «Ты нашъ, Исаакій, потому что поклонялся нашему князю».

Онъ же отвѣчалъ имъ:

— «Князь вашъ бѣсовскій — веельзевулъ; я же боюсь его, какъ идола мухъ (такъ толкуется имя его) [7]; не страшусь я и васъ рабовъ его; если вы раньше и прельстили меня, потому что я не зналъ вашихъ козней и лукавства вашего, то нынѣ силою Господа моего Іисуса Христа и молитвами преподобныхъ отцовъ Антонія и Ѳеодосія я одержу побѣду надъ вами».

При семъ онъ ознаменовывалъ себя крестнымъ знаменіемъ и такъ отгонялъ ихъ. Иногда бѣсы старались тѣмъ навести ужасъ на блаженнаго, что приходили къ нему ночью, многочисленной толпой, съ мотыками [8] и заступами, и говорили:

— «Раскопаемъ мы пещеру твою, и погребемъ тебя подъ развалинами».

Другіе же изъ нихъ говорили ему:

— «Выйди, Исаакій: тебя хотятъ засыпать въ пещерѣ».

На сіе блаженный отвѣчалъ имъ:

— «Если бы вы были людьми, то ходили бы днемъ; но вы сыны тьмы, посему и ходите во тьмѣ».

При этомъ онъ осѣнялъ себя крестнымъ знаменіемъ, какъ и при всѣхъ навожденіяхъ, и бѣсы тотчасъ же исчезали. Иногда, желая устрашить его, они являлись въ образѣ медвѣдей или львовъ и другихъ лютыхъ звѣрей, то приползали къ нему въ видѣ змѣй, жабъ, мышей и другихъ гадовъ, но ничего не успѣвъ сдѣлать, сказали наконецъ:

— «Исаакій, ты побѣдилъ насъ!»

Онъ же отвѣчалъ:

— «И вы нѣкогда побѣдили меня, явившись въ образѣ Іисуса Христа и ангеловъ, не будучи достойны такого образа; теперь являетесь вы въ подлинномъ своемъ видѣ, въ образѣ звѣрей и скотовъ, змѣевъ и гадовъ, такъ какъ таковы вы и сами».

И съ тѣхъ поръ бѣсы не могли причинить святому никакой напасти; онъ велъ съ ними борьбу три года съ тѣхъ поръ, какъ самъ вселился вторично въ пещеру, по его собственному свидѣтельству о томъ. Послѣ сего онъ началъ вести еще болѣе суровую жизнь, являлъ еще большее воздержаніе, усиленнѣе сталъ онъ поститься и подвизаться. Среди такихъ подвиговъ наступило время его кончины; онъ сильно занемогъ въ своей пещерѣ. Братія перенесли болящаго въ монастырь; здѣсь онъ болѣлъ до восьми дней и въ добромъ исповѣданіи отошелъ ко Господу [9]. Игуменъ Іоаннъ, и вся братія, опрятавъ тѣло преподобнаго, погребли его честно въ пещерѣ, гдѣ находились и другіе святые отцы. Такъ сей добрый воинъ Христовъ, побѣжденный сначала врагомъ, послѣ самъ побѣдилъ діавола и сподобился получить небесное царствіе. Святыми молитвами его да сподобимся и мы, побѣдивъ враговъ души нашей, царствовать съ побѣдителемъ ада, Іисусомъ, Царемъ славы, Которому подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе со безначальнымъ Его Отцемъ и Пресвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и въ безконечные вѣки, аминь.

Примѣчанія:
[1] Торопецъ — уѣздный городъ Псковской губерніи.
[2] Преподобный Антоній Печерскій, первоначальникъ монаховъ въ Россіи, и основатель Кіево-Печерской Лавры. Преподобный Антоній подвизался 46 лѣтъ въ пещерѣ; преставился 90 лѣтъ, въ 1073 году 7 мая. Мощи преподобнаго Антонія почиваютъ подъ спудомъ въ той самой пещерѣ, гдѣ подвизался онъ. Память преподобнаго Антонія — 10 іюля.
[3] Локоть или лакоть — мѣра длины, равная 10½ вершкамъ.
[4] Преподобный Ѳеодосій, игуменъ Кіево-Печерскій, на 24 году вступилъ въ монашество въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ, гдѣ впослѣдствіи, по избранію братіи и благословенію преподобнаго Антонія, былъ поставленъ игуменомъ. Онъ первый ввелъ въ своемъ монастырѣ уставъ общежитія Константинопольскаго Студійскаго монастыря; преставился 3 мая 1074 года.
[5] Ильинскій-Троицкій-Болдинскій, мужской монастырь, Черниговской губ. и уѣзда, въ 2-хъ верстахъ къ юго-западу отъ Чернигова. Основанъ въ 1069 году; въ 1239 году былъ разрушенъ Батыемъ; въ 1694 году возстановленъ, въ 1790 году обращенъ въ архіерейскій домъ. Здѣсь находится чудотворная Ильинская нкона Божіей Матери. Въ монастырѣ погребались архіепископы Черниговскіе. Въ XVII и началѣ XVIII столѣтія при монастырѣ существовала типографія.
[6] Свита или свитка — верхняя простая грубая одежда.
[7] Веельзевулъ — идолъ Аккаронскій въ Палестинѣ, начальникъ надъ житницами и съѣстными припасами, который отгонялъ мухъ и другихъ гадовъ. Въ Еванг. (Матѳ. 12, 24 и Луки 11, 15) называется онъ княземъ бѣсовскимъ.
[8] Мотыка — кирка, заступъ, желѣзная лопатка.
[9] Преподобный Исаакій преставился въ XII вѣкѣ. Мощи его открыто почиваютъ въ пещерахъ преподобнаго Антонія, а часть ихъ перенесена изъ Кіева въ Торопецъ игуменомъ Кудина монастыря въ 1711 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 282-288.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0