Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать третій.

Страданіе святыхъ десяти мучениковъ Критскихъ.

— «Что за безумцы вы, ибо ни благоразуміе, ни время не научило васъ тому, что полезно?»

Потомъ, какъ будто бы уже устрашивъ ихъ самымъ гнѣвомъ, прибавилъ:

— «Принесите жертву, а если нѣтъ, то я больше уже ничего не скажу вамъ, и вы узнаете, каковъ Декій, которому вы не хотите повиноваться!»

На это мученики отвѣчали:

— «Игемонъ! мы и словомъ и дѣломъ въ теченіе уже долгаго времени достаточно показали вамъ, что ни богамъ жертвы не принесемъ, ни вашему повелѣнію не покоримся».

Игемонъ, прервавъ ихъ рѣчь, сказалъ:

— «Такъ вы нисколько не думаете о мукахъ, нечестивцы?»

— «Мы вовсе не боимся мукъ, — отвѣчали святые: — мы даже весьма благодарны тебѣ, что ты приготовилъ намъ такое духовное торжество, т. е. мученіе за Христа, и предложилъ его намъ».

Игемонъ сказалъ:

— «Не такъ еще будетъ: вы узнаете силу великихъ боговъ, которыхъ вы безстыдно хулите, не стыдясь многихъ присутствующихъ премудрыхъ людей, которые почитаютъ первѣйшаго изъ боговъ Дія, а также Геру, Рею и другихъ [4]; теперь вы будете подвергнуты такимъ мукамъ, что не только исчезнетъ ваше мужество, но и другіе, такіе же какъ и вы — непокорные, если только такіе найдутся, бояться будутъ».

На это твердые душою мужи опять отвѣчали: — «Не говори намъ, игемонъ, о Діи и матери его Геѣ! это намъ не новость: знаемъ, слышали отъ отцовъ своихъ о его происхожденіи, жизни и нравахъ. Онъ былъ такъ невоздерженъ и такъ нечестивъ, что прелюбодѣйствовалъ не только съ женщинами, но и съ мужчинами; чародѣйствомъ и волшебной хитростью онъ измѣнялъ свой настоящій видъ и принималъ иной, все для большаго и большаго прелюбодѣянія, и постоянно осквернялъ себя постыдными дѣлами. Нѣкоторые, охваченные тою же страстью, подражали его мерзостямъ — ибо чего легче подражать злу? — они провозгласили его богомъ, построили храмы, стали приносить ему жертвы, чтобы и богу казалось пріятнымъ то, что хотѣлось имъ самимъ, чтобы блудъ и невоздержная жизнь не только не считалась ненавистною богу, но, увы! признавалась богоугодною».

Такъ говорили угодники Божіи, игемонъ же терзался отъ гнѣва, чувствуя, что они правы; еще болѣе неистовствовалъ народъ, кидаясь на мучениковъ, и растерзалъ бы ихъ руками, если-бъ Декій голосомъ и мановеніемъ руки не прекратилъ волненіе и крикъ въ народѣ. Водворивъ молчаніе, онъ сталъ обдумывать, какую бы лютую смерть изобрѣсти мученикамъ. И тотчасъ, по приказу игемона, мучители схватили святыхъ на мученіе, и стали подвергать ихъ разнообразнымъ мукамъ, — одинаковымъ по жестокости и мучительности. Одинъ изъ нихъ былъ повѣшенъ и его строгали желѣзными когтями: вырывались жилы, и куски его тѣла падали на землю. Другихъ били камнями и острыми кольями по ребрамъ до костей; у третьихъ отъ тяжкихъ ударовъ оловомъ, разбивались суставы, ломались и раздроблялись кости. Каждаго мучили различно. Даже слышать больно о такой жестокости мукъ; какъ для милосердыхъ нестерпимо смотрѣть на эти мученія, такъ и слышать тяжело ихъ подробное перечисленіе. Но мученики принимали такія муки совершенно спокойно, или правильнѣе сказать, претерпѣвали ихъ съ радостью, и стоявшимъ вокругъ казалось, что они не столько страдаютъ отъ боли, сколько жалѣютъ о недостаточности мученій и желали бы еще большихъ. Всѣ сбѣжались посмотрѣть на нихъ, какъ на нѣчто новое и удивительное, — и вѣрные и невѣрные; вѣрные, сохраняющіе вѣру втайнѣ, спѣшили подивиться мужеству страдальцевъ и чрезъ то утвердиться въ вѣрѣ, а невѣрные — надругаться надъ терпѣніемъ святыхъ и, смотря на ихъ страшное мученіе, насладиться ихъ муками. При этомъ они не только не выказывали ни малѣйшей жалости, но побуждали игемона и мучителей еще къ большей жестокости. Побуждаемый ими, игемонъ отдавалъ приказанія, а мучители исполняли ихъ; глашатай же въ это время восклицалъ:

— «Пощадите самихъ себя, покоритесь начальникамъ, принесите жертву богамъ».

Мученики же среди такихъ жестокихъ страданій превосходили своимъ мужествомъ и терпѣніемъ всѣхъ: и народъ, и глашатая, и мучителей, и самого игемона, и болѣе всего князя ихъ — сатану и всю его силу. Всѣ мученики, какъ-бы согласившись между собою, взывали:

— «Мы христіане, Христова жертва, закланная за Христа; если и десять тысячъ разъ нужно будетъ умереть, умремъ охотно!»

Когда же святые мученики пренебрегли всѣми муками, тогда усердный слуга сатаны Декій, отчаявшись въ возможности убѣдить ихъ и принудить принести жертву, произнесъ надъ ними смертный приговоръ. Святыхъ повели на усѣченіе мечомъ къ мѣсту, отстоящему недалеко отъ города; оно называлось у жителей той страны Алоній. По дорогѣ къ нему страдальцы проявили нѣчто новое и необыкновенное: во все время мученія они были единодушны и единомысленны, подъ конецъ же стали спорить только о томъ, кому изъ нихъ первому идти подъ мечъ и раньше принять вѣнецъ. Но этотъ споръ прекратилъ Ѳеодулъ, — одинъ изъ сихъ святыхъ мучениковъ, — говоря, что тотъ изъ нихъ будетъ первымъ, кто послѣ всѣхъ подставитъ свою главу подъ мечъ: если, видя предъ собою усѣкновеніе и смерть всѣхъ остальныхъ друзей своихъ, не убоится ни мало, не проявитъ никакой скорби, не измѣнится даже въ лицѣ, то онъ по истинѣ явится славнѣйшимъ подвижникомъ и побѣдителемъ. Всѣ согласились со словами Ѳеодула. Прежде всего они воспѣли общую пѣснь къ Богу:

— «Благословенъ Господь, Иже не даде насъ въ ловитву зубомъ ихъ. Душа наша яко птица избавися отъ сѣти ловящихъ» и проч. (Псал. 123, 6-7). Потомъ, пришедши на названное мѣсто, каждый изъ нихъ произнесъ слѣдующую молитву:

— «Прости, Господи, рабамъ Твоимъ и пріими пролитіе крови нашей за насъ и за нашихъ сродниковъ и друзей, и за все отечество; пусть освободятся отъ тьмы невѣдѣнія и свѣтлыми очами узрятъ христіанскую вѣру, и познаютъ Тебя, Истиннаго Свѣта, Царя Вѣчнаго!»

Послѣ ихъ молитвы, стали отсѣкать имъ одному за другимъ святыя и побѣдоносныя главы, души же ихъ съ радостью восходили ко Христу Богу. Послѣ ихъ усѣченія, когда ушли мучители, нѣкоторые изъ христіанъ, оставшись на томъ мѣстѣ, собрали святыя тѣла мучениковъ и погребли съ честію [5].

По окончаніи гоненія, когда возсіяло опять благочестіе, блаженный Павелъ, епископъ города Гортины, прибывъ въ Константинополь, испросилъ позволеніе перенести тѣла святыхъ изъ мѣста Алонія, — въ которомъ они были погребены послѣ усѣченія мечемъ, — въ Гортину. Возвратившись въ Критъ и прибывъ на мѣсто Алоній со множествомъ христіанъ, изъ которыхъ нѣкоторые были при страданіи святыхъ, и очистивъ лежащую на нихъ землю, онъ нашелъ тѣла ихъ какъ-бы во влагѣ, сохранившіяся волею Божіею — неповрежденными и цѣлыми, и перенесъ ихъ со славою, въ охраненіе городу и на помощь всѣмъ, въ ней нуждающимся. Ихъ молитвами да сподобимся и мы стать участниками уготованныхъ имъ небесныхъ благъ, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Ему-же со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь и слава во вѣки, аминь.

Примѣчанія:
[1] Критъ — большой островъ Средиземнаго моря (называемый иначе Кандія — отъ главнаго города того же имени), въ восточной части его, къ югу Эгейскаго моря. По своей обширности и плодородію назывался прежде «царицею острововъ» Средиземнаго моря. Первыя начала христіанства положены были очевидцами событія Сошествія Святаго Духа на Апостоловъ, ибо при семъ были и Критяне (Дѣян. 2, 11); потомъ христіанство было здѣсь утверждено и распространено апостоломъ Павломъ.
[2] Гортина, или Гортинъ — въ древности значительный городъ на о. Критѣ, при р. Леѳеѣ (нынѣ Іеропотамо). Развалины древняго города сохранились и донынѣ.
[3] Кіосъ, Епинеи, Кидонія и Ираклія — различные города на о. Критѣ.
[4] Дій или Зевсъ, Гера и Рея — греко-римскіе боги, почитавшіеся язычниками.
[5] Это было въ половинѣ II вѣка.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 637-641.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0