Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать четвертый.

Память преподобнаго Николая монаха.

— «Отступись отъ твоего сатанинскаго неистоваго вожделѣнія, дѣвица, — сказалъ ей воевода, — и не желай осквернить свое дѣвство, меня же окаяннаго низвергнуть въ глубину ада!»

Немного устыдившись, она отошла, но, спустя недолго, опять приступила къ нему, склоняя на грѣхъ цѣломудреннаго мужа. Воевода ее снова отослалъ, но она въ третій разъ пришла къ нему, распаляемая отъ бѣса блудною похотью. Тогда блаженный воевода сказалъ ей:

— «О, окаянная, исполненная всякаго безстыдства и неистовства, раба своихъ страстей! Не видишь ли, что бѣсы возмущаютъ тебя, желая растлить твое дѣвство и сдѣлать тебя посмѣшищемъ и позоромъ для всего рода твоего и для всѣхъ людей, душу же твою ввергнуть въ вѣчную муку? Не видишь ли также, что я недостойный иду на кровопролитную войну съ чужимъ народомъ? Какъ же я оскверню свое тѣло, идя на брань! Нѣтъ, Богъ мнѣ поможетъ, и я не осквернюсь!»

Это и еще многое другое сказалъ онъ безстыдной дѣвицѣ и со стыдомъ отослалъ ее отъ себя. Когда наступилъ день, воевода всталъ и, помолившись, отправился въ дальнѣйшій путь. На слѣдующую ночь онъ во снѣ увидѣлъ себя стоящимъ въ какомъ-то воздушномъ мѣстѣ. Близъ него сидѣлъ нѣкто Сильный, у Котораго правая нога была положена на лѣвую.

— «Видишь ли этихъ воиновъ съ обѣихъ сторонъ?» — спросилъ Онъ Николая.

— «Да, Господинъ мой, — отвѣтилъ тотъ, — вижу, что греки побиваютъ болгаръ».

Тогда Мужъ, явившійся праведному воеводѣ, сказалъ ему:

— «Взгляни на насъ».

Взглянувъ на Того Сильнаго, воевода увидѣлъ, что Онъ переложилъ лѣвую ногу на правую. Послѣ этого праведный Николай обернулся къ воинамъ и увидѣлъ, что болгары окрѣпли и безпощадно побиваютъ греческіе полки.

Когда же битва прекратилась, то Сильный сказалъ праведному воеводѣ:

— «Разсмотри тщательно тѣла убитыхъ и скажи, что увидишь».

Осмотрѣвшись, воевода увидѣлъ, что все поле покрыто мертвыми тѣлами, посреди же нихъ одно мѣсто, поросшее травой и пустое, такой величины, что на немъ можно лечь толъко одному человѣку.

— «Господинъ мой, — сказалъ онъ, — все поле покрыто трупами безпощадно убитыхъ грековъ, кромѣ одного только мѣста, на которомъ можно лечь одному человѣку».

— «Что же ты думаешь объ этомъ?» — спросилъ тогда его Сильный.

Воевода же отвѣтилъ Ему:

— «Я невѣжда, Господинъ мой, и человѣкъ некнижный, и не понимаю этого».

Тогда тотъ страшный Мужъ сказалъ ему:

— «Это пустое и поросшее травой мѣсто, равное ложу одного человѣка, было приготовлено для тебя. Ты долженъ былъ возлечь на немъ, убитый, вмѣстѣ съ друзьями твоими и заполнить его пустоту. Но такъ какъ ты въ прошедшую ночь мужественно отогналъ отъ себя злокозненнаго змія, трижды боровшагося съ тобою, склоняя тебя на грѣхъ и желая умертвить, то вотъ ты самъ освободилъ себя отъ смерти: это поросшее травою мѣсто оставилъ пустымъ, душу же свою спасъ вмѣстѣ съ тѣломъ. Остальное время жизни твоей ты, спасшись отъ смерти, поработаешь Мнѣ».

Видя и слыша все это, праведный Николай пришелъ въ трепетъ, воспрянулъ отъ сна, объятый страхомъ и ужасомъ, и, вставши, помолился Богу за своихъ воиновъ. Когда же настало сраженіе и съ обѣихъ сторонъ сражались съ великою яростыо, то сначала греки осиливали и одолѣвали болгаръ, но затѣмъ болгары внезапно воспрянули и начали одолѣвать грековъ. Какъ разъяренные звѣри, они храбро бросились на греческіе полки и погнали грековъ, безпощадно избивая ихъ. Скоро вся сила греческая пала отъ мечей болгаръ, и самому царю Никифору съ трудомъ удалось бѣжать съ малою дружиною.

Тогда предводитель греческихъ полковъ, блаженный Николай, увидѣвъ исполненіе своего сна, вознесъ благодареніе Богу за спасеніе отъ смерти и, оставивъ свой санъ, удалился въ монастырь, неутѣшно плача и рыдая о погибшихъ воинахъ. Принявъ святую схиму и усердно послуживъ Богу въ теченіе долгихъ лѣтъ, онъ сдѣлался однимъ изъ прозорливыхъ и великихъ отцовъ. Съ ними онъ сподобился и части на небесахъ со Христомъ Іисусомъ Господомъ нашимъ, Которому слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Византійскій императоръ Никифоръ I царствовалъ съ 802 по 811 г.
[2] Въ древности для охраненія жилищъ и городовъ отъ нападеній враговъ и другихъ угрожающихъ опасностей раздѣляли на нѣсколько смѣнъ сторожей, чтобы правильной смѣной стражи предотвратить ея утомленіе. Посему и время считалось по стражамъ — первая стража, вторая стража и т. д.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 669-671.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0