Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать первый.

Сказаніе о святой Іуліаніи, княгинѣ Вяземской [1].

Святая княгиня Іуліанія была супругой удѣльнаго князя Вяземскаго [2] Симеона Мстиславича, подчиненнаго великому князю Смоленскому. Смоленское княжество, срединное между Москвой и Литвою, переживало въ то время тяжелую пору, послѣдніе годы существованія. Витовтъ, великій князь Литовскій [3], рѣшилъ окончательно подчинить себѣ это исконно Русское княжество. Московскій же князь Василій Димитріевичъ, женатый на дочери Витовта [4], явно держалъ сторону тестя. И вотъ въ 1404 году Смоленскъ былъ взятъ Литовскими войсками и княжество Смоленское пало. Послѣдній князь его Георгій Святославичъ, оставивъ въ плѣну Литовцевъ супругу свою [5], сначала отправился въ Новгородъ Великій и въ продолженіе двухъ лѣтъ княжилъ здѣсь. Былъ вмѣстѣ съ нимъ и подручный князь его Симеонъ Мстиславичъ, супругъ святой Іуліаніи. Затѣмъ бывшій князь Смоленскій билъ челомъ Московскому князю, просился у него на службу. Князь Вяземскій, преданный своему старшему князю, не отставалъ отъ него. Василій Димитріевичъ принялъ на службу князя Георгія съ его подручникомъ и послалъ ихъ обоихъ намѣстниками въ Торжокъ [6], раздѣливъ городъ на двѣ половины между князьями-намѣстниками.

Блаженная Іуліанія, супруга князя Симеона, процвѣтала своими добродѣтелями, строгимъ цѣломудріемъ и блистала красотой тѣлесной. Князь Георгій, супруга котораго находилась въ плѣну, прельстился ея красотой и уговаривалъ княгиню жить съ нимъ. Святая долго удерживала князя, ослѣпленнаго страстью, отъ его злого умысла. Она ему говорила:

— «Зачѣмъ, господинъ, ты задумалъ такое зло? Вспомни, у меня есть мужъ. Какъ же я могу оставить живого мужа и пойти къ тебѣ? Могу ли я осквернить чистое супружеское ложе? Лучше мнѣ умереть, чѣмъ согласиться на такое дурное дѣло!»

Но блудная страсть ослѣпила умъ и совѣсть несчастнаго князя. Побуждаемый дьяволомъ, онъ не слушалъ словъ блаженной Іуліаніи и рѣшился силою, даже преступленіемъ добиться своего. Георгій Святославичъ устроилъ пиръ у себя въ домѣ и на этомъ пиру своими руками убилъ князя Симеона, ни въ чемъ неповиннаго, всегда ему преданнаго, усердно ему служившаго. Совершивъ злодѣяніе, онъ хотѣлъ тотчасъ же насытить свою скотскую похоть. Но святая Іуліанія стала мужественно защищаться: она хотѣла ударить ножемъ въ горло насильника, но только ранила его руку. Вырвавшись изъ рукъ обезумѣвшаго Георгія, княгиня выбѣжала на дворъ. Въ ярости князь погнался за нею, нагналъ и зарубилъ мечемъ. Бездыханное тѣло святой мученицы по приказанію убійцы было брошено въ рѣку Тверцу [7]. Мученическая кончина блаженной Іуліаніи послѣдовала въ Торжкѣ 21 декабря 1406 года.

Терзаемый укорами совѣсти и всѣми порицаемый, князь Георгій бѣжалъ въ Орду, къ Татарамъ. Но и тамъ не могъ онъ найти себѣ покоя. Онъ возвратился въ Русскую землю и искалъ пустыню, чтобы поселиться въ ней и оплакивать свой страшный грѣхъ. Скоро онъ нашелъ такой монастырь — Николаевскій на рѣкѣ Осетрѣ [8] и былъ принятъ его игуменомъ, добрымъ старцемъ Петромъ. Но грѣшный князь пробылъ здѣсь только нѣсколько дней. Впалъ въ болѣзнь и, принесши Богу искреннее покаяніе, скончался 14 сентября 1408 года.

Господу было угодно открыть тѣло святой мученицы. Весной одинъ разслабленный крестьянинъ съ трудомъ шелъ по берегу рѣки Тверцы. Вдругъ онъ видитъ, что тѣло блаженной Іуліаніи плыветъ по рѣкѣ не внизъ, но вверхъ, противъ теченія. Изумленный симъ видѣніемъ, крестьянинъ ужаснулся и хотѣлъ было уйти поскорѣе съ этого мѣста, но услышалъ голосъ, исходящій отъ бездыханнаго тѣла:

— «Рабъ Божій, не бойся. Ступай въ соборную церковь Преображенія Господня и возвѣсти протопопу и прочимъ, чтобъ они взяли мое грѣшное тѣло — тѣло Іуліаніи и погребли его на правой сторонѣ въ этой церкви».

Въ то же время разслабленный почувствовалъ себя совершенно здоровымъ. Съ радостью поспѣшилъ онъ исполнить чудесное приказаніе. Протоіерей со множествомъ народа отправились на указанное имъ мѣсто и здѣсь недалеко отъ берега они обрѣли честное тѣло блаженной Іуліаніи, перенесли его въ городъ и съ подобающимъ торжествомъ погребли у южныхъ дверей Преображенскаго собора. При этомъ многіе больные получили исцѣленіе отъ своихъ недуговъ.

Въ 1598 году протодіаконъ соборной церкви Торжка, Іоаннъ, захотѣлъ самъ осмотрѣть мощи святой Іуліаніи. 40 дней передъ тѣмъ онъ постился и усердно молился Богу. Потомъ сталъ откапывать гробъ; вдругъ на Іоанна напалъ ужасъ и въ то же время изъ гроба вырвался огонь, который сильно опалилъ дерзкаго протодіакона. Онъ упалъ на церковный помостъ, взывалъ о помощи, но никто этого не слышалъ. Вдругъ раздался чей-то голосъ:

— «Не трудись напрасно, отецъ, ибо не слѣдуетъ видѣть тѣла моего, пока не будетъ на то воли Божіей».

Такъ лежалъ наказанный протодіаконъ въ разслабленіи съ полдня до вечерни. Вошедшій въ церковь пономарь ужаснулся, собралъ народъ. Іоаннъ повѣдалъ всѣмъ случившееся съ нимъ. Болѣе двухъ мѣсяцевъ лежалъ онъ въ разслабленіи, но потомъ по молитвамъ у гроба святой мученицы получилъ исцѣленіе.

Въ апрѣлѣ 1815 года старый соборъ Преображенія Господня былъ разобранъ; при семъ была видима часть каменной гробницы, въ которой почивали мощи святой княгини [9]. Многіе вѣрующіе, касаясь гроба мученицы, или захватывая часть земли съ того мѣста, получали исцѣленіе отъ своихъ недуговъ по молитвамъ святой Іуліаніи и по неизреченной милости Христа Бога нашего, Которому вмѣстѣ съ Отцемъ и Святымъ Духомъ слава, честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Страданіе св. княгини Іуліаніи описано во многихъ древнихъ лѣтописяхъ, а также въ отдѣльномъ сказаніи.
[2] Вязьма — въ настоящее время уѣздный городъ Смоленской губерніи.
[3] Витовтъ былъ вел. княземъ съ 1392 г. по 1430 г.
[4] Василій Дмитріевичъ княжилъ съ 1389 г. по 1425 г. Въ 1390 г. онъ вступилъ въ бракъ съ Софіею Витовтовной.
[5] Князь Георгій происходилъ изъ рода Владиміра Мономаха, изъ племени Смоленскаго князя Ростислава Мстиславича (внука Мономаха). Получилъ Смоленское княженіе въ 1386  году, послѣ отца Святослава Іоанновича, павшаго въ битвѣ съ Литовцами. Женатъ онъ былъ на дочери Рязанскаго князя Олега Іоанновича.
[6] Торжокъ — нынѣ уѣздный городъ Тверской губерніи.
[7] Извѣстія объ убіеніи св. Іуліаніи содержатъ разногласія въ подробностяхъ, напримѣръ, упоминанія о пирѣ, на которомъ совершено два убійства, въ большей части лѣтописей нѣтъ. Дѣло представляется такъ, будто кн. Георгій взялъ къ себѣ святую Іуліанію для сожительства, а когда она отказалась удовлетворить его похоть, самъ убилъ ея супруга, потомъ велѣлъ отсѣчь руки и ноги святой княгинѣ и бросить ея тѣло въ рѣку. Но и высокое представленіе о святой мученицѣ и извѣстіе о тяжкомъ раскаяніи князя Георгія, вѣроятно совершившаго свое злодѣяніе въ состояніи опьянѣнія, заставляютъ принять разсказъ другихъ извѣстій, который преданъ въ текстѣ.
[8] Николаевскій-Успенскій Веневъ монастырь находился въ 34 верстахъ къ сѣверо-востоку отъ Тулы. Въ 1770 г. онъ обращенъ въ приходъ, который нынѣ называется Веневъ-Монастырь, село Тульскаго уѣзда.
[9] Мощи св. Іуліаніи до сего дня почиваютъ подъ спудомъ. Празднованіе ей совершается мѣстно.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 552-555.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0