Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать первый.

Житіе Прокопія Вятскаго, Христа ради Юродиваго.

Въ шести верстахъ отъ Хлынова [1], въ деревнѣ Корякинской жилъ крестьянинъ Максимъ Плушковъ. Онъ и жена его Ирина были люди благочестивые и богобоязненные, почтительные къ духовному сану, милостивые къ бѣднымъ. Не имѣя дѣтей, Максимъ и Ирина усердно просили ихъ у Господа, и Онъ услышалъ ихъ молитвы: въ 1578 году у нихъ родился сынъ, которому во святомъ крещеніи нарекли имя Прокопій. Съ ранняго возраста Прокопій отличался благочестіемъ, и усердно помогалъ своимъ родителямъ въ сельскихъ работахъ. Когда отроку было 12 лѣть отъ роду, отецъ послалъ его одинъ разъ въ поле на работу. Вдругь поднялась сильная буря. Отъ грома и страшной молніи Прокопій упалъ съ лошади на землю и лежалъ какъ мертвый. Увидѣли его безчувственнаго сосѣди и извѣстили родителей. Максимъ и Ирина сильно скорбѣли о своемъ единственномъ сынѣ. Когда съ плачемъ принесли они его къ себѣ въ домъ, сюда собрались родные и сосѣди. Родители Прокопія стали молиться Господу, призывая на помощь Пресвятую Богородицу и святаго Николая угодника. Въ то время Прокопій какъ бы пробудился отъ сна, опомнился. Онъ вернулся къ жизни, но съ того времени находился въ изступленіи, раздиралъ на себѣ одежду и бросалъ ее на землю, ходилъ нагимъ. Тогда родители привезли больнаго отрока въ Вятскую обитель Успенія Пресвятой Богоматери. Въ то время архимандритомъ монастыря былъ его основатель, преподобный Трифонъ [2]. Родители усердно молились Господу и Пречистой Его Матери за своего сына, призывали на помощь святителя Николая и преподобнаго Сергія Радонежскаго. Припавъ къ ногамъ преподобнаго Трифона, они просили и его помолиться объ исцѣленіи и вразумленіи Прокопія. Отслуживъ молебенъ, преподобный Трифонъ окропилъ больного святой водой — и онъ сталъ здоровымъ. Съ радостью возвратились его родители въ свой домъ, прославляя Господа и Его угодника, преподобнаго Трифона.

Послѣ исцѣленія, Прокопій какъ и до болѣзни, жилъ со своими родителями и во всемъ повиновался имъ.

Чрезъ нѣкоторое время, получивъ отъ своихъ родителей благословеніе, Прокопій отправился въ городъ Слободскій [3]. Здѣсь онъ поселился у священника Иларіона, который служилъ при церкви святой великомученицы Екатерины, и жилъ у него три года, служа ему и послушно исполняя всѣ его повелѣнія, Когда блаженному Прокопію исполнилось 20 лѣтъ, родители стали думать о бракѣ своего сына, но онъ не чувствовалъ никакой склонности къ семейной жизни. Тайно отъ родителей блаженный удалился въ Хлыновъ и воспринялъ на себя подвигъ юродства Христа ради; онъ раздиралъ на себѣ одежды и бросалъ ихъ на землю, ходилъ нагъ и босъ. Въ своихъ подвигахъ онъ подражалъ святымъ Божіимъ: Андрею Юродивому, Прокопію Устюжскому и Василію Блаженному Московскому [4]. Отъ всего сердца возлюбивъ Господа, онъ отвергъ все земное стяжаніе и всякую славу земную. Каждый день обходилъ онъ городскія церкви, тайно молился предъ ними, ходилъ по улицамъ и городскому торгу. Блаженный наложилъ на себя подвигъ молчанія и почти никто не слышалъ отъ него слова. Многіе, считая его безумнымъ, смѣялись надъ нимъ; другіе — неразумные люди и уличные дѣти часто наносили ему побои. Ни слова не отвѣчалъ святый на издѣвательства и насмѣшки неразумныхъ, съ благодареніемъ терпѣлъ побои, какъ будто они давались не его, а чужому тѣлу. Никому изъ обидчиковъ своихъ онъ не мстилъ и молился Господу Богу о прощеніи имъ этого грѣха. Терпѣливо переносилъ святый Прокопій и зимній холодъ и лѣтній зной, отдавалъ плоть свою на съѣденіе комарамъ и мошкамъ. Такъ подвизался онъ днемъ, а ночью со слезами покаянія непрестанно молился. Терпѣлъ голодъ и жажду. Никто не зналъ о молитвенныхъ подвигахъ, великомъ смиреніи и незлобіи блаженнаго Прокопія. Святый не имѣлъ постояннаго пристанища и ночевалъ тамъ, гдѣ заставала его ночь: на церковной паперти, на улицѣ, въ грязи или на кучѣ навоза. У него не было ни рогожи, ни изголовья, ни одежды для покрова. Одромъ его была земля, а покровомъ небо, какъ выражается жизнеописатель блаженнаго.

За такіе подвиги Господь сподобилъ Своего угодника дара прозорливости. Святый Прокопій началъ ходить по болящимъ города Хлынова. Если онъ видѣлъ, что больной долженъ выздоровѣть, то своими руками приподнималъ съ одра, радовался и веселился о немъ. Если же провидѣлъ онъ, что больной выздоровѣть не можетъ, то начиналъ плакать надъ нимъ, цѣловалъ его, складывалъ свои руки на груди и знаками указывалъ готовиться къ погребенію. Не одинъ разъ блаженный Прокопій предсказывалъ о угрожавшемъ городу пожарѣ. Задолго до этого онъ поднимался на колокольни, звонилъ въ колокола, часто какъ бы въ набатъ. Когда онъ хотѣлъ оповѣстить, что въ городъ придутъ указы съ требованіемъ денежныхъ сборовъ, то за много времени ходилъ по торгу, разстанавливалъ въ рядъ молодыя деревца и, проходя, ударялъ ихъ деревомъ же, изображая этимъ людей на правежѣ [5].

Вятскій воевода князь Александръ Ростовскій и жена его Наталія были почитателями блаженнаго. Видя, что предсказанія его исполняются, князь часто призывалъ подвижника къ себѣ въ домъ; княгиня своими руками обмывала тѣло святаго и одѣвала его въ новыя сорочки; брала его съ собою въ церковь. Блаженный, повинуясь имъ, нѣкоторое время носилъ сорочки княгини, но вскорѣ опять ихъ раздиралъ, бросалъ на землю и попиралъ ногами. И снова ходилъ нагой, какъ и раньше. Видя, что тѣло его обмыто отъ грязи, блаженный Прокопій ложился на землю, ходилъ по чернымъ банямъ, по поварнямъ и корчемницамъ города до тѣхъ поръ, пока тѣло его становилось чернымъ, какъ было прежде. Богобоязненные люди также нерѣдко снабжали его одеждой, надѣвали обувь, но онъ то раздавалъ ихъ нищимъ, то раздиралъ и бросалъ.

Чаще всего онъ приходилъ къ церкви Вознесенія Христа и молился здѣсь. Священникъ той церкви Іоаннъ Колачниковъ былъ духовникомъ Прокопія. Святый часто приходилъ къ своему духовному отцу на исповѣдь. Тогда блаженный разрѣшалъ себя отъ молчанія и бесѣдовалъ съ духовникомъ, какъ всѣ люди, а не какъ юродивый. Каждый воскресный день онъ пріобщался Святыхъ Христовыхъ Таинъ. И съ клятвой заповѣдалъ блаженный Прокопій своему духовному отцу, никому не сказывать о томъ, что онъ говоритъ съ нимъ, какъ и всѣ другіе люди, чтобы никто не зналъ о его добровольномъ подвигѣ юродства Христа ради до тѣхъ поръ, пока Господь не преселитъ его изъ сей жизни.

Провидя будущее, святый Прокопій предсказывалъ его безъ словъ, но нагляднымъ образомъ. Въ то время въ Вятской темницѣ заключенъ былъ опальный Московскій бояринъ Михаилъ Татищевъ. Блаженный Прокопій приходилъ къ нему и приносилъ то хлѣба, то воды. Бояринъ съ радостью принималъ приносимое и благодарилъ Господа за посѣщенія святаго. При этихъ посѣщеніяхъ блаженный тащилъ узника черезъ окно, или билъ но замку тюрьмы, стучалъ въ ея двери. Всѣмъ этимъ онъ давалъ знать о скоромъ освобожденіи опальнаго боярина. И пророчество вскорѣ сбылось. Пришелъ изъ Москвы царскій указъ: Татищевъ былъ прощенъ и снова возвращенъ въ Москву.

Разъ пришелъ блаженный въ приказную избу. Воевода, князь Григорій Жемчужниковъ сидѣлъ тогда на своемъ мѣстѣ. Святый Прокопій снялъ съ его головы шапку и надѣлъ на себя. Тогда воевода уступилъ ему и свое мѣсто. Блаженный сѣлъ на мѣстѣ его какъ судья. Потомъ взялъ князя за руку, вывелъ изъ приказной избы и привелъ къ тюрьмѣ, затворилъ его въ ней и ушелъ. Чрезъ нѣсколько дней по повелѣнію царя воевода былъ посаженъ въ тюрьму на недѣлю за какой-то проступокъ.

Пришелъ однажды святый Прокопій къ своему духовному отцу, священнику Іоанну. Въ это время у священника обѣдали и кромѣ домашнихъ былъ здѣсь сынъ его Іоаннъ, тоже священникъ. Посадили за столъ и святаго Прокопія. По окончаніи обѣда блаженный взялъ ножъ и началъ имъ махать надъ головой сына и подносилъ къ его груди. Всѣ были въ ужасѣ, боялись, что онъ заколеть священника, но, бросивъ ножъ на землю, святый обнялъ молодого священника и началъ горько плакать надъ нимъ, какъ надъ умершимъ; затѣмъ ушелъ. Черезъ годъ сбылось пророчество подвижника: родственники закололи ножемъ до смерти того священника.

Однажды блаженный Проконій пришелъ въ городъ Слободской. Священникъ церкви во имя святаго Іоанна Предтечи Іоаннъ Юминъ, вмѣстѣ съ своимъ маленькимъ сыномъ звонилъ къ вечернѣ. Блаженный подошелъ къ мальчику и взялъ его на руки, но тотъ съ испуга заплакалъ. Отпустивъ его, Прокопій легъ на землю, вытянулъ ноги, а руки сложилъ на груди. И вскорѣ послѣ того мальчикъ померъ.

Жена этого священника Анисія сильно страдала отъ зубной боли. Священникъ, встрѣтивъ блаженнаго въ своей церкви, просилъ его:

— «Помолись, рабъ Божій, Господу, чтобъ Онъ подалъ исцѣленіе моей женѣ, страждущей отъ зубной боли».

Блаженный, вырвавъ свой зубъ, подалъ ему и ясно сказалъ:

— «Возьми».

И болѣзнь у жены священника прекратилась, когда она взяла тотъ зубъ въ свой ротъ.

Въ той же Предтеченской церкви было такое происшествіе. Одинъ юноша, по имени Корнилій Корсаковъ, пѣлъ за литургіей. Святый Прокопій, подойдя къ клиросу, всталъ рядомъ съ нимъ; потомъ взялъ Корнилія за руку, повелъ его къ царскимъ дверямъ и толкнулъ въ алтарь. Черезъ шесть лѣтъ Корнилій принялъ на себя санъ священника, а послѣ, когда овдовѣлъ, былъ игуменомъ Кипріаномъ.

Такъ подвизался блаженный 30 лѣтъ. Господу было благоугодно открыть блаженному о предстоящей кончинѣ. Подвижникъ находился тогда въ Хлыновѣ; онъ стоялъ въ одной церкви за утреней, потомъ перешелъ въ женскій монастырь [6], и былъ здѣсь до конца богослуженія. Изъ монастыря онъ вышелъ на Пятницкій мостъ и молился. Перейдя его, онъ сѣлъ и отеръ свое тѣло снѣгомъ. Потомъ пришелъ подъ городскую башню, называемую «Вышкой», обратился лицемъ на востокъ, снова усердно молился Богу и съ миромъ предалъ Господу свою душу. Руки блаженнаго были молитвенно простерты. Узнавъ о кончинѣ святаго Прокопія, отецъ его духовный Іоаннъ извѣстилъ городского воеводу Никиту Борятинскаго и духовенство города.

Одинъ благочестивый человѣкъ, подъячій Симеонъ Павловъ, попросилъ у воеводы и духовныхъ властей позволенія приготовить тѣло праведника къ погребенію и тѣло почившаго съ честью перенесено было въ его домъ. Здѣсь со всѣмъ усердіемъ облекли его въ погребальныя ризы. Собралось все духовенство города, жители съ женами и съ дѣтьми и всѣ молились почившему праведнику:

— «О, преблаженне Прокопіе, помолись за насъ прилежно Богу!»

Святое и трудолюбное тѣло блаженнаго погребли въ монастырѣ преподобнаго Трифона съ сѣверной стороны Успенскаго храма [7]. Блаженная кончина святаго Прокопія послѣдовала 21 декабря 1627 года. Всего житія его было 50 лѣтъ, изъ которыхъ 30 лѣтъ онъ провелъ въ подвигѣ юродства Христа ради.

Въ 1666 году одна дѣвица изъ Слободского уѣзда Марѳа Тимофеева была одержима нечистымъ духомъ. Послѣ усердной молитвы въ Вятскомъ Успенскомъ монастырѣ ей было видѣніе: два свѣтоносныхъ мужа предстали предъ ней, называя другъ друга Трифономъ и Прокопіемъ, они обѣщали ей скорое исцѣленіе, и она скоро избавилась отъ своего недуга. Такъ прославилъ Господь угодниковъ Своихъ.

Примѣчанія:
[1] Нынѣ гор. Вятка на рѣкѣ тогоже имени Вяткѣ, лѣвомъ притокѣ Камы.
[2] Успенскій Вятскій монастырь основанъ преп. Трифономъ въ 1580 г. Существуетъ въ настоящее время. Преп. Трифонъ былъ первымъ его настоятелемъ (до 1602 г.). Скончался въ 1612 г. Память его 8 октября.
[3] Городъ Слободской на рѣкѣ Вяткѣ, выше города Вятки, въ 31 верстѣ отъ нея.
[4] Память Андрея Юродиваго Цареградскаго († ок. 936 г.) 2 октября; память Прокопія Устюжскаго († въ кон. ХІѴ или нач. XV в.) 8 іюля; память Василія Блаженнаго († 1552 г.) 2 августа.
[5] Правежъ — взысканіе долга съ неисправныхъ плательщиковъ посредствомъ ударовъ палками по голенямъ, которое производилось на площади.
[6] Преображенскій-Новодѣвичій монастырь былъ основанъ въ 1624 г.
[7] Здѣсь подъ спудомъ и почиваютъ честныя мощи блаженнаго Прокопія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительна, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 546-551.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0