Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать пятый.

Сказаніе о поклоненіи волхвовъ.

Іисусу рождшуся въ Виѳлеемѣ Іудейстѣмъ, во дни Ирода царя, се волсви отъ востокъ пріидоша (Матѳ. 2, 1), — не изъ какой-нибудь одной восточной страны, но отъ разныхъ странъ, какъ это видно изъ писаній святыхъ Отцовъ, различно говорящихъ объ этомъ. Иные изъ нихъ того мнѣнія, что волхвы были изъ Персіи [1]; такъ думаютъ святый Златоустъ, святый Кириллъ Александрійскій [2], Ѳеофилактъ и прочіе, — на томъ основаніи, что особенно въ той странѣ процвѣтало искусство звѣздочетцевъ [3] и никто не могъ тамъ стать царемъ, если предварительно не изучитъ этого искусства. Другіе же полагаютъ, что волхвы были изъ Аравіи [4]; такого мнѣнія держатся: святый мученикъ Іустинъ [5], святый Кипріанъ, святый Епифаній, — на томъ основаніи, что эта страна весьма богата была золотомъ, ливаномъ и смирною [6]. А нѣкоторые думаютъ, что волхвы пришли изъ Эѳіопіи [7]; потому что оттуда пришла нѣкогда царица Савская, т. е. Эѳіопская, въ Іерусалимъ, чтобы послушать премудрости Соломона (см. 3 Цар. 10, 1-13), что, по объясненію блаженнаго Іеронима, прообразовало настоящее событіе, именно: пришествіе волхвовъ къ духовному Соломону — Христу, Который есть Божія премудрость (блаж. Іеронимъ, толкованіе на пророка Исаію). И Давидъ говоритъ: Еѳіопія предваритъ руку свою къ Богу (Псал. 67, 32). Впрочемъ, всѣ названныя страны — восточныя и смежныя одна съ другою, изобиловали золотомъ, ливаномъ и ароматами, во всѣхъ нихъ распространено было занятіе волшебствомъ и звѣздочетствомъ; притомъ мудрецамъ въ этихъ странахъ не безъизвѣстно было пророчество Валаамово [8] объ имѣвшей возсіять звѣздѣ, каковое пророчество передавалось у нихъ изъ рода въ родъ, частію устно, частію письменно. Можно думать, самое вѣрное то, что одинъ изъ волхвовъ былъ изъ Персіи, другой изъ Аравіи, а третій изъ Эѳіопіи, потому что на ихъ происхожденіе изъ различныхъ странъ есть указаніе въ пророчествѣ Давида, гдѣ сказано: царіе Ѳарсійстіи и острови дары принесутъ, царіе Аравстіи и Сава дары приведутъ (Псал. 71, 10). Это предрекъ Давидъ о волхвахъ, имѣвшихъ придти ко Христу съ дарами, какъ предполагаютъ толкователи Божественнаго Писанія. Слова Давидовы: «царіе Ѳарсійстіи» означаетъ: «заморскіе», ибо «Ѳарсисъ» означаетъ «море»; итакъ, разумѣй здѣсь Персію, какъ находящуюся за моремъ [9]. «Царіе Аравстіи» явно указываетъ на Аравію. А на Эѳіопію указываетъ Давидъ, когда говоритъ: «и Сава дары приведутъ», ибо Сава — это городъ, который есть столица всей Эѳіопіи. Итакъ, тѣ три волхва были изъ Персіи, Аравіи и Эѳіопіи. Волхвами же называются они не въ смыслѣ людей, занимавшихся бѣсовскими волхвованіями и зловредными чарами, а потому, что у Аравитянъ, Сирійцевъ, Персовъ, Эѳіоплянъ и у другихъ восточныхъ народовъ былъ обычай называть волхвами своихъ мудрецовъ и звѣздочетцевъ. И эти волхвы были не изъ числа волшебниковъ и чародѣевъ, но изъ числа мудрѣйшихъ звѣздочетцевъ и философовъ [10]. Называются они и царями не въ смыслѣ могущественныхъ царей, властителей многихъ странъ, но какъ получившіе отъ нихъ каждый свой городъ или опредѣленное княжество. Ибо Св. Писаніе имѣетъ обыкновеніе называть властителей отдѣльныхъ городовъ царями, какъ это видно изъ книги Бытія, изъ главы 14-й. А изъ какихъ именно городовъ были тѣ цари, объ этомъ нѣтъ достовѣрнаго извѣстія; только то извѣстно, что — изъ странъ восточныхъ, и что ихъ было трое, по числу трехъ принесенныхъ ими даровъ: золота, ливана и смирны. Хотя каждый изъ нихъ шелъ изъ своей страны, тѣмъ не менѣе, водимые одною звѣздою, они, по смотрѣнію Божію, сошлись во время своего путешествія во едино и, узнавши намѣреніе другъ у друга, шли вмѣстѣ, слѣдуя звѣздѣ, о которой нѣкогда предрекъ весьма славный звѣздочетецъ Валаамъ, сказавъ: возсіяетъ звѣзда отъ Іакова, и востанетъ человѣкъ отъ Ізраиля (Числ. 24, 17). Что же это была за звѣзда? Златоустъ и Ѳеофилактъ утверждаютъ, что она не была изъ числа небесныхъ или видимыхъ свѣтилъ, но что это была нѣкоторая Божественная и ангельская сила, явившаяся вмѣсто звѣзды. Ибо всѣ звѣзды съ самаго сотворенія міра имѣютъ свое бытіе, а эта звѣзда явилась въ концѣ вѣковъ, при воплощеніи Бога-Слова. Всѣ звѣзды имѣютъ свое мѣсто на небѣ, а эта звѣзда видима была на воздухѣ; всѣ звѣзды, обыкновенно, совершаютъ свое теченіе съ востока на западъ, а эта звѣзда необычно двигалась съ востока къ югу, по направленію къ Іерусалиму; всѣ звѣзды сіяютъ только ночью, а эта звѣзда и днемъ сіяла подобно солнцу, несравненно превосходя небесныя звѣзды и сіяніемъ, и величіемъ; всѣ звѣзды съ прочими свѣтилами, съ солнцемъ, съ луною и со всѣмъ кругомъ небесныхъ тѣлъ, имѣютъ свое постоянное движеніе и теченіе, а эта звѣзда иногда шла, иногда же останавливалась, какъ и Ѳеофилактъ говоритъ: «когда шли волхвы, тогда шла и звѣзда, а когда они отдыхали, то и она стояла». О времени же явленія звѣзды той различные толкователи различно мыслятъ: одни говорятъ, что она явилась въ самую ночь и въ самый часъ рождества Спасителя отъ Дѣвы, но это мнѣніе невѣроятно; ибо если бы звѣзда явилась въ то время, то какъ могли бы волхвы издалека дойти до Іерусалима въ короткій срокъ? Іосифъ, по прошествіи 40 дней послѣ рожденія Богомладенца и по исполненіи законнаго очищенія во храмѣ, тотчасъ, немедля въ своемъ домѣ въ Назаретѣ, взявъ только необходимое для путешествія, поспѣшно направился къ Египту. Хотя нѣкоторые и говорятъ, что тѣ волхвы взяли быстрыхъ коней и, совершая поспѣшно свой путь, доѣхали до Виѳлеема въ 13-й день по Рождествѣ Христовѣ, однако это невѣроятно. Вѣдь, они были царями, а не скороходами, и шли съ дарами и со многими слугами, что приличествовало царскому сану и чести, а также съ животными и вещами, нужными для путешествія; поэтому какъ возможно было дойти до города Виѳлеема изъ Персіи, Аравіи и Эѳіопіи въ 13 дней? притомъ они удержаны были нѣкоторое время въ Іерусалимѣ Иродомъ до тѣхъ поръ, пока, послѣ того, какъ были собраны и спрошены первосвященники и книжники, не выяснилось, что Христосъ долженъ родиться въ Виѳлеемѣ іудейскомъ. Другіе же толкователи, къ которымъ принадлежитъ и святый Епифаній, говорятъ, — что звѣзда явилась въ часъ Рождества Христова, но что волхвы пришли на поклоненіе по прошествіи двухъ лѣтъ и нашли Младенца Христа уже двухлѣтнимъ. Это мнѣніе основано на томъ, что Иродъ приказалъ убивать младенцевъ отъ двухъ лѣтъ и ниже, по времени, о которомъ онъ тщательно узналъ отъ волхвовъ. Но такое мнѣніе святый Ѳеофилактъ называетъ явно невѣрнымъ, ибо существуетъ вѣрное всей Церкви пониманіе, по которому тѣ волхвы поклонились Христу въ Виѳлеемѣ, когда Христосъ находился еще въ пещерѣ; а по прошествіи двухъ лѣтъ Христосъ не только не былъ въ Виѳлеемѣ, но даже и не въ Палестинѣ, но въ Египтѣ. Ибо, какъ сказано, по свидѣтельству святаго Луки, послѣ очищенія въ 40-й день во храмѣ, гдѣ старецъ Симеонъ срѣтилъ Господа, и послѣ того, какъ совершилось все по закону Господню, святый Іосифъ и Пречистая Дѣва Марія съ Младенцемъ тотчасъ возвратились въ Галилею, а не въ Іудею, возвратились въ свой городъ Назаретъ, а не въ Виѳлеемъ; и уже изъ Назарета, по повелѣнію Ангела, направились въ Египетъ. Какъ же могли волхвы, по прошествіи двухъ лѣтъ, найти Христа въ Виѳлеемѣ? А Никифоръ, древній греческій историкъ [11], передаетъ, что звѣзда явилась на востокѣ за два года до Рождества, и что два года волхвы ѣхали до Іерусалима, такъ-что доѣхали въ самый часъ Рождества. Повидимому, и этотъ историкъ согласенъ съ тѣмъ, чтó пишется въ Евангеліи объ избіеніи младенцевъ отъ двухъ лѣтъ и ниже, но и его мнѣніе недостовѣрно. Ибо какая была-бы нужда тѣмъ волхвамъ въ двухлѣтнемъ путешествіи изъ восточныхъ странъ, откуда можно дойти до Іерусалима въ два или три мѣсяца? Если даже они и медленно, и продолжительное время путешествовали, какъ цари, тѣмъ не менѣе невѣроятно, чтобы они провели въ пути болѣе шести или семи мѣсяцевъ, потому что восточныя страны, какъ Персія, Аравія и Эѳіопія, не такъ далеки отъ Іерусалима, чтобы между ними и этимъ городомъ могъ быть путь двухлѣтній. Какое же мнѣніе о времени явленія звѣзды есть достовѣрное? Думаю, что мнѣніе святаго Іоанна Златоуста и Ѳеофилакта. Эти учители говорятъ такъ: «звѣзда явилась волхвамъ прежде Рождества Христова. Такъ какъ имъ предстояло много времени провести въ путешествіи, то посему звѣзда явилась имъ задолго до Рождества Спасителя, чтобы они могли, достигнувъ Виѳлеема, поклониться Христу, находящемуся еще въ пеленахъ. Обратимъ вниманіе на то, что эти учители Церкви не назначаютъ той звѣздѣ двухлѣтняго времени, но только говорятъ, что «прежде многаго времени», какъ бы говоря: «за нѣсколько мѣсяцевъ». На основаніи такого толкованія Златоуста и Ѳеофилакта, по которому звѣзда явилась до времени Рождества Христова, подобаетъ разумѣть такъ, что въ самый тотъ день и часъ, въ которые, Благовѣщеніемъ Архангеловымъ и Святаго Духа наитіемъ, Слово сдѣлалось плотію, зачавшись въ пренепорочной утробѣ дѣвической, за девять мѣсяцевъ предъ рождествомъ, звѣзда явилась на востокѣ. Понимая такъ, мы не отступимъ отъ свидѣтельства вышеупомянутыхъ учителей и въ то же время отвергнемъ невѣроятное замедленіе волхвовъ на пути въ теченіе двухъ лѣтъ; о двухлѣтнемъ же возрастѣ убіенныхъ младенцевъ будетъ сказано дальше, въ день ихъ памяти. Итакъ, за девять мѣсяцевъ, какъ мы сейчасъ сказали, до Рождества Христова, во время Благовѣщенія, волхвы увидали звѣзду на востокѣ и сначала въ удивленіи и въ недоумѣніи размышляли о томъ, что бы это могла быть за звѣзда? Не есть ли она какой-нибудь метеоръ [12], блистающій въ воздухѣ и возвѣщающій какія-либо несчастія, какъ это предвозвѣщаютъ и кометы [13]. Да и на самомъ дѣлѣ та звѣзда предвозвѣщала въ тѣхъ странахъ несчастіе для душегубца-врага, именно: паденіе идоловъ, изгнаніе бѣсовъ, свѣта же святой вѣры яркое сіяніе. Потомъ, понявши, что эта звѣзда не случайная, но имѣющая Божественную природу и Божественное подобіе, волхвы вспомнили древнее пророчество Валаамово, а также вразумились и тѣмъ, что предсказала индійская сивилла Эритрея [14] о той же звѣздѣ; особенно же, какъ разумѣетъ святый Левъ, папа Римскій [15], будучи тайно научены Самимъ Богомъ, что настало время рожденія Господа и Царя всей вселенной, имѣющаго родиться во Израили, какъ и Валаамъ предрекъ: востанетъ человѣкъ отъ Ізраиля (Числ. 24. 17), — и что это есть Его звѣзда, издавна предвозвѣщенная. Повѣривъ, несомнѣнно, что это именно такъ, и, вполнѣ снарядившись въ путь, отправились они изъ своихъ странъ и, какъ уже было сказано, во время путешествія сошлись вмѣстѣ и въ единомысліи совершали путь. А между тѣмъ истекалъ девятимѣсячный срокъ со времени явленія звѣзды, и приближался часъ Рождества Христова. И они приближались къ предѣламъ Палестинскимъ и, наконецъ, достигли и столицы Іудеи — Іерусалима, въ самый день Рождества Христова. Когда же они подходили къ Іерусалиму, звѣзда, которая вела ихъ, вдругъ скрылась изъ глазъ; потому-что, если бы таже звѣзда засіяла и въ Іерусалимѣ, народъ во всякомъ случаѣ увидалъ-бы ее и вмѣстѣ съ нею пошелъ бы за волхвами ко Христу. Тогда бы и Иродъ, и завистливые іудейскіе начальники синагоги узнали, гдѣ находится рожденный Христосъ, и по зависти убили бы Его преждевременно. Но Божіе смотрѣніе, которое лучше устраиваетъ наше спасеніе, повелѣло звѣздѣ скрыться, частію для того, чтобы ищущіе души Младенца не узнали мѣста пещеры, частію же потому, что глаза злонравнаго іудейскаго народа были недостойны увидѣть ту пречудную звѣзду; а частію, дабы испытать ихъ вѣру, — повѣрятъ-ли они словамъ тѣхъ волхвовъ, которые возвѣщали пришествіе Мессіи, и захотятъ-ли познать Христа, Спасителя міра; если не захотятъ, то пусть это будетъ имъ на бóльшее осужденіе. Такъ разсуждаетъ объ этомъ блаженный Ѳеофилактъ: «Для чего, — говоритъ онъ, — пришли волхвы? На осужденіе іудеямъ, ибо если волхвы, будучи язычниками, повѣрили, то какой отвѣтъ могутъ воздать іудеи? Волхвы изъ столь далекихъ странъ пришли поклониться Христу, а іудеи, имѣя Его у себя, гнали Его».

Волхвы, вошедши въ столичный городъ Іерусалимъ, спрашивали о новорожденномъ Царѣ: гдѣ есть рождейся Царь Іуейскій? видѣхомъ бо звѣзду Его на востоцѣ, и пріидохомъ поклонитися Ему (Матѳ. 2, 2). И тотчасъ эта вѣсть удивила народъ и смутила царя Ирода и всѣхъ іерусалимскихъ начальниковъ. Царь, собравши всѣхъ первосвященниковъ и книжниковъ, спрашивалъ ихъ:

— «Гдѣ долженъ родиться Христосъ?»

Онъ сталъ бояться, какъ-бы у него не отнято было царство, и размышлялъ о томъ, какъ-бы убить новорожденнаго Царя. Узнавъ, что Христосъ долженъ родиться въ Виѳлеемѣ, онъ призвалъ волхвовъ и выпыталъ у нихъ о времени явленія звѣзды. Затѣмъ, скрывши обманъ, имѣя неправедную мысль и злое намѣреніе, сказалъ лукаво:

Шедше испытайте извѣстно о отрочати: егда же обрящете, возвѣстите ми, яко и азъ шедъ поклонюся ему (Матѳ. 2, 8).

Когда волхвы ушли изъ Іерусалима, тотчасъ явилась звѣзда, водившая ихъ, и пошла предъ ними, и они очень обрадовались вторичному ея появленію. И шла она предъ ними, пока не довела ихъ до Виѳлеема, до пещеры, и не остановилась надъ тѣмъ мѣстомъ, гдѣ находился Младенецъ. Надъ тѣмъ жилищемъ, гдѣ находился Младенецъ, остановилась звѣзда, т. е. она сошла съ высоты внизъ и приблизилась къ землѣ. Иначе нельзя было бы узнать, надъ какимъ мѣстомъ она стоитъ, если бы она не сошла ниже. Такъ разсуждаетъ и блаженный Ѳеофилактъ, слѣдуя святому Златоусту: «это было необычайное знаменіе, говоритъ онъ, потому что звѣзда сошла съ высоты, и, спустившись къ землѣ, показала волхвамъ мѣсто. Ибо если бы она находилась на высотѣ, то какъ могли бы они узнать опредѣленное мѣсто, гдѣ находился Христосъ? Потому что каждая звѣзда господствуетъ надъ многими мѣстами. Какъ и ты часто видишъ луну наверху своего дома, такъ и мнѣ кажется, что она находится надъ моимъ домомъ; и всѣмъ кажется подобное, именно: будто только надъ ними стоитъ луна или какая-нибудъ звѣзда. Подобнымъ образомъ и та звѣзда не могла бы явно указать на Христа, если бы не сошла внизъ и не остановилась надъ главою Младенца». И по этому чуду видно, что та звѣзда не была изъ числа звѣздъ, находящихся на тверди небесной, но была особой силой Божіей. Итакъ, волхвы нашли Того, Кого искали, когда вошли въ домъ, какъ говоритъ Евангеліе. На этомъ основаніи многіе полагаютъ, что они нашли Христа не въ пещерѣ, но въ одномъ изъ домовъ города, такъ какъ Евангеліе упоминаетъ не пещеру, но домъ. По сему мнѣнію, Евангеліе какъ-бы такъ говоритъ: «когда множество народа, пришедшаго для переписи, разошлось, то сдѣлались свободными и общая гостинница, и другіе дома виѳлеемскихъ гражданъ; тогда и Матерь съ Младенцемъ переведена была изъ пещеры въ одинъ изъ домовъ. Но святый мученикъ Іустинъ, Златоустъ, Григорій Нисскій и Іеронимъ говорятъ, что Господь оставался въ пещерѣ, гдѣ родился, до самаго времени очищенія, которое бывало въ 40-й день, и что тамъ нашли Его и волхвы. И такъ случилось для того, чтобы земные цари узнали, что царство новорожденнаго Царя въ нищетѣ, въ смиреніи и въ презрѣніи мірской славы, а не въ богатствахъ, тщеславіи и палатахъ. Цѣль сего была также и та, чтобы при этомъ могла сильнѣе проявиться ихъ вѣра, въ силу которой они не раскаялись и не возроптали, когда нашли Того, ради Котораго совершили такой продолжительный путь и Котораго надѣялись найти въ царскихъ палатахъ, — въ такой нищетѣ.

Найдя Господа въ пещерѣ, волхвы поклонились Ему падши, т. е., не простымъ поклоненіемъ, но подобающимъ Богу, не только какъ человѣку, но и какъ Богу; потому-что, какъ говорятъ святый Ириней [16] и папа Левъ, «тѣ волхвы таинственио просвѣщенные благодатію Господнею, увидѣвши Младенца, познали и увѣровали, что Онъ — Богъ, и посему поклонились Ему не только какъ Царю, но и какъ Богу, — поклоненіемъ приличествующимъ Богу. Поэтому и написано: падше и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары (Матѳ. 2, 11), исполняя повелѣнное: да не явишися предъ Господемъ тощь (Исх. 23, 15). Какіе же дары? Золото, ливанъ и смирну: золото — какъ Царю, ливанъ — какъ Богу, смирну — какъ смертному человѣку (Блаженный Ѳеофилактъ). Ибо смирною іудеи помазывали тѣло умершаго, желая сохранить его цѣлымъ. Такимъ образомъ три царя почтили Единаго отъ Троицы тремя дарами, и этими дарами исповѣдали въ Немъ два естества. Объ этомъ святый Левъ говоритъ такъ: «они приносятъ ливанъ Богу, смирну человѣку, золото Царю, правильно почитая Божіе и человѣческое естество въ единствѣ; сердцемъ они въ это вѣруютъ, а дарами исповѣдуютъ».

Получивши вѣсть во снѣ отъ Ангела, явившагося имъ, чтобы они не возвратились къ Ироду, злоулышляющему и намѣревающемуся убить новорожденнаго Царя, волхвы инымъ путемъ возвратились каждый въ свою страну, и тамъ сдѣлались учителями и проповѣдниками Христовыми, по достовѣрному свидѣтельству Никифора. Ибо, проповѣдуя пришествіе въ міръ Христа, Сына Божія, они научали людей вѣровать въ Него, какъ и сами они вѣровали; и несомнѣнно, что они по смерти сподобились быть причтенными къ лику святыхъ. А имена ихъ такія: первый — Мелхіоръ, старый и сѣдой, съ длинными волосами и бородой; онъ принесъ золото Царю и Владыкѣ. Второй — Гаспаръ, молодой и безъ бороды съ лицемъ румянымъ; онъ принесъ ливанъ вочеловѣчившемуся Богу. Третій — Валтасаръ, смуглый лицомъ, съ длинною бородою, онъ принесъ смирну смертному Сыну Человѣческому. Ихъ тѣла, послѣ многихъ лѣтъ, перенесены были сначала въ Константинополь, затѣмъ въ Медіоланъ [17], потомъ въ Кельнъ [18], въ честь воплощеннаго Христа Бога, Которому съ Родившею Его да будетъ отъ насъ слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Персія — страна, лежащая между Аравіей, Малой Азіей — съ одной стороны и Индіей и Туркестаномъ — съ другой; нынѣ — государство Иранъ.
[2] Св. Кириллъ, Александрійскій архіепископъ, ревностный защитникъ православія противъ несторіанской ереси, которая учила, что Христосъ, родившійся отъ Пресвятой Дѣвы, былъ простымъ человѣкомъ, съ которымъ Божество соединилось только впослѣдствіи. Св. Кириллъ ревностно боролся съ этимъ лжеученіемъ. Среди его твореній есть много толкованій книгъ Св. Писанія. Скончался онъ въ 441 году. Память его 9 іюня и 18 января.
[3] Это искусство состояло въ томъ, что по движеніямъ звѣздъ и др. небесныхъ свѣтилъ и по ихъ такому или иному положенію опредѣлялась судьба людей, а также дѣлались предсказанія о будущихъ событіяхъ.
[4] Аравія, обширная страна, на юго-западѣ Азіи, занимающая полуостровъ къ югу отъ Сиріи и Палестины.
[5] Св. мученикъ Іустинъ Философъ, прежде язычникъ, а потомъ обратившійся въ христіанство и соединившій занятіе философіей съ званіемъ христіанина. Изъ его сочиненій особенно замѣчательны двѣ защитительныя рѣчи (или апологіи), поданныя имъ императорамъ Антонину Пію и Марку Аврелію въ пользу христіанъ; также бесѣда съ Трифономъ іудеемъ. Св. Іустинъ пострадалъ мученически въ гоненіе Марка Аврелія. Память его 1 іюня.
[6] Ливанъ — родъ благовонной смолы, употреблявшейся при богослуженіи, для воскуренія. Смирна — благовонное вещество изъ царства растительнаго (сокъ изъ коры мирры), употреблявшееся при погребеніи умершихъ и предохранявшее тѣло умершаго отъ тлѣнія.
[7] Эѳіопія, страна въ Африкѣ, у береговъ Краснаго моря.
[8] Валаамъ — пророкъ, котораго призвалъ изъ Месопотаміи моавитскій царь Валакъ, чтобы онъ проклялъ евреевъ, но который, по внезапному дѣйствію Духа Божія, изрекъ еврейскому народу благословеніе и при этомъ предрекъ явленіе Мессіи (см. пророчество Валаама о звѣздѣ отъ Іакова — Числ. гл. 22-24).
[9] Не совсѣмъ точно, что Персія находится отъ Палестины за моремъ, потому-что Персидскій заливъ отдѣляетъ Персію только отъ Аравіи.
[10] Философы — люди занинавшіеся изслѣдованіемъ вопросовъ о происхожденіи міра и человѣка, также вопросомъ о добродѣтели, о конечной цѣли всего существующаго, о смыслѣ человѣческой жизни и о многомъ другомъ.
[11] Никифоръ Каллистъ, греческій историкъ XIV вѣка, оставившій намъ «Исторію Церкви».
[12] Метеоры — части одной разсыпавшейся планеты (планета — звѣзда, имѣющая движеніе), иногда падаюшія на земную поверхность.
[13] Комета — свѣтило небесное, не имѣющее правильнаго движенія по небосклону, но появляющееся послѣ долгихъ періодовъ. По древнимъ представленіямъ, кометы въ разныя времена предвѣщали различныя бѣдствія и несчастія.
[14] Сивилла Эритрейская, т. е. изъ города Эритреи, который находился, вѣроятно, на берегу Краснаго моря, въ Абиссиніи, нынѣшней Эѳіопіи. Здѣсь сивилла эритрейская неточно названа индійскою. — Впрочемъ, были и еще три Эритреи: одна въ Греціи, въ Беотіи, другая въ Малой Азіи, третья — въ Этоліи.
[15] Св. Левъ, папа Римскій, одинъ изъ великихъ святителей и защитниковъ православія, жившій въ V вѣкѣ и прославившійся особенно своею ревностною борьбою противъ ереси Евтихія, учившаго, что во Христѣ только одно естество. Св. Левъ оставилъ намъ много словъ на разныя мѣста Св. Писанія, а также слова догматическія съ изложеніемъ православнаго ученія о двухъ естествахъ во Христѣ; такого же содержанія и его посланія. Память св. Льва 18 февраля.
[16] Св. Ириней, епископъ Ліонскій, въ Галліи, священномученикъ, пострадавшій въ гоненіе Септимія Севера, въ 202 году. Онъ былъ ученикомъ св. Поликарпа Смирнскаго (ученика св. Ап. Іоанна Богослова). Главное сочиненіе св. Иринея — Противъ ересей, или, вѣрнѣе, Обличеніе лжеименнаго знанія. — Память св. Иринея 23 августа.
[17] Медіоланъ, нынѣшній Миланъ, городъ въ Сѣверной Италіи, столица древней Лигуріи.
[18] Кельнъ (древ. Колонія Агриппина), древній городъ на Рейнѣ, въ Германіи, знаменитый своимъ величественнымъ соборомъ, въ которомъ, по вѣрованію западныхъ христіанъ, покоятся части мощей свв. трехъ волхвовъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 704-715.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0