Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День тридцатый.

Страданіе святой мученицы Анисіи дѣвицы.

— «О обманчивая жизнь юности, погубляющая однихъ и погубляемая другими! Хороша старость, но, увы мнѣ! Скорбью исполняетъ меня долгота времени, ибо долгіе годы придется дожидаться ея, долгіе годы отдѣляютъ меня отъ неба!»

И Анисія никогда не переставала призывать на помощь Христа, преклоняя колѣна и проливая на землю обильныя слезы. Когда родители ея отошли ко Господу, и она сдѣлалась наслѣдницей отцовскаго имущества, то стала размышлять, что бы ей сдѣлать со своимъ богатствомъ. Ибо родителями ея были собраны великія сокровища серебра и золота, обширныя имѣнія, громадныя стада, безчисленное множество рабовъ и рабынь, многоцѣнныя шелковыя и златотканныя одежды, золотая утварь, украшенная жемчугомъ и драгоцѣнными камнями и сіяющая великолѣпіемъ. Увидѣвъ все это, святая Анисія сказала:

— «Какъ спастись посреди столькихъ богатствъ земныхъ? Какъ наступить на главу древняго змія — діавола и преодолѣть его силу? Но я знаю, что сдѣлать: я употреблю противъ змія змѣиную же хитрость. Какъ самъ онъ ежегодно обновляется, совлекая съ себя свою ветхую кожу, такъ и я избавлюсь отъ своихъ богатствъ. Ибо они наносятъ сильный вредъ употребляющимъ ихъ во зло и поражаютъ неисцѣлимымъ ядомъ всѣхъ собирающихъ ихъ, скупыхъ же и немилостивыхъ связываютъ своими оковами и сѣтями. Обладаніе помѣстьями пріучаетъ къ гнѣву и накопляетъ богатства обманомъ и неправедной мѣрой, многоцѣнныя одежды научаютъ тщеславной поступи и вовлекаютъ въ грѣхъ; золотыя цѣпи и ожерелья заставляютъ горделиво поднимать голову, ибо желаютъ, чтобы люди ихъ видѣли и восхваляли. Итакъ вотъ какъ я съ ними поступлю: буду ихъ естественною госпожею, прежде чѣмъ они получатъ неестественное господство надо мною. Стану воистинну госпожею ихъ и расточу ихъ во благо, уклоняясь вмѣстѣ съ тѣмъ и отъ порождаемыхъ ими искушеній. Я найду для нихъ крѣпкую охрану: вложу ихъ, какъ въ сокровищницу, въ дома вдовицъ, сиротъ и нищихъ. И вѣренъ поручитель мой, Господь, Который воздастъ мнѣ не вдвойнѣ только, но сторицею и содѣлаетъ меня участницей вѣчной жизни. Раздамъ все, чтобы все получить въ цѣлости, умноженнымъ во сто кратъ, и, раздавши, возьму крестъ Христовъ. Ибо тогда мнѣ легко будетъ послѣдовать Христу, оставивъ на землѣ земное, чтобы пожить съ ангелами на небесахъ. Лучше избѣжать жизни пагубной и нечистой и возжелать жизни непреходащей и подвиговъ духовныхъ. Перемѣню временное на вѣчное: почту нетлѣнный бракъ, пребуду въ цѣломудріи и сохраню для Создателя чистымъ свое тѣло. Нынѣ надобно творить куплю, пока есть торжище. Гоненія и преслѣдованія пусть исходатайствуютъ мнѣ награду на небесахъ. Мучители и муки пусть откроютъ мнѣ доступъ къ райскимъ утѣхамъ; раны же и темница пусть введутъ меня въ чертогъ Христовъ; ибо не одни только мужи получаютъ возданія, но и жены сподобляются вѣнцовъ».

Такъ говорила она въ себѣ и молилась со слезами:

— «Господи, Іисусе Христе! Свѣте мой! Источниче безсмертія! Корень нетлѣнія, неизреченно зачатый въ дѣвственной утробѣ, и по рождествѣ сохранившій нетлѣнной Пречистую Твою Матерь! Благій Господи, содѣлай, чтобы и я вошла въ ликъ дѣвственницъ и не была отлучена отъ чертога Твоего! Включи меня въ число мудрыхъ дѣвъ (см. Матѳ. 25, 1-12) и сподоби встрѣтить Тебя съ неугасимымъ свѣтильникомъ, да буду причастницей славы Твоей, непорочно совершивши свой подвигъ!»

Помолившись такъ, святая Анисія тотчасъ же продала все свое имущество и притомъ не по той цѣнѣ, какую оно стоило, и не такъ, какъ бываетъ обыкновенно при рыночныхъ продажахъ и купляхъ. Ибо она говорила покупщику:

— «Знай, что продаваемыя вещи принадлежатъ нищимъ и убогимъ. Поэтому назначь справедливую цѣну, чтобы получить вмѣстѣ также и нѣкое воздаяніе, ибо праведенъ Господь и любитъ правду и воздаетъ по правдѣ».

Когда было продано все имущество, она стала раздавать вырученныя деньги нищимъ и страждущимъ въ заключеніи. Входя сама во всѣ темницы, святая не только подавала все нужное, но и служила собственноручно узникамъ, въ особенности тѣмъ, кои послѣ многихъ мученій и ранъ не могли послужить себѣ сами. Таковыхъ она лѣчила, помазуя мазями и перевязывая ихъ раны, утѣшала скорбѣвшихъ, посѣщала лежавшихъ на одрѣ болѣзни и помогала имъ отъ своихъ богатствъ; обходила площади и улицы и щедрою рукою подавала обильную помощь всѣмъ нищимъ и больнымъ, лежащимъ на гноищѣ, какихъ только находила. При этомъ она говорила себѣ:

— «Не буду я искать утѣхъ и наслажденій въ богатствахъ, которыя въ день суда не сравняются даже съ каплей воды».

Когда же Анисія истратила все до послѣдней монеты, ничего не оставивъ для себя, то она затворилась въ нѣкоей горницѣ и собственноручнымъ трудомъ стала добывать необходимую для тѣла пищу, въ потѣ лица своего вкушая хлѣбъ свой, слѣдуя словамъ Апостола: аще кто не хощетъ дѣлати, ниже да ястъ (2 Сол. 3, 10), ибо христіанамъ подобаетъ питаться отъ труда рукъ своихъ. Подвизаясь въ молитвахъ и постѣ, Анисія жила подобно безплотной. Привыкнувъ къ подвигамъ и суровой жизни, она дни проводила въ трудахъ и чтеніи божественныхъ книгъ, а ночи въ псалмопѣніи и молитвахъ. Ложемъ ей служила земля, вмѣсто мягкой постели у нея была единственная тростниковая подстилка, вмѣсто теплыхъ одѣялъ — худыя рубища; спала она очень мало, ибо говорила себѣ:

— «Не безопасно мнѣ спать, когда врагъ мой бодрствуетъ». При этомъ святая проливала обильныя слезы, и воздыханія ея были многочисленнѣе словъ, исходившихъ изъ ея устъ. Въ такой степени объята была она Божественной любовью, что когда преклоняла колѣна на молитву, то ей казалось, что она припадаетъ къ ногамъ Спасителя и лобызаетъ ихъ, и волосами своими отираетъ прахъ съ ногъ Господнихъ [3]. Эта мысль порождала въ ней источники слезъ, подобно тому, какъ нѣкогда плакала та, которая слезами омыла ноги Владыки и власами главы своей отерла ихъ (см. Лук. 7, 36-50); и было у нея непрестанное желаніе освободиться отъ узъ тѣла и жить со Христомъ [4]. И она, молясь, ударяла себя въ грудь и говорила:

— «Всемогущій Господи, Боже, Отче Единороднаго Сына Твоего Іисуса Христа, Господа и Бога и Спасителя нашего, сѣдящій на престолѣ славы Твоей! Ты, Которому служатъ тысячи тысячъ архангеловъ и Которому предстоятъ тьмы темъ [5] повинующихся повелѣнію Его престоловъ, господствъ, началъ и властей, Котораго хвалятъ херувимы и непрестанно славословятъ серафимы [6], восклицая трисвятую пѣснь! Ты, погрузившій въ адскія бездны возмутившихся противъ Тебя духовъ и связавшій нерушимыми оковами лишившагося Твоей благодати змія, низвергшій престолъ его на землю, лишившій его небеснаго служенія и блаженной жизни, и позоромъ креста поправшій его гордыню! Ты, пославшій намъ изъ непорочныхъ нѣдръ Твоихъ Бога Слова, предвѣчнаго Спасителя душъ нашихъ, рожденнаго отъ Духа Свята и Маріи Дѣвы, и Имъ взыскавшій погибшее, утвердившій немощное, и исцѣлившій сокрушенное! Тебя призываю всѣмъ сердцемъ моимъ, смиренная и грѣшная раба Твоя. Ты, вѣдающій помышленія каждаго человѣка, возжегшій въ сердцѣ моемъ горячую любовь къ Тебѣ, пріиди и спаси меня, недостойную рабу Твою, ибо Тебя желаю, Тебя ищу и къ Тебѣ прилѣпляюсь всей крѣпостью моею. Господи Боже Сыне, пріими молитву мою, приносимую Тебѣ сердцемъ сокрушеннымъ и духомъ смиреннымъ. Не презри меня, о Іисусе Христе, за которую былъ Ты пригвожденъ ко кресту, ударяемъ по ланитамъ, и за которую испилъ желчь съ уксусомъ, вкусилъ горькую смерть, въ третій же день воскресъ изъ мертвыхъ и вознесся на небеса и сѣдишь одесную Отца: не посрами меня и не отринь меня изъ числа рабынь Твоихъ, но сподоби меня христіанской кончины, по образу святаго креста Твоего! Содѣлай меня участницей страданій Твоихъ, да буду достойна явиться предъ лице Твое. Соблюди меня вѣрной Тебѣ! Пригвозди страху Твоему плоти моя: отъ судебъ бо Твоихъ убояхся (Псал. 118, 120); отврати очи мои не видѣти суеты (Псал. 118, 37), но отверзи ихъ, молю Тебя, да уразумѣю чудеса отъ закона Твоего (Псал. 118, 18). Тебѣ предана я отъ чрева матери моей, Ты Господь мой! Отецъ мой и мати моя остависта мя (Псал. 26, 10), Ты же, Господи, воспринялъ меня. Правыми содѣлай пути мои, да не исполнится стыда раба Твоя, но сотвори со мною знаменіе во благо (Псал. 85, 17) и исполни прошеніе мое, ибо предъ Тобою все желаніе мое, и воздыханіе мое отъ Тебе не утаися (Псал. 37, 10). И еще молюсь Тебѣ, Боже Отче, помоги мнѣ, да не обрящется грѣха на мнѣ, рабѣ Твоей; ибо Тебѣ приношу себя въ жертву. Прими же меня, какъ всесожженіе овецъ и тельцовъ, и какъ тьмы тучныхъ агнцевъ, да будетъ жертва моя благоугодною предъ Тобою. И сподоби меня послѣдовать Агнцу Твоему непорочному, Іисусу Христу, съ Которымъ да будетъ Тебѣ, со Святымъ Духомъ, слава, честь и сила во вѣки вѣковъ, аминь».

Помолившись такъ, святая Анисія встала и осѣнила себя крестнымъ знаменіемъ. Все сіе видѣлъ лукавый врагъ рода человѣческаго и не могъ вынести ея ангельской и небесной жизни. Онъ узрѣлъ ее уже пребывающей духомъ на небесахъ и всѣмъ сердцемъ желающей пострадать за Христа, и скрежеталъ зубами своими на нее и покушался поколебать и опрокинуть ея горницу: но, видя ее повсюду огражденной крестнымъ знаменіемъ, онъ отбѣгалъ, какъ бы гонимый невидимыми ударами. Однако иногда ему удавалось внушить святой лѣность и уныніе; но она немедленно сокрушала его коварство, ограждаясь, какъ стѣной, непрестанной молитвой. И врагъ истины скорбѣлъ и говорилъ себѣ:

— «Увы мнѣ окаянному! Ангеловъ совлекъ я за собою съ небесъ, многихъ сильныхъ покорилъ я, а нынѣ юноши и отроковицы смѣются надо мною. Они любятъ смерть больше жизни и увѣнчанные ею текутъ къ небесамъ и оставляютъ мнѣ міръ сей пустымъ. Утѣшала меня кровь убиваемыхъ мучениковъ, но ихъ вѣра и подвиги и проповѣдь ихъ измѣнили цѣлые города и народы. Храмы мои разрушаются, прорицалища умолкаютъ, жертвенники ниспровергаются, жрецы, веселившіеся раньше, приходятъ въ уныніе. На погибель мою, всюду водружается крестъ и царство мое приходитъ въ упадокъ, ибо радостные въ мукахъ страшны въ гробахъ: они жгутъ меня, бьютъ и прогоняютъ отовсюду; а то, что было мною изобрѣтено противъ нихъ, обратилось на еще гóршую бѣду мою. Но я знаю, что сдѣлать съ ними: я нашелъ одну новую хитрость».

И тотчасъ же врагъ выдумываетъ слѣдующее: желая похоронить въ пыли забвенія славу святыхъ мучениковъ, дабы не помнили о нихъ послѣдующія поколѣнія, сдѣлать безвѣстными ихъ подвиги и лишить описанія, завистникъ устроилъ такъ, чтобы христіане избивались повсюду безъ суда и испытанія, уже не царями и военачальниками, но самыми простыми и послѣдними людьми. Всезлобный врагъ не разумѣлъ, что Богъ требуетъ не словъ, а только добраго произволенія.

Погубивъ великое множество христіанъ, Максиміанъ, по діавольскому наущенію, притворился какъ-бы изнемогшимъ. Вдоволь насытившись кровью неповинныхъ, онъ уподобился кровожадному звѣрю, который, когда уже пресытится мясомъ и болѣе не хочетъ ѣсть, то кажется какъ-бы кроткимъ и пренебрегаетъ мимоходящими животными, такъ и этотъ нечестивый мучитель, получивъ отвращеніе къ убійству, притворился кроткимъ. Онъ говорилъ:

— «Недостойны-христіане того, чтобы ихъ умерщвлять передъ царскими очами. Какая нужда испытывать и судить ихъ и записывать ихъ слова и дѣянія? Ибо эти записи будутъ читаться и передаваться изъ рода въ родъ тѣми, кои исповѣдуютъ ту же христіанскую вѣру и память ихъ будетъ праздноваться затѣмъ во вѣки. Почему же мнѣ не повелѣть, чтобы ихъ закалали, какъ животныхъ, безъ допроса и записей, такъ чтобы и смерть ихъ была безвѣстной и память о нихъ заглохла въ молчаніи?»

Принявъ такое рѣшеніе, нечестивый царь тотчасъ же издалъ повсюду повелѣніе, чтобы всякій желающій могъ убивать христіанъ безъ боязни, не опасаясь ни суда, ни казни за убійство. И стали избивать христіанъ безъ числа ежедневно и во всѣхъ странахъ и городахъ и селахъ, на площадяхъ и дорогахъ. Всякій встрѣчавшій вѣрующаго, какъ только узнавалъ, что онъ христіанинъ, тотчасъ же не говоря ни слова ударялъ его чѣмъ-либо, или пронзалъ ножемъ и разрубалъ мечемъ или другимъ какимъ-либо случившимся орудіемъ, убивалъ камнемъ или палкой, какъ звѣря, такъ что исполнились слова Писанія: Тебе ради умерщвляемся весь день, вмѣнихомся яко овцы заколенія (Псал. 43, 23).

Въ это жестокое для христіанъ время, святая Анисія, горящая въ сердцѣ желаніемъ умереть за Христа, вышла однажды изъ своей горницы, побуждаемая духомъ, и намѣревалась идти ко храму Господню. Входя въ такъ называемыя Касантріотійскія ворота, она услышала шумъ въ народѣ. Нечестивые праздновали въ этотъ день праздникъ солнца и приносили свои нечистыя жертвы. И вотъ, одинъ изъ царскихъ воиновъ, шедшій навстрѣчу, увидѣвъ прекрасную дѣву, святую Анисію, остановилъ ее, наущаемый самимъ діаволомъ, и сказалъ:

— «Остановись, дѣвица, и скажи мнѣ, куда ты идешь?»

Видя его безстыдство и дерзость и полагая, что это вражіе искушеніе, она на глазахъ его оградила себя крестнымъ знаменіемъ. Но воинъ не устыдился цѣломудреннаго молчанія дѣвы, а почитая его за безчестіе для себя и выраженіе презрѣнія, подобно звѣрю схватилъ ее, какъ волкъ хватаетъ овцу, ибо воистинну онъ былъ лютѣе звѣря и грознымъ голосомъ спросилъ ее: кто она и откуда идетъ? Желая освободиться отъ его рукъ и дерзкихъ, устремленныхъ на нее взглядовъ, агница Христова попыталась избавиться отъ него кроткимъ отвѣтомъ и сказала:

— «Я — раба Христова и иду въ церковь».

Но безстыдный воинъ, побуждаемый бывшимъ въ немъ бѣсомъ, возразилъ ей:

— «Не пущу тебя, но поведу тебя въ то мѣсто, гдѣ приносятъ жертвы богамъ нашимъ, ибо сегодня мы почитаемъ празднествомъ солнце».

Говоря это, онъ пытался насильно снять покровъ, бывшій на головѣ ея, желая совершенно открыть ея лицо, но она мужественно сопротивлялась ему и не позволяла открыть себѣ главу, но плюнула ему въ лицо и произнесла:

— «Да запретитъ тебѣ, діаволъ, Господь мой Іисусъ Христосъ!» Тогда воинъ, не вынося имени Христова, обнажилъ бывшій при немъ мечъ и, ударивъ ее въ бокъ, пронзилъ насквозь. Святая дѣва упала на землю и вмѣстѣ съ излившеюся кровью предала свою святую душу въ руцѣ Христа Бога своего, Котораго любила и умереть за Котораго усердно желала во всѣ дни своей жизни. Видѣвшіе это прохожіе обступили ее уже мертвую и лежавшую въ крови, и одни оплакивали ея юныя лѣта и жестокую кончину, другіе же роптали на безбожнаго царя, издавшаго такой суровый законъ, чтобы губить невинныхъ людей. Нѣкоторые изъ вѣрующихъ взяли ея честныя мощи и, соотвѣтственно убравъ ихъ, погребли въ двухъ верстахъ отъ вратъ Касантріотійскихъ, съ лѣвой стороны отъ народнаго пути. Впослѣдствіи надъ мѣстомъ погребенія Анисіи былъ выстроенъ молитвенный домъ. Произошло это въ тѣ времена, когда на землѣ владычествовалъ Максиміанъ, въ безконечное царствованіе надъ вѣрующими Господа нашего Іисуса Христа, Которому со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь и слава, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Максиміанъ царствовалъ съ 284 по 305 годъ.
[2] Солунь или Ѳессалоника — весьма значительный, древній городъ Македоніи, лежавшій въ глубинѣ большаго Солунскаго или Ѳерлійскаго залива при Эгейскомъ морѣ (Архипелагѣ).
[3] Служба св. Анисіи, 2-я стихира на «Господи воззвахъ».
[4] Подобно святому апостолу Павлу, желавшему разрѣшитися и со Христомъ быти (Флп. 1, 23).
[5] Тьма — десять тысячъ; иногда значитъ — безчисленное множество.
[6] Серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы — чины ангельскіе, которыхъ святая Церковь считаетъ всего 9-ть.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 835-846.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0