Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать третій.

Свѣдѣнія о святомъ Ѳеоктистѣ, архіепископѣ Новгородскомъ [1].

О времени и мѣстѣ рожденія святаго Ѳеоктиста, а также о его родителяхъ не сохранилось никакихъ извѣстій. Изъ его жизни до святительства извѣстно лишь то, что онъ подвизался въ Новгородскомъ Благовѣщенскомъ монастырѣ [2] — былъ его игуменомъ.

По преставленіи архіепископа Климента [3], Новгородцы съ посадникомъ своимъ Андреемъ, много разсуждая о преемникѣ его, всѣ — отъ мала до велика — возлюбили Богомъ назначеннаго, мужа смиреннаго и добраго, игумена Благовѣщенскаго монастыря Ѳеоктиста. Собравъ звономъ вѣче у святой Софіи, князь Борисъ Андреевичъ [4] и всѣ Новгородцы почтительно привели его и посадили во владычнемъ дворѣ, пока узнаютъ, гдѣ митрополитъ. Въ то самое время святый митрополитъ Максимъ оставилъ Кіевъ и переселился во Владиміръ на Клязьмѣ. Въ 1300 году пріѣхали въ Великій Новгородъ: святый митрополитъ Максимъ, а съ нимъ епископы — Ростовскій Симеонъ и Тверской Андрей [5]. Они и поставили Ѳеоктиста архіепископомъ Новгороду. «Знаменаша его въ церкви святаго Бориса и Глѣба мѣсяца іюня 28 дня и того же мѣсяца поставиша его во Святой Софіи, на память святыхъ апостоловъ Петра и Павла. И совершиша праздникъ свѣтелъ, и бысть радость Новгороду о своемъ владыцѣ». Торжество для Новгорода было поистинѣ необыкновенное: только въ первый разъ Новгородскій владыка былъ посвященъ въ новгородскомъ храмѣ Святой Софіи.

О пастырской дѣятельности святаго Ѳеоктиста лѣтописи сообщаютъ лишь отрывочныя извѣстія. Въ недолгіе годы его святительства въ Новгородѣ происходитъ усиленная постройка храмовъ.

Въ 1300 или 1301 году, по благословенію владыки Ѳеоктиста, была заложена каменная церковь во имя архангела Михаила на Михайловской улицѣ и чрезъ два года освящена. Въ 1301 году Новгородцы срубили четыре деревянныхъ храма. Въ 1302 году заложили каменную церковь во имя святыхъ князей-мучениковъ Бориса и Глѣба, «которая порушилася». Въ слѣдующемъ году были срублены еще четыре деревянныхъ церкви въ Новгородѣ.

Въ 1305 году святитель Ѳеоктистъ участвовалъ въ договорахъ Новгорода съ великимъ княземъ святымъ Михаиломъ Тверскимъ [6] о сохраненіи прежнихъ, взаимныхъ отношеній. «Княженіе твое, говорятъ Новгородцы, честно держати (должны), по пошлинѣ (по обычаю), безъ обиды; а тебе, господине, такожъ Новгородъ держати (должно) безъ обиды по пошлинѣ». Печать на договорѣ представляетъ Богоматерь съ Предвѣчнымъ Младенцемъ на персяхъ и съ надписью: Мр. Ѳу. (т.-е. Матерь Божія), а на оборотѣ слова: «Фектистъ архіепис. Новгородскій».

Въ томъ же году новгородскій посадникъ Симеонъ Климовичъ, по благословенію святителя, поставилъ каменную церковь въ честь Покрова Пресвятыя Богородицы на воротахъ отъ Прусской улицы, на каменномъ дѣтинцѣ [7]. 9 декабря архіепископъ Ѳеоктистъ освятилъ «великимъ священіемъ» храмъ во имя святыхъ Бориса и Глѣба и другой, на княжескомъ дворѣ, въ честь отцевъ перваго вселенскаго собора. Чрезъ два года (въ 1307 году) Новгородцы пожаловались великому князю святому Михаилу на его новгородскихъ намѣстниковъ. На жалобѣ была печать святителя Ѳеоктиста. Вообще время тогда было смутное: Московскій князь Георгій Даніиловичъ препирался съ великимъ княземъ Михаиломъ за княженіе въ Новгородѣ [8]. Несправедливыя домогательства Московскаго князя причиняли Новгороду много непріятностей. Писецъ апостола 1307 года со скорбью говоритъ: «при сихъ князьяхъ сѣялись и росли усобицы, и жизнь наша гибла отъ ссоръ княжескихъ, и вѣкъ людей укорачивался». Къ тому же въ это время у владыки Ѳеоктиста и у Новгородцевъ было «немирье» съ Псковичами.

Все это должно было огорчать святителя и можетъ быть вліяло на его здоровье. Въ томъ же 1307 году, въ декабрѣ, послѣ восмилѣтняго управленія Новгородской паствой, святитель Ѳеоктистъ «своего ради нездоровія», оставилъ архіепископскую каѳедру. Благословивъ Новгородцевъ, онъ удалился въ Благовѣщенскій монастырь, гдѣ «изволивъ молчальное житіе». Такъ въ безмолвіи, то-есть въ свободѣ отъ суеты людской, прожилъ святитель три года въ обители. Архіепископское мѣсто святителя Ѳеоктиста, по уходѣ его въ монастырь, занялъ его духовный отецъ Давидъ, котораго всѣ Новгородцы съ игуменами и со всѣмъ іерейскимъ чиномъ возлюбили и съ честью посадили во владычнемъ дворѣ, а святитель Ѳеоктистъ благословилъ его на свое мѣсто [9].

23 декабря 1310 года блаженный святитель Ѳеоктистъ мирно почилъ. «Онъ много пострадалъ для Бога», говоритъ современникъ. Когда онъ преставился отъ этой временной жизни, святая душа его взошла на небо, а лице какъ бы озарилось свѣтомъ. Видѣвшіе это дивились и славили Бога. Честное тѣло святителя было положено всѣмъ іерейскимъ чиномъ въ монастырской Благовѣщенской церкви. «Дай же, Господи Боже, ему небесное царствіе, а Новгороду молитву его и благословеніе», — заключаетъ лѣтописецъ свой разсказъ о кончинѣ святителя.

Таковы немногочисленныя извѣстія о трудахъ и подвигахъ земной жизни святителя Ѳеоктиста.

Послѣ его блаженной кончины Богъ прославилъ его многими чудесами. Упомянемъ лишь нѣкоторыя изъ нихъ.

Въ первый разъ Богъ прославилъ святителя Ѳеоктиста чрезъ 300 лѣтъ послѣ его преставленія. Супруга царскаго дьяка Іуліанія долго была больна, такъ что потеряла всякую надежду на выздоровленіе. Но, вотъ, одною ночью явился ей во снѣ мужъ въ священномъ облаченіи и сказалъ:

— «Поищи гробъ архіепископа сего города Ѳеоктиста и получишь исцѣленіе».

Дьякъ справился по лѣтописямъ о гробѣ святителя, привезъ больную жену въ Благовѣщенскій монастырь, отпѣлъ здѣсь паннихиду и роздалъ щедрую милостыню. Больная тогда же почувствовала облегченіе, а скоро и совсѣмъ выздоровѣла. Благодарный дьякъ пожелалъ, чтобы тогда же была написана икона святителя по явленію, бывшему его женѣ. Въ то же время пономарь Софійскаго собора Ѳеодоръ, занимавшійся иконописаніемъ, написалъ икону святаго Ѳеоктиста съ древняго подлинника, который сохранился на стѣнѣ Софійской паперти. На иконѣ святитель изображенъ въ молитвенномъ положеніи предъ иконою Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.

Въ 1664 году князь Василій Ромодановскій, намѣстникъ Новгорода, по благоговѣйному усердію къ святителю, велѣлъ очистить, среди остатковъ Благовѣщенской церкви, отъ развалинъ гробъ святителя и устроить надъ нимъ часовню; потомъ устроилъ раку надъ мощами съ ликомъ святителя и, наконецъ, возобновилъ каменный храмъ, который существуетъ и донынѣ.

Между тѣмъ святитель продолжалъ изливать благодать чудотвореній.

Въ 1700 году предъ гробомъ его прозрѣла дочь Знаменскаго священника, ослѣпшая послѣ долговременной болѣзни. Такое же чудо совершилось надъ дочерью священника Ильинской церкви и надъ женою священника той же церкви. — Десятилѣтній нѣмой отрокъ, сынъ купца Аѳанасія, получилъ даръ слова послѣ молебна у раки святителя. Въ томъ же году исцѣлились два родные брата — купцы Потапъ и Іоаннъ. — Въ 1705 году у раки святителя Ѳеоктиста получилъ исцѣленіе Антонъ Михайловъ Боровиковъ. Онъ страдалъ умопомѣшательствомъ и былъ безъ языка.

Въ 1707 году мощи блаженнаго были положены открыто. Исцѣленія продолжались.

Такъ, въ 1710 году крестьянка Марія, двадцать лѣтъ бывшая больною и три года слѣпою, мгновенно получила исцѣленіе послѣ того, какъ облобызала ликъ святителя на гробѣ. Жена новгородскаго дворянина Силы Корсакова долго страдала внутреннею болѣзнью. Разъ во снѣ явился ей неизвѣстный мужъ въ архіерейской одеждѣ и велѣлъ идти на гробъ святителя Ѳеоктиста. Она исполнила таинственное повелѣніе и при гробѣ чудотворца исцѣлилась. — Въ 1703 году по молитвамъ у раки святителя разрѣшилось неплодство женъ дворянина Ѳеодора Нелядинскаго и Симеона Савельева Зеленина.

Въ 1714 году явился въ сонномъ видѣніи неизвѣстный мужъ въ святительскомъ облаченіи купеческой вдовѣ Маріи, которая цѣлый годъ не владѣла руками и ногами. Вспомнивъ о святителѣ Ѳеоктистѣ, она со слезами стала молить его о своемъ исцѣленіи, дала обѣтъ помолиться предъ его ракой, и дѣйствительно исцѣлилась. — Подобное же явленіе святаго въ ночномъ видѣніи и въ томъ же году было пономарской вдовѣ Евдокіи, лежавшой въ разслабленіи. Священнолѣпный старецъ явился ей во снѣ и сказалъ:

— «Для чего ты напрасно лѣчишься у глупыхъ волхвовъ?»

Евдокія велѣла сыну своему вести себя на гробъ святителя Ѳеоктиста и тамъ получила исцѣленіе.

Послѣднее чудо въ рукописномъ житіи святителя Ѳеоктиста XVIII столѣтія записано подъ 1727 годомъ. Тамъ сказано, что послѣ продолжительной болѣзни исцѣлился, отслуживъ молебенъ при гробѣ святаго, посадскій человѣкъ Софроній.

Почитаніе памяти святителя Ѳеоктиста началось вѣроятно вскорѣ послѣ его кончины. Мѣстное празднованіе ему въ Благовѣщенскомъ монастырѣ установлено когда то до 1786 года, въ которомъ былъ устроенъ придѣлъ во имя его. Въ 1786 году, по ходатайству митрополита Петербургскаго Гавріила [10], мощи святителя Ѳеоктиста, съ разрѣшенія Святѣйшаго Сѵнода были перенесены изъ упраздненнаго Благовѣщенскаго монастыря въ Георгіевскій [11] и положены въ серебряной ракѣ подъ спудомъ въ храмѣ, подлѣ стѣны, у иконостаса, по лѣвую сторону алтаря. Въ 1827 году архимандритъ Фотій [12] устроилъ здѣсь придѣлъ во имя святителя Ѳеоктиста.

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о св. Ѳеоктистѣ почерпаются изъ древнихъ лѣтописей и изъ рукописнаго житія его XVIII в., въ которомъ записаны чудеcа при гробѣ святителя.
[2] Благовѣщенcкій монастырь построенъ въ 1170 г. св. Иліею, въ монашествѣ Іоанномъ, архіепископомъ Новгородскимъ (память его 7 сентября) и братомъ его Гавріиломъ, впослѣдствіи архіепископомъ Новгородскимъ, въ монашествѣ Григоріемъ (память его 10 февраля съ другими Новгородскими святителями). Въ 1179 г. сооружена была святыми братьями каменная церковь, существующая донынѣ. Монастырь находился на лѣвомъ берегу р. Волхова, близъ озера Мячина, въ 3 верстахъ отъ Новгорода. Въ 1764 году монастырь оставленъ за штатомъ, а въ 1786 г. обращенъ въ приходскую церковь.
[3] Архіеп. Климентъ управлялъ Новгородской каѳедрой съ 1276 г. по 22 мая 1299 г., когда скончался.
[4] Борисъ Андреевичъ, сынъ вел. князя Андрея Александровича (см. выше, стр. 304, прим. 1). Скончался въ Костромѣ въ 1303 г.
[5] Память св. Максима 6 декабря (см. выше, стр. 467-473 о епископахъ Симеонѣ и Андреѣ тамъ же стр. 471, также стр. 563-564).
[6] Память св. кн. Михаила Тверского 22 ноября (см. выше, стр. 302-320).
[7] «Дѣтинцемъ» называлась въ древней Руси внутренняя крѣпость.
[8] О кн. Георгіи Даніиловичѣ см. выше, стр. 305, пр. 2, также стр. 306.
[9] Давидъ, посвященный въ 1309 г., правилъ Новгородской епархіей до 1325 г.
[10] Гавріилъ Петровъ управлялъ Петербургской епархіей съ 1770 г. по 1799 г.
[11] О Георгіевскомъ монастырѣ см. выше, стр. 100, 2 прим: [Георгіевскій или Юрьевскій монастырь основанъ Новгородскимъ княземъ Всеволодомъ Мстиславичемъ. Начатъ постройкой въ 1119 году. Первымъ игуменомъ его былъ Киріакъ съ 1119 по 1128 г. При слѣдующемъ игуменѣ Исаіѣ (съ 1128 по 1134 г.) монастырь получилъ въ 1130 г. богатый вкладъ отъ великаго князя св. Мстислава Владиміровича (съ 1125 по 1132 г.) и его сына — упомянутаго Всеволода Мстиславича. Какъ монастырь княжескій, Георгіевскій монастырь былъ старшій среди Новгородскихъ обителей. Онъ находится въ 3 верстахъ къ югу отъ Великаго Новгорода, на лѣвомъ берегу рѣки Волхова, при истокѣ его изъ озера Ильмень и занимаетъ возвышенное мѣсто. Существуетъ до настоящаго времени, съ 1764 г. считается первокласснымъ монастыремъ. Своимъ благоустройствомъ и богатствомъ обязанъ щедрости граф. Орловой-Чесменской и заботамъ духовника ея, архимандрита монастыря Фотія Спасскаго].
[12] Архим. Фотій Спасскій управлялъ Георгіевскимъ монастыремъ съ 1822 г. по 1838 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 578-582.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0