Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Февраль.
День четырнадцатый.

Житіе преподобнаго отца нашего Авксентія.

Жительствуя на сей горѣ, преподобный Авксентій былъ найденъ здѣсь пастухами; они искали своихъ заблудившихся овецъ, которыхъ и разыскали по молитвамъ преподобнаго. Съ того времени и разнеслась молва о святомъ, такъ что много людей стало приходить къ нему, — одни, чтобы получить тѣлесное исцѣленіе, ибо по молитвамъ святаго выздоравливали отъ всякихъ болѣзней, другіе же для пользы душевной. Потомъ благочестивые люди изъ окрестныхъ селеній, собравшись, построили для преподобнаго келлію на самой вершинѣ горы. Заключившись въ ней, святый черезъ небольшое оконце бесѣдовалъ съ приходящими къ нему, поучая добродѣтели и исцѣляя недужныхъ, ибо онъ былъ какъ-бы цѣлебный источникъ, исполненный Божіей благодати, такъ что люди изъ разныхъ городовъ приходили къ нему, какъ къ безмездному врачу. Однажды къ Авксентію пришла изъ Никомидіи жена нѣкоего комита [4], потерявшая зрѣніе, и стала молить его:

— «Помилуй меня, рабъ Бога Вышняго!»

На сіе преподобный отвѣчалъ ей, обращаясь ко всѣмъ тамъ присутствовавшимъ:

— «Я грѣшный человѣкъ; какъ и вы, я также подверженъ страстямъ. Если же вы вѣруете, что Исцѣлившій слѣпаго отъ рожденія не презритъ и сей женщины, то съ усердіемъ помолимся о ней всѣ Господу».

Когда всѣ молились, святый прикоснулся очей ея и сказалъ:

— «Исцѣляетъ тебя Іисусъ Христосъ, Свѣтъ Истинный».

Тотчасъ прозрѣла та женщина, и всѣ стали прославлять Бога. Въ благодарность за свое исцѣленіе, она подала щедрую милостыню нищимъ, которые находились у подножія той горы и просили милостыню у приходящихъ къ святому; и самъ онъ заботился о нихъ, раздавая имъ черезъ своихъ учениковъ приносимый ему хлѣбъ. Кромѣ дара подавать исцѣленія у преподобнаго былъ еще и другой даръ — даръ прозорливости. Такъ, къ нему пришли однажды два человѣка, одинъ православный, другой же послѣдователь еретиковъ; православнаго святый принялъ съ лаской и долго бесѣдовалъ съ нимъ о душевной пользѣ, а съ еретикомъ онъ и слова не сказалъ, провидя его невѣріе. Когда они отошли отъ святаго, тогда тотъ еретикъ началъ хулить преподобнаго и порицать его, называя лицемѣромъ. Не успѣли они еще дойти до своихъ домовъ, какъ на пути встрѣчаетъ еретика слуга, который сообщилъ ему, что въ дочь его вселился бѣсъ, который сильно ее теперь мучитъ. Вѣсть сія сильно опечалила еретика; онъ раскаялся въ своихъ грѣхахъ, отвелъ дочь свою, одержимую нечистымъ духомъ, къ преподобному Авксентію и сталъ смиренно молить святаго, чтобы онъ исцѣлилъ его дочь, — и она исцѣлилась отъ мученій бѣса, а ея отецъ — отъ своего зловѣрія.

Въ другой разъ къ Авксентію пришли два прокаженныхъ, съ просьбой исцѣлить ихъ. Святый спросилъ ихъ:

— «Какія же ваши согрѣшенія, что на васъ ниспослано такое наказаніе Богомъ?»

Они же, поклонившись святому, просили:

— «Помилуй насъ, рабъ Христовъ, и помолись о нашемъ исцѣленіи».

На сіе святый отвѣчалъ имъ:

— «Братія, васъ постигла болѣзнь за то, что вы привыкли часто клясться и божиться, чѣмъ и воздвигли гнѣвъ Божій на себя».

Услышавъ сіи слова святаго, они сильно изумились тому, что святый знаетъ ихъ согрѣшенія; павъ предъ преподобнымъ на землю, они раскаялись въ своемъ грѣхѣ. Авксентій сжалился надъ ними, помазалъ ихъ священнымъ елеемъ съ головы до ногъ и сказалъ:

— «Исцѣляетъ васъ Іисусъ Христосъ, а я самъ — человѣкъ грѣшный».

Тотчасъ прокаженные исцѣлились отъ своего недуга.

Однажды привезли къ святому на колесницѣ лежащаго на одрѣ разслабленнаго; родители сего человѣка, припавъ къ преподобному, съ плачемъ говорили ему:

— «Нашего сына постигло разслабленіе по множеству грѣховъ нашихъ».

Тогда Авксентій спросилъ ихъ:

— «Вѣруете ли, что Богъ можетъ чрезъ меня грѣшнаго подать исцѣленіе вашему сыну?»

Они же отвѣчали:

— «Воистину ты ангелъ, ниспосланный на спасеніе наше, и мы вѣримъ, что Богу все возможно».

На сіе преподобный отвѣчалъ:

— «По вѣрѣ вашей буди вамъ».

И взявъ священный елей, онъ помазалъ имъ все тѣло разслабленнаго; послѣдній тотчасъ же поднялся совершенно здоровымъ; всѣ, видѣвшіе это чудо, прославляли Господа Бога. Разсказывать же о всѣхъ тѣхъ случаяхъ, когда святый прогонялъ бѣсовъ, нѣтъ возможности: великое множество людей были избавлены по молитвамъ святаго отъ нечистыхъ духовъ, такъ что къ преподобному постоянно приходило изъ разныхъ, даже отдаленныхъ, странъ большое число бѣсноватыхъ, а иныхъ силой приводили къ святому — и всѣ они получали избавленіе отъ нечистыхъ духовъ по его святымъ молитвамъ. Такую великую силу и власть надъ бѣсами получилъ отъ Бога сей блаженный подвижникъ.

Святый Авксентій былъ также призванъ на Четвертый Вселенскій святыхъ отцовъ соборъ, который былъ въ Халкидонѣ [5]; здѣсь онъ много подъялъ трудовъ, противоборствуя Евтихіевой ереси и Несторіеву зловѣрію, почему и потерпѣлъ много притѣсненій отъ еретиковъ. Но его сильно почиталъ благочестивый царь Маркіанъ и всѣ святые отцы весьма любили его; и дѣйствительно, онъ былъ знаменитымъ членомъ собора, отличаясь своей мудростью и чудесами, своею правою вѣрою; невозможно было переспорить его, такъ какъ онъ хорошо зналъ все священное писаніе. Однимъ словомъ, къ нему примѣнимо написанное: бысть мужъ силенъ дѣломъ и словомъ предъ Богомъ и всѣми людьми (Лук. 24, 10). Утвердивъ на семъ соборѣ вмѣстѣ съ прочими святыми отцами истинную православную вѣру, святый Авксентій снова возвратился на свою пустынную гору въ свою уединенную келлію. По дорогѣ въ Халкидонъ, какъ туда, такъ и обратно, онъ совершилъ много преславныхъ чудесъ, изгоняя бѣсовъ изъ людей, исцѣляя всякую болѣзнь и недугъ. Даже находясь въ своей келліи, онъ оказывалъ вселенной большую пользу, подавая примѣръ добродѣтельнаго житія, а также своими духовными поученіями, которыми наслаждались всѣ приходящіе къ нему изъ разныхъ странъ, равно какъ удивлялись и творимымъ имъ чудесамъ. Своими прозорливыми очами святый Авксентій и далекое видѣлъ съ такой ясностью, какъ бы оно находилось предъ нимъ, — могъ видѣть и безтѣлесныхъ блаженныхъ духовъ и души праведниковъ. Такъ, однажды заключившись на ночь въ своей келліи, онъ сталъ возносить свои обычныя молитвы Богу, а ученики и пришедшіе къ святому находились внѣ его келліи и еще не успѣли отойти ко сну; вдругъ преподобный неожиданно, противъ обыкновенія своего, отворилъ свое оконце и произнесъ громкимъ голосомъ:

— «Благословенъ Господь Богъ! Благословенъ Господь Богъ! Благословенъ Господь Богъ!»

Съ сими словами онъ тяжко вздохнулъ и склонилъ свою голову къ землѣ. Когда всѣ стояли и не смѣли вопросить его, онъ сказалъ:

— «Чада! свѣтило на востокѣ, отецъ нашъ Симеонъ, отошелъ ко Господу» [6].

Промолвивъ это, онъ сильно заплакалъ; потомъ, спустя нѣкоторое время, онъ опять сказалъ:

— «Святый отецъ нашъ, столпъ и утвержденіе истины, — Симеонъ Столпникъ опочилъ; его непорочная и чистая душа, проходя мимо, не возгнушалась привѣтствовать меня грѣшнаго и сквернаго».

Слыша сіи слова, всѣ изумились и дивились силѣ его прозорливости и запомнили часъ, когда святый сообщилъ имъ сіе извѣстіе; потомъ вѣсть о кончинѣ святаго Симеона Столпника пришла и къ благочестивому царю Льву, который вступилъ на престолъ послѣ Маркіана, и слухъ этотъ распространился повсюду. Тогда и ученики Авксентія, узнавъ о смерти преподобнаго, могли еще разъ убѣдиться въ истинности словъ своего святаго наставника: время смерти его дѣйствительно совпало со временемъ предсказанія святаго.

Вскорѣ послѣ преставленія блаженнаго Симеона Столпника приблизилась и блаженная кончина святаго Авксентія, который уже достигь преклонной старости; тогда съ миромъ отошелъ ко Господу и сей угодникъ Божій, который велъ благочестивую и богоугодную жизнь, своимъ благословеніемъ устроилъ по разнымъ мѣстамъ много монастырей, былъ начальникомъ духовнымъ всей Виѳинійской области и многихъ наставилъ на путь спасенія [7].

Примѣчанія:
[1] Ѳеодосій Младшій царствовалъ отъ 418 до 450 года.
[2] Память преподобнаго Маркіана — 10 января.
[3] Память его 28 ноября.
[4] Комитами назывались первоначально спутники высшей чиновной особы въ провинціи, а позднѣе спутники императоровъ, составлявшіе ихъ приближеннѣйшую свиту. Со временъ Константина Великаго это наименованіе стало титуломъ всѣхъ придворныхъ и государственныхъ чиновъ, хотя бы они и не принадлежали къ императорской свитѣ.
[5] 4-й Вселенскій соборъ происходилъ въ 451 году.
[6] Святый Симеонъ Столпникъ скончался въ 459 году; память его — 1 сентября.
[7] Святый Авксентій скончался въ царствованіе Льва Великаго, около 470 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 277-282.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0