Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Февраль.
День второй.

Сказаніе о Срѣтеніи Господнемъ.

Не повредилъ дѣвства Матери Своея и Солнце Правды — Христосъ. И дверь естественнаго рожденія, чистотою запечатлѣнную и дѣвствомъ охраняемую, не осквернилъ обычными для женщинъ кровотеченіями, но, пройдя сверхъестественно, еще болѣе усугубилъ ея чистоту, освятивъ ее своимъ происхожденіемъ, и просвѣтивъ Божественнымъ свѣтомъ благодати. Совершенно не нужно было никакого очищенія для Родившей безъ истлѣнія Бога-Слова. Но дабы не нарушить законъ, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вмѣстѣ съ симъ исполненная смиренія, Она не гордилась Своею нетлѣнною чистотою, но пришла, какъ-бы нечистая, встать вмѣстѣ съ нечистыми женами предъ дверьми храма Господня, — и требовать очищенія, не гнушаясь нечистыми и грѣшными. Принесла и жертву, но не какъ богатые, приносившіе непорочнаго однолѣтняго агнца, а какъ бѣдные, приносившіе двухъ горлицъ, или двухъ птенцовъ голубиныхъ, во всемъ проявляя смиреніе и любовь къ нищетѣ, и избѣгая гордыни богатыхъ. Ибо изъ золота, принесеннаго волхвами (Матѳ. 2, 11), Она взяла немного, и то раздала нищимъ и убогимъ, удержавъ для Себя только самое необходимое на дорогу въ Египетъ. Купивъ упомянутыхъ двухъ птицъ, Она принесла ихъ, по закону, для жертвы, а вмѣстѣ съ ними принесла и Своего первороднаго Младенца. Вознесоста, — говоритъ Евангелистъ Лука, — (родители младенца Іисуса) во Іерусалимъ, поставити Его предъ Господемъ (Лук. 2, 22); т. е. возвратить Божіе Богу, ибо въ законѣ Господнемъ написано, что всякъ младенецъ мужескаго пола, разверзающій ложесна, долженъ быть посвященъ Господу (Исх. 13, 2). Держа на рукахъ Своихъ Новорожденнаго, Святая Дѣва Марія преклонила колѣна предъ Господомъ и съ глубокимъ благоговѣніемъ, какъ драгоцѣнный даръ, возносила и предавала Младенца Богу, говоря:

— «Се, Сынъ Твой, Превѣчный Отче, Котораго Ты послалъ воплотиться отъ меня для спасенія рода человѣческагоі Ты Его родилъ прежде вѣковъ безъ Матери, а я по Твоему благоволенію, по исполненіи лѣтъ, родила Его безъ мужа; вотъ плодъ чрева моего перворожденный, Духомъ Святымъ во мнѣ зачатый, и неизреченно, какъ Ты Одинъ вѣдаешь, отъ меня происшедшій: Онъ первенецъ мой, ранѣе же всего Твой, Тебѣ соприсносущный и собезначальный, первенецъ Тебѣ Одному подобающій, ибо Онъ есть отъ Тебя сошедшій, не отступивъ отъ Твоего Божества. Пріими Первенца, съ Которымъ Ты вѣки сотворилъ (Евр. 1, 2), и съ Которымъ вмѣстѣ свѣту возсіять повелѣлъ: пріими воплотившееся отъ меня Твое Слово, Которымъ Ты утвердилъ небо, основалъ землю, собралъ въ соединеніе воды: пріими отъ меня Твоего Сына, Котораго приношу Тебѣ на сіе великое, да о Немъ и о Мнѣ устроишь такъ, какъ Тебѣ угодно, и да искупишь родъ человѣческій Его плотію и кровію, принятою отъ Меня».

Произнеся сіи слова, Она отдала Свое драгоцѣнное Чадо въ руки архіерею, какъ намѣстнику Божію, какъ-бы отдавая Его Самому Богу. Послѣ сего Она выкупила Его, какъ требовалъ законъ, установленною цѣною, — пятью священными сиклями, число которыхъ какъ-бы предзнаменовало пять священныхъ язвъ на тѣлѣ Христа, принятыхъ Имъ на крестѣ, которыми весь міръ былъ искупленъ отъ клятвы законной и отъ работы вражіей [3].

Въ то самое время, когда Матерь Божія принесла младенца Іисуса для исполненія надъ Нимъ, предписаннаго закономъ, обычая, въ храмъ пришелъ, руководимый Духомъ Святымъ, старецъ Симеонъ, человѣкъ праведный и благочестивый, ожидавшій утѣхи Израилевой, имѣвшей наступить съ пришествіемъ Мессіи. Онъ зналъ, что ожидаемый Мессія уже приближается, ибо скипетръ перешелъ отъ Іуды къ Ироду, и исполнялось пророчество праотца патріарха Іакова, предрекшаго, что не оскудѣетъ князь отъ Іуды, пока не пріидетъ ожиданіе народовъ, Христосъ Господь (Быт. 49, 10). Точно также окончились и Даніиловы седмины числомъ семьдесятъ, послѣ чего, по пророчеству, должно быть пришествіе Мессіи (см. Дан. гл. 9). Вмѣстѣ съ тѣмъ и самому святому Симеону Духомъ Святымъ было обѣщано не видѣть смерти, прежде чѣмъ онъ не увидитъ Христа Господня (Лук. 2, 26). Симеонъ, посмотрѣвъ на Пречистую Дѣву и на Младенца, бывшаго на Ея рукахъ, увидѣлъ благодать Божію, окружающую Матерь съ Младенцемъ, и, увѣдавъ отъ Святаго Духа, что Сей есть ожидаемый Мессія, поспѣшно подошелъ и, принявъ Его съ неизреченною радостію и благоговѣйнымъ страхомъ, воздавалъ Богу великое благодареніе. Онъ, убѣленный сѣдинами, какъ лебедь передъ своею кончиною, воспѣлъ пророческую пѣснь:

— «Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ».

— «Не имѣлъ я, — какъ бы такъ говорилъ онъ, — мира въ мысляхъ своихъ, всѣ дни ожидая Тебя, и всѣ дни пребывалъ въ печали, пока Ты пріидешь: нынѣ же, увидѣвъ Тебя, я получилъ миръ, и, освободившись отъ печали, отхожу отсюда съ радостною вѣстію къ моимъ отцамъ: возвѣщу о Твоемъ пришествіи въ міръ праотцу Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаіи и прочимъ святымъ отцамъ и пророкамъ, неизреченную радость принесу я имъ, пребывающимъ доселѣ въ печали; къ нимъ и отпусти меня, дабы, оставивъ печаль, они возвеселились о Тебѣ — Избавителѣ своемъ. Отпусти меня раба Твоего, послѣ многолѣтнихъ трудовъ, успокоиться на лонѣ Авраамовомъ: очи мои уже видѣли Спасеніе Твое, уготованное для всѣхъ людей, очи мои видѣли Свѣтъ, уготованный для разсѣянія тьмы, для просвѣщенія народовъ, для откровенія имъ невѣдомыхъ Божественныхъ Таинъ, — Свѣтъ, возсіявшій для прославленія людей Твоихъ Израиля, Который Ты обѣщалъ чрезъ пророка Исаію, сказавъ: дахъ въ Сіонѣ спасеніе Израилю въ прославленіе (Ис. 46, 13).

Іосифъ и Пречистая Дѣва, слыша все сказанное Симеономъ о Младенцѣ, удивлялись; притомъ они видѣли, что Симеонъ говоритъ къ младенцу, не какъ къ младенцу, но какъ къ «Ветхому денми» [4] и молясь обращается къ Нему не какъ къ человѣку, а какъ къ Богу, имѣющему власть жизни и смерти и могущему тотчасъ отпустить старца къ иной жизни, или удержать въ настоящей. Симеонъ обратился съ благословеніемъ и къ нимъ, восхваляя и величая пренепорочную Матерь, родившую въ міръ Бога и человѣка, и ублажая мнимаго отца святаго Іосифа, сподобившагося быть служителемъ такому таинству. Потомъ, обратившись къ Маріи, Матери Его, а не къ Іосифу — ибо онъ прозрѣвалъ въ Ней очами своими безмужную Матерь, — Симеонъ произнесъ:

— «Сей послужитъ на паденіе и возстаніе многимъ во Израилѣ: на паденіе тѣмъ, которые не пожелаютъ вѣровать словамъ Его, на возстаніе же тѣмъ, которые съ любовію примутъ святую проповѣдь Его, — на паденіе книжникамъ и фарисеямъ, ослѣпленнымъ злобою, на возстаніе простымъ рыбарямъ и людямъ немудрымъ. Онъ изберетъ не мудрыхъ, мудрыхъ же вѣка сего посрамитъ, — на паденіе ветхозавѣтнаго іудейскаго соборища, и на возстаніе благодатной Церкви Божіей. Сей послужитъ знаменемъ для пререканій [5], ибо великій раздоръ произойдетъ въ людяхъ изъ-за Него: одни назовутъ Его благимъ, другіе же скажутъ, что онъ обманываетъ людей; и положатъ Его, — по слову пророка Іереміи, — яко знаменіе на стрѣляніе (Плач. 3, 12), повѣсивъ на крестномъ древѣ, уязвивъ какъ стрѣлами, гвоздями и копьемъ. Въ то время, безмужная Матерь, — продолжалъ старецъ, — душу Твою пройдетъ оружіе печали и сердечной боли, когда увидишь пригвожденнымъ ко кресту Сына Своего, когда Ты съ великою болью въ сердцѣ и рыданіями будешь провожать изъ міра сего Того, Кого въ міръ Ты родила безъ болѣзни».

Здѣсь же въ храмѣ была и Анна-пророчица, дочь Фануилова, изъ колѣна Ассирова. Она была вдова, уже сильно состарѣвшаяся, — ей было восемьдесятъ четыре года; — она семь лѣтъ только прожила со своимъ мужемъ и, овдовѣвъ, проводила Богоугодную жизнь, не отходя отъ храма, но въ постѣ и молитвѣ служа Богу день и ночь. Придя въ тотъ часъ въ храмъ, Анна много пророчествовала о принесенномъ въ храмъ Господень Младенцѣ, ко всѣмъ ожидавшимъ избавленія въ Іерусалимѣ [6].

Слыша и видя все сіе, книжники и фарисеи распалялись въ сердцахъ своихъ, и негодовали на Симеона и Анну за ихъ свидѣтельства объ Отрокѣ. Они не умолчали, но обо всемъ случившемся и сказанномъ въ храмѣ извѣстили Ирода царя [7]. Тотчасъ онъ послалъ воиновъ съ приказаніемъ отыскать Божественнаго младенца Христа-Господа и убить Его; но они не нашли уже Его: по повелѣнію, данному Іосифу во снѣ, Онъ обрѣтался въ Египтѣ. Святый Іосифъ съ Пречистою Богородицею, исполнивъ въ храмѣ все требуемое закономъ, не возвращались въ Виѳлеемъ, а пошли въ Галилею, въ свой городъ Назаретъ (Лук. 2, 39) [8], а оттуда быстро скрылись въ Египетъ (Матѳ. 2, 13-14). Отрокъ же возрасталъ, и укрѣплялся духомъ, исполняясь премудрости, и благодать Божія пребывала на Немъ (Лук. 2, 40).

Празднованіе Срѣтенія Господня установлено въ царствованіе Юстиніана [9]; ранѣе же, хотя Срѣтеніе Господне и воспоминалось въ Церкви [10], но торжественно не праздновалось. Благочестивый же царь Юстиніанъ установилъ праздновать сей праздникъ, какъ Господскій и Богородичный, на ряду съ другими великими праздниками. Побужденіемъ къ установленію сего праздника были особенныя обстоятельства. Въ царствованіе Юстиніана въ Византіи и окрестностяхъ ея, въ теченіе трехъ мѣсяцевъ, начиная съ послѣднихъ чиселъ октября мѣсяца, былъ сильный моръ, такъ что сначала умирало по пяти тысячъ человѣкъ въ день, а потомъ по десяти тысячъ; тѣла даже богатыхъ и высокопоставленныхъ людей оставались безъ погребенія, ибо слуги и рабы всѣ вымерли и не кому было погребать самихъ господъ. А въ Антіохіи [11] къ моровой язвѣ, за грѣхи людей, присоединилась и другая казнь Божія — страшное землетрясеніе, отъ котораго попадали всѣ большіе дома и высокія зданія и храмы, и погибло много народа подъ ихъ стѣнами; въ числѣ погибшихъ былъ Евфрасій, епископъ Антіохійскій [12], задавленный до смерти при паденіи храма. Въ это страшное и погибельное время одному благочестивому человѣку было откровеніе, чтобы установлено было торжественное празднованіе «ѵпапанти» [13], т. е. Срѣтенію Господню, какъ и прочимъ Господскимъ и Богородичнымъ великимъ праздникамъ. И вотъ, при наступленіи дня Срѣтенія Господня, февраля втораго числа, когда начали праздновать со всенощнымъ бдѣніемъ и исхожденіемъ съ крестами [14], смертоносная язва, моръ и землетрясеніе тотчасъ прекратились, по милосердію Божію и по молитвамъ Пречистыя Богородицы. Ей съ родившимся отъ Нея Христомъ Богомъ да будетъ честь, слава, поклоненіе и благодареніе во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] По силѣ этого закона въ память того, что въ ночь предъ исходомъ евреевъ изъ Египта Ангелъ-Погубитель истребилъ всѣхъ первенцевъ египетскихъ, всѣ первенцы еврейскіе должны были быть посвящены въ особенное служеніе Богу, т. е. для служенія при святилищѣ. Когда же впослѣдствіи для сего избрано было одно только колѣно Левіино, то за первородныхъ назначенъ былъ выкупъ въ пять сиклей серебра.
[2] Священный сикль составляетъ на наши деньги около 50 копѣекъ серебромъ (по курсу 1913 года).
[3] По сказанію святаго Димитрія Ростовскаго, святые отцы добавляютъ, что святый пророкъ Захарія, родитель Предтечи, пришедшую во храмъ для очищенія Пречистую Дѣву съ Младенцемъ поставилъ не на мѣстѣ женъ, приходящихъ для очищенія, а на мѣстѣ дѣвицъ, на которомъ женамъ, имѣющимъ мужей, становиться не позволялось. И когда книжники и фарисеи, при видѣ сего, начали выражать негодованіе, Захарія, ставъ предъ ними, возвѣстилъ, что сія Матерь и по рождествѣ есть Дѣва чистая. Когда же они не повѣрили сему, Захарія сказалъ, что человѣческое естество, какъ и всякое созданіе, должно служить Создателю своему, и въ Его всесильныхъ рукахъ находится устроеніе Своей твари, какъ угодно Его изволенію, — а равно — и устроеніе того, чтобы Дѣва родила, и по рождествѣ пребыла Дѣвою: «по сему и я сію Матерь не устранилъ — сказалъ онъ, — съ мѣста, назначеннаго для дѣвицъ, потому что Она превыше всѣхъ дѣвъ».
[4] Подъ образомъ ветхаго денми, т. е. глубокаго старца, видѣлъ Бога пророкъ Даніилъ (Дан. 7, 9-13). Въ Священномъ Писаніи старость иногда служитъ символомъ вѣчности Божіей.
[5] Въ предметъ пререканія, въ спорное знамя, — образъ взятъ отъ военнаго знамени во время битвы, которое одна сторона старается отбить, а другая защитить. Господь сталъ знаменемъ пререканія въ томъ же смыслѣ, что одни — невѣрующіе — силились уничтожить Его (чего и мнили достигнуть распятіемъ Сына Божія), другіе же — вѣрующіе — стояли и стоятъ подъ этимъ знаменемъ и за него ратуютъ.
[6] Изъ этого видно, что въ Іерусалимѣ въ то время было довольно людей, которые жили надеждою на скорое явленіе Обѣтованнаго Мессіи, истинныхъ израильтянъ, которые, безъ сомнѣнія, возрадовались радостію великою, услышавъ объ исполненіи ихъ ожиданій и молитвъ.
[7] Иродъ, называемый въ исторіи Великимъ, сынъ Антипатра, царя іудеевъ, сначала былъ правителемъ Галилеи, но при первомъ римскомъ императорѣ Октавіи Августѣ, въ 40 г. до Р. Хр., получилъ титулъ іудейскаго царя и управлялъ всей Іудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству.
[8] Виѳлеемъ — маленькій городъ, недалеко отъ Іерусалима, по направленію къ югу, а отъ Назарета, галилейскаго города, Виѳлеемъ находится на разстояніи дней трехъ пути или немного болѣе.
[9] Императоръ Юстиніанъ Великій царствовалъ съ 527 до 565 года. Указъ о торжественномъ празднованіи Срѣтенія Господня по всей имперіи изданъ былъ имъ въ 542 году.
[10] На этотъ праздникъ есть указанія въ сочиненіяхъ отцовъ Церкви III, IV и V вѣковъ.
[11] Здѣсь разумѣется Антіохія Сирійская — одинъ изъ древнѣйшихъ и богатыхъ городовъ Сиріи, столичный ея городъ; лежитъ при р. Оронтѣ, верстахъ въ 10-ти отъ впаденія ея въ Средиземное море. Для христіанской церкви Антіохія имѣетъ особенную важность, какъ второе послѣ Іерусалима великое средоточіе христіанства, и какъ мать христіанскихъ церквей изъ язычниковъ. Въ настоящее время Антіохія представляетъ собою небольшой и бѣдный городокъ, въ которомъ насчитывается до 10-ти тысячъ жителей.
[12] Евфрасій былъ епископомъ Антіохійскимъ отъ 523 до 527 г.
[13] Ὑπαπαντή — съ греч. и значитъ срѣтеніе, встрѣча.
[14] Въ память прекращенія язвы, бывшей въ Константинополѣ, и страшнаго землетрясенія въ Антіохіи, въ нѣкоторыхъ мѣстахъ принято Церковію исходить съ литіею предъ Литургіею внѣ обителей и во время этого крестнаго хода воспѣвать стихиры праздника и канонъ, по обычаю; а по возвращеніи во храмъ совершать Литургію.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 20-29.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0