Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Февраль.
День десятый.

Житіе преподобнаго Прохора, Печерскаго чудотворца.

Богатый въ щедротахъ и милосердый Господь часто посылаетъ бѣды на человѣка, дабы, чрезъ подобное наказаніе, привести его къ истинѣ и привлечь на дѣла благія. Если Онъ и допускаетъ, чтобы люди мучились и страдали, то не замедлитъ и помиловать ихъ и даровать ихъ ранамъ исцѣленіе, — какъ это мы и видимъ изъ житія сего преподобнаго Прохора.

Во дни княженія Святополка Изяславича [1] кіевляне много насилія претерпѣли отъ сего князя, который домá, даже и людей знатныхъ, безъ вины уничтожалъ, а имущество ихъ отнималъ; — вотъ почему Господь попустилъ, чтобы враги Руси возымѣли тогда такую силу: на Святополка возстали великія рати половцевъ [2]; къ тому же и между князьями вспыхнула междоусобная брань, — и настали тогда въ Русской землѣ великій голодъ и оскудѣніе.

Въ это время блаженный Прохоръ пришелъ изъ Смоленска въ Печерскій монастырь, къ игумену Іоанну [3], и принялъ отъ него иноческій чинъ. Въ монастырѣ онъ сталъ усердно подвизаться въ добродѣтеляхъ и предалъ себя такому воздержанію, что даже отказывался отъ вкушенія обыкновеннаго хлѣба; онъ собиралъ траву лебеду и, протирая ее своими руками, дѣлалъ себѣ изъ нея хлѣбъ и тѣмъ питался. Въ лѣтнее время онъ заготовлялъ такого хлѣба на весь годъ и, когда снова наступало лѣто, дѣлалъ то же для слѣдующаго года, такъ что онъ совершенно не нуждался въ хлѣбѣ, и потому онъ получилъ прозвище «лебедника»; кромѣ просфоры, онъ ничего не вкушалъ, — онъ никогда не ѣлъ даже овощей, но только лебеду, и не пилъ ничего иного, кромѣ воды. Господь же, видя терпѣніе святаго въ столь великомъ воздержаніи, претворялъ для него горечь хлѣба, приготовленнаго изъ лебеды, въ пріятное услажденіе, и угодникъ Божій проводилъ всѣ дни своей жизни не въ печали и скудости, а въ радости: блаженный Прохоръ никогда не скорбѣлъ, но всегда въ веселіи работалъ Господу. Онъ никогда не страшился набѣговъ вражіихъ, ибо жилъ какъ птица, не имѣя ничего, кромѣ лебеды. Онъ не могъ похвалиться вмѣстѣ съ Евангельскимъ богачемъ: душе, имаши многа блага, лежаща на лѣта многа: почивай, яждь, пій, веселися (Лук. 12, 19); но и за траву, заготовленную на годъ, онъ укорялъ себя, говоря: Прохоръ, въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе, а яже уготовалъ еси, кому будутъ (Лук. 12, 20)? Святый на дѣлѣ исполнилъ сіе слово Господне: воззритѣ на птицы небесныя, яко не сѣютъ, ни жнутъ, ни собираютъ въ житницы, и Отецъ вашъ Небесный питаетъ ихъ (Лук. 6, 26). Подобно птицамъ, блаженный Прохоръ легко проходилъ на то мѣсто, гдѣ росла лебеда, и оттуда приносилъ ее въ монастырь на плечахъ, какъ-бы на крыльяхъ. Такъ питался онъ, какъ птица небесная, ненасѣянною пищею, съ непахотной земли. Въ это время на Руси, отъ постоянныхъ браней, начался великій голодъ, такъ что людямъ угрожала смерть. Но Господь, желая прославить угодника Своего и спасти отъ смерти людей, въ этотъ годъ благословилъ урожай лебеды и ея выросло болѣе, чѣмъ въ прежніе годы. Тогда блаженный Прохоръ сталъ еще болѣе трудиться. Безпрестанно собирая эту траву, онъ сѣмена ея растиралъ руками и, дѣлая изъ подобной муки хлѣбы, раздавалъ ихъ бѣднымъ и умирающимъ отъ голода.

Нѣкоторые, видя, какъ святый Прохоръ собиралъ лебеду, начали также запасаться ею, чтобы пропитаться ею во время голода, но отъ горечи не могли ѣсть такого хлѣба. Тогда всѣ нуждающіеся стали обращаться къ блаженному Прохору; святый никому не отказывалъ въ своемъ хлѣбѣ изъ лебеды. И всѣмъ вкусъ сего хлѣба казался пріятнымъ, какъ будто онъ былъ смѣшанъ съ медомъ. Такимъ образомъ, хлѣбъ, испеченный изъ лебеды руками блаженнаго Прохора, народъ бралъ охотнѣе, чѣмъ хлѣбъ, испеченный изъ пшеницы. И при всемъ этомъ вотъ чтó казалось особенно чуднымъ — хлѣбъ сей казался чистымъ и сладкимъ на вкусъ только въ томъ случаѣ, если давался блаженнымъ Прохоромъ съ благословеніемъ, но если кто бралъ его безъ благословенія святаго, — то онъ казался черенъ, какъ земля, и горекъ, какъ полынь. Такъ одинъ изъ братій взялъ у святаго его хлѣбъ тайно, безъ благословенія, и сталъ его ѣсть. Но онъ оказался въ рукахъ его, какъ земля, и горькимъ настолько, что его нельзя было ѣсть. И такъ случалось нѣсколько разъ. Но инокъ сей стыдился открыть блаженному свой грѣхъ и попросить у него хлѣба съ благословеніемъ. Однако, давно уже претерпѣвая большой голодъ, онъ больше не въ состояніи былъ переносить его и, видя предъ глазами своими неминуемую смерть, пришелъ къ игумену Іоанну и, разсказавъ ему все происшедшее, сталъ у него просить прощенія. Игуменъ, не повѣривъ этому, велѣлъ другому брату взять тайно хлѣбъ у святаго Прохора, чтобы убѣдиться, дѣйствительно ли это такъ. Когда хлѣбъ былъ принесенъ, подтвердилось то, что говорилъ первый братъ: отъ горечи никто его не могъ ѣсть. Оставивъ сей хлѣбъ у себя, игуменъ снова послалъ къ святому испросить хлѣба съ его благословенія; «а отходя отъ него, сказалъ онъ, возьмите тайно и другой хлѣбъ». Послѣ того, какъ хлѣбы сіи были принесены, взятый тайно хлѣбъ измѣнился предъ ними и сталъ чернымъ, какъ земля и горькимъ, какъ полынь, подобно первому хлѣбу; а хлѣбъ, взятый съ благословенія святаго Прохора, оказался чистымъ и сладкимъ, какъ медъ. Вслѣдствіе сего чуда блаженный Прохоръ прославился повсюду и, питая многихъ, оказалъ тѣмъ большую пользу. Въ это время князь Кіевскій Святополкъ Изяславичъ вступилъ въ междоусобную брань съ Давидомъ Игоревичемъ, княземъ владиміро-волынскимъ. Онъ вступилъ съ нимъ въ борьбу за ослѣпленіе на Требовлѣ князя Василько Ростиславича, котораго, по наговору Давида Игоревича, князь Святополкъ приказалъ ослѣпить. Въ то же время Святополкъ Изяславичъ началъ междоусобную борьбу и съ Владиміромъ Ростиславичемъ, братомъ Василько, княземъ Перемышльскимъ и даже съ самимъ Василько — за область отца своего Изяслава, которую захватили Ростиславичи [4].

Князь Святополкъ прогналъ Давида къ ляхамъ и, посадивъ въ его городѣ Владимірѣ сына своего Мстислава, самъ возвратился изъ похода въ Кіевъ. Но онъ не могъ одолѣть Владиміра и Василько и послалъ на нихъ съ уграми Ярослава, другого сына своего. Во время этого великаго общественнаго нестроенія и беззаконнаго грабленія, запретили пропускать купцовъ изъ Галича и Перемышля въ Кіевъ, вслѣдствіе чего во всей почти южно-русской землѣ не стало соли, и для народа настало великое бѣдствіе.

Видя это бѣдствіе, блаженный Прохоръ собралъ въ келлію свою множество золы со всѣхъ келлій и, помолившись Господу, сталъ раздавать ее всѣмъ нуждающимся въ соли: по молитвамъ святаго, она оказалась чистою солію. И чѣмъ обильнѣе онъ ее раздавалъ, тѣмъ болѣе она умножалась; ея въ изобилій доставало не только для монастыря, но и міряне, приходя къ блаженному Прохору во множествѣ, брали ее для себя. И за все это блаженный Прохоръ ничего не бралъ: онъ всѣмъ раздавалъ свою соль даромъ, — кто сколько требовалъ, такъ что часто можно было видѣть, что базаръ пустъ, а монастырь святаго полонъ народа, приходившаго для полученія соли.

Въ это время діаволъ воздвигъ великую ненависть къ Прохору со стороны тѣхъ людей, которые продавали соль на торжищѣ и теперь не получали ожидаемой прибыли. Они думали, что въ тѣ дни за соль пріобрѣтутъ громадныя богатства, но весьма ошиблись, ибо то, что они сначала продавали по большой цѣнѣ, потомъ уже никто не сталъ покупать и за безцѣнокъ. Собравшись вмѣстѣ, всѣ торговавшіе солью, явились къ князю Святополку и стали клеветать на блаженнаго, говоря:

— «Прохоръ, черноризецъ Печерскаго монастыря, отнялъ у насъ великое богатство, ибо онъ всѣхъ привлекъ къ себѣ за покупкою соли, а мы, платяшіе тебѣ подати, не можемъ продать своей соли, и потому разорились».

Князь, выслушавъ ихъ, задумалъ — и прекратить среди продавцевъ ропотъ, и себѣ пріобрѣсти богатство. Онъ рѣшилъ съ совѣтниками своими поднять цѣну на соль, дабы, отнявъ ее у Прохора, самому продавать ее чрезъ своихъ слугъ. Князь сказалъ этимъ слугамъ-крамольникамъ:

— «За васъ и я ограблю этого монаха».

Желая, какъ-бы угодить торговцамъ, онъ таилъ въ себѣ мысль только о пріобрѣтеніи; самому же ему изъ-за зависти хотѣлось только причинить имъ зло: вѣдь зависть не можетъ мириться съ тѣмъ, что полезно для другихъ.

Итакъ, Святополкъ послалъ отобрать у Прохора всю соль. И когда она была привезена, онъ пошелъ самъ посмотрѣть на нее вмѣстѣ съ тѣми крамольниками, которые клеветали на блаженнаго. И всѣ здѣсь увидѣли, что предъ ихъ глазами — пыль. Тогда князь приказалъ попробовать нѣкоторымъ эту соль, — но она оказалась пылью и на вкусъ. И всѣ они дивились этому измѣненію и недоумѣвали.

Потомъ князь, желая достовѣрно узнать, чѣмъ все это чудо кончится, приказалъ эту пыль сохранить до трехъ дней. А между тѣмъ къ святому Прохору приходило множество народа, дабы взять отъ него соли, но, узнавъ о ея разграбленіи, возвращались безъ нея, проклиная того, кто это учинилъ.

Блаженный же Прохоръ сказалъ имъ:

— «Когда эта соль будетъ выброшена княземъ вонъ, тогда подите и соберите ее себѣ».

Дѣйствительно, князь, продержавъ эту соль у себя до трехъ дней и ничего не видя въ ней, кромѣ пыли, приказалъ выбросить ее. Но послѣ того, какъ ее высыпали, она снова превратилась въ соль. Граждане, узнавъ объ этомъ, стали стекаться на это мѣсто и съ радостію собирали соль. Когда совершилось это дивное чудо, князь, нанесшій святому такую обиду, пришелъ въ ужасъ. Онъ не могъ скрыть этого чуда, такъ какъ оно совершилось предъ всѣмъ городомъ, — и вотъ онъ началъ изслѣдовать, чтóбы это означало. Тогда ему разсказали все, что совершилъ блаженный Прохоръ, — не только о соли, претворенной изъ пыли, но и о хлѣбахъ изъ лебеды, которыми онъ кормилъ такое множество народа, — и какъ эти хлѣбы становились сладкими, когда ихъ брали изъ рукъ блаженнаго съ его благословенія, и какъ, наоборотъ, они казались горькими, когда кто ихъ бралъ тайно.

Услышавъ все это, князь Святополкъ устыдился своего поступка; отправившись въ Печерскій монастырь, онъ примирился съ игуменомъ Іоанномъ. Прежде же онъ имѣлъ вражду на него за обличенія въ ненасытной алчности и въ притѣсненіяхъ народа. Онъ за это даже заточилъ Іоанна въ Туровѣ [5], но убоявшись заступничества христолюбиваго князя Владиміра Мономаха, скоро съ честію возвратилъ его въ Печерскій монастырь.

Послѣ сего чуда Святополкъ сталъ имѣть великое усердіе къ Пресвятой Богородицѣ и къ преподобнымъ отцамъ Антонію и Ѳеодосію Печерскимъ; блаженнаго же Прохора онъ весьма почиталъ и ублажалъ, считая его истиннымъ рабомъ Божіимъ: онъ далъ ему слово не причинять больше никому никакого насилія; при этомъ утвердилъ это обѣщаніе слѣдующимъ уговоромъ:

— «Если, по волѣ Божіей, я прежде тебя умру, то ты своими руками положи меня во гробъ, дабы показать твое незлобіе ко мнѣ; если же ты преставишься прежде меня, то я, взявъ гробъ твой на свои плечи, самъ внесу тебя въ пещеру, чтобы получить отъ Господа прощеніе въ моемъ тяжкомъ предъ тобою грѣхѣ».

Послѣ такого уговора блаженный Прохоръ прожилъ немало лѣтъ, проводя богоугодно свое непорочное и полное лишеній житіе, и потомъ разболѣлся. Князь же въ это время отправился въ походъ противъ половцевъ. Тогда блаженный Прохоръ послалъ князю извѣщеніе, что часъ его смерти уже приблизился.

— «Если хочешь исполнить свое обѣщаніе, — оповѣщалъ онъ, — и получить отъ Бога оставленіе грѣховъ, приходи ко мнѣ, и получимъ другъ отъ друга прощеніе и ты положишь меня во гробъ своими руками. Итакъ, я ожидаю твоего прихода. Если же ты замедлишь и я скончаюсь безъ тебя, то не моя будетъ вина, и твоя борьба не такъ окончится для тебя, какъ если бы ты пришелъ ко мнѣ».

Услышавъ это, Святополкъ, оставивъ войско, немедля отправился къ болящему Прохору. Блаженный много поучалъ князя о милостынѣ, о будущемъ судѣ, о вѣчной жизни и безконечныхъ мукахъ, подалъ ему прощеніе грѣховъ и свое благословеніе и простился со всѣми окружавшими князя; а потомъ, воздѣвъ руки къ небу, предалъ духъ свой въ руцѣ Божіи. Князь Святополкъ, вмѣстѣ съ черноризцами, взявъ тѣло преподобнаго, отнесъ его въ пещеру и своими руками положилъ во гробъ.

Послѣ этого онъ отправился въ походъ и одержалъ надъ половцами полную побѣду; онъ плѣнилъ почти всѣхъ жителей половецкой области и привелъ ихъ въ свою землю. Эта побѣда, дарованная Богомъ Россійской землѣ, была одержана по пророчеству молитвенника за нея, — преподобнаго Прохора. Съ тѣхъ поръ князь Святополкъ, идя на битву съ врагами или на охоту, всегда заходилъ, для благословенія, въ Печерскій монастырь и тамъ, въ Богосозданной церкви, съ великимъ усердіемъ и благодареніемъ, покланялся чудотворной иконѣ Пресвятыя Богородицы и предъ гробницами преподобнаго Ѳеодосія и преподобныхъ Антонія и Прохора, — и только тогда выходилъ въ походъ.

И послѣ того счастливо текло княженіе Святополка, получившее послѣ многихъ жестокихъ испытаній, по молитвамъ блаженнаго Прохора, благословеніе Божіе. Самъ храстолюбивый князь Святополкъ Изяславичъ, какъ свидѣтель, предъ всѣми явно исповѣдывалъ чудеса и знаменія сего угодника Божія.

Святыми молитвами преподобнаго Прохора, Печерскаго чудотворца, да избавитъ и нынѣ всѣхъ насъ отъ всякой напасти и злаго обстоянія Господь Христосъ, ибо Ему подобаетъ со Безначальнымъ Его Отцемъ и Пресвятымъ, Благимъ и Животворящимъ Его Духомъ всякая слава, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчанія:
[1] Княжилъ отъ 1093-1113 годъ.
[2] Половцы — дикій кочевой народъ тюрскаго племени, со второй половины XI в. пришедшіе изъ-за Каспійскихъ степей въ южно-русскія степи и дѣлавшіе частые и опустошительные набѣги на южно-русскія княжества.
[3] Между 1089-1108 годани, въ которые Іоаннъ былъ игуменомъ Печерской обители.
[4] Вcе это происходило въ 1099 году.
[5] Это было приблизительно въ 1107 году. Мощи преп. Прохора нынѣ — въ Антоніевой пещерѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 203-209.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0