Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать шестой.

Сказаніе о бѣгствѣ Пречистыя Дѣвы Богородицы съ Богомладенцемъ въ Египетъ.

Передается и то, что когда праведный Іосифъ, Пречистая Дѣва и Богомладенецъ шли въ Египетъ, въ одномъ пустынномъ мѣстѣ напали на нихъ разбойники и хотѣли отнять у нихъ осла, на которомъ они везли то немногое, что необходимо было имъ въ дорогу, и на которомъ иногда и сами ѣздили. Одинъ же изъ тѣхъ разбойниковъ, увидѣвъ Младенца необычайной красоты и удивившись такой красотѣ, сказалъ:

— «Если бы Богъ принялъ на Себя человѣческое тѣло, то не могъ бы быть красивѣе сего Младенца».

Сказавъ это, онъ запретилъ своимъ товарищамъ, прочимъ разбойникамъ, и не далъ имъ ничѣмъ обидѣть сихъ путниковъ. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:

— «Знай, что Сей Младенецъ воздастъ тебѣ щедрымъ воздаяніемъ за то, что ты охранилъ Его».

Этотъ разбойникъ былъ тотъ самый, который впослѣдствіи, при распятіи Христа, былъ повѣшенъ на крестѣ по правую сторону, и которому Господь сказалъ: «Днесь со Мною будеши въ раи» (Лук. 23, 43). И исполнилось пророческое предсказаніе Божіей Матери, что «воздастъ тебѣ Сей Младенецъ».

Когда они вошли въ Египетскую страну и находились въ предѣлахъ Ѳиваиды, приблизились они къ городу Ермополю [2]. Близъ входа въ сей городъ росло очень красивое дерево, называвшееся «Персея», которое тамошніе жители, по своему идолопоклонническому обычаю, почитали, какъ бога, изъ-за его высоты и величественной красоты, покланяясь ему и принося ему жертвы; ибо въ томъ деревѣ жилъ и бѣсъ, почитаемый ими. Когда Пречистая Богоматерь съ Божественнымъ Младенцемъ приблизилась къ тому дереву, тотчасъ оно сильно потряслось, ибо бѣсъ, убоявшись пришествія Іисусова, бѣжалъ. А дерево приклонило свою верхушку до самой земли, воздавая подобающее поклоненіе своему Создателю и Его Родительницѣ, Пречистой Дѣвѣ; кромѣ того, оно оградило ихъ тѣнію своихъ многолиственныхъ вѣтвей отъ солнечнаго зноя и тѣмъ дало возможность утомленнымъ святѣйшимъ путникамъ отдохнуть. И въ такомъ наклоненномъ видѣ осталось то дерево въ очевидное знаменіе пришествія Господа въ Египетъ. Послѣ того, какъ подъ симъ деревомъ Господь съ Своею Матерію и Іосифомъ отдыхали, это дерево получило цѣлебную силу, ибо отъ его вѣтвей исцѣлялись всякія болѣзни. Затѣмъ святые путники прежде всего вошли въ тотъ городъ и идольскій храмъ, находившійся въ немъ, и тотчасъ всѣ идолы пали. О семъ храмѣ упоминаетъ Палладій въ Лавсаикѣ [3]: «Мы видѣли, — говоритъ онъ, — тамъ (въ Ермополѣ) идольскій храмъ, въ которомъ во время пришествія Спасителя упали всѣ идолы ницъ на землю. Также и въ одномъ селеніи, называемомъ «Сиренъ», упало триста шестьдесятъ пять идоловъ въ одномъ храмѣ въ то время, какъ туда вошелъ Христосъ съ Пречистою Матерію [4]. Да и во всемъ Египтѣ во время пришествія Господня сокрушились идолы, и бѣсы бѣжали изъ нихъ, и исполнилось въ этомъ событіи то, что предрекъ св. пророкъ Іеремія, находясь въ Египтѣ, когда сказалъ: «всѣ идолы должны будутъ упасть, и всѣ изображенія боговъ сокрушиться тогда, когда придетъ сюда Дѣва Матерь съ Младенцемъ, рожденнымъ въ ясляхъ». Со времени сего Іереміина пророчества у Египтянъ существовалъ обычай изображать Дѣву, покоющуюся на постели, а близъ Нея Младенца, лежащаго въ ясляхъ и повитаго пеленами, и покланяться этому изображенію. Когда однажды царь Птоломей спросилъ египетскихъ жрецовъ, для чего они это дѣлаютъ, тѣ отвѣтили: «это — тайна, возвѣщенная древнѣйшимъ предкамъ нашимъ однимъ святымъ пророкомъ, и мы ждемъ исполненія того пророчества и раскрытія сей тайны».

Послѣ сего святые путешественники повернули немного въ сторону отъ города Ермополя и, ища мѣста для остановки, вошли въ селеніе, называвшееся «Натарея», лежащее недалеко отъ Иліополя [5]. Іосифъ близъ этого селенія оставилъ Пречистую Дѣву Марію со Христомъ Господомъ, а самъ пошелъ въ селеніе ради пріобрѣтенія потребнаго. А то смоковничное дерево, пріютившее святыхъ странниковъ подъ собою, раздвоилось сверху до низу и опустило свой верхъ, образуя какъ бы сѣнь или шатеръ надъ ихъ главою; а внизу, у своего корня, оно образовало въ той разсѣлинѣ какъ бы углубленіе, удобное для пребыванія, и тамъ Пречистая Дѣва съ Младенцемъ легла и отдохнула отъ путешествія. То мѣсто и до сего времени въ большомъ почитаніи не только у христіанъ, но и у сарациновъ, которые и до сихъ поръ (какъ это разсказывается достовѣрными очевидцами) возжигаютъ свѣтильникъ съ елеемъ въ разсѣлинѣ дерева въ честь почивавшей тамъ Дѣвы съ Младенцемъ. Іосифу и Пресвятой Богородицѣ захотѣлось остаться въ томъ селеніи и, найдя для себя недалеко отъ того дерева хижину, они начали въ ней жить. Совершилось и другое чудо силою Божественнаго Младенца, ибо тамъ же, близъ ихъ мѣстопребыванія и близъ того чудеснаго дерева, явился внезапно источникъ живой воды, изъ котораго Пречистая Дѣва черпала для своей потребы и въ которомъ устраивала купанье для Своего Младенца. Существуетъ тотъ источникъ и донынѣ, имѣя очень холодную и здоровую воду. А что еще удивительнѣе, что во всей землѣ Египетской это единственный источникъ живой воды, и онъ славится въ томъ селеніи. Симъ кончается повѣствованіе о пребываніи Пречистой Богоматери со Христомъ въ Египтѣ, гдѣ они пробыли нѣсколько лѣтъ. Но точнаго извѣстія о томъ, сколько лѣтъ провелъ Господь въ Египтѣ — нѣтъ. Св. Епифаній говоритъ, что — два года, а Никифоръ — три года, а Георгій Кедринъ — пять лѣтъ; иные же, какъ Аммоній Александрійскій, думаютъ, что семь лѣтъ. Во всякомъ случаѣ то несомнѣнно, что до кончины Иродовой, какъ и Евангеліе говоритъ: и бѣ тамо до умертвія Иродова (Матѳ. 2, 15).

Послѣ же убіенія виѳлеемскихъ младенцевъ и послѣ того, какъ окаянный Иродъ погибъ злою смертію, Ангелъ Господень опять явился во снѣ Іосифу, повелѣвая ему возвратиться изъ страны Египетской въ землю Израилеву, ибо (сказалъ онъ) изомроша ищущіи душу Отрочате. Іосифъ всталъ, взялъ Младенца и Матерь Его и пошелъ въ Іудею, которая составляла лучшую и большую часть земли Израильской. Услышавъ же, что Архелай царствуетъ въ Іудеѣ вмѣсто Ирода, отца своего, онъ убоялся идти туда. Ибо Иродъ оставилъ послѣ себя трехъ сыновей: перваго — Архелая, другаго — Ирода Антипу, а третьяго, самаго младшаго, — Филиппа. Всѣ они, по смерти отца своего, отправились въ Римъ, къ кесарю, изъ-за соперничества, такъ какъ каждый изъ нихъ хотѣлъ получить царство отца. Кесарь, не давая ни одному изъ нихъ царской чести, раздѣлилъ царство на четыре части, назвавъ ихъ тетрархіями. Старшему брату Архелаю онъ далъ Іудею, Ироду Антипѣ далъ Галилею, а младшему брату Филиппу — Трахонитскую страну; Авилинію же далъ онъ Лисанію, младшему сыну Лисанія старшаго, нѣкогда друга Иродова, а потомъ убитаго имъ по зависти. Отпуская всѣхъ ихъ изъ Рима, кесарь обѣщалъ Архелаю и царскую честь, если только онъ обнаружитъ хорошее и заботливое управленіе своею частію. Но Архелай нисколько не лучше былъ жестокаго отца своего, мучая и убивая многихъ, ибо, пришедши въ Іерусалимъ, онъ тотчасъ напрасно убилъ три тысячи народа, и многихъ гражданъ велѣлъ мучить въ день праздника, среди храма, предъ всѣмъ собраніемъ іудеевъ. По причинѣ такой своей жестокости, онъ былъ, по прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ, оклеветанъ, лишенъ власти и сосланъ въ заточеніе. Іосифъ, при своемъ возвращеніи, услышалъ, что царствуетъ этотъ злой Архелай, хотя и безъ царскаго титула, и убоялся идти въ Іудею; получивъ же извѣщеніе во снѣ отъ того ангела, который уже прежде являлся ему, ушелъ въ предѣлы галилейскіе, во владѣніе Ирода Антипы, брата Архелая, ибо этотъ Иродъ съ большею кротостію правилъ народомъ, чѣмъ братъ его; и поселился Іосифъ въ городѣ Назаретѣ, въ своемъ домѣ, гдѣ они и прежде жили, дабы исполнилось предсказанное о Христѣ Господѣ пророками, что Онъ назовется Назореемъ. Ему слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] На стиховнѣ стихира 2-я.
[2] Ѳиваида — область знаменитаго въ древности Египетскаго города Ѳивы; этимъ же именемъ назывался, по имени главнаго города, и вообще весь Верхній (Южный) Египетъ. Ермополь — одинъ изъ значительныхъ городовъ древняго Египта, служившій виднымъ религіознымъ центромъ язычества.
[3] Палладій Еленопольскій (368-430 г.) былъ уроженецъ Галатіи; въ 388 году прибылъ въ Александрію, оттуда потомъ удалился въ близлежащую пустыню для подвиговъ безмолвія, а потомъ переселился въ Виѳлеемъ; въ 399 году избранъ въ епископа Еленопольскаго, въ Виѳиніи, въ Малой Азіи. Послѣ того императоръ Аркадій сослалъ его, какъ сторонника св. Іоанна Златоуста, въ Верхній Египетъ, откуда въ 408 г. онъ перемѣщенъ въ Антиною, а въ 412 году возвращенъ на свою каѳедру, въ Еленополь. По просьбѣ Каппадокійскаго префекта Лавса, въ 420 году онъ составилъ собраніе жизнеописаній святыхъ подвижниковъ и сказаній о нихъ, которое въ честь его назвалъ «Лавсаикомъ». — Память Палладія Еленопольскаго въ Субботу Сырную.
[4] Всѣ подробности о путешествіи Пресвятой Дѣвы съ Богомладенцемъ Іисусомъ и съ прав. Іосифомъ въ Египетъ и о пребываніи ихъ тамъ такъ же, какъ и многія подробности о рождествѣ Христовомъ, заимствованы изъ апокрифическихъ евангелій, въ особенности изъ такъ называемаго «Евангелія дѣтства Спасителя», также и изъ апокрифическаго сочиненія, извѣстнаго подъ заглавіемъ: «Исторія рожденія Маріи и дѣтства Спасителя». — Преданіе о паденіи идоловъ египетскихъ при въѣздѣ св. семейства въ Египетъ упоминается и въ акаѳистѣ Спасителю, гдѣ говорится: идоли бо, Спасе нашъ, не терпяще Твоея крѣпоспи, падоша (икосъ 6-й).
[5] Иліополь — городъ въ Нижнемъ (Сѣверномъ) Египтѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 718-724.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0