Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Февраль.
День четвертый.

Память преподобнаго отца нашего Исидора Пелусіотскаго.

Преподобный Исидоръ былъ родомъ изъ Александріи [1]. Онъ происходилъ отъ благородныхъ и благочестивыхъ родителей и былъ родственникомъ Ѳеофилу, архіепископу Александрійскому и святому Кириллу, преемнику Ѳеофила [2]. Съ успѣхомъ изучивъ свѣтскія науки и навыкнувъ въ божественной премудрости, Исидоръ пожелалъ посвятить себя на служеніе Богу. Еще въ молодыхъ лѣтахъ онъ оставилъ славу міра сего и богатство и, презирая знатность своего происхожденія и все почитая какъ-бы за прахъ, ушелъ въ гору Пилусіотскую [3]. Тамъ, принявъ иночество, онъ проводилъ строгую подвижническую жизнь [4]. Духовная мудрость и строгая жизнь Исидора собрали къ нему многихъ ревнителей благочестія, которыми онъ избранъ былъ въ санъ настоятеля и пресвитера [5]. Строгими подвигами и высокою образованностію преподобный Исидоръ пріобрѣлъ себѣ такое уваженіе, что не только епископы и вельможи, но и самъ императоръ и патріархи александрійскіе обращались къ нему за совѣтами и наставленіями, и онъ у всѣхъ былъ въ большомъ уваженіи.

Церковный историкъ Евагрій [6], воспоминая объ Исидорѣ, такъ говоритъ: «Въ царствованіе Ѳеодосія [7] былъ въ великой почести Исидоръ Пилусіотскій; слава о немъ, какъ о добродѣтельномъ и учительномъ мужѣ, распространилась далеко и широко, и имя его прославлялось всѣми устами. Трудами онъ такъ изнурялъ плоть свою, что жизнь его казалась всѣмъ жизнью ангельскою на землѣ. Онъ служилъ живымъ образцомъ монашеской жизни и богомыслія, и много писалъ весьма полезнаго въ наставленіе другимъ».

Историкъ Никифоръ [8], свидѣтельствуя о добродѣтельной жизни Исидора, говоритъ: «Божественный Исидоръ отъ юности своей столь много пролилъ пота въ иноческихъ трудахъ и такъ умерщвлялъ плоть свою, согрѣвая душу таинственными и высокими ученіями, что всѣмъ казался ведущимъ въ полномъ совершенствѣ евангельскій образъ жизни. Онъ былъ живымъ и одушевленнымъ столпомъ иноческихъ уставовъ и Божественнаго видѣнія и какъ бы самымъ высшимъ образцомъ теплѣйшаго подражанія и ученія духовнаго. Исидоръ написалъ множество различныхъ полезныхъ наставленій. Послѣ него осталось до десяти тысячъ посланій къ различнымъ лицамъ, исполненныхъ божественной благодати и мудрости человѣческой, въ которыхъ онъ изъясняетъ все Божественнее Писаніе, и исправляетъ нравы въ людяхъ».

Изъ этихъ свидѣтельствъ ясно видно, сколь великимъ угодникомъ Божіимъ былъ преподобный Исидоръ. Хотя и не сохранилось подробно написаннаго его житія, но уже и краткихъ словъ историковъ достаточно для того, чтобы видѣть святость и мудрость его, ибо онъ былъ для всѣхъ образцомъ добродѣтельной жизни, и вселенную наполнилъ своими богомудрыми писаніями. Онъ явился великимъ защитникомъ святаго Іоанна Златоустаго [9] несправедливо лишеннаго епископской каѳедры и много писалъ къ Ѳеофилу, архіепископу Александрійскому и къ императору Аркадію [10], увѣщавая ихъ оставить свое злое дѣло, и, хотя не достигъ успѣха, однако изобличилъ ихъ злобу и неправду. А по преставленіи Златоустаго, письменно убѣдилъ святаго Кирилла Александрійскаго, преемника Ѳеофила, вписать имя Іоанна въ церковные диптихи [11], какъ великаго исповѣдника, много пострадавшаго за истину отъ злыхъ людей. Пасалъ онъ и къ Ѳеодосію царю, наставляя его заботиться о церковномъ мирѣ. И побудилъ его созвать третій Вселенскій соборъ въ Ефесѣ [12] противъ злочестивыхъ еретиковъ; ибо самъ онъ былъ великимъ ревнителемъ благочестія, являясь сильнымъ противникомъ еретиковъ, готовымъ страдать и умереть за православную вѣру, какъ это видно изъ его словъ. Въ посланіи къ одному хулителю Ѳерасію онъ говоритъ:

«Спрошу тебя, издѣвающагося надъ нами и показывающаго себя намъ столь остроумнымъ и строгимъ судіею: если бы царь поставилъ тебя на городскихъ стѣнахъ, приказавъ стеречь и защищать городъ, и ты бы увидѣлъ, что врагъ прокапываетъ и разрушаетъ стѣну, дабы удобнѣе войти въ городъ, — то ты не сталъ ли бы сопротивляться, съ помощію всѣхъ орудій и оружій, препятствуя разорять стѣну и не пуская враговъ; конечно, ты такъ сталъ бы дѣлать, дабы защитить городъ и себя отъ враговъ, и чтобы оказать вѣрность и усердное повиновеніе царю. Не подобаетъ ли и намъ, которыхъ Богъ поставилъ въ Церкви Своей учителями, крѣпко возстать противъ Арія [13], не только ополчившагося бранію на стадо Христово, но и многихъ погубившаго? Претерпѣть всякое бѣдствіе за сіе дѣло я считаю за ничто, и ничего такъ не желаю, какъ перенести всякія бѣды за истинную вѣру».

Изъ сихъ словъ святаго ясно видна его ревность о благочестіи; но изъ его посланій можно узнать и о другихъ его добродѣтеляхъ.

Дѣвство, котораго Исидоръ самъ былъ строгій хранитель, онъ восхваляетъ преимущественно предъ прочими добродѣтелями, называя его царицею, которую всякій почитать долженъ, хотя не унижаетъ и супружества честнаго. Въ посланіи своемъ къ Антонію схоластику онъ говоритъ: «Хранящихъ дѣвство должно уподоблять солнцу, вдовствующихъ непорочно — лунѣ, а живущихъ честно въ супружествѣ — звѣздамъ, подобно тому, какъ и святый апостолъ Павелъ говоритъ: ина слава солнцу, и ина слава лунѣ и ина слава звѣздамъ» (1 Кор. 15, 41).

Людей, увлекающихся свѣтской наукой, онъ увѣшаваетъ поучаться болѣе добродѣтельной жизни, чѣмъ краснорѣчію. Въ посланіи къ нѣкоему монаху Патриму онъ говоритъ: «я слышу о тебѣ, что ты имѣешь большой умъ и природныя дарованія, такъ что съ усердіемъ изучаешь риторское искусство, дабы стать краснорѣчивымъ, но путь духовной жизни благополучно проходится только при совершеніи добрыхъ дѣлъ, а не при помощи краснорѣчія; посему, если ты желаешь получить безсмертную награду, то не заботься о краснорѣчіи, болѣе попекись съ усердіемъ исполнять добрыя дѣла».

Подобно сему Исидоръ пишетъ къ епископу Аполлонію: «такъ какъ неприлично и не слѣдуетъ съ принужденіемъ привлекать къ благочестію людей, созданныхъ съ свободной волею, не выражающихъ своего изволенія и противящихся, то должно тебѣ озаботиться о томъ, чтобы просвѣщать пребывающихъ во тьмѣ добрымъ наставленіемъ, доброю жизнію и добрыми нравами».

Сей святый поучаетъ также, что добродѣтельному человѣку не слѣдуетъ гордиться своими добрыми дѣлами, но должно смиренно о себѣ думать: «добродѣтельный въ одной добродѣтели, — говоритъ онъ, — свѣтлый вѣнецъ имѣетъ, а совершающій много добродѣтелей, но думающій о себѣ, что мало добра сдѣлалъ, чрезъ такое смиренное мнѣніе о себѣ будетъ имѣть вѣнецъ свѣтлѣйшій; при добродѣтеляхъ самое помышленіе въ себѣ о томъ, что мало сотворено, заслуживаетъ не меньшей похвалы, чѣмъ самыя (сотворенныя) добродѣтели; но со всею истиною скажу: у кого сохраняется смиренное помышленіе, у того и добродѣтели бываютъ свѣтлѣе, у кого же нѣтъ сего помышленія, то и добродѣтели его свѣтлыя потемняются, а великія умаляются. Посему, кто желаетъ, чтобы добродѣтели его были велики, пусть не считаетъ ихъ великими, и онѣ окажутся на самомъ дѣлѣ великими».

Поучая такъ другихъ, преподобный Исидоръ самъ прежде всѣхъ былъ исполнителемъ того, чему поучалъ. Въ семъ онъ подражалъ Господу, Который прежде Самъ исполнялъ, а потомъ уже поучалъ. Своими добрыми дѣлами Исидоръ не гордился, но смиренномудрствовалъ; со смиренномудріемъ же соединялъ и цѣломудріе, какъ пару воловъ трудящихся, влекущихъ благій яремъ Христовъ.

Цѣломудріе святаго Исидора обнаруживается изъ посланія къ Палладію, епископу Еленопольскому [14], въ которомъ онъ много поучаетъ блюстись со всею строгостію отъ собесѣдованій съ женщинами. «Если какія собесѣдованія, — говорится въ Писаніи, — и растлѣваютъ добрые нравы (1 Кор. 15, 33), то именно бесѣды съ женщинами, хотя бы и приличныя, потому что онѣ могутъ растлить тайнымъ образомъ внутренняго человѣка, посредствомъ дурныхъ помысловъ, и хотя бы тѣло оставалось въ чистотѣ, душа будетъ осквернена. Посему преподобный Исидоръ обращается съ совѣтомъ къ сему епископу, имѣвшему обыкновеніе въ устныхъ бесѣдахъ наставлять женщинъ полезному, — и похвалявшемуся, что не ощущаетъ въ себѣ никакихъ вожделѣній. «Избѣгай, — пишетъ онъ, — сколько можешь собесѣдованій съ женщинами, добрый мужъ! Ибо имѣющимъ на себѣ санъ священства надлежитъ быть святѣе и чище поселившихся въ горахъ и пустыняхъ. Первые имѣютъ попеченіе и о себѣ и о народѣ, а послѣдніе — только о себѣ. Притомъ, первые поставлены на высотѣ такой чести, что всѣ развѣдываютъ и разбираютъ ихъ жизнь, а послѣдніе живутъ въ пещерахъ, или врачуя свои раны, или изучая свои недостатки, а иные и соплетая себѣ вѣнцы. Если же вынужденъ будешь свидѣться съ женщинами, то склони очи дóлу, и тѣхъ, къ кому пришелъ, поучай имѣть цѣломудренные взоры. И послѣ краткой бесѣды, достаточной для утвержденія и просвѣщенія ихъ душъ, тотчасъ быстро уходи, чтобы продолжительное свиданіе не разслабило и не разстроило твоихъ силъ, и, овладѣвъ тобой, какъ грознымъ и величавымъ львомъ, не остригло гривы, которая льва дѣйствительно дѣлаетъ львомъ и охраняетъ царственное его достоинство. Если же хочешь быть въ почтеніи у женщинъ (а о семъ въ особенности долженъ заботиться духовный мужъ), то не имѣй съ ними содружества, и тогда ты будешь у нихъ въ почести. Ибо тогда это наипаче дѣлается возможнымъ, когда всего менѣе сего ищемъ. Человѣку обычно пренебрегать тѣми, которые ему услуживаютъ, а благоговѣть предъ тѣми, которые не льстятъ. Всего же болѣе сему недугу подвержена женская природа. Женщина, когда ей льстятъ, несносна; а всего болѣе благоговѣетъ и приходитъ въ изумленіе предъ тѣми, которые ведуть себя съ нею свободно и повелительно. Но ты говоришь, что имѣешь продолжительныя бесѣды съ женщинами и не терпишь никакого вреда. Пусть будетъ и такъ. Но всякому извѣстно, что вода камни протачиваетъ, и капли дождевыя, непрестанно падающія на нихъ, пробиваютъ ихъ. Разсуди, что мягче воды, или водяныхъ капель? однако ихъ непрестанное дѣйствіе преодолѣваетъ и естество. Если почти непреодолимое вещество преодолѣвается, — и отъ такой вещи, которая ничто по сравненію съ нимъ, страждетъ и умаляется, то неужели воля человѣческая, легко колеблемая, отъ продолжительнаго воздѣйствія не будетъ побѣждена и развращена?» Наставляя такъ епископа Палладія, преподобный Исидоръ поучаетъ и насъ всѣхъ цѣломудренной жизни, чтобы мы не только тѣло свое хранили отъ плотскаго грѣхопаденія, но и душу блюли въ чистотѣ отъ грѣховныхъ мыслей.

Преподобный Исидоръ оставилъ въ своихъ писаніяхъ много наставленій о всякихъ добродѣтеляхъ, и въ устныхъ бесѣдахъ научивъ всѣхъ симъ добродѣтелямъ, достигъ глубокой старости, и благоугодивъ Богу, скончался въ мирѣ [15].

Примѣчанія:
[1] Александрія — городъ въ сѣверномъ Египтѣ, при устьѣ рѣки Нила; основана Александромъ Македонскикъ въ 331 году до Рождества Христова. Былъ нѣкогда центромъ языческой науки и первымъ торговымъ городомъ на землѣ. Въ началѣ IV-го вѣка сталъ центромъ христіанскаго просвѣщенія и резиденціей патріарха…
[2] Ѳеофилъ былъ архіепископомъ Александрійскимъ съ 385 г. по 412 г. — Святый Кириллъ, преемникъ его, архіепископствовалъ съ 412 по 444 г.; былъ предсѣдателемъ на III-мъ вселенскомъ соборѣ, на коемъ ревностно подвизался противъ еретика Несторія. Память святаго Кирилла празднуется 9-го іюня и 18-го января.
[3] Гора Пилусіотская находилась въ Нижнемъ Египтѣ, недалеко отъ рѣки Нила. — Пилусія, или Пелуза — одинъ язъ городовъ сѣвернаго Египта.
[4] Живя здѣсь въ глубокомъ уединеніи, Исидоръ съ ревностію предался подвигамъ иноческой жизни. Онъ носилъ одежду изъ жесткаго волоса и питался только кореньями и травами. Отсюда преподобный Исидоръ путешествовалъ въ Константинополь, чтобы видѣть и слышать святаго Іоанна Златоустаго. То, что видѣлъ и слышалъ Исидоръ у Златоуотаго, равно и писанія его, остались для Исидора и на послѣдующую жизнь предметомъ внимательнаго изученія и удивленія, такъ что ясность ума Златоустаго, простота и ревность его содѣлались собственностію Исидора и отпечатлѣлись во всѣхъ его дѣйствіяхъ. По возвращеніи въ Пилусіотскую обитель, онъ продолжалъ свою подвижническую жизнь, не стыдясь обличать лицемѣровъ и обидчиковъ: епископа своего обличилъ за то, что назначалъ цѣну мѣстамъ, а гражданскихъ властеначальниковъ за пристрастіе.
[5] Скромность въ одеждѣ, храненіе безмолвія, скудость въ пищѣ, благотворительность къ бѣднымъ, — вотъ правила, которыя преподобный Исидоръ внушалъ своей братіи и которыя подтверждались живымъ примѣромъ его собственной жизни.
[6] Евагрій — церковный историкъ VI-го вѣка.
[7] Ѳеодоcій II-й Младшій, внукъ Ѳеодосія Великаго, былъ Византійскимъ императоромъ съ 408 по 450 г.
[8] Никифоръ Каллистъ, жившій въ XIV-мъ вѣкѣ, написалъ «Исторію Церкви».
[9] Св. Іоаннъ Златоустый, архіепископъ Константинопольскій, знаменитый отецъ Церкви конца IV-го и начала V-го вѣка, прославившійся особенно своими многочисленными проповѣдническими трудами. За свое необыкновенное краснорѣчіе онъ и получилъ имя Златоустаго. Будучи архіепископомъ Константинопольскимъ, онъ претерпѣлъ много гоненій со стороны императрицы Евдокіи, супруги императора Аркадія а упомянутаго выше архіепископа Ѳеофила. Кончилъ жизнь въ ссылкѣ въ 407 г. Память его 13 ноября и 30 января.
[10] Аркадій — сынъ и преемникъ императора Ѳеодосія Великаго, царствовалъ съ 395 до 408 года.
[11] Диптихи (отъ греч. словъ: δύς — дважды и πτύσσω — складываю) — двѣ таблины, изъ которыхъ на одной писали имена живыхъ, а на другой — усопшихъ. У насъ называются синодиками, или просто поминаньями и помянниками. Въ первенствующей церкви христіане какъ за честь ставили быть вписаннымъ въ диптихѣ церковномъ, такъ, напротивъ того, было поносительно для тѣхъ людей, чьи имена не внесены или исключены изъ диптиха.
[12] Третій Вселенскій соборъ собранъ былъ въ 431 году по поводу ереси Несторія, патріарха Константинопольскаго, который смутилъ церковь ложнымъ ученіемъ о Лицѣ Іисуса Христа, утверждая, что въ Немъ Божество не соединялось съ человѣчествомъ въ самомъ воплощеніи, и потому называя Его Богоносцемъ, а не Богочеловѣкомъ, а Пресвятую Дѣву — Христородицею, а не Богородицею. Осудивъ Несторія и его ученіе, какъ еретическое, отцы третьяго Вселенскаго собора торжественно подтвердили православное ученіе о томъ, что подобаетъ исповѣдывать въ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ единое Лицо и два естества, и Пречистую Его Матерь восхвалять, какъ единую Приснодѣву и истинную Богородицу.
[13] Арій (жилъ въ началѣ IV вѣка) унижалъ своимъ нечестивымъ ученіемъ Сына Божія, называя Его высшею тварію, чрезъ которую Богъ сотворилъ весь міръ. Осуждена эта ересь на I-мъ Вселенскомъ соборѣ.
[14] Палладій Еленопольскій (368-430 г.), ученикъ преподобнаго Дороѳея, уроженецъ Галліи въ 388 г. прибылъ въ Александрію, откуда потомъ удалился въ близлежащую пустыню, гдѣ подвизался и преподобный Дороѳей, и потомъ переселился въ Виѳлеемъ. Въ 399 г. избранъ въ епископа Еленопольскаго, въ Виѳиніи, въ Малой Азіи. Послѣ того императоръ Аркадій сослалъ его, какъ сторонника святаго Іоанна Златоустаго, въ Верхній Египетъ, откуда въ 408 г. онъ перемѣщенъ въ Антиною, а въ 412 году возвращенъ на свою каѳедру, въ Еленополь. По просьбѣ каппадокійскаго префекта Лавса, въ 420 г. онъ составилъ собраніе жизнеописанія святыхъ и сказаній о нихъ, которое въ честь его назвалъ «Лавсаикомъ». Въ виду назидательности и поучительности этого сборника, церковнымъ уставомъ полагаются чтенія изъ него на утреняхъ святой Четыредесятницы.
[15] Преподобный Исидоръ скончался около 436 года.
     Святый Исидоръ, по своимъ сочиненіямъ, былъ одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви. Его сочиненія состоятъ изъ писемъ. Число ихъ простиралось, какъ пишутъ, до 10000, но нынѣ не превышаетъ 2090. — Современники видѣли въ святомъ Исидорѣ опытнаго толкователя Священнаго Писанія и просили у него объясненій на тѣ или другія изреченія Писанія. Желанія современниковъ Исидоръ выполнялъ въ письмахъ. Число его писемъ такого содержанія простиралось до 3000. — Изъ извѣстныхъ нынѣ писемъ святаго Исидора большая часть заключаютъ въ себѣ изъясненія Священнаго Писанія, гдѣ святый Исидоръ является лучшимъ ученикомъ святаго Іоанна Златоустаго. — Догматическихъ писемъ у святаго Исидора не очень много. Онъ, какъ и святый Іоаннъ Златоустый, былъ наставникомъ практическимъ. «Практическая философія, по его словамъ, основаніе зданію и самое зданіе, логика — украшеніе, созерцаніе — вѣнецъ». Добродѣтель — стройность души, торжество ума, благо безусловное; ей учитъ сама душа, хотя разстроенная паденіемъ, но не потерявшая внутренняго закона». Всѣ наставленія Исидора отличаются столько же опытностію духовною, сколько знаніемъ слова Божія. — Такъ какъ письма святаго Исидора писаны по случаямъ, то они доставляютъ множество свѣдѣній полезныхъ для историка и изыскателя древностей. Наконецъ, всѣ они писаны слогомъ чистымъ, живымъ и сильнымъ и по всей справедливости могутъ быть поставлены между образцами краснорѣчія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 41-48.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0