|
||||||||||||||||||
|
О старомъ стилѣ ![]() Гостевая книга ![]() Новости ![]() Написать письмо ![]() Поискъ Православный календарьМѣсяцесловыС. В. Булгакова![]() Прот. Алексія Мальцева Житія святыхъСвт. Димитрія Ростовскаго![]() Д. И. Протопопова ![]() Избранныя житія Житія русскихъ святыхъАрхим. Игнатія (Малышева)ПатерикиАѳонскій![]() Кіево-Печерскій ![]() Новгородскій ![]() Троицкій Новости сайта
2017-02-04 / russportal
Житіе святителя Моисея, архіепископа Новгородскаго (1916) 2017-02-04 / russportal Житіе преп. Макарія Жабынскаго, Бѣлевскаго чудотворца (1916) 2017-02-01 / russportal Житіе преподобнаго Евѳимія Сянжемскаго (1916) 2017-02-01 / russportal Житіе блаж. Ѳеодора, Новгородскаго юродиваго (1916) 2017-01-11 / russportal Сказаніе о преподобныхъ Маркѣ, Іоаннѣ и Ѳеофилѣ Печерскихъ (1908) 2017-01-11 / russportal Житіе преподобнаго Маркелла, игумена "обители неусыпающихъ" (1906) Новости въ видѣ RSS-канала: ![]() |
ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ
Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскагоизложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго. День двадцать третій.
— «Что за безумцы вы, ибо ни благоразуміе, ни время не научило васъ тому, что полезно?» Потомъ, какъ будто бы уже устрашивъ ихъ самымъ гнѣвомъ, прибавилъ: — «Принесите жертву, а если нѣтъ, то я больше уже ничего не скажу вамъ, и вы узнаете, каковъ Декій, которому вы не хотите повиноваться!» На это мученики отвѣчали: — «Игемонъ! мы и словомъ и дѣломъ въ теченіе уже долгаго времени достаточно показали вамъ, что ни богамъ жертвы не принесемъ, ни вашему повелѣнію не покоримся». Игемонъ, прервавъ ихъ рѣчь, сказалъ: — «Такъ вы нисколько не думаете о мукахъ, нечестивцы?» — «Мы вовсе не боимся мукъ, — отвѣчали святые: — мы даже весьма благодарны тебѣ, что ты приготовилъ намъ такое духовное торжество, т. е. мученіе за Христа, и предложилъ его намъ». Игемонъ сказалъ: — «Не такъ еще будетъ: вы узнаете силу великихъ боговъ, которыхъ вы безстыдно хулите, не стыдясь многихъ присутствующихъ премудрыхъ людей, которые почитаютъ первѣйшаго изъ боговъ Дія, а также Геру, Рею и другихъ [4]; теперь вы будете подвергнуты такимъ мукамъ, что не только исчезнетъ ваше мужество, но и другіе, такіе же какъ и вы — непокорные, если только такіе найдутся, бояться будутъ». На это твердые душою мужи опять отвѣчали: — «Не говори намъ, игемонъ, о Діи и матери его Геѣ! это намъ не новость: знаемъ, слышали отъ отцовъ своихъ о его происхожденіи, жизни и нравахъ. Онъ былъ такъ невоздерженъ и такъ нечестивъ, что прелюбодѣйствовалъ не только съ женщинами, но и съ мужчинами; чародѣйствомъ и волшебной хитростью онъ измѣнялъ свой настоящій видъ и принималъ иной, все для большаго и большаго прелюбодѣянія, и постоянно осквернялъ себя постыдными дѣлами. Нѣкоторые, охваченные тою же страстью, подражали его мерзостямъ — ибо чего легче подражать злу? — они провозгласили его богомъ, построили храмы, стали приносить ему жертвы, чтобы и богу казалось пріятнымъ то, что хотѣлось имъ самимъ, чтобы блудъ и невоздержная жизнь не только не считалась ненавистною богу, но, увы! признавалась богоугодною». Такъ говорили угодники Божіи, игемонъ же терзался отъ гнѣва, чувствуя, что они правы; еще болѣе неистовствовалъ народъ, кидаясь на мучениковъ, и растерзалъ бы ихъ руками, если-бъ Декій голосомъ и мановеніемъ руки не прекратилъ волненіе и крикъ въ народѣ. Водворивъ молчаніе, онъ сталъ обдумывать, какую бы лютую смерть изобрѣсти мученикамъ. И тотчасъ, по приказу игемона, мучители схватили святыхъ на мученіе, и стали подвергать ихъ разнообразнымъ мукамъ, — одинаковымъ по жестокости и мучительности. Одинъ изъ нихъ былъ повѣшенъ и его строгали желѣзными когтями: вырывались жилы, и куски его тѣла падали на землю. Другихъ били камнями и острыми кольями по ребрамъ до костей; у третьихъ отъ тяжкихъ ударовъ оловомъ, разбивались суставы, ломались и раздроблялись кости. Каждаго мучили различно. Даже слышать больно о такой жестокости мукъ; какъ для милосердыхъ нестерпимо смотрѣть на эти мученія, такъ и слышать тяжело ихъ подробное перечисленіе. Но мученики принимали такія муки совершенно спокойно, или правильнѣе сказать, претерпѣвали ихъ съ радостью, и стоявшимъ вокругъ казалось, что они не столько страдаютъ отъ боли, сколько жалѣютъ о недостаточности мученій и желали бы еще большихъ. Всѣ сбѣжались посмотрѣть на нихъ, какъ на нѣчто новое и удивительное, — и вѣрные и невѣрные; вѣрные, сохраняющіе вѣру втайнѣ, спѣшили подивиться мужеству страдальцевъ и чрезъ то утвердиться въ вѣрѣ, а невѣрные — надругаться надъ терпѣніемъ святыхъ и, смотря на ихъ страшное мученіе, насладиться ихъ муками. При этомъ они не только не выказывали ни малѣйшей жалости, но побуждали игемона и мучителей еще къ большей жестокости. Побуждаемый ими, игемонъ отдавалъ приказанія, а мучители исполняли ихъ; глашатай же въ это время восклицалъ: — «Пощадите самихъ себя, покоритесь начальникамъ, принесите жертву богамъ». Мученики же среди такихъ жестокихъ страданій превосходили своимъ мужествомъ и терпѣніемъ всѣхъ: и народъ, и глашатая, и мучителей, и самого игемона, и болѣе всего князя ихъ — сатану и всю его силу. Всѣ мученики, какъ-бы согласившись между собою, взывали: — «Мы христіане, Христова жертва, закланная за Христа; если и десять тысячъ разъ нужно будетъ умереть, умремъ охотно!» Когда же святые мученики пренебрегли всѣми муками, тогда усердный слуга сатаны Декій, отчаявшись въ возможности убѣдить ихъ и принудить принести жертву, произнесъ надъ ними смертный приговоръ. Святыхъ повели на усѣченіе мечомъ къ мѣсту, отстоящему недалеко отъ города; оно называлось у жителей той страны Алоній. По дорогѣ къ нему страдальцы проявили нѣчто новое и необыкновенное: во все время мученія они были единодушны и единомысленны, подъ конецъ же стали спорить только о томъ, кому изъ нихъ первому идти подъ мечъ и раньше принять вѣнецъ. Но этотъ споръ прекратилъ Ѳеодулъ, — одинъ изъ сихъ святыхъ мучениковъ, — говоря, что тотъ изъ нихъ будетъ первымъ, кто послѣ всѣхъ подставитъ свою главу подъ мечъ: если, видя предъ собою усѣкновеніе и смерть всѣхъ остальныхъ друзей своихъ, не убоится ни мало, не проявитъ никакой скорби, не измѣнится даже въ лицѣ, то онъ по истинѣ явится славнѣйшимъ подвижникомъ и побѣдителемъ. Всѣ согласились со словами Ѳеодула. Прежде всего они воспѣли общую пѣснь къ Богу: — «Благословенъ Господь, Иже не даде насъ въ ловитву зубомъ ихъ. Душа наша яко птица избавися отъ сѣти ловящихъ» и проч. (Псал. 123, 6-7). Потомъ, пришедши на названное мѣсто, каждый изъ нихъ произнесъ слѣдующую молитву: — «Прости, Господи, рабамъ Твоимъ и пріими пролитіе крови нашей за насъ и за нашихъ сродниковъ и друзей, и за все отечество; пусть освободятся отъ тьмы невѣдѣнія и свѣтлыми очами узрятъ христіанскую вѣру, и познаютъ Тебя, Истиннаго Свѣта, Царя Вѣчнаго!» Послѣ ихъ молитвы, стали отсѣкать имъ одному за другимъ святыя и побѣдоносныя главы, души же ихъ съ радостью восходили ко Христу Богу. Послѣ ихъ усѣченія, когда ушли мучители, нѣкоторые изъ христіанъ, оставшись на томъ мѣстѣ, собрали святыя тѣла мучениковъ и погребли съ честію [5]. По окончаніи гоненія, когда возсіяло опять благочестіе, блаженный Павелъ, епископъ города Гортины, прибывъ въ Константинополь, испросилъ позволеніе перенести тѣла святыхъ изъ мѣста Алонія, — въ которомъ они были погребены послѣ усѣченія мечемъ, — въ Гортину. Возвратившись въ Критъ и прибывъ на мѣсто Алоній со множествомъ христіанъ, изъ которыхъ нѣкоторые были при страданіи святыхъ, и очистивъ лежащую на нихъ землю, онъ нашелъ тѣла ихъ какъ-бы во влагѣ, сохранившіяся волею Божіею — неповрежденными и цѣлыми, и перенесъ ихъ со славою, въ охраненіе городу и на помощь всѣмъ, въ ней нуждающимся. Ихъ молитвами да сподобимся и мы стать участниками уготованныхъ имъ небесныхъ благъ, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Ему-же со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь и слава во вѣки, аминь.
Примѣчанія:
Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 637-641.
Цитата «Торжество Православія»
|
||
«Русскій Порталъ» © 2004-2018 |