Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Февраль.
День двѣнадцатый.

Житіе святаго отца нашего Алексія, митрополита Московскаго и всея Россіи чудотворца.

— «Зачѣмъ, Алексій, ты напрасно трудишься? я сдѣлаю тебя ловцомъ людей».

Пробудившись отъ сна, отрокъ никого не видѣлъ вокругь и сильно дивился тому, что онъ слышалъ. Съ сего времени онъ сталъ много думать и размышлять, что долженъ значить сей гласъ. Возлюбивъ Бога съ юнаго возраста, онъ оставилъ своихъ родителей, отказался отъ женитьбы и, желая поработать Единому Владыкѣ Христу, пришелъ въ Богоявленскій монастырь въ Москвѣ и здѣсь постригся въ иноки, причемъ въ постриженіи ему дали то имя, которое онъ слышалъ въ сонномъ видѣніи — Алексій [4]. Тогда игуменомъ въ Богоявленскомъ монастырѣ былъ Стефанъ, братъ великаго чудотворца Сергія Радонежскаго; онъ самъ постригъ святаго Алексія, которому шелъ тогда двадцатый годъ отъ рожденія.

Съ того времени до сорокалѣтняго возраста святый Алексій неустанно трудился, постился, молился каждую ночь и упражнялся въ другихъ иноческихъ подвигахъ, такъ что многіе дивились его ревности. За его богоугодную жизнь всѣ почитали и уважали святаго Алексія; даже самъ великій князь московскій Симеонъ Іоанновичъ [5] и митрополитъ Ѳеогностъ [6] сильно любили его. За многія добродѣтели онъ былъ поставленъ епископомъ города Владиміра [7].

Когда преставился митрополитъ Ѳеогностъ, великій князь московскій Іоаннъ Іоанновичъ [8], принявшій бразды правленія послѣ брата своего великаго князя Симеона, по соборному постановленію, избралъ въ митрополита святаго Алексія и послалъ его на посвященіе въ Царьградъ къ святѣйшему патріарху Филоѳею [9]. Филоѳей поставилъ святаго Алексія митрополитомъ Кіевскимъ и всея Россіи. По возвращеніи изъ Царьграда, святый Алексій принялъ на себя управленіе Церковію Русскою [10] и еще болѣе сталъ подвизаться, къ однимъ подвигамъ прилагая другіе, и былъ свѣтильникомъ для всѣхъ, подавая примѣръ словомъ, дѣломъ и жизнію, вѣрою и чистотою, духомъ и любовію.

Слава о святителѣ Алексіи распространилась не только между вѣрующими христіанами, но даже и среди невѣрныхъ магометанъ, кои не знали Христа. Супруга хана татарскаго Джанибека Тайдула три года назадъ лишилась зрѣнія. Слыша, что Богъ творитъ многія чудеса по молитвамъ святаго Алексія, Джанибекъ послалъ къ великому князю Московскому Димитрію Іоанновичу [11] съ просьбой, чтобы онъ прислалъ къ нему сего человѣка Божія, дабы онъ помолившись о его царицѣ Богу, далъ ей прозрѣніе. При семъ Джанибекъ дополнилъ:

— «Если царица получитъ исцѣленіе по молитвамъ того человѣка, ты будешь имѣть со мною миръ. Если же ты не пошлешь его ко мнѣ, то я разорю огнемъ и мечемъ твою землю».

Когда это прошеніе Джанибека пришло въ Москву, святый Алексій возскорбѣлъ, считая сіе дѣломъ выше своихъ силъ. Но, по просьбамъ великаго князя Димитрія, онъ все-таки отправился къ хану Джанибеку. Передъ своимъ отшествіемъ изъ Москвы, онъ совершилъ съ духовенствомъ молитвенное пѣніе въ соборномъ храмѣ въ честь Успенія Пресвятыя Богородицы. Во время сего молебствованія, свѣча у гроба святаго чудотворца Петра зажглась сама собою, и всѣ видѣли сіе чудо. Изъ сего святый Алексій уразумѣлъ, что Господь благоволилъ ему возвѣстить, что путешествіе его будетъ благополучно. Взявъ нѣкоторую часть воска отъ той свѣчи и изготовивъ изъ него малую свѣчу, святитель вмѣстѣ съ своимъ клиромъ сталъ готовиться въ дорогу, твердо уповая на милость Божію.

Еще до прибытія блаженнаго въ столицу монголовъ, царица въ сонномъ видѣніи узрѣла святителя Божія Алексія въ архіерейской одеждѣ въ сопровожденіи іереевъ. Пробудившись, она тотчасъ приказала изготовить драгоцѣнныя облаченія для архіерея и священниковъ по тому образцу, какъ она видѣла въ сонномъ видѣніи. Когда святый Алексій приближался къ столицѣ татаръ, Джанибекъ вышелъ навстрѣчу ему съ великой честью и ввелъ его въ свои палаты. Святитель, начавъ молебное пѣніе, повелѣлъ возжечь ту малую свѣчу, которую онъ взялъ съ собою. Послѣ продолжительной молитвы, онъ окропилъ освященной водой царицу, и та тот-часъ прозрѣла. Ханъ съ своими вельможами и всѣ бывшіе тамъ весьма изумлялись сему дивному и славному чуду и возсылали хвалы Богу. Почтивъ Алексія [12] и бывшихъ съ нимъ и щедро наградивъ ихъ, Джанибекъ отпустилъ ихъ съ миромъ.

Возвратившись изъ Орды, святый Алексій, по прошествіи нѣкотораго времени, принужденъ былъ снова отправиться въ Орду. Ханъ Джанибекъ умеръ, а на его престолъ вступилъ жестокій и кровожадный сынъ его Бердибекъ. Убивъ своихъ двѣнадцать братьевъ, онъ хотѣлъ идти съ своимъ войскомъ на Русскую землю. Тогда, по просьбѣ великаго князя Іоанна, святый Алексій отправился въ Орду къ Бердибеку и своей кроткой, разумной бесѣдой укротилъ ярость жестокаго хана. Исходатайствовавъ предъ грознымъ владыкой миръ для христіанъ, святый Алексій возвратился въ Москву, ибо сюда былъ перенесенъ святымъ Петромъ, митрополитомъ Кіевскимъ, престолъ кіевской митрополіи вслѣдствіе частыхъ войнъ и вторженій варварскихъ народовъ.

Когда скончался великій князь Іоаннъ, на рамена святителя пала опека надъ несовершеннолѣтнимъ княземъ московскимъ Димитріемъ Іоанновичемъ. Власть великаго князя выпросилъ себѣ въ Ордѣ суздальскій князь Димитрій Константиновичъ [13]. Святитель долженъ былъ благословить суздальскаго князя на великое княженіе, но рѣшительно отказался исполнить просьбу великаго князя жить во Владимірѣ, оставаясь благопопечительнымъ отцомъ для юнаго князя Димитрія Іоанновича. Въ Ордѣ между тѣмъ шли смуты; каждый годъ являлось по нѣскольку хановъ, истреблявшихъ одинъ другаго; въ 1362 году явилось два хана соперника. Юный Димитрій выпросилъ у одного изъ нихъ званіе великаго князя Россіи и заставилъ Димитрія Константиновича удалиться изъ Владиміра. Святитель Алексій съ радостію благословилъ питомца своего на великое княженіе чудотворною Владимірскою иконою Богоматери. — Онъ былъ душою совѣтовъ и дѣлъ князя Димитрія; трудами святителя росла и крѣпла власть великаго князя московскаго.

Между тѣмъ святитель Алексій занимался строеніемъ обителей иноческихъ. Такъ онъ построилъ на берегу р. Яузы храмъ во имя Господа нашего Іисуса Христа, въ честь Нерукотвореннаго Его Образа, устроилъ при семъ храмѣ монастырь и ввелъ въ немъ общежительный уставъ [14]. Старѣйшинство въ новой обители онъ вручилъ Андронику [15], ученику святаго чудотворца Сергія. Кромѣ сего монастыря, святитель Алексій построилъ еще другіе церкви и монастыри въ Москвѣ и въ другихъ городахъ русскихъ. Такъ, онъ построилъ въ Москвѣ каменную церковь во имя святаго Архистратига Михаила, въ честь славнаго чуда его, бывшаго въ Хонѣхъ [16] и устроилъ монастырь, до нынѣ именуемый Чудовымъ [17]; при семъ святитель заповѣдалъ положить здѣсь свое тѣло. Много другихъ дѣлъ, достойныхъ памяти, славныхъ и дивныхъ, содѣлалъ святитель Алексій во славу Божію, и добрѣ пасъ свое словесное стадо до самой своей кончины.

Предузнавъ о своемъ отшествіи къ Господу, святитель совершилъ Божественную службу и причастился Святыхъ Таинъ. Пожелавъ всѣмъ пребывать въ мирѣ, онъ воздалъ всѣмъ послѣднее цѣлованіе и спокойно предалъ Господу свою душу 12-го февраля 1378 года [18]. Святительскій престолъ сей великій служитель занималъ 24 года, всѣхъ же лѣтъ жизни его было 85. Съ подобающею честію тѣло его было погребено въ созданномъ имъ храмѣ во имя Архистратига Михаила въ придѣлѣ Благовѣщенія Пресвятой Дѣвѣ.

Спустя много лѣтъ, обрѣтены были святыя и многоцѣлебныя его мощи вполнѣ нетлѣнными [19]. Даже ризы на почившемъ святителѣ были совершенно цѣлы, какъ-будто ихъ надѣли наканунѣ. Послѣ сего сіи святыя мощи были перенесены въ церковь, построенную во имя сего угодника Божія.

Отъ нихъ и доселѣ источаются, какъ-бы отъ неизсякаемаго источника, многія исцѣленія и подается святыми его молитвами помощь всѣмъ съ вѣрою припадающимъ къ нимъ по неизреченному милосердію Господа нашего Іисуса Христа, Ему же слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Отецъ св. Алексія митрополита, бояринъ Ѳеодоръ Бяконтъ, перешелъ въ Москву отъ того, что край Черниговскій, опустошенный Батыемъ, не переставалъ терпѣть нападенія отъ хищныхъ набѣговъ. Подъ защитою же крѣпкаго и благочестиваго князя Даніила Александровича нашелъ онъ мирную и покойную жизнь. — Святый Алексій родился въ 1300 году.
[2] Князь Даніилъ Александровичъ, младшій сынъ св. Александра Невскаго, основатель самостоятельнаго московокаго княжества и родоначальникъ князей московскихъ (1261-1303 г.). Впослѣдствіи онъ причисленъ Церковію Русскою къ лику святыхъ и мощи его, обрѣтенныя нетлѣнными въ 1652 г., донынѣ открыто почиваютъ въ храмѣ созданнаго имъ, на берегу Москвы рѣки, Данилова монастыря.
[3] Впослѣдствіи великій князь Московскій, Іоаннъ Даніиловичъ Калита съ 1328-1340 г.
[4] Это было въ 1320 году. Богоявленскій (1-классный) монастырь въ Москвѣ основанъ въ 1296 году при князѣ московскомъ Даніилѣ Александровичѣ.
[5] Великій князь московскій Симеонъ Іоанновичъ Гордый княжилъ съ 1340-1353 г.
[6] Св. Ѳеогностъ управлялъ Русскою Церковію съ 1328-1353 г. Онъ окончательно утвердилъ пребываніе митрополитовъ русскихъ, вмѣсто Владиміра, въ Москвѣ.
[7] Владиміръ на Клязьмѣ, престолъ митрополичій, до святителей Петра и Ѳеогноста. Св. Алексій былъ посвященъ въ епископа Владимірскаго въ концѣ 1352 года. Еще за 12 лѣтъ передъ тѣмъ митрополитъ Ѳеогностъ повелѣлъ Алексію жить въ святительскомъ дворѣ его и завѣдывать судебными дѣлами Церкви, причемъ для св. Алексія, при постоянныхъ непосредственныхъ сношеніяхъ съ святителемъ-грекомъ, открылись и нужды, и средства прекрасно познакомиться съ греческимъ языкомъ.
[8] Великій князь московскій Іоаннъ II Іоанновичъ княжилъ съ 1353-1359 г.
[9] Патріархъ Филоѳей управлялъ Константинопольскою Церковію съ 1354-1355 г., и потомъ вторично съ 1362-1376 годъ.
[10] Св. Алексій, митрополитъ Московскій, управлялъ Русскою Церковію съ 1354-1378 г.
[11] Димитрій IV Іоанновичъ, Великій Князь Донской, родился въ 1350 г. октября 12; съ 1362 г. получилъ великое княженіе; построилъ каменный Кремль въ Москвѣ; княжилъ 27 лѣтъ, жилъ 40 лѣтъ. Онъ побѣдилъ хана Мамая на Дону въ 1380 году 8 сентября; скончался 1389 года 19 мая.
[12] Признательный ханъ далъ святителю въ знакъ почести перстень, который доселѣ хранится въ патріаршей ризницѣ.
[13] Димитрій Константиновичъ былъ великимъ княземъ съ 1359-1363 годъ.
[14] Этотъ монастырь былъ обѣтный. Когда святитель Алексій отправлялся въ Константинополь для посвященія въ санъ митрополита Кіевскаго и всея Россіи, то, на возвратномъ оттуда пути, подвергся бѣдствію, такъ что самая жизнь его была въ опасности: на морѣ поднялась страшная буря, и корабль каждую минуту готовъ былъ исчезнуть въ волнахъ. Всѣ бывшіе съ митрополитомъ отчаявались въ спасеніи. Между тѣмъ святитель усердно молился Богу, причемъ далъ обѣтъ соорудить храмъ во имя того святаго, которому будутъ праздновать въ день высадки пловцовъ на берегъ. Господь услышалъ молитву святителя. Настала тишина, и корабль присталъ къ берегу 16 августа. Во исполненіе сего обѣта, св. митрополитомъ Алексіемъ и былъ основанъ около 1360 года вышеупомянутый монастырь въ честь Всемилостиваго Спаса, Нерукотвореннаго Его Образа. Въ дѣлѣ созиданія монастыря много помогалъ святителю преп. Андроникъ, ученикъ преп. Сергія, почему онъ и получилъ наименованіе Спасо-Андроникова (Андроніева) монастыря; нынѣ — второклассный монастырь. Въ монастырѣ и теперь хранится Нерукотворенный Образъ Спасителя, привезенный св. Алексіемъ изъ Царьграда, украшенный богатою ризою.
[15] Память преп. Андроника совершается 13 іюня. Мощи его почиваютъ въ созданномъ имъ совмѣстно со святителемъ Алексіемъ Спасо-Андрониковомъ монастырѣ.
[16] Воспоминаніе чуда, бывшаго въ Хонѣхъ, празднуется 6 сентября.
[17] Чудовъ монастырь (каѳедральный) основанъ въ 1365 г. въ память чудеснаго исцѣленія татарской царицы Тайдулы.
[18] Въ духовной литературѣ св. Алексій митрополитъ оставилъ послѣ себя граматы, поученія и переводы. Въ Московскомъ Чудовомъ монастырѣ хранится переведенное имъ съ греческаго и собственноручно написанное Евангеліе.
[19] Это было 20-го мая 1431 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 241-246.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0