Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать седьмой.

Страданіе святаго первомученика и архидіакона Стефана.

— «Видно, и язычникамъ далъ Богъ покаяніе въ жизнь».

Итакъ, при жизни святаго Стефана роптали на евреевъ еллины не изъ числа язычниковъ, а бывшіе также изъ евреевъ и хранившіе тотъ же законъ, данный Моисеемъ, но разсѣявшіеся по разнымъ странамъ (какъ и святый апостолъ Іаковъ въ своемъ посланіи пишетъ: обѣманадесяте колѣнома, иже въ разсѣяніи, радоватися (Іак. 1, 1), и усвоившіе еллинскій языкъ (но не вѣру и нравы); посему ихъ и называли еллинами тѣ, которые жили въ Іерусалимѣ. Подобнымъ образомъ и Златоустъ выражается: «еллинами, о коихъ говорится въ книгѣ Дѣяній Апостольскихъ, я полагаю, назывались говорящіе по-еллински, потому только, что они по-гречески говорили, будучи евреями». Между такими-то еллинами-христіанами и возникъ ропотъ на христіанъ изъ евреевъ іерусалимскихъ, ропотъ за то, что вдовы еллиновъ были пренебрегаемы при ежедневномъ назначеніи служеній: или имъ назначалась низшая работа, или имъ давалась меньшая и худшая доля пищи и одежды.

При такомъ положеніи дѣлъ, святые двѣнадцать Апостоловъ созвали всѣхъ бывшихъ тогда вѣрующихъ и сказали имъ:

— «Нехорошо намъ, оставивши слово Божіе, пещись о столахъ. Итакъ, братія, выберите изъ среды себя семь человѣкъ, исполненныхъ Святаго Духа и мудрости; ихъ поставимъ на эту службу; а мы постоянно пребудемъ въ молитвѣ и служеніи слова» (Дѣян. 6, 2-4).

Это предложеніе святыхъ Апостоловъ было одобрено всѣмъ собраніемъ вѣрныхъ, которые немедленно избрали: Стефана, мужа исполненнаго вѣры и Духа Святаго, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, уроженца антіохійскаго.

Самыя имена сихъ избранниковъ показываютъ, что они были родомъ не изъ тѣхъ евреевъ, которые жили въ Іерусалимѣ, но изъ тѣхъ, которые проживали въ еллинскихъ странахъ, ибо имена ихъ — не еврейскія, а еллинскія. Изъ нихъ Стефанъ приходился родственникомъ Савлу, впослѣдствіи призванному Господомъ съ именемъ Павла къ вѣрѣ и апостольскому служенію; Павелъ же былъ родомъ изъ города Тарса, въ Киликіи [2]. Эти семь мужей потому избраны были изъ еллиновъ для служенія бѣднымъ вдовамъ, чтобы еллины, доселѣ скорбѣвшіе о пренебреженіи своихъ вдовицъ, успокоились наконецъ и перестали жаловаться и роптать.

Всѣ сіи избранники были приведены къ Апостоламъ и тѣ помолились, возложили на нихъ руки и посвятили ихъ въ діаконы (служители).

Первымъ между ними былъ Стефанъ, исполненный вѣры и силы, и потому назывался архидіакоиомъ. По благодати Божіей, онъ творилъ много знаменій и чудесъ среди вѣрныхъ: а если о чудесахъ его не упоминается въ Священномъ Писаніи, это нисколько неудивительно, ибо и о дѣлахъ Самого Христа Господа сказано: аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему міру вмѣстити пишимыхъ книгъ (Іоан. 21, 25). Впрочемъ, съ полнымъ основаніемъ можно сказать, что святый Стефанъ, подобно старѣйшимъ Апостоламъ, возлагалъ руки на больныхъ, и они становились здоровыми. Кромѣ сего, онъ былъ мужъ сильный словомъ и дѣломъ, вѣрныхъ утверждалъ въ вѣрѣ, невѣрныхъ же іудеевъ обличалъ, доказывая имъ отъ Закона и Пророковъ, что они несправедливо, по зависти, убили Сына Божія, Мессію, ожидаемаго столько вѣковъ. И когда между іудеями, и фарисеями, и саддукеями, и греческими евреями разгорѣлся однажды споръ о Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, и одни говорили, что Онъ — пророкъ, другіе же — что Онъ льстецъ, а иные — что Онъ — Сынъ Божій, святый Стефанъ, взойдя на возвышеніе, сталъ благовѣствовать всѣмъ о Христѣ Господѣ, говоря:

— «Мужіе братіе! Зачѣмъ усиливается между вами раздраженіе, и весь Іерусалимъ раздѣляется на партіи? Блаженъ тотъ изъ васъ, кто увѣровалъ въ Господа нашего Іисуса Христа, ибо Онъ, для того, чтобы освободить насъ отъ грѣховъ нашихъ, сошелъ съ небесъ и родился отъ Пресвятыя и Пречистыя Дѣвы, избранной прежде созданія міра; Онъ принялъ на Себя и понесъ наши немощи и недуги, слѣпымъ даровалъ зрѣніе, прокаженныхъ очищалъ, бѣсовъ изгонялъ».

Они же, услышавъ слова его, стали спорить съ нимъ, усиливались опровергать его и хулить проповѣдуемаго имъ Господа, какъ написано объ этомъ въ книгѣ Дѣяній св. Апостолъ:

— «Нѣкоторые изъ такъ называемой синагоги Либертинцевъ и Киринейцевъ и Александрійцевъ и нѣкоторые изъ Киликіи и Асіи вступили въ споръ со Стефаномъ» (Дѣян. 9, 9).

Ибо евреи, жившіе мужду греками въ разныхъ отдаленныхъ странахъ, имѣли особыя свои синагоги въ Іерусалимѣ. И такимъ образомъ, кромѣ первенствующей архисинагоги еврейской, въ Іерусалимѣ много было синагогъ разныхъ пришельцевъ, или евреевъ, жившихъ въ различныхъ странахъ, и отъ каждой страны евреи исключительно въ свою синагогу въ Іерусалимѣ посылали дѣтей учиться Закону Божію. Да и сами они, ежегодно приходя на поклоненіе ко храму Соломонову, проживали при своихъ синагогахъ, и собирались въ нихъ, и учились въ нихъ, какъ это видно изъ второй главы книги Дѣяній Апостольскихъ: «Въ Іерусалимѣ находились іудеи, люди набожные изъ всякаго народа подъ небесами, Парѳяне, Мидяне и Еламиты» и прочіе (Дѣян. 2, 5-9), т. е. евреи, жившіе въ Парѳіи, въ Мидіи, въ Еламѣ [3], и въ прочихъ тамъ указанныхъ странахъ, пришедшіе теперь на праздникъ въ Іерусалимъ. Соотвѣтственно сему, были въ Іерусалимѣ синагоги Киликійская, Александрійская, Киринейская [4]. О Либертинской [5] же разсказываютъ, что въ ней было особенное племя евреевъ, ведущее свой родъ отъ тѣхъ, которые нѣкогда были плѣнены Помпеемъ римскимъ [6], потомъ отпущены на свободу, и поэтому назывались «либеры», что значитъ — свободные. Точно также и св. Златоустъ говоритъ: «Либертинами назывались тѣ, коимъ была дарована свобода римлянами. И такъ какъ въ Іерусалимѣ жили пришельцы изъ разныхъ странъ, то они и синагоги свои въ немъ имѣли, гдѣ слушали чтеніе закона и молились».

Сіи-то собранія въ синагогахъ — либертинской, киринейской и другихъ, споря со Стефаномъ, не могли противостоять мудрости и Духу, Которымъ онъ говорилъ, и святый Стефанъ въ то время словомъ истины одолѣлъ три части свѣта — Европу, Азію и Африку: одолѣлъ Европу въ лицѣ либертинъ, пришедшихъ изъ Рима, находящагося въ Европѣ, одолѣлъ Азію въ лицѣ киликіянъ, уроженцевъ Азіи, одолѣлъ Африку въ лицѣ киринейцевъ и александрійцевъ, происходившихъ изъ Африки.

Они же, не имѣя силы сказать что либо противъ проповѣдуемой Стефаномъ истины, свѣтлѣйшей солнца, воспламенились на него гнѣвомъ и, полные зависти, подучили нѣкоторыхъ изъ своихъ единомышленниковъ, привыкшихъ говорить ложь, объявить главной архисинагогѣ еврейской, будто они слышали, какъ Стефанъ говорилъ хульныя рѣчи противъ Моисея и Бога. Возмутивъ, такимъ образомъ, народъ, и старѣйшинъ, и книжниковъ, они напали на святаго Стефана, схватили и привели его въ синагогу къ первосвященникамъ и великому множеству законоучителей; тутъ же представили и ложныхъ свидѣтелей, которые утверждали:

— «Сей человѣкъ не перестаетъ говорить хульныя рѣчи на святое мѣсто сіе и на законъ, и мы слышали, какъ онъ говорилъ, что Іисусъ Назорей разрушитъ мѣсто сіе и перемѣнитъ обычаи, которые установилъ намъ Моисей».

Святый же Стефанъ стоялъ невозмутимо среди этого убійственнаго собранія, какъ ангелъ Божій, сіяя свѣтомъ божественной благодати, какъ нѣкогда Моисей: ибо преобразился внѣшній видъ лица его, и всѣ, бывшіе въ собраніи, смотря на него, видѣли лицо его, какъ лицо ангела.

Первосвященникъ спросилъ его:

— «Справедливо ли го, что говорятъ о тебѣ свидѣтели?»

Святый, раскрывъ уста свои, произнесъ длинную рѣчь. Онъ началъ отъ Авраама, который первый получилъ обѣтованіе о пришествіи Мессіи, и затѣмъ разсказалъ всю исторію до Моисея, вспоминая о немъ съ полнымъ благоговѣніемъ и уваженіемъ, и этимъ ясно показывалъ и возражалъ противъ лжесвидѣтелей, что самъ онъ вовсе не хулитель ни Моисея, ни Закона Божія, даннаго чрезъ Моисея, и еще яснѣе доказывалъ, что именно отцы ихъ были хулителями.

— «Не восхотѣли, — говорилъ онъ, — отцы наши быть послушными ему, но отринули Его и обратились сердцами своими къ Египту» (Дѣян. 7, 39).

Потомъ возражая на другую клевету, будто бы онъ произносилъ хулу на мѣсто святое, сказалъ:

— «Соломонъ построилъ Ему храмъ» (Дѣян. 7, 47).

Этими словами онъ какъ бы хотѣлъ сказать: «Я чту мѣсто святое, по Божіему благоволенію мудро устроенное царемъ Соломономъ и освященное славою Господнею, явленною облакомъ; я почитаю храмъ, во славу Божію созданный людьми, но при семъ и то исповѣдую, что Богъ болѣе любитъ пребывать въ невещественныхъ, нерукотворенныхъ храмахъ, т. е. въ душахъ человѣческихъ чистыхъ».

— «Всевышній не въ рукотворенныхъ храмахъ живетъ, — говорилъ онъ, — какъ говоритъ Богъ чрезъ пророка: небо Мнѣ престолъ есть, земля же подножіе ногама Моима: кій храмъ созиждете Ми, глаголетъ Господь? Или кое мѣсто покоищу Моему? Вся бо сія сотвори рука Моя» (Ис. 66, 1-2).

Наконецъ, исполнившись божественной ревности, какъ нѣкогда Илія, святый Стефанъ обратился съ обличительной рѣчью противъ всего собранія:

— «Жестоковыйные люди съ необрѣзаннымъ сердцемъ и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому: какъ отцы ваши, такъ и вы. Кого изъ пророковъ не гнали отцы ваши? Они убили предвозвѣстившихъ пришествіе Праведника (обѣтованнаго Мессіи), Котораго предателями и убійцами сдѣлались нынѣ вы» (Дѣян. 7, 51).

Сіи слова святаго возбудили въ первосвященникѣ и книжникахъ невыразимую ярость, и всѣ они, слушая сіе, рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами своими.

Но Стефанъ не обращалъ вниманія на ихъ гнѣвъ, ибо былъ исполненъ Духа Святаго, Который и дѣлалъ его мужественнымъ и боговдохновеннымъ. Взглянувъ на небо, онъ увидѣлъ славу Божію. Доселѣ онъ проникнутъ былъ лишь желаніемъ узрѣть ее, и съ полной вѣрою твердо надѣялся достигнуть сего, а теперь, еще до кончины своей, сталъ созерцать ее и, какъ близкій къ смерти, встрѣчалъ ее, какъ начало блаженства; онъ увидѣлъ и Самого Христа Іисуса, Владыку и Господа своего, стоящаго въ небѣ и какъ бы ожидающаго къ Себѣ прихода его, когда, наконецъ, разрѣшившись отъ тѣла, скорѣе дойдетъ къ Нему, и тамъ, гдѣ Онъ, Самъ Господь, тамъ и слуга Его будетъ [7].

И то, что онъ видѣлъ, то объявилъ всѣмъ, воскликнувъ громкимъ голосомъ:

— «Вотъ, я вижу небеса отверстыя и Сына Человѣческаго, стоящаго одесную Бога» (Дѣян. 7, 56).

Онъ не скрылъ сего видѣнія, какъ обыкновенно дѣлали святые мужи, которые, конечно, по смиренію своему, не открывали явленій, посылаемыхъ имъ отъ Бога, но всѣмъ объявилъ преславное откровеніе для того, чтобы вѣрные утвердились въ вѣрѣ, а невѣрные были посрамлены. И для того еще онъ сдѣлалъ сіе, чтобы и будущихъ послѣ его мучениковъ увѣрить, что страдающимъ за Христа нѣтъ препятствія къ восхожденію на небо и какого-либо испытанія, но открытъ прямой, свободный путь, небо отверсто, воздаяніе готово, Самъ Подвигоположникъ, стоя, ждетъ; Господня слава сама срѣтаетъ мученика во вратахъ небесныхъ. И посему святый первомученикъ повѣдалъ въ слухъ всѣхъ, что онъ видитъ, какъ бы призывая этимъ и другихъ послѣ себя къ тому же вѣнцу мученическому.

Но завистливые іудеи, привыкшіе убивать пророковъ и возставшіе на Самого Господа, Исполнителя Закона и Пророковъ, не стерпѣли словъ истины, будучи сами лживы, и не захотѣли слушать откровенія святаго Стефана, но подняли громкій крикъ, стали затыкать свои уши и, единодушно устремясь къ нему, возложили на него свои убійственныя руки, вывели изъ города, какъ прежде Господа Іисуса, благоизволившаго пострадать внѣ стѣнъ, и каменіемъ побивали благаго и вѣрнаго раба Господня. А чтобы легче было бросать камни на святаго, лжесвидѣтели и убійцы сняли съ себя верхнія одежды и сложили ихъ при ногахъ одного юноши, по имени Савла, который хотя былъ единоплеменникомъ и родственникомъ убиваемаго, но болѣе другихъ раздраженъ былъ противъ него, изъ слѣпой ревности къ Ветхому Закону. Савлъ — говорится въ Дѣяніяхъ — одобрялъ убіеніе его (Дѣян. 8, 1). И св. Златоустъ говоритъ о семъ такъ: «Скорбѣлъ Савлъ, что у него не было мною рукъ, чтобы всѣми ими можно было поражать Стефана, и доволенъ былъ лишь тѣмъ, что мученика побивали многія, руки лжесвидѣтелей, которыхъ одежды онъ сторожилъ».

Въ то самое время, когда святаго Стефана убивали въ долинѣ Іосафатовой (которая лежитъ между Іерусалимомъ и Елеономъ, при Кедрскомъ потокѣ, имѣвшемъ множество камней по берегамъ), вдали, на нѣкоторомъ возвышеніи, взирая съ горы, стояла Пречистая Дѣва со святымъ Іоанномъ Богословомъ и прилежно молилась о Стефанѣ ко Господу и Сыну Своему, да укрѣпитъ его въ терпѣніи и приметъ душу его въ руки Свои. О, какъ сладостна, хотя и отъ жестокихъ ударовъ камнями, была смерть святаго первомученика, когда съ высоты небесной Сладчайшій Іисусъ, а съ горы земной Сладчайшая Матерь съ возлюбленнымъ ученикомъ взирали на его подвигъ! И святый Стефанъ, подъ частымъ каменнымъ дождемъ, падающимъ на него, весь обагряясь кровію, ослабѣвая силами, и разрѣшаясь отъ узъ плоти, скорбѣлъ сердцемъ не о себѣ, а о тѣхъ, которые убивали его, и прилежнѣе о нихъ, чѣмъ о себѣ, молился предъ смертію: ибо о себѣ, стоя прямо, говорилъ:

— «Господи Іисусе, пріими духъ мой» (Дѣян. 7, 59).

Потомъ, преклонивъ колѣна, молился о своихъ убійцахъ, восклицая:

— «Господи, не вмѣни имъ грѣха сего» (Дѣян. 7, 60).

Съ этими словами святый предалъ Христу свою чистую душу.

Такъ скончался добрый подвижникъ, такъ увѣнчался, какъ бы багряными цвѣтами, окровавленными камнями первый мученикъ и вошелъ въ отверстое, видѣнное имъ, небо, къ Господу и Царю славы, соцарствовать съ Нимъ въ безконечномъ царствѣ.

Архидіакономъ онъ рукоположенъ былъ святыми Апостолами вскорѣ послѣ Пятидесятницы, и пострадалъ въ томъ же, по Вознесеніи Господнемъ, году, 27 декабря, имѣя отъ роду немного болѣе 30-ти лѣтъ. Лицомъ онъ былъ прекрасенъ, но еще прекраснѣе душою.

Тѣло же его святое было повержено на снѣденіе звѣрямъ и птицамъ, и лежало день и ночь непогребеннымъ. И только на другую ночь Гамаліилъ [8], извѣстный въ Іерусалимѣ еврейскій законоучитель (который и самъ потомъ увѣровалъ во Христа съ сыномъ своимъ Авивомъ), послалъ честныхъ и вѣрныхъ людей и, тайно взявши тѣло святаго, отнесъ въ свое имѣніе, отстоявшее отъ Іерусалима на 20 стадій [9], называемое Кафаргамала, и съ честію похоронилъ тамъ, сотворивъ надъ нимъ плачъ великій. «И кто бы не плакалъ, — говоритъ Златоустъ, — смотря на того кроткаго агнца, побіеннаго камнями и лежащаго мертвымъ!»

Чрезъ много лѣтъ послѣ того, благочестивая царица греческая Евдокія, супруга Ѳеодосія Младшаго [10], прибывши въ Іерусалимъ, на томъ мѣстѣ, гдѣ святый первомученикъ Стефанъ былъ убитъ и земля обагрилась его честною кровію, создала прекрасную церковь во имя его [11], въ честь же Христу Богу, Ему же слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Еллинами назывались іудеи, жившіе въ разныхъ странахъ языческаго міра и говорившіе на очень распространенномъ еллинскомъ (греческомъ) языкѣ; на праздникъ они приходили въ Іерусалимъ и подолгу жили въ немъ.
[2] Киликія — приморская область на юго-востокѣ Малой Азіи. Тарсъ — главный городъ Киликіи, и донынѣ цвѣтущій городъ.
[3] Все это — провинціи прежнихъ могущественныхъ царствъ, впослѣдствіи подчиненныхъ Римской имперіи; онѣ лежали между Каспійскимъ моремъ и Персидскимъ заливомъ. Парѳія — большая страна къ юго-востоку отъ Каспійскаго моря. Мидія — западная часть Ирана, къ югу отъ Каспійскаго моря. Еламъ — страна, лежавшая за Месопотаміею, по ту сторону Тигра и вдоль этой рѣки къ югу до Персидскаго залива.
[4] Киринея — область верхней Ливіи, по сѣверному берегу Африки, къ западу отъ Египта.
[5] Либертинцы (съ латинскаго — свободные, или вольноотпущенники) — іудеи, побѣжденные Римлянами во время войнъ ихъ съ ними, особенно при Помпеѣ, лѣтъ за 60 до Р. Хр.
[6] Помпей — знаменитый римскій полководецъ и завоеватель, впослѣдствіи, по уничтоженіи въ Римѣ республики, въ качествѣ одного изъ тріумвировъ, самовластно управлявшій третьею частью государства.
[7] По слову Спасителя (см. Іоан. 12, 26).
[8] Гамаліилъ — знаменитый законоучитель еврейскій, занимавшій высокое мѣсто въ Іерусалимскомъ синедріонѣ, уважаемый всѣмъ народомъ, такъ что его называли «славою закона». Преданіе говоритъ, что онъ, вмѣстѣ съ сыномъ Авивомъ, крещенъ былъ апостолами Петромъ и Іоанномъ.
[9] Около 3½ верстъ.
[10] Ѳеодосій II, или Младшій, царствовалъ съ 408 по 450 г.
[11] Церковь освящена въ 460 году; она была такъ обширна, что въ ней помѣщалось до 10.000 человѣкъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 755-763.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0