Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Февраль.
День одиннадцатый.

Житіе и страданіе священномученика Власія, епископа Севастійскаго, и другихъ пострадавшихъ съ нимъ.

Въ это время игемонъ Агриколай всячески старался погубить возможно большее число христіанъ, предавая ихъ разнымъ ужаснымъ мукамъ, однихъ онъ предавалъ мечу, другихъ приказывалъ сжигать на огнѣ, третьихъ — потопить въ рѣкахъ, иныхъ же — отдать на съѣденіе звѣрямъ. Для послѣдней цѣли онъ приказалъ своимъ ловчимъ поймать возможно большее число хищныхъ звѣрей. Исполняя это повелѣніе, ловцы вышли на ловъ и, обходя горы и пустыни, пришли также и на гору Аргеосъ, гдѣ скрывался святый епископъ Власій; подойдя къ пещерѣ святаго и увидя передъ ней множество рѣзвящихся звѣрей, они сказали другъ другу:

— «Пойдемъ и посмотримъ, что это тамъ происходитъ».

Приблизившись, они увидѣли, что святый Власій сидитъ у себя въ пещерѣ, какъ-бы въ какомъ-то чертогѣ, и возсылаетъ Богу усердныя молитвы. Ничего не сказавъ святому епископу, они возвратились домой и разсказали все, что видѣли, игемону Агриколаю; тотъ приказалъ большому числу воиновъ отправиться вмѣстѣ съ ловчими, схватить скрывающихся тамъ христіанъ и привести ихъ къ нему. Пришедши на ту гору и войдя въ пещеру, посланные воины нашли тамъ одного только святаго Власія, который возносилъ Богу молитвы и прославлялъ Его святое имя.

— «Выйди отсюда, — сказали они Власію, — и ступай съ нами въ городъ: тебя зоветъ игемонъ».

Услышавъ сіе, святый обрадовался и сказалъ:

— «Хорошо, дѣти мои, пойдемъ вмѣстѣ; Господь вспомнилъ обо мнѣ: Онъ являлся мнѣ трижды въ эту ночь, говоря: «встань и принеси Мнѣ жертву, какъ подобаетъ тебѣ по твоему званію епископа». Итакъ вовремя, дѣти мои, вы пришли сюда сегодня, Господь мой Іисусъ Христосъ да будетъ съ вами».

На пути язычники, видя кротость святаго и слушая его ученіе, а также поражаемые его чудотвореніями, обращались къ истинному Богу; ибо его молитвами многимъ болящимъ подавались отъ Господа исцѣленія, и не только людямъ, но и животнымъ; когда къ нему приносили или приводили больныхъ, онъ возлагалъ на нихъ руки свои, возносилъ о нихъ молитву и отпускалъ совершенно здоровыми. У одной женщины былъ единственный сынъ; во время ѣды, рыбья кость засѣла у него въ горлѣ, такъ что онъ не могъ произнести ни слова и былъ уже при смерти; мать, взявъ его полумертваго, отнесла къ святому и положила у его ногъ, горько плача и взывая:

— «Помилуй сына моего, рабъ Спасителя нашего Іисуса Христа, онъ одинъ только у меня».

При этомъ она разсказала Власію, что случилось съ ея сыномъ. Святитель Божій, вложивъ свою руку въ горло отроку и возведя очи къ небу, сталъ такъ молиться Господу:

— «Спаситель мой! Ты помогаешь всѣмъ, кто съ вѣрою призываетъ Тебя: услышь мою молитву, и кость, засѣвшую въ горлѣ сего отрока, изми невидимою Твоею силою и исцѣли его. И въ остальное время, если случится что съ человѣкомъ или съ животнымъ и станутъ поминать имя мое, говоря: «Боже, помоги молитвами раба твоего Власія», то Ты, Господи, скорый на помощь, помоги тѣмъ и подай исцѣленіе въ славу и честь святаго Твоего имени».

Молясь такъ, онъ исцѣлилъ отрока и вернулъ его матери, которая въ великой радости немолчно возсылала хвалы Богу. Вслѣдствіе такихъ чудесъ, имя Власія прославилось не только въ Севастіи, но даже и въ Никополѣ [6]. Когда святый находился еще въ дорогѣ, недалеко отъ Севастіи, то произошло слѣдующее:

Одна бѣдная вдова не имѣла ничего, кромѣ одного только поросенка; волкъ, подкравшись, схватилъ его. Бѣдная женщина стала горько плакать; увидѣвъ, что идетъ святый, она бросилась къ нему и со слезами стала разсказывать ему о своемъ горѣ. Святый, улыбнувшись, сказалъ ей:

— «Не предавайся скорби, женщина, не плачь: твой поросенокъ будетъ возвращенъ тебѣ живымъ и невредимымъ».

Сказавъ сіе, святый продолжалъ свой путь, а къ убогой вдовицѣ прибѣжалъ тотъ волкъ, неся въ зубахъ ея поросенка; онъ пустилъ его передъ нею безъ всякаго поврежденія и убѣжалъ обратно въ пустыню; вдова же взяла своего поросенка, радуясь и хваля Бога.

Когда святый Власій достигъ Севастіи, игемонъ Агриколай, узнавъ объ этомъ, тотчасъ приказалъ заключить его въ темницу. На другой день, возсѣвъ на судилищѣ, Агриколай приказалъ привести къ себѣ святителя Божія; увидѣвъ его, игемонъ сначала обратился къ нему съ такими льстивыми словами:

— «Радуйся, Власій, возлюбленный другъ боговъ нашихъ и нашъ!»

На это святый отвѣчалъ ему:

— «Радуйся и ты, державный игемонъ, но не называй богами бѣсовъ, которые будутъ преданы вѣчному огню вмѣстѣ съ тѣми, кто имъ покланяется».

Въ гнѣвѣ игемонъ приказалъ немилосердно бить святаго; послѣ долгаго истязанія святый снова сказалъ игемону:

— «Безумный обольститель душъ человѣческихъ, неужели ты думаешь своими муками отвратить меня отъ истиннаго Бога? Нѣтъ, это невозможно, ибо я уповаю на Іисуса Христа, Который укрѣпляетъ меня; впрочемъ поступай, какъ хочешь».

Видя непоколебимую вѣру святаго, игемонъ повелѣлъ снова отвести его въ темницу.

Тогда та бѣдная вдова, пораженная мужественными страданіями, которыя святый Власій претерпѣлъ за Христа, и его твердымъ постоянствомъ во святой вѣрѣ, заколола своего поросенка, котораго невредимымъ получила изъ зубовъ волка, сварила голову и ноги, положила на блюдо; сюда же она добавила еще сѣмянъ, земныхъ плодовъ и огородныхъ овощей, сколько можно было ей по ея бѣдности; спрятавъ все это въ корзину и зажегши свѣчу, она принесла эту корзинку святому въ темницу; припавъ къ ногамъ мученика, она стала умолять его, чтобы онъ взялъ эту пищу и вкусилъ бы ея. Воздавъ хвалу Богу, святый вкусилъ принесенной пищи; затѣмъ, благословивъ вдову, онъ сказалъ ей:

— «Женщина, такимъ образомъ совершай каждый годъ мою память, — тогда ничто изъ нужнаго въ домѣ твоемъ не оскудѣетъ; если же кто другой уподобится тебѣ и будетъ совершать мою память, тотъ получитъ въ изобиліи дары Божіи и благословеніе Господа пребудетъ на немъ во все время его жизни».

Благочестивая вдова, получивъ такое наставленіе отъ святаго, возвратилась въ домъ свой, славя Бога; и къ ней примѣнимо евангельское изреченіе: во всемъ мірѣ речется и еже сотвори сія въ память ея (Матѳ. 26, 13).

Между тѣмъ нечестивый мучитель, вторично возсѣвъ на судилищѣ, приказалъ привести на истязаніе святаго Власія.

— «Власій, — сказалъ онъ мученику, — принесешь ли ты жертву богамъ? Тогда останешься живымъ. Или же ты хочешь подвергнуть себя мучительной смерти?»

На это святый отвѣчалъ:

— «Бози, иже небесе и земли не сотвориша, да погибнутъ (Іер. 10, 11), а смерть, которой ты грозишь, даруетъ мнѣ жизнь вѣчную».

Видя такую непоколебимость святаго въ вѣрѣ, игемонъ повелѣлъ, обнаживъ, повѣсить его на деревѣ и сильно строгать желѣзными орудіями. Послѣ долгаго мученія святый мученикъ сказалъ игемону:

— «Нечестивый и исполненный скверны человѣкъ, неужели ты хочешь устрашить меня ранами, когда мнѣ помогаетъ Іисусъ Христосъ? я не боюсь твоихъ видимыхъ мукъ, ибо взираю на будущія невидимыя блага, обѣщанныя любящимъ Бога».

Послѣ сего мучитель приказалъ снять его съ дерева и отвести его снова въ темницу. Когда святаго Власія вели въ заключеніе, за нимъ слѣдовало семь благочестивыхъ и богобоязненныхъ женщинъ, которыя, собирая каплющую на землю изъ тѣла святаго кровь, помазывались ею. Слуги, сопровождавшіе святаго, увидя сіе, взяли ихъ и привели къ игемону, говоря:

— «И сіи женщины — послѣдовательницы Христа».

Тогда игемонъ обратился къ женщинамъ и сказалъ:

— «Одумайтесь, принесите жертвы богамъ, и получите отъ меня великія почести».

Честныя и святыя жены отвѣчали ему:

— «Если тебѣ, игемонъ, хочется, чтобы мы поклонились богамъ твоимъ и принесли имъ жертвы, то прежде всего намъ слѣдуетъ очиститься; итакъ, пойдемъ къ ближайшему озеру и обмоемъ въ немъ по обычаю лица наши и все тѣло: повели намъ принести туда и боговъ твоихъ; омывшись, мы поклонимся имъ на берегу того озера».

Обрадовавшись, игемонъ приказалъ принести своихъ идоловъ; вложивъ ихъ въ мѣшки и запечатавъ оловомъ, игемонъ отдалъ ихъ женщинамъ; затѣмъ приказалъ воинамъ, чтобы они сопровождали женщинъ съ идолами до берега озера и оттуда опять съ честью привели бы ихъ обратно. Взявъ на свои плечи мѣшки съ идолами, женщины понесли ихъ къ берегу озера; придя туда, гдѣ озеро было очень глубоко, онѣ стали просить воиновъ отойти отъ нихъ, какъ бы стыдясь раздѣться при нихъ, и немного подождать, пока онѣ не совершатъ омовенія. Когда тѣ отошли, каждая изъ женщинъ бросила въ озеро идола, котораго несла, и скверные идолы быстро погрузились въ воду, какъ олово. Увидѣвъ это, воины съ гнѣвомъ схватили ихъ и, отведя къ игемону, разсказали ему о потопленіи идоловъ. Игемонъ измѣнился въ лицѣ отъ ярости и зарычалъ на воиновъ, словно левъ:

— «Злые слуги, почему вы не удержали боговъ, зачѣмъ вы не препятствовали женщинамъ бросать ихъ въ глубину озера?»

Въ отвѣтъ на это воины сказали:

— «Свѣтлѣйшій игемонъ, эти женщины обманули тебя и съ хитрымъ намѣреніемъ взяли боговъ твоихъ; не зная ихъ коварства, мы не держали ихъ».

Тогда и святыя жены сказали игемону:

— «Истинный Богъ не знаетъ людской лести, а боги твои, сдѣланные изъ бездушнаго камня и дерева, золота и серебра, лестію были взяты нами и потоплены; не въ силахъ они были ни избавить себя отъ рукъ нашихъ, ни спасти себя отъ потопленія: какъ же могутъ они другихъ спасать и избавлять отъ бѣдъ?»

Исполнившись ярости, игемонъ приказалъ разжечь печь, растопить олово, принести желѣзные гребни и трезубцы и семь раскаленныхъ докрасна мѣдныхъ досокъ, сдѣланныхъ наподобіе одежды; все это онъ приказалъ положить на одной сторонѣ, а на другой положилъ мягкія одѣянія и различныя женскія украшенія и сказалъ тѣмъ святымъ женамъ:

— «Выбирайте себѣ одно изъ двухъ: или поклонитесь богамъ и принесите имъ жертвы, тогда сохраните себѣ жизнь, будете ходить въ тѣхъ свѣтлыхъ одеждахъ и драгоцѣнныхъ украшеніяхъ; если же вы не исполните этого, то потерпите всѣ сіи муки, приготовленныя для васъ».

Одна изъ тѣхъ женщинъ, у которой было два сына-отрока, схватила свѣтлую одежду и бросила ее въ печь, гдѣ та и сгорѣла; а отроки стали просить мать свою, говоря:

— «Дорогая мать наша, не оставь насъ погибнуть на землѣ сей, но какъ ты воспитала насъ сладкимъ твоимъ млекомъ на землѣ, такъ помоги намъ достигнуть и царствія небеснаго».

Послѣ того игемонъ повелѣлъ повѣсить ихъ обнаженными и строгать тѣло ихъ желѣзными гребнями. Тогда воины увидѣли, что, вмѣсто крови, изъ язвъ ихъ истекаетъ молоко, а тѣла ихъ стали бѣлы какъ снѣгъ; ангелы Божіи, сходя съ небесъ, укрѣпляли святыхъ женъ среди мукъ и утѣшали ихъ такъ:

— «Не бойтесь, но продолжайте свой подвигъ, подобно доброму земледѣльцу, который, начавъ жатву, оканчиваетъ ее; исполнивъ дѣло, онъ получаетъ благодарность и награду отъ своего господина и возвращается съ радостью въ свой домъ. Такъ и вы подвизайтесь, чтобы получить отъ Спасителя нашего Іисуса Христа вѣчную блаженную жизнь».

Потомъ игемонъ повелѣлъ снять ихъ съ того дерева и бросить въ огненную печь. Когда ихъ бросили туда, огонь тотчасъ же погасъ тамъ, и онѣ вышли изъ печи безъ всякаго вреда. Тогда игемонъ сказалъ имъ:

— «Оставьте волшебство ваше и принесите жертву богамъ нашимъ».

Святыя жены единогласно отвѣчали ему:

— «Не будетъ тебѣ добра, сынъ діавола, не оставимъ мы Господа нашего Іисуса Христа, не станемъ мы кланяться камню и дереву, идоламъ, тебѣ подобнымъ, глухимъ и безчувственнымъ, ибо призваны мы въ царство небесное».

Услышавъ сіе, игемонъ приказалъ отсѣчь имъ мечемъ главы. Когда онѣ были приведены на мѣсто, гдѣ ихъ ожидала кончина, онѣ просили воиновъ:

— «Переждите немного, пока мы помолимся Богу».

Преклонивъ свои колѣна, они стали такъ молиться:

— «Слава Тебѣ, великому и прославленному Богу нашему, слава Тебѣ, Христе, царствующему во вѣки и призвавшему насъ на путь спасенія, — ибо кто такъ великъ, какъ Ты, внушившій намъ отречься отъ тьмы и приступить къ истинному свѣту Твоему! Молимъ Тебя, Господи, причти насъ къ Твоей первомученицѣ Ѳеклѣ [7], прими молитву за насъ отъ святѣйшаго отца нашего и пастыря Власія, наставившаго насъ на истинный путь».

Помолившись такъ и поднявшись съ земли, онѣ простерли свои руки къ небу и, возведя свои очи, съ чистымъ сердцемъ единодушно возопили къ Богу:

— «Слава Тебѣ, Христе Боже нашъ, что сподобилъ намъ стать на семъ мѣстѣ, какъ бы овцамъ на заколеніе, за имя Твое святое: мы желаемъ быть жертвами Тебѣ, пріими же души наши на небесный Твой жертвенникъ».

Два упомянутыхъ отрока, приступивъ къ матери своей, сказали ей:

— «Мать, вамъ готовы вѣнцы отъ Господа на небесахъ, а насъ препоручи доброму страстотерпцу святѣйшему епископу Власію».

Тогда палачъ, приступивъ, отсѣкъ святымъ семи женамъ ихъ честныя главы; такова была кончина ихъ.

Послѣ сего игемонъ, приказавъ привести изъ темницы святаго Власія, спросилъ его:

— «Принесешь ли ты нынѣ жертвы богамъ, или нѣтъ?»

— «Окаянный слѣпецъ, — отвѣчалъ святый, — не видишь ты истиннаго свѣта: кто изъ тѣхъ, кои познали Бога Живаго, принесетъ жертвы или поклонится бездушнымъ идоламъ? Знай же ты, омраченный и нечестивый человѣкъ, что оставилъ ты Бога Живаго и покланяешься безчувственному камню; не боюсь я твоихъ угрозъ, мучай меня, какъ хочешь, — вотъ, я предаю тебѣ за Христа моего тѣло мое, одинъ Богъ имѣетъ власть надъ душою моею».

Тогда игемонъ сказалъ святому:

— «Если я прикажу бросить тебя въ озеро, развѣ можетъ помочь тебѣ тогда твой Христосъ, Которому ты покланяешься?»

— «Слѣпой и неразумный, — отвѣчалъ святый, — ты, почитая идоловъ, считаешь себя спасеннымъ; а я, почитая Христа, неужели не покажу тебѣ на водахъ силы Бога моего?»

Тогда игемонъ приказалъ его вести къ озеру и бросить въ глубину; святый же, придя на берегъ, ознаменовалъ воду крестнымъ знаменіемъ, пошелъ по водѣ, какъ посуху, и, достигнувъ середины озера, сѣлъ на водѣ, какъ на землѣ, и обратился съ такою рѣчью къ стоявшимъ на берегу воинамъ и слугамъ мучителя:

— «Если вы имѣете боговъ, то покажите ихъ силу: идите и вы по водѣ».

Тогда шестьдесятъ восемь мужей, призвавъ имена боговъ своихъ, вступили въ озеро, желая идти по водѣ, и всѣ внезапно погрузились въ водѣ, какъ бы олово, и погибли. Ангелъ же Господень, сойдя съ небесъ къ святому, сказалъ ему:

— «Исполненный Божіей благодати архіерей, сойди съ воды и воспріими вѣнецъ, уготованный тебѣ отъ Бога».

Сойдя на землю, святый съ лицомъ, сіявшимъ, подобно яркому снѣгу, пришелъ къ игемону и сталъ укорять его. Тогда игемонъ издалъ смертный указъ для Власія такого содержанія:

— «Власій не повинуется мнѣ, презираетъ царя, хулитъ боговъ нашихъ, погубилъ въ водѣ своимъ волшебствомъ шестьдесятъ восемь мужей — за все сіе онъ долженъ быть усѣкнутъ мечемъ вмѣстѣ съ двумя отроками».

Вмѣстѣ съ отроками Власій выведенъ былъ отъ игемона. Придя на мѣсто казни, онъ молился о своихъ согрѣшеніяхъ, о всемъ мірѣ, въ особенности же о тѣхъ, которые будутъ совершать его память; о таковыхъ онъ молился, чтобы ихъ не касалась никакая болѣзнь, чтобы домы ихъ были исполнены всякихъ благъ, и чтобы услышаны были молитвы ихъ. Въ то время сошло свыше на него свѣтлое облако, которое осѣнило его, и изъ облака послышался гласъ Христовъ:

— «Всѣ прошенія твои исполню, возлюбленный мой подвижникъ».

Тогда палачъ усѣкъ честную главу его, а за нимъ и двумъ вышеупомянутымъ отрокамъ на одномъ утесѣ за городской стѣной въ Севастіи; это произошло въ одиннадцатый день мѣсяца февраля [8].

Одна благочестивая женщина, по имени Елисса, взявъ святыя тѣла мучениковъ, съ честью погребла ихъ на томъ же мѣстѣ; отъ гробницы святыхъ подавались болящимъ исцѣленія.

Узнавъ о страдальческой кончинѣ святителя Христова Власія, та вышеупомянутая женщина, имѣвшая одного поросенка, почтила память святаго, собравъ къ себѣ сосѣдей и знакомыхъ, и Богъ благословилъ ея домъ всякимъ довольствомъ. Подражая ей, другіе благочестивые люди также начали ежегодно совершать память святаго Власія, принося въ церковь свѣчи и ѳиміамъ, собираясь въ домахъ своихъ единовѣрцевъ и подавая милостыню нищимъ и убогимъ. Съ тѣхъ поръ и начался тотъ благочестивый обычай, котораго и донынѣ нѣкоторые еще держатся, а именно совершать память святаго священномученика Власія по примѣру той вдовицы, которая первой совершила такое воспоминаніе, и бываетъ сіе воспоминаніе въ славу Господа нашего Іисуса Христа, съ Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго и покланяемаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Каппадокія — большая область въ восточной половинѣ Малой Азіи. Севастія — городъ Каппадокіи на границѣ съ Малой Арменіей, въ сѣверо-восточной части области.
[2] Царствовалъ съ 284-305 годъ.
[3] Память ихъ совершается Церковію 3-го декабря.
[4] Царствовалъ съ 307-324 годъ.
[5] Аргеосъ — иначе Аргей — большая, покрытая на самой вершинѣ вѣчнымъ снѣгомъ, а при подножіи своемъ прекраснымъ лѣсомъ, гора Малой Азіи, часть Антитавра, въ сѣверо-западной Каппадокіи.
[6] Никополь — городъ въ Малой Арменіи, на границѣ Понта, при рѣкѣ Ликусѣ; нынѣ Эндересъ.
[7] Память ея 24-го сентября.
[8] Святый священномученикъ Власій пострадалъ и скончался около 316 года. — Мощи его перенесены на Западъ во время крестовыхъ походовъ; части ихъ находятся во многихъ странахъ Европы.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 211-221.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0