Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать девятый.

Память четырнадцати тысячъ младенцевъ, отъ Ирода въ Виѳлеемѣ избіенныхъ.

Побивались младенцы различно: однихъ убивали мечемъ, другихъ разбивали о камни и стѣны, иныхъ бросали оземь и попирали ногами, душили руками, разрывали и раздирали на части, пронзали, разрубали пополамъ. Горько рыдали матери: великій вопль ихъ доходилъ до небесъ; они рвали на себѣ волосы и одежду и терзали себя, такъ что исполнились слова пророка Іереміи: гласъ въ Рамѣ слышанъ бысть, плачь и рыданіе, и вопль многъ. Рахиль плачущися чадъ своихъ и не хотяше утѣшитися, яко не суть (Іер. 31, 15; Матѳ. 2, 18). Рамой назывался городъ, стоявшій на холмѣ, въ предѣлахъ колѣна Веніаминова. Рахилью же нѣкоторые именовали Виѳлеемъ, ибо въ немъ была погребена Рахиль, супруга патріарха Іакова, мать Веніамина. Отъ гробницы ея и Виѳлеемъ получилъ наименованіе Рахили. Итакъ, когда въ Рахили, т. е. въ Виѳлеемѣ, избивали младенцевъ, то въ городѣ Рамѣ, какъ отстоявшемъ не очень далеко отъ Виѳлеема, были слышны плачъ, рыданіе и великій вопль матерей, плакавшихъ о своихъ убитыхъ чадахъ. Плачъ этотъ отчасти описываютъ два святые Іоанна: Златоустъ и Дамаскинъ. Первый изъ нихъ повѣствуетъ слѣдующее.

Видя это, матери спрашивали убійцъ:

— «За что вы убиваете нашихъ дѣтей? Какую обиду причинили они царю или вамъ?»

И не было никого, кто бы отвѣтилъ, почему совершается это напрасное убійство, не было никого, кто бы утѣшилъ ихъ въ этомъ великомъ горѣ. Онѣ же съ воплями взывали къ воинамъ:

— «Пощадите насъ, пощадите! Развѣ у васъ у самихъ нѣтъ матерей? Развѣ вы не вѣдаете любви материнской? Развѣ у васъ нѣтъ женъ? Развѣ не были вы любимы вашими матерями? Неужели вы не страшитесь, что и съ вашими дѣтьми случится то же? Сжальтесь надъ нами! Не лишайте насъ дѣтей нашихъ, но избейте сначала насъ самихъ, ибо мы не въ силахъ перенести смерть нашихъ дѣтей! Пронзайте насъ самихъ! Если наши дѣти причинили вамъ какое-либо зло, то пусть и мы умремъ вмѣстѣ съ ними!»

Такъ вопили онѣ въ сердечной тоскѣ и, обезумѣвъ отъ печали, забывши стыдъ, раздирали на себѣ одежды, отъ скорби били себя въ грудь, терзали себѣ лица, рвали волосы, и призывали небеса во свидѣтели, взывая къ Богу:

— «О Владыко нашъ, Господи! Что значитъ эта великая жестокость царя? Онъ возстаетъ на Твое твореніе: Ты создалъ, а онъ убиваетъ; Ты далъ намъ дѣтей, а онъ отнимаетъ ихъ у насъ! Зачѣмъ родили мы на свѣтъ мальчиковъ, если наши младенцы должны подвергаться столь жестокой смерти?»

Святый Іоаннъ Дамаскинъ повѣствуетъ объ этомъ плачѣ такъ:

Матери, претерпѣвшія страданія при рожденіи своихъ дѣтей, сидѣли при трупахъ убитыхъ младенцевъ, съ распущенными волосами, воздѣвая руки къ небу, онѣ рвали на себѣ волосы, посыпали волосы пылью, призывали небеса во свидѣтели и, обливаясь слезами, такъ говорили къ отсутствующему Ироду, какъ бы къ присутствующему:

— «Что значитъ это повелѣніе твое, царь, направленное противъ насъ? Развѣ ты не отецъ своихъ дѣтей? Развѣ ты не знаешь, какъ велика любовь родителей къ дѣтямъ? Звѣзда ли оскорбила тебя? Но почему ты тогда не направляешь свои стрѣлы въ небо, а изсушаешь молоко въ нашихъ сосцахъ? Волхвы ли причинили тебѣ зло? Но тогда почему же ты не воюешь съ Персіей, а лишаешь дѣтей Виѳлеемъ? Если родился новый царь и ты узналъ о немъ изъ книгъ, то схвати Гавріила и посади его въ темницу!»

Вскорѣ по избіеніи святыхъ младенцевъ, число коихъ было четырнадцать тысячъ, казнь Божія постигла и самого убійцу, царя Ирода. Жестокъ былъ конецъ его жизни, какъ повѣствуетъ о томъ святый Ѳеофилактъ: одержимый горячкою и болѣзнью внутренностей, опухолью ногъ, загражденіемъ ноздрей, трясеніемъ всего тѣла и распаденіемъ всѣхъ членовъ, лукавый царь, съѣдаемый червями, въ страшныхъ мученіяхъ испустилъ духъ. Повѣствуется также, что ему недостаточно было избить Виѳлеемскихъ младенцевъ, но еще при самой кончинѣ своей, оно предалъ смерти множество знатнѣйшихъ и славнѣйшихъ гражданъ Іерусалима: такъ онъ казнилъ Гиркана, первосвященника Іудейскаго, а также всѣхъ тѣхъ первосвященниковъ и книжниковъ народныхъ, которыхъ раньше спрашивалъ: «Гдѣ должно родиться Христу?» — и которые отвѣтили ему: «Въ Виѳлеемѣ іудейскомъ».

Всѣхъ онъ впослѣдствіи умертвилъ мечемъ. И это было для нихъ праведнымъ судомъ Божіимъ, такъ что всѣ они вмѣстѣ съ Иродомъ скончались въ жестокихъ мученіяхъ, какъ возвѣстилъ о томъ ангелъ Іосифу въ Египтѣ:

— «Умерли искавшіе души Младенца».

Очевидно, искалъ не одинъ Иродъ, но всѣ совѣтники его, первосвященники и книжники. Поэтому и умеръ не одинъ Иродъ, но и всѣ, искавшіе вмѣстѣ съ нимъ души Младенца. Тотъ былъ умерщвленъ самимъ Богомъ, а эти были избиты Иродомъ. Кому они сочувствовали, отъ того и приняли жестокую кончину. А что всѣ они искали убить Христа и были единодушны съ Иродомъ, это явствуетъ вотъ откуда: когда скончался праведный старецъ Симеонъ Богопріимецъ, свидѣтельствовавшій о Христѣ въ храмѣ и передъ всѣмъ народомъ, то они за это не сподобили его достойнаго погребенія, которое бы приличествовало столь святому мужу, премудрому учителю, прозорливому пророку и уважаемому всѣми старцу. Также предали они смерти и святаго пророка Захарію за то, что онъ поставилъ на мѣстѣ дѣвицъ, гдѣ не подобало стоять замужнимъ женщинамъ, Пречистую Дѣву, вошедшую съ Младенцемъ во храмъ для очищенія. Объ этомъ упоминаютъ Григорій Нисскій, Кириллъ Александрійскій и Андрей Критскій.

Когда увидѣли это книжники и фарисеи, то пришли въ негодованіе; Захарія же противосталъ имъ, удостовѣряя, что сія Матерь и по рождествѣ осталась чистой Дѣвой. Они не повѣрили ему, и тогда святый сказалъ, что природа человѣческая вмѣстѣ со всякимъ созданіемъ подчинена своему Создателю и что въ Его всесильной волѣ устраивать тварь Свою по Своему произволенію и сдѣлать такъ, чтобы Дѣва родила и по рождествѣ пребыла Дѣвою же.

— «Посему, — говорилъ онъ, — и сію Матерь я допустилъ на мѣсто дѣвицъ, какъ истинную Дѣву».

Книжники разъярились въ сердцахъ своихъ на Захарію, какъ на явнаго законопреступника, и, снѣдаемые завистью, гнѣвались какъ на то, что матерь Младенца была поставлена на мѣстѣ дѣвицъ, такъ и на то, что возглашались такія свидѣтельства о Младенцѣ. Они не утаили своихъ чувствъ передъ Иродомъ, но выказали ему ихъ, и немедленно начали искать Младенца, но не нашли Его, потому что Іосифъ тѣмъ временемъ бѣжалъ съ Маріей въ Египетъ. Съ тѣхъ поръ книжники стали сильно гнѣваться на святаго Захарію, а вмѣстѣ съ нимъ, и на старца Симеона. Симеонъ вскорѣ скончался, и они не сподобили его достойнаго погребенія. Захарія же впослѣдствіи, по ихъ просьбамъ, былъ осужденъ Иродомъ на смерть. Во время избіенія Виѳлеемскихъ младенцевъ былъ убитъ святый Захарій между церковью и алтаремъ за то, что не отдалъ на убіеніе сына своего Іоанна. Такъ отмстили ему книжники и фарисеи за его свидѣтельство о Пречистой Дѣвѣ и за то, что поставилъ Ее во храмѣ на мѣстѣ дѣвицъ. Вскорѣ и сами они приняли заслуженную казнь отъ руки своего же царя Ирода. Какой мѣрой они мѣрили, такой и было имъ отмѣрено. Отдѣльно отъ нихъ были также усѣчены Иродомъ 70 мудрѣйшихъ мужей, собраніе которыхъ называлось Синедріономъ [4]. Одного только изъ нихъ онъ оставилъ въ живыхъ, но и того повелѣлъ ослѣпить. Были въ то время въ Іерусалимѣ два премудрыхъ, знаменитыхъ и любимыхъ всѣми учителя: Іуда, называемый Аврифеемъ, и Матѳей Гаргулоѳи; ихъ онъ велѣлъ сжечь живыми вмѣстѣ съ нѣкоторыми ихъ друзьями; но еще раньше этого Иродъ свирѣпо возсталъ на свой собственный домъ: казнилъ своего брата Ферора, сестру Саломію и мужа ея, происходившаго изъ колѣна Давидова, свою жену Маріамну — тоже изъ колѣна Давидова [5], рожденнаго отъ нея сына своего Антипатра, затѣмъ еще двухъ сыновей Аристовула и Александра и много другихъ предалъ онъ неповинно смерти. Наконецъ, находясь уже при смерти, Иродъ завѣщалъ вѣрнѣйшимъ изъ своихъ воиновъ относительно прочихъ славныхъ мужей іудейскихъ, которыхъ еще немало осталось у него содержимыхъ въ оковахъ, — чтобы, когда онъ испуститъ духъ, воины немедленно убили всѣхъ этихъ узниковъ: да не возрадуются іудеи о его смерти, но скорѣе да восплачутся при видѣ столькихъ мужей своихъ убитыми [6]. Такъ погибъ злой злою же смертію, погубивъ многихъ вмѣстѣ съ собою. Онъ вселился во адѣ, вмѣстѣ со своими единомышленниками. Святые же младенцы, за Христа избіенные, водворились съ ангелами на небесахъ, ибо таковыхъ дѣтей воистинну есть царство небесное (Лук. 18, 16) о Христѣ, Господѣ нашемъ, Которому слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Память ихъ празднуется Церковію 3-го февраля.
[2] По закону Моисееву (кн. Лев. гл. 12), женщины, черезъ 40 дней послѣ рожденія младенца, если мдаденецъ былъ мужского пола, и чрезъ 60, если младенецъ былъ женскаго пола, — должна была придти въ храмъ къ священнику и принести въ жертву Богу агнца однолѣтняго или двухъ голубей. Этотъ обрядъ называлея очищеніемъ.
[3] Евѳимій Зигабенъ, византійскій богословъ XII вѣка написалъ исторію ересей и толкованія на четвероевангеліе, псалмы и книгу Пѣснь пѣсней.
[4] Синедріонъ — верховное судилище іудейское, завѣдовавшее также и государственными дѣлами; оно состояло изъ 70-72 членовъ и собиралось подъ главенствомъ первосвященника.
[5] Ироду были извѣстны пророчества о рожденіи Мессіи изъ сѣмени Давидова. Поэтому онъ и старался истребить все современное ему потомство Давида, не щадя даже своихъ родственниковъ.
[6] Повелѣніе это, къ счастію, не было исполнено.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 804-810.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0