Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать девятый.

Сказаніе о преподобныхъ Маркѣ, Іоаннѣ и Ѳеофилѣ Печерскихъ [1].

Преподобные Маркъ, Іоаннъ и Ѳеофилъ подвизались въ Кіево-Печерской обители въ концѣ XI вѣка и самомъ началѣ XII-го [2].

Занятіемъ преподобнаго Марка было — копать пещеры и готовить каморы — мѣста для погребенія братіи (отъ того онъ назывался «Печерникъ», то-есть живущій въ пещерѣ) [3]. Но и при такомъ простомъ трудѣ подвижникъ достигъ необычайнаго духовнаго совершенства. Живя въ пещерѣ, преподобный своими руками копалъ такія могилы и на своихъ плечахъ выносилъ вонъ землю. День и ночь трудясь для Господа, проподобный приготовилъ много мѣстъ для погребенія братіи. Подвижникъ не бралъ за свой трудъ ничего; если же кто добровольно давалъ ему что-нибудь, онъ принималъ и все раздавалъ нищимъ. Въ безмолвіи трудясь и бодрствуя день и ночь, преподобный Маркъ однако не удовлетворялся этими трудами и подвигами. Смиряя плоть свою постомъ, бдѣніемъ и молитвою, для полнаго умерщвленія ея онъ возложилъ на чресла свои тяжелыя вериги и воздерживался даже въ употребленіи воды: когда мучила жажда, онъ пилъ воды лишь столько, сколько вмѣщалось въ его мѣдномъ крестѣ, который онъ всегда носилъ съ собою.

Богу угодны были непрестанные труды и подвиги преподобнаго Марка, и Онъ сподобилъ Печерника такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса.

Однажды Маркъ, по обычаю копая могилу, утомился до изнеможенія и оставилъ мѣсто тѣснымъ и не расширеннымъ. Случилось, что въ этотъ же день умеръ одинъ болѣвшій инокъ и для него не нашлось другой могилы, кромѣ этой узкой и неудобной. Тогда же было въ обычаѣ хоронить тѣло умершаго въ день его смерти. Поэтому скоро принесли мертваго въ пещеру, къ недоконченной каморѣ и вслѣдствіе тѣсноты съ трудомъ уложили его. Ни убрать мертваго, ни поправить на немъ одеждъ, ни даже возлить на него елей оказалось совершенно невозможнымъ, — настолько узко и неудобно было мѣсто. Тогда братія возроптали на Марка. Печерникъ же со смиреніемъ низко кланялся всѣмъ и говорилъ:

— «Простите, меня, отцы святые, — за немощію не докончилъ я».

Но братія еще болѣе бранили и укоряли его. Тогда Маркъ, обратившись къ мертвому, сказалъ ему:

— «Братъ! мѣсто тѣсно; такъ потрудись ты самъ, возьми масло и возлей на себя».

И мертвый, приподнявшись немного, простеръ руку, взялъ масло, возлилъ его крестообразно на грудь и лицо свое и, отдавши сосудъ, самъ предъ всѣми прибралъ себя, легъ и уснулъ. Страхъ и трепетъ объялъ всѣхъ, видѣвшихъ такое чудо.

Другой братъ послѣ долгой болѣзни померъ. Одинъ изъ друзей его отеръ губкою тѣло покойнаго и пошелъ въ пещеру посмотрѣть мѣсто, гдѣ будетъ лежать тѣло усопшаго. Онъ спросилъ объ этомъ Марка Печерника, но блаженный отвѣчалъ ему:

— «Пойди и скажи брату: — подожди до завтра, пока ископаютъ тебѣ мѣсто, тогда и отойдешь отъ жизни на покой».

— «Отче, — возразилъ Марку пришедшій инокъ, — кому говорить ты велишь? Я уже губою отеръ его мертвое тѣло».

Но преподобный снова повторилъ ему:

— «Ты видишь: мѣсто еще не готово. Я велю тебѣ — иди и скажи умершему: грѣшный Маркъ говоритъ тебѣ, — проживи еще этотъ день, а завтра отойдешь къ желаемому тобою Христу, Господу нашему. Когда приготовлю мѣсто, куда положить тебя, я пришлю за тобою».

Повинуясь преподобному Марку, инокъ возвратился въ монастырь. Здѣсь вся братія совершали погребальное пѣніе надъ усошнимъ. Тогда инокъ всталъ предъ ними и обратился къ покойному съ такими словами:

— «Маркъ говоритъ тебѣ, что мѣсто для тебя еще не приготовлено, подожди до утра»

Всѣ удивились этимъ словамъ. Но еще болѣе изумительно было то, что по этому слову душа усопшаго возвратилась въ тѣло его; онъ открылъ глаза и всю ночь оставался живымъ, съ открытыми глазами, только не говорилъ ничего. На другой день другъ его опять пошелъ въ пещеру узнать, готово ли мѣсто. Блаженный Маркъ встрѣтилъ его и сказалъ:

— «Пойди и скажи ожившему: Маркъ говоритъ тебѣ, — оставь эту временную жизнь и перейди въ вѣчную; готово мѣсто для тѣла твоего. Духъ свой предай Богу, а тѣло твое будетъ положено здѣсь, въ пещерѣ со святыми отцами».

Братъ пошелъ и передалъ ожившему другу слова преподобнаго Марка. Тотъ на глазахъ у всѣхъ, пришедшихъ посѣтить его, тотчасъ смежилъ очи и предалъ духъ свой Богу. Онъ былъ погребенъ въ пещерѣ, на приготовленномъ для него мѣстѣ. И всѣ дивились этому чуду.

Въ Печерскомъ монастырѣ жили два духовныхъ брата — Іоаннъ и Ѳеофилъ. Отъ юности оба соединены были узами духовной любви: имѣли одну волю, однѣ мысли и желанія, одинаковую ровность по Богѣ. Они упросили преподобнаго Марка приготовить имъ общее мѣсто для погребенія, гдѣ бы они могли лечь вмѣстѣ, когда Господь имъ повелитъ. Много времени спустя, старшій изъ нихъ Ѳеофилъ отлучился изъ обители по какой-то нуждѣ. Въ это время младшій братъ, преподобный Іоаннъ, угодивъ Господу, разболѣлся и скончался. Его похоронили на приготовленномъ мѣстѣ. Чрезъ нѣсколько дней по смерти Іоанна возвратился Ѳеофилъ и, узнавъ о кончинѣ любимаго брата, сильно скорбѣлъ. Потомъ, взявши съ собою нѣсколько иноковъ, онъ пошелъ въ пещеру посмотрѣть, гдѣ и на какомъ мѣстѣ положенъ умершій. Увидавши же, что тотъ положенъ на первомъ мѣстѣ въ ихъ общей каморѣ, сильно разгнѣвался на Марка, много ропталъ на него и съ негодованіемъ говорилъ:

— «Зачѣмъ ты положилъ его здѣсь? Я старше, а ты положилъ его на моемъ мѣстѣ».

Печерникъ, смиренно кланяясь ему, отвѣчалъ:

— «Прости меня, братъ, — согрѣшилъ я предъ тобою».

Затѣмъ, обратясь къ умершему, сказалъ ему:

— «Братъ! встань и уступи мѣсто не умершему, а самъ лягъ на другомъ низшемъ мѣстѣ».

И вдругъ, по слову блаженнаго, мертвый всталъ и легъ на другомъ мѣстѣ. Сильный ужасъ объялъ всѣхъ присутствовавшихъ. Тогда роптавшій на преподобнаго Ѳеофилъ съ трепетомъ припалъ къ ногамъ его и просилъ:

— «Отче, согрѣшилъ я, потревоживъ съ мѣста брата моего. Молю тебя, прикажи ему опять лечь на старомъ мѣстѣ».

Но блаженный смиренно отвѣчалъ ему:

— «Господь Самъ прекратилъ вражду между нами. Ради твоего ропота, чтобы ты, вѣчно враждуя, не держалъ злобы на меня, Онъ сотворилъ такое чудное дѣло, что даже бездушное тѣло показало истинную любовь къ тебѣ, уступая тебѣ старѣйшинство и по смерти. И я хотѣлъ было, чтобы, не выходя отсюда, ты воспользовался своимъ старшинствомъ и тотчасъ былъ бы положенъ здѣсь. Но такъ какъ ты еще не готовъ къ смерти, то пойди и позаботься о своей душѣ: чрезъ нѣсколько дней тебя принесутъ сюда. Воскрешать умершихъ дѣло Божіе, а я человѣкъ грѣшный. Вотъ мертвый, не стерпѣвъ твоего гнѣва, оскорбленій и укоровъ мнѣ, уступилъ тебѣ половину мѣста, приготовленнаго для васъ обоихъ. И такъ какъ только Всемогущій Богъ можетъ поднять его, то я, самъ собою не могу сказать умершему, — «встань, и опять лягъ на высшемъ мѣстѣ». Прикажи ему ты, не послушаетъ ли онъ тебя, какъ теперь?»

Услышавъ это, Ѳеофилъ пришелъ въ ужасъ и думалъ, что тутъ же падетъ мертвымъ и не дойдетъ до монастыря. Добравшись до своей келліи, онъ предался подвигу непрестаннаго плача. Раздавъ все до послѣдней сорочки и оставивъ у себя только свиту [4] и мантію, Ѳеофилъ каждый день ожидалъ смертнаго часа. И никто не могъ удержать его отъ слезъ; никто не могъ принудить его вкусить сладкой пищи. Каждое утро онъ говорилъ самъ себѣ:

— «Не знаю, доживу ли я до вечера».

Приходила ночь и онъ съ плачемъ говорилъ:

— «Что мнѣ дѣлать? Доживу ли я до утра? Ибо многіе, вставши утромъ, не достигали вечера, и возлегши на своихъ ложахъ, уже не вставали съ нихъ. Тѣмъ болѣе я, уже получившій извѣщеніе отъ преподобнаго, что скоро кончится жизнь моя!»

И со слезами молилъ онъ Господа дать ему время покаянія. Каждый день и часъ ожидалъ Ѳеофилъ кончины своей, изнуряя себя постомъ, плача и молясь непрестанно. Такимъ подвигомъ въ теченіи нѣсколькихъ лѣтъ Ѳеофилъ до того изсушилъ свое тѣло, что можно было счесть всѣ его суставы и кости. Многіе приходили утѣшать его, но своими рѣчами только доводили до большаго рыданія. Наконецъ отъ непрестаннаго плача и слезъ ослѣпъ онъ.

Преподобный же Маркъ, провидѣвъ часъ отшествія своего ко Господу, призвалъ Ѳеофила и сказалъ ему:

— «Братъ Ѳеофилъ! прости меня, что я огорчилъ тебя на много лѣтъ, и молись обо мнѣ, ибо я уже отхожу изъ этого свѣта. Если же я получу дерзновеніе предъ Всевышнимъ, то не забуду молиться за тебя, да сподобитъ насъ Господь свидѣться тамъ и быть вмѣстѣ съ отцами нашими Антоніемъ и Ѳеодосіемъ» [5].

Ѳеофилъ съ плачемъ отвѣчалъ ему:

— «Отецъ Маркъ! Зачѣмъ ты меня оставляешь? Или возьми меня съ собой, или дай мнѣ прозрѣть».

— «Не скорби, братъ, — сказалъ ему преподобный Маркъ, — тѣлесными очами ты ослѣпъ Бога ради, а духовными прозрѣлъ на разумѣніе Его. Объявивъ тебѣ близкую кончину, я сталъ виною твоей слѣпоты. Но я хотѣлъ принести пользу душѣ твоей, превративъ твое высокоуміе въ смиреніе, ибо сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ» [6].

Ѳеофилъ отвѣчалъ преподобному:

— «Знаю, отецъ мой, что за грѣхи мои я долженъ былъ пасть мертвымъ предъ тобою въ пещерѣ тогда же, какъ ты воскресилъ умершаго брата моего, но Господь пощадилъ меня ради твоихъ святыхъ молитвъ, далъ мнѣ жизнь, ожидая моего покаянія. Теперь же я прошу тебя о семъ: или возьми меня съ собою ко Господу, или возврати свѣтъ очамъ моимъ».

Тогда преподобный Маркъ снова возразилъ ему:

— «Нѣтъ тебѣ нужды видѣть этотъ маловременный свѣтъ, а лучше проси Господа, чтобы онъ сподобилъ тебя увидѣть славу Его. И смерти не желай: она придетъ, хотя бы ты и не хотѣлъ. И вотъ тебѣ знаменіе твоего отшествія: за три дня до кончины своей ты прозришь, такъ отойдешь ко Господу и узришь тамъ свѣтъ нескончаемый и славу неизреченную».

Сказавъ это, преподобный Маркъ почилъ и честныя мощи его были положены въ пещерѣ, на мѣстѣ, которое онъ самъ себѣ выкопалъ.

Глубоко опечалила преподобнаго Ѳеофила разлука съ отцомъ и наставникомъ его, преподобнымъ Маркомъ. Кончина Печерника уязвила сердце Ѳеофила и удвоила его плачъ и рыданія. Цѣлые источники слезъ проливалъ онъ, а слезы все болѣе и болѣе умножались. Онъ имѣлъ сосудъ и, становясь на молитву, ставилъ его предъ собою и неутѣшно плакалъ надъ нимъ, вспоминая кончину наставника, со слезами помышляя и о своемъ скоромъ отшествіи изъ этого бреннаго міра. И чрезъ нѣсколько лѣтъ сосудъ этотъ былъ полонъ слезъ. Наконецъ, узнавъ приближеніе своей кончины, Ѳеофилъ прилежно молилъ Господа, чтобы угодны были предъ нимъ слезы его. Поднявъ руки къ небу, онъ молился:

— «Владыко Человѣколюбче, Господи Іисусе Христе, Царю мой Пресвятый! Ты, не хотящій смерти грѣшниковъ, но ожидающій ихъ обращенія, знающій глубокую немощь нашу, Утѣшителю благій! Ты — здравіе больнымъ, грѣшникамъ спасеніе, изнемогающимъ укрѣпитель, подающимъ возстаніе! Молю тебя, Господи, въ часъ сей: покажи и на мнѣ недостойномъ милость Свою и излей на меня неисчерпаемую пучину Твоего благоутробія; избавь меня отъ искушенія на мытарствахъ воздушными князьями и не дай имъ овладѣть мною, молитвами угодниковъ Твоихъ великихъ отцевъ нашихъ, Антонія и Ѳеодосія и всѣхъ святыхъ, отъ вѣка Тебѣ угодившихъ».

И вдругъ предсталъ предъ нимъ ангелъ Господень, прекрасный видомъ, и сказалъ ему:

— «Ты хорошо молишься, но зачѣмъ же хвалишься суетою слезъ твоихъ, собранныхъ тобою въ сосудъ?»

И, взявъ другой сосудъ, гораздо большій Ѳеофилова, исполненный благоуханія, какъ мѵра благовоннаго, показалъ его подвижнику и сказалъ:

— «Это твои же слезы, излитыя тобою отъ сердца на молитвѣ къ Богу, которыя ты отиралъ рукою, платкомъ или одеждою и которыя падали на землю изъ глазъ твоихъ. По повелѣнію Творца нашего я собралъ ихъ всѣ и сохранилъ въ этомъ сосудѣ. Теперь же я посланъ возвѣстить тебѣ радость: съ веселіемъ отойдешь ты къ Нему, ибо Онъ сказалъ: блажени плачущіи, яко тіи утѣшатся» [7].

Сказавъ это, ангелъ поставилъ сосудъ предъ Ѳеофиломъ и сталъ невидимъ. Блаженный Ѳеофилъ тотчасъ призвалъ игумена и повѣдалъ ему явленіе ангела и рѣчи его. Показавъ игумену оба сосуда — одинъ полный слезъ, а другой благовонія, несравнимаго ни съ какими ароматами, преподобный просилъ вылить ихъ при погребеніи на тѣло его.

Черезъ три дня преподобный Ѳеофилъ мирно отошелъ ко Господу. Честное тѣло его положено было въ пещерѣ, вмѣстѣ съ тѣломъ любимаго брата его преподобнаго Іоанна, вблизи отъ преподобнаго Марка Печерника. Всѣ три подвижника покоятся въ Антоніевой или Ближней пещерѣ. И когда тѣло Ѳеофила помазали изъ сосуда ангелова, вся пещера исполнилась благоуханія. Потомъ вылили на него и сосудъ слезъ, чтобы сѣявшій слезами въ радости пожалъ плодъ дѣла рукъ своихъ. «Ибо сказано, — заканчиваетъ инокъ Поликарпъ свою повѣсть о преподобныхъ Маркѣ, Іоаннѣ и Ѳеофилѣ: плакахуся метающе сѣмена своя [8], — но они утѣшены будутъ о Христѣ, Которому Слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь».

Въ настоящее время надъ мощами преподобнаго Марка висятъ тяжелыя вериги, свидѣтельствующія о подвигахъ и трудахъ преподобнаго, и памятникъ воздержанія его — мѣдный крестъ, изъ котораго онъ пилъ воду. И многіе, съ вѣрою приходящіе ко святымъ мощамъ преподобнаго Марка, и съ благоговѣніемъ пьющіо воду изъ его мѣднаго креста, освященнаго его устами, по молитвѣ святаго, получаютъ исцѣленіе отъ всѣхъ недуговъ и болѣзней,

Память святыхъ угодниковъ Божіихъ преподобныхъ Марка Печерника-гробокопателя, Іоанна и Ѳеофила Плачливаго издавна празднуется всею Русскою Церковію.

Примѣчанія:
[1] Сказаніе о преподобныхъ Маркѣ Печерникѣ, Іоаннѣ и Ѳеофилѣ Плачливомъ заимствуется изъ посланія инока Кіево-Печерскаго монастыря Поликарпа къ игумену того же монастыря Акиндину. Посланіе написано около 1125 года и послѣ внесено въ Кіево-Печерскій патерикъ.
[2] Время житія и подвиговъ преподобныхъ Марка, Іоанна и Ѳеофила въ точности неизвѣстно. Инокъ Поликарпъ, написавшій древнее сказаніе о нихъ, говоритъ только, что преподобный Маркъ былъ свидѣтелемъ торжественнаго перенесенія святыхъ мощей преподобнаго Ѳеодосія въ новоустроенную каменную церковь Успенія Божіей Матери. Перенесеніе же мощей преподобнаго Ѳеодосія было 14 августа 1091 г. Сказаніе написано около 1125 г., когда всѣ три подвижника уже скончались. Слѣдовательно преподобный Маркъ и современники его Іоаннъ и Ѳеофилъ подвизались въ Кіево-Печерской обители въ самомъ концѣ XI и началѣ XII вѣка.
[3] Въ Печерскомъ монастырѣ въ то время иноки погребались въ боковыхъ стѣнкахъ пещеръ, — каморахъ, печурахъ или углубленіяхъ. Тѣла умершихъ были полагаемы не въ гробахъ, а безъ гробовъ въ одномъ одѣяніи. Каморы съ положенными въ нихъ тѣлами не засыпались землей, какъ засыпаются могилы, а оставлялись незасыпанными; задѣлывались только устья или отверстія этихъ каморъ.
[4] Свита — нижняя шерстяная одежда съ рукавами, надѣвавшаяся на сорочку.
[5] Память преп. Антонія Печерскаго 10 іюля; преп. Ѳеодосія — 3 мая и 14 августа.
[6] Псал. 50, ст. 19.
[7] Еванг. отъ Матѳ. гл. 5, ст. 4.
[8] Псал. 125, ст. 6.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 585-592.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0