Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Февраль.
День третій.

Житіе святаго благовѣрнаго князя Романа, Угличскаго чудотворца [1].

Святый благовѣрный князь Романъ Угличскій жилъ въ тяжкую пору нашествія татаръ на русскую землю. Онъ былъ второй сынъ втораго угличскаго удѣльнаго князя Владиміра Константиновича и внукъ Константина Всеволодовича, сначала удѣльнаго князя ростовскаго, ярославскаго и угличскаго, а потомъ великаго князя владимірскаго [2]. Владиміръ Константиновичъ получилъ въ удѣлъ Углече поле, или городъ Угличъ, въ раннемъ дѣтствѣ [3]. Вступивъ въ бракъ съ княжною Фотиніею, онъ имѣлъ двухъ сыновей Андрея и Романа [4].

Въ княженіе въ Угличѣ Владиміра разразилась страшная гроза надъ русскою землею, а вмѣстѣ и надъ Угличемъ: Батый, по разореніи Москвы и Владиміра и избіеніи здѣсь семьи великаго князя, двинулся за Волгу, куда великій князь Юрій Всеволодовичъ удалился, собирая войска. На этомъ пути татары подчиняли своей власти всѣ попадавшіеся города, а тѣ, которые не хотѣли покоряться, разоряли и избивали ихъ жителей. Въ виду явной и неотвратимой опасности, угличскій князь Владиміръ рѣшилъ не сопротивляться безплодно, а спасти городъ и жителей изъявленіемъ покорности татарамъ. Впрочемъ самъ онъ съ семействомъ не хотѣлъ вынести позора и искалъ спасенія на сѣверѣ, удалившись въ новгородскіе предѣлы. Послѣ несчастной битвы на рѣкѣ Сити и гибели великаго князя Юрія русскіе князья должны были признать власть татаръ и платить имъ дань. Этой участи долженъ былъ покориться и угличскій князь, который, по удаленіи Батыя на югъ, подобно другимъ князьямъ, по минованіи опасности, вернулся въ Угличъ и сталъ править, уже какъ подручникъ хана. Неизвѣстно, ходилъ ли князь Владиміръ въ орду съ изъявленіемъ покорности хану, какъ это требовалось и какъ должны были дѣлать всѣ владѣтельные князья. Преданіе, записанное въ пространномъ житіи, гласитъ, что въ орду Владиміръ не пошелъ, но, во избѣжаніе отвѣтственности, не оставался и въ Угличѣ, а проживалъ по другимъ городамъ и скончался во Владимірѣ въ 1249 году 27 декабря. Тѣло его тогда же было перенесено женою и дѣтьми въ Угличъ и погребено въ Преображенскомъ соборѣ.

Дѣтство благовѣрнаго князя Романа, какъ и его старшаго брата Андрея, прошло такимъ образомъ среди страшныхъ тревогъ и бѣдствій, больше въ изгнаніи и странствованіяхъ, чѣмъ въ спокойномъ пребываніи съ родителями въ Угличѣ.

По смерти Владиміра угличскимъ княземъ сталъ старшій сынъ его Андрей, которому было всего 16 лѣтъ. Но при немъ находилась мать его, которая и руководила дѣтьми. Андрей скончался въ 1261 году, не оставивъ дѣтей, и угличское княженіе досталось брату его Роману, который имѣлъ тогда 26 лѣтъ отъ роду.

Возросши въ благочестивой семьѣ князя Владиміра Константиновича среди страшныхъ тревогъ и испытаній, проведши не мало времени въ странствованіи, князь Романъ отличался благочестіемъ и не питалъ большой склонности къ шумной жизни и веселью. Будучи достаточно просвѣщеннымъ, онъ занимался чтеніемъ книгъ, любилъ храмы Божіи, духовенство и службу церковную. Къ его княженію относятъ построеніе многихъ церквей въ Угличѣ и предѣлахъ угличскаго княжества, которое при немъ пользовалось миромъ, насколько это было возможно въ тяжелое время татарскаго владычества. Власть князя Романа, кромѣ Углича, простиралась и на другіе города: Кашинъ, Бѣжецкій Верхъ, Устюжну, Дмитровъ, Звенигородъ. Ему же принадлежитъ построеніе новаго города Романова на лѣвомъ высокомъ берегу Волги противъ слободы Борисоглѣбской.

Князь Романъ отличался благотворительностью, заботился объ устроеніи богадѣленъ и страннопріимныхъ домовъ.

Въ 1265 г. князь Романъ сочетался бракомъ съ княжною Александрою, но потомства не имѣлъ. Вмѣстѣ съ нимъ въ Угличѣ жила благочестивая его мать, княгиня Фотинія, которая подъ старость приняла иноческій чинъ съ именемъ Евдокіи, въ 1278 году скончалась и погребена была въ Угличѣ подлѣ своего супруга. Въ 1281 году князь Романъ лишился и своей супруги Александры и доживалъ послѣдніе свои годы въ одиночествѣ, предаваясь дѣламъ и подвигамъ благочестія. Блаженная кончина его послѣдовала 3 февраля 1285 года, къ великой печали его подданныхъ и родственныхъ князей, которые любили и почитали его. Тѣло князя Романа положено было въ соборномъ храмѣ Преображенія Господня, рядомъ съ гробницами его отца, матери, брата и супруги.

Ровно черезъ двѣсти лѣтъ послѣ кончины князя Романа, именно въ 1485 году, угличскій князь Андрей Васильевичъ [5] приступилъ къ постройкѣ новаго, уже каменнаго собора Преображенія Господня въ крѣпости города Углича. При копаніи рва для основанія новаго храма Богъ даровалъ князю Андрею обрѣсти нетлѣнныя мощи князя Романа, которыя и были потомъ поставлены въ новопостроенномъ храмѣ и лежали здѣсь цѣлы и невредимы болѣе ста двадцати лѣтъ. Отъ сихъ нетлѣнныхъ мощей истекали многочисленныя чудесныя исцѣленія отъ различныхъ болѣзней. Какъ жители Углича, такъ и окрестныхъ мѣстъ благоговѣйно чтили мощи святаго князя, но свидѣтельства со стороны церковныхъ властей не было.

Послѣ убіенія царевича Димитрія въ Угличѣ въ концѣ шестнадцатаго и первыхъ годахъ семнадцатаго столѣтія стали особенно часто повторяться чудесныя исцѣленія больныхъ, притекавшихъ къ мощамъ святаго князя Романа. Слава о сихъ чудесахъ распространилась повсюду, и патріархъ Іовъ поручилъ казанскому митрополиту Гермогену освидѣтельствовать на мѣстѣ святыя мощи и сказанія о чудесахъ. Послѣ сего освидѣтельствованія святѣйшій патріархъ Іовъ благословилъ составить житіе, стихиры и канонъ святому Роману, а равно и описаніе чудесъ съ 3-го февраля 1605 года [6]

Въ 1609 году городъ Угличъ постигло великое бѣдствіе, какъ и всю тогдашнюю Русь: литовское разореніе. Городъ Угличъ былъ взятъ, жители во множествѣ перебиты, а дома, крѣпость и храмы Божіи пограблены и пожжены. Враги ворвались и въ Преображенскій соборъ, разграбили и многое пожгли, а нарочито мощи святато князя Романа, покоившіяся тамъ. Благочестивые почитатели святаго Романа собрали обожженныя кости его мощей: главы, ребръ, рукъ и ногъ, положили въ новую раку и опять поставили въ соборномъ храмѣ Преображенія, гдѣ они и покоятся до настоящаго времени.

Примѣчанія:
[1] Въ 1605 году съ 3-го февраля стали совершаться чудеса отъ мощей святаго князя Романа Угличскаго. Патріархъ Іовъ тогда же поручилъ Казанскому митрополиту Гермогену, впослѣдствіи патріарху, освидѣтельствовать мощи святаго князя въ Угличѣ и провѣрить свѣдѣнія о чудесахъ. По благословенію патріарха Іова, воевода Семенъ Романовичъ Олферьевъ и инокъ Переяславскаго Данилова монастыря Сергій составили житіе, службу и описаніе чудесъ (съ 3-го февраля 1605 г.) св. князя Романа. Послѣ литовокаго разоренія города Углича въ 1609 году этого новонаписаннаго житія, равно какъ и сказанія о чудесахъ съ 3 февраля по 2 марта 1605 года, доискаться не могли; переписывали только службу и сказаніе о чудесахъ съ 2 марта. По рукописи, хранящейся въ Угличскомъ Преображенскомъ соборѣ, сказаніе о чудесахъ святаго князя Романа напечатано въ Яросл. Епарх. Вѣдом. за 1873 г. №№ 46-48 и отдѣльной брошюрой: «Повѣсть о чудесахъ святаго благовѣрнаго князя Романа, Угличскаго чудотворца». Ярославль. 1874. Служба и сказаніе о чудесахъ намъ извѣстны и по нѣсколькимъ другимъ рукописямъ. За утратой житія, написаннаго въ 1605 г., впослѣдствіи, въ XVIII в., при Угличскомъ Преображенскомъ cоборѣ cоставлено было новое пространное житіе «cъ древнѣйшихъ лѣтопиcцевъ и доcтовѣрныхъ географическихъ исторіописателей»; по списку XVIII в. это житіе напечатано въ Яросл. Епарх. Вѣд. за 1889 г. №№ 48-49 и отдѣльною брошюрой: «Житіе святаго и благовѣрнаго князя Романа Владиміровича, Угличскаго чудотворца». Ярославль. 1890. Данныя упомянутыхъ здѣсь «Повѣсти» и «Житія» въ настоящемъ изложеніи провѣрены справками съ лѣтописными и другими свидѣтельствами.
[2] Константинъ былъ сынъ великаго князя Воеволода III Юрьевича Большое Гнѣздо, род. въ 1185 г.; съ 1207 г. былъ удѣльнымъ княземъ ростовскимъ, ярославскимъ и угличскимъ, а съ 1216 г. великимъ княземъ владимірскимъ; скончался въ 1219 году.
[3] Онъ род. около 1214 г.
[4] Князь Владиміръ вступилъ въ бракъ въ 1232 г.; князь Андрей родился въ 1233 г., а Романъ 1 октября 1235 года.
[5] Андрей Васильевичъ, сынъ великаго князя Василія Васильевича Темнаго и братъ великаго князя Іоанна Васильевича III, княжилъ въ Угличѣ cъ 1462 г.; въ 1492 г. былъ заточенъ Іоанномъ III въ Переяславлѣ, гдѣ и скончался въ 1494 году.
[6] Житіе святаго Романа и описаніе первыхъ чудесъ его погибли въ литовское разореніе. Сохранилось вмѣстѣ со службою святому Роману описаніе чудесъ отъ мощей его лишь со 2-го марта того же 1605 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 37-40.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0