Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать первый.

Житіе святаго отца нашего Петра, митрополита Кіевскаго и всея Россіи [1].

На седьмомъ году блаженный Петръ былъ отданъ учителю. Однако грамота не давалась ему, и много скорбѣли о томъ родители святаго отрока, немалое огорченіе испытывалъ и учитель. Но Господь чудесно просвѣтилъ умъ Своего избранника. Однажды во снѣ святый отрокъ увидѣлъ мужа въ святительскомъ одѣяніи, который сказалъ ему:

— «Открой, чадо, уста твои».

Онъ открылъ уста; святитель прикоснулся къ языку его правою рукою, — и святый Петръ почувствовалъ, что гортань его наполнилась чѣмъ то сладостнымъ. И съ того времени блаженный отрокъ обнаружилъ такія дарованія, что вскорѣ опередилъ всѣхъ своихъ сверстниковъ.

Двѣнадцати лѣтъ отъ роду святый Петръ удалился въ одну изъ пустынныхъ обителей своей родины и былъ постриженъ въ монашество. Юный инокъ отрѣшился отъ своей воли и отдался въ полное послушаніе старцу, своему духовному руководителю. Святый Петръ проходилъ тяжелое послушаніе на монастырской поварнѣ: и зимой, и лѣтомъ носилъ онъ на своихъ плечахъ дрова и воду и мылъ для братіи власяницы. Однако трудъ этого послушанія не препятствовалъ святому первымъ по церковному звону приходить ко всѣмъ дневнымъ и ночнымъ службамъ и уходить послѣднимъ, благоговѣйно и внимательно стоять въ храмѣ. Не мало лѣтъ провелъ святый Петръ въ такихъ подвигахъ, проходя монастырское житіе по правиламъ преподобнаго Іоанна Лѣствичника [3]. Всегда послушный своему наставнику, нелѣностно служа братіи, смиренный, кроткій и молчаливый подвижникъ являлся обители благимъ примѣромъ добродѣтельнаго житія. Удостоившись діаконскаго, а потомъ и пресвитерскаго сана, святый Петръ оставался прежнимъ смиреннымъ инокомъ и служилъ братіи, какъ и раньше.

Во время житія въ обители у святаго созрѣло благочестивое желаніе научиться писанію святыхъ иконъ. Старецъ одобрилъ это благое намѣреніе. Съ его благословенія, святый Петръ прилежно принялся за дѣло и быстро сдѣлался искуснымъ иконописцемъ. Благолѣпно писалъ онъ изображенія Господа нашего Іисуса Христа, Пресвятой Его Матери и святыхъ Божіихъ и за своей работой возводилъ свои помыслы отъ земли къ горнимъ: умъ его проникался богомысліемъ, духъ приближался къ небеснымъ жителямъ, образы которыхъ писалъ на иконахъ, и еще сильнѣе подвижникъ стремился къ высшему совершенству, прося у Господа благодатной помощи. Съ любовію занимался онъ писаніемъ святыхъ иконъ, а его наставникъ раздавалъ ихъ въ благословеніе и своей братіи и приходившимъ въ обитель христолюбцамъ-мірянамъ. Случалось, что чудный иконописецъ продавалъ свои иконы, чтобы вырученныя деньги раздавать нищимъ.

Спустя нѣкоторое время, по благословенію и повелѣнію своего наставника, святый Петръ оставляетъ монастырь и пріискиваетъ себѣ мѣсто для болѣе уединенной иноческой жизни. Обойдя окрестности, онъ нашелъ безмолвное мѣсто на рѣкѣ Ратѣ [4] и поставилъ здѣсь келлію и храмъ во имя Спаса нашего Іисуса Христа (Преображенскій). Не щадя силъ своихъ, угодникъ Божій работалъ своими руками, сооружая храмъ и келліи для себя и для иноковъ, которые вскорѣ стали во множествѣ собираться подъ его духовное руководство. О братіи святый Петръ заботился, какъ чадолюбивый отецъ, наставляя своихъ учениковъ ко спасенію не столько словомъ назиданія, сколько поучительнымъ примѣромъ собственной жизни: онъ не выставлялъ себя властнымъ начальникомъ братства и превосходилъ смиреніемъ младшаго изъ братій; былъ кротокъ и молчаливъ; на согрѣшающихъ учениковъ никогда не гнѣвался, а поучалъ ихъ словами мира и любви. Святый Петръ милостивъ былъ къ бѣднымъ и не отпускалъ безъ подаянія никого, кто просилъ Христа ради, помня изреченіе премудраго: милуяй нища, взаимъ даетъ Богови и слово Господа: будите убо милосерди, якоже и Отецъ вашъ милосердъ есть» (Прит. 19, 17; Лук. 6, 36). Щедро благодѣтельствуя изъ средствъ монастыря, святый игуменъ много подавалъ нищимъ и отъ себя, тайно отъ братіи. Когда же случалось, что подавать было нечего, святый Петръ раздавалъ иконы, которыя самъ писалъ; не разъ снималъ съ себя власяницу, чтобы укрыть бѣдняка отъ зимней стужи.

Слава о дивныхъ подвигахъ и добродѣтеляхъ блаженнаго игумена Ратскаго распространилась по всей Волынско-Галицкой области: князь, бояре и простой народъ стекались въ обитель послушать его учительнаго слова. Когда прибылъ въ эту область всероссійскій митрополитъ Максимъ [5], посѣщавшій по обычаю всѣ города своей митрополіи ради церковнаго устроенія, святый Петръ со своей братіей явился къ святителю, чтобы принять благословеніе, и поднесъ ему образъ Успенія Пресвятой Богородицы, написанный имъ самимъ. Съ любовію принялъ святитель икону Пресвятой Дѣвы, украсилъ ее золотомъ и драгоцѣнными камнями и до конца жизни благоговѣйно хранилъ у себя въ келліи, молясь предъ сею иконою о спасеніи земли Русской [6].

По преставленіи митрополита Максима (въ декабрѣ 1305 г.), игуменъ, по имени Геронтій, дерзнулъ воспріять санъ митрополита и съ этой цѣлію отправился въ Константинополь въ сопровожденіи митрополичьихъ сановниковъ, взявъ съ собою изъ Владиміра святительскія одежды, пастырскій жезлъ и ту святую икону, которую блаженный Петръ написалъ для почившаго святителя [7].

Слухъ о такомъ происшествіи распространился по всей Русской землѣ, и многіе были недовольны поступкомъ Геронтія. Въ числѣ недовольныхъ былъ и великій князь Галицкій Георгій Львовичъ [8]. Зная добродѣтельную жизнь блаженнаго Петра и его великіе подвиги, великій князь началъ настойчиво убѣждать святаго игумена Ратскаго отправиться въ Константинополь, чтобы воспріять тамъ святительство Галицкой земли, въ которой князю, недовольному поступкомъ Геронтія, хотѣлось учредить особую митрополію. Но святый Петръ, по великому смиренію своему, долго уклонялся отъ настойчивыхъ уговоровъ великаго князя. Князь то убѣждалъ его самъ, то посылалъ для этого бояръ. Наконецъ святый Петръ склонился на увѣщанія Юрія Львовича и сталъ готовиться въ путь. Великій князь, тайно отъ святаго, написалъ къ вселенскому патріарху и его собору грамату, въ которой усердно просилъ патріарха о поставленіи святаго Петра митрополитомъ Галицкимъ. Послу съ этой граматой великій князь приказалъ сопровождать будущаго святителя въ Константинополь.

Тѣмъ временемъ игуменъ Геронтій достигъ берега Чернаго моря и на кораблѣ отправился къ Царьграду. Плаваніе его было крайне бѣдственно: поднялась буря, воздымались великія волны и противные вѣтры относили судно въ сторону отъ прямаго пути. Святый же Петръ вошелъ на корабль въ другой пристани и, путешествуя по другой полосѣ Чернаго моря, съ попутнымъ вѣтромъ быстро, спокойно и благополучно прибылъ, какъ-будто прилетѣлъ, къ стѣнамъ Константинополя. Геронтію, опечаленному продолжительнымъ и тяжелымъ плаваніемъ, было во снѣ видѣніе: явилась икона Пресвятыя Богородицы, написанная святымъ Петромъ, которую онъ везъ съ собою, и былъ отъ нея гласъ:

— «Напрасно претерпѣваешь ты трудности столь дальняго пути: не достанется тебѣ санъ святительскій, котораго ты домогаешься; тотъ, кто написалъ Мой образъ, игуменъ Ратскій Петръ, служитель Сына Моего и Бога и Мой, возведенъ будетъ на высокій престолъ славной митрополіи Русской, украситъ сей престолъ, будетъ добрымъ пастыремъ людей, за которыхъ Христосъ, Сынъ Мой и Господь, пролилъ кровь Свою, отъ Меня воспріятую, и, поживъ богоугодно, онъ въ маститой старости преставится къ вожделѣнному Владыкѣ и Первосвятителю».

Объятый ужасомъ, Геронтій проснулся и сказалъ своимъ спутникамъ:

— «Напрасно мы трудимся, братія, ибо желаемаго не получимъ».

На разспросы о причинѣ такого унынія, Геронтій разсказалъ о видѣніи и передалъ слова, которыя слышалъ отъ святой иконы. Съ великимъ трудомъ, истомленные бурнымъ плаваніемъ достигли они, наконецъ, Константинополя, уже послѣ того, какъ прибылъ туда святый Петръ. Патріаршій вселенскій престолъ занималъ тогда святый Аѳанасій [9]. Святый Петръ явился къ нему въ сопровожденіи великокняжескаго сановника; при входѣ блаженнаго палата, гдѣ находился патріархъ, наполнилась благоуханіемъ; отсюда святитель Константинопольскій уразумѣлъ, что святый Петръ посланъ Богомъ, и принялъ его съ любовію. Извѣстившись изъ посланія великаго князя о цѣли прибытія блаженнаго игумена, патріархъ немедленно созвалъ соборъ, который избралъ святаго Петра митрополитомъ не только Галицкой, но и всей Русской земли. Такъ исполнилось видѣніе, бывшее матери святаго Петра еще до его рожденія, такъ осуществились и пророческія слова, которыя слышалъ игуменъ Геронтій отъ святой иконы Божіей Матери. Когда во время Божественной литургіи совершено было поставленіе блаженнаго въ святительскій санъ, лицо его просвѣтилось какъ солнце; патріархъ и сослужившіе съ нимъ, видя это, въ удивленіи говорили:

— «Человѣкъ этотъ пришелъ къ намъ по повелѣнію Божію и, Его благодатію, будетъ добрымъ пастыремъ порученнаго ему словеснаго стада».

Поставленіе святаго Петра въ митрополита произошло въ маѣ или іюнѣ 1308 года.

Вскорѣ послѣ того пріѣхалъ и Геронтій. Онъ пришелъ къ патріарху и, противъ воли своей, разсказалъ обо всемъ случившемся съ нимъ въ пути, не умолчалъ и о бывшемъ ему видѣніи. Патріархъ отечески увѣщалъ его не думать о земномъ, но помышлять о горнихъ и возлагать свое упованіе на Бога, Который даруетъ Свои щедроты, кому хочетъ. Поучивъ Геронтія отъ правилъ святыхъ отецъ о санѣ святительскомъ, который не можетъ быть ни дарованъ мірскими властями, ни самовольно захваченъ всякимъ честолюбцемъ, патріархъ отобралъ у него взятый изъ Владиміра архипастырскій жезлъ и одежды и вручилъ ихъ святому Петру вмѣстѣ съ чудотворною иконою Пресвятыя Богородицы. И при этомъ сказалъ:

— «Пріими Богородичный образъ святый, который ты написалъ своими руками; за трудъ свой ты получилъ награду: сама икона изрекла о тебѣ пророчество».

Послѣ поставленія святаго Петра, патріархъ каждый день бесѣдовалъ съ нимъ о трудностяхъ пастырскаго служенія въ Русской землѣ, а затѣмъ отпустилъ святителя въ его страну.

Благополучно прибылъ святый Петръ въ русскіе предѣлы и ревностно отдался трудамъ пастырства. Съ великимъ усердіемъ, кротостію и смиреніемъ, онъ укрѣплялъ въ сердцахъ вѣрующихъ правила вѣры и жизни христіанской, поколебленныя въ Русскомъ народѣ монгольскимъ владычествомъ [10]. Подобно великимъ вселенскимъ учителямъ и святителямъ — Василію Великому, Григорію Богослову и Іоанну Златоустому, блаженный Петръ въ поученіяхъ своихъ предлагалъ Богомъ ввѣренной ему паствѣ истолкованіе священныхъ писаній Евангельскихъ и Апостольскихъ и сею проповѣдью вмѣстѣ съ примѣромъ собственной подвижнической жизни утверждалъ истинную Христову вѣру въ областяхъ своей обширной митрополіи. Въ то время престолъ Русскаго митрополита помѣщался во Владимірѣ на Клязьмѣ и мѣстомъ жительства святаго Петра былъ этотъ городъ. Но ревностный святитель часто посѣщалъ и близкія и отдаленныя области, путешествуя и по землѣ Волынской, Кіевской и Суздальской. И не въ однихъ большихъ городахъ святитель бывалъ для благоустроенія Церкви и назиданія вѣрующихъ; онъ посѣщалъ даже и села и здѣсь поучалъ народъ истинѣ Христовой. Не взирая ни на какія трудности, терпѣливо перенося болѣзни и лишенія, святитель Божій заботился о ввѣренномъ ему стадѣ словесныхъ овецъ. Однако, несмотря на высокія духовныя дарованія и неустанные пастырскіе труды святаго Петра, не сразу признали его своимъ пастыремъ всѣ овцы его стада.

У святаго Петра были противники при самомъ вступленіи его на каѳедру Русской митрополіи. Были люди, которые не желали его святительства и старались лишить его власти [11].

Тверской епископъ Андрей, происходившій изъ Литовскихъ князей, послалъ на святаго митрополита доносъ Константинопольскому патріарху Аѳанасію. Онъ обвинялъ святителя въ какихъ-то тяжкихъ преступленіяхъ. Удивился и не повѣрилъ патріархъ навѣтамъ на святаго Петра, но, чтобы провѣрить ихъ, отправилъ къ нему съ своимъ клирикомъ слѣдующее посланіе:

— «Всесвященнѣйшій митрополитъ Кіевскій и всея Россіи, во Святомъ Духѣ возлюбленный братъ и сослужитель нашего смиренія, Петръ! Ты знаешь, что избраніемъ Святаго Духа поставленъ ты пастыремъ и учителемъ словеснаго стада Христова. И вотъ нынѣ отъ вашего народа и изъ твоей страны дошли до моего слуха тяжкія на тебя обвиненія и смутили мою мысль. Постарайся, сынъ мой, очистить и исправить это».

Замыселъ Андрея и ранѣе не былъ тайною для святаго Петра и не смутился онъ, но все свое упованіе онъ возложилъ на Господа, говоря: терпя потерпѣхъ Господа и внятъ ми: аще Богъ по насъ, кто на ны? (Псал. 39, 2; Рим. 8, 31) Когда же прибылъ патріаршій посолъ, немедленно составился соборъ въ Переяславлѣ-Залѣсскомъ [12] въ 1310 году. На соборѣ присутствовали епископъ Симеонъ и игуменъ Прохоръ Ростовскіе [13], патріаршій посолъ и призванный сюда Тверской епископъ Андрей. Великій князь Михаилъ Ярославичъ былъ тогда въ Ордѣ, и вмѣсто него на соборѣ присутствовали малолѣтніе сыновья его Димитрій и Александръ [14]. Собралось нѣсколько князей, много бояръ; съѣхались лучшіе изъ игуменовъ и чернецовъ и множество бѣлаго духовенства.

По прочтеніи патріаршаго посланія, въ собраніи поднялись распри и великій шумъ. Нѣкоторые изъ присутствовавшихъ, имѣвшіе вражду на святителя, стали на сторону доносчика, другіе же, почитая угодника Божія, возстали противъ ложныхъ обвиненій. Враждебное настроеніе между спорившими все разгоралось, — и тогда святый Петръ обратился къ нимъ со словами кротости:

— «Братія и дѣти, о Христѣ возлюбленные, я не лучше пророка Іоны (который былъ причиной морской бури и для укрощенія ея брошенъ съ корабля въ море). Изъ-за меня происходитъ нынѣ волненіе. Извергните же меня, и прекратится среди васъ смятеніе; зачѣмъ вы такъ волнуетесь изъ-за меня? Изберите изъ своей среды пастыря, угоднаго для всѣхъ».

Но соборъ оправдалъ святителя Петра.

На соборѣ не утаилось, кто истинный виновникъ смуты, открылся ложный доносъ епископа Андрея, и доносчикъ былъ посрамленъ и униженъ предъ всѣми. Но кроткій первосвятитель земли Русской не желалъ униженія своего врага. Онъ обратился къ нему со словомъ всепрощенія и утѣшенія:

— «Миръ тебѣ, чадо о Христѣ. Не ты, но исконный завистникъ рода человѣческаго діаволъ возбудилъ эту брань. Берегись впредь, чтобы не было съ тобой худшаго. Прошедшее же Богъ проститъ».

Преподавъ наставленіе духовенству и мірскимъ участникамъ собора, святый Петръ закрылъ его.

Вскорѣ послѣ Переяславскаго собора великій князь Михаилъ Ярославичъ Тверской жаловался на святаго Петра патріарху Константинопольскому Нифонту, обвиняя святителя въ томъ, что онъ дозволяетъ браки въ незаконныхъ степеняхъ родства, и что беретъ мзду съ поставленныхъ на священныя степени. Но эта жалоба не имѣла успѣха можетъ быть отъ того, что обвиненія были ложны, а можетъ быть и потому, что патріархъ Нифонтъ не успѣлъ произвести разслѣдованія, такъ какъ скоро лишенъ былъ престола [15].

Въ трудное время правилъ Русскою церковію святый митрополитъ Петръ, — во время монгольскаго владычества надъ Русью и княжескихъ усобицъ. И святителю приходилось ѣздить въ Орду, чтобы умилостивлять грознаго хана и мирить враждующихъ князей.

Въ 1313 году святый Петръ, по распоряженію хана Узбека, который только что вступилъ на престолъ [16], предпринялъ далекое путешествіе въ Орду вмѣстѣ съ великимъ княземъ Михаиломъ Ярославичемъ — жаловаться хану на обиды, чинимыя церкви лукавыми людьми, и ходатайствовалъ предъ нимъ о дарованіи покровительства Русской церкви и духовенству. Съ великою честію принялъ грозный ханъ смиреннаго святителя, не сталъ удерживать его долго въ Ордѣ и съ честію отпустилъ на Русь, приказавъ выдать ему весьма милостивую грамоту, въ которой ограждались неприкосновенность православной вѣры, имущество и права церкви и духовенства въ Русской землѣ [17].

Во время княжескихъ междоусобій святитель Петръ не разъ являлся любвеобильнымъ совѣтникомъ и миротворцемъ враждующихъ князей.

Въ 1310 году святитель былъ въ Брянскѣ. Въ то время къ городу подступилъ съ татарскою ратью князь Василій [18], племянникъ Брянскаго князя Святослава Глѣбовича, обиженный имъ, лишенный Брянскаго стола за годъ до этого происшествія. Святый Петръ уговаривалъ князя подѣлиться волостью съ племянникомъ или, оставивши ему все, бѣжать изъ города, а не биться. Не внялъ Святославъ кроткому увѣщанію святителя, понадѣялся на свою силу и на помощь брянцевъ. Но брянцы измѣнили Святославу во время самаго сраженія, и князь былъ убитъ. Татары ворвались въ самый городъ, и святый Петръ укрылся въ храмѣ, чтобы спасти свою жизнь.

Въ слѣдующемъ году святый Петръ настоялъ, чтобы князь Димитрій Михайловичъ Тверской, который хотѣлъ идти на разореніе Нижегородской области, распустилъ рать [19].

Заботы святителя о внѣшнемъ благѣ церкви и о внутреннемъ мирѣ на Руси не мѣшали ему ревностно исполнять свои пастырскія обязанности. По прежнему онъ объѣзжалъ города и селенія своей митрополіи и надзиралъ за вѣрой и жизнью христіанъ. Защищая православную вѣру, святый Петръ велъ споръ съ еретикомъ Сеитомъ, показалъ ему всю ложность его ученія и проклялъ еретика [20]. Святитель прилагалъ труды къ трудамъ, смиреніе къ смиренію. Ревностный пастырь не чувствовалъ тяжести трудовъ, которые несъ, не замѣчалъ болѣзней, которыя его посѣщали. Для виновныхъ святый Петръ былъ строгимъ начальникомъ [21], для обездоленнаго люда являлся усерднымъ благотворителемъ, истиннымъ отцомъ сиротъ, убогихъ и вдовъ. Старость не охладила пастырской ревности святаго Петра. Для іереевъ же онъ былъ постояннымъ учителемъ, — наставлялъ ихъ, какъ слѣдуетъ руководить ко спасенію Христово стадо, строго наказывалъ ведущихъ соблазнительный образъ жизни, зорко слѣдилъ за иноками и инокинями.

Для духовнаго назиданія своей паствы святый Петръ многократно писалъ посланія, изъ которыхъ до нашего времени сохранилось только два [22].

Въ первомъ посланіи своемъ святитель говоритъ священникамъ:

— «Знайте, дѣти, въ какое достоинство вы призваны Богомъ. Апостолъ Павелъ пишетъ: кійждо въ званіи, въ немже призванъ бысть, въ томъ да пребываетъ (1 Кор. 7, 20). Вы, дѣти, называетесь стражами церкви, пастырями словесныхъ овецъ, за которыхъ Христосъ пролилъ Свою спасительную кровь. Будьте же, дѣти, истинными пастырями, а не наемниками, которые млеко ядятъ и волною одѣваются, а объ овцахъ не пекутся (Іез. 34, 3). И не входящіе дверми во дворъ овчій также не суть пастыри, но татіе и разбойницы (Іоан. 10, 1. 8). Но вы, дѣти, такимъ не послѣдуйте. Подражайте же истинному Пастырю — Христу, какъ Самъ Онъ сказалъ въ Евангеліи: Азъ есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы (Іоан. 10, 11) и прочее. Будьте, дѣти, образцомъ для своего стада, по слову Спасителя, какъ Онъ говорилъ Своимъ Апостоламъ: вы есте соль земли, вы есте свѣтъ міра. Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 13. 14. 16). Прежде всего вамъ должно просвѣтиться сими добродѣтелями: кротостію и смиреніемъ, также блюстись отъ всѣхъ дѣлъ непристойныхъ, которыми міръ соблазняется. Горе человѣку тому, сказалъ Спаситель, имже соблазнъ приходитъ (Матѳ. 18, 7). Оградившись страхомъ Божіимъ, отсѣките, дѣти, отъ сердецъ вашихъ всякую отрасль пагубную для души: гнѣвъ, ярость, зависть, ненависть, піянство, которое есть корень всякому злу, и смѣхотворство. Ибо сказано: всяко слово гнило да не исходитъ изъ устъ вашихъ (Ефес. 4, 29). И Спаситель говоритъ: отъ словесъ своихъ оправдишися, и отъ словесъ своихъ осудишися (Матѳ. 12, 37). Будьте, дѣти, въ дому Божіемъ, какъ маслина плодовитая, приносите плоды духовные, святость. Упражняйтесь въ чтеніи священныхъ книгъ и ученіи день и ночь, по слову пророка: въ законѣ Господни поучится день и нощь (Псал. 1, 2). Вы — люди святые, царское священіе, языкъ святъ (1 Петр. 2, 9). Да почиваетъ на васъ Духъ Святый, какъ пишетъ Василій Великій Кесарійскій въ Божественной Литургіи: святъ бо есть Господь и во святыхъ почиваяй. Нужно, чтобы дѣла ваши соотвѣтствовали имени вашего священства: вѣра безъ дѣлъ мертва есть (Іак. 2, 20). Облекитесь, дѣти, какъ избранные Божіи, въ оружіе свѣта, то есть, въ благочестіе. Если такимъ образомъ сами вы, дѣти, будете творить добрыя дѣла предъ Богомъ, тогда въ состояніи будете научить и своихъ дѣтей духовныхъ. Ибо сказано: иже сотворитъ и научитъ, сей велій наречется въ Царствіи небеснѣмъ (Матѳ. 5, 19). Іерей долженъ приносить молитву Богу сперва за себя, потомъ и за людскія прегрѣшенія, а духовныхъ дѣтей своихъ сперва поучать страху Божію, потомъ покаянію во грѣхахъ, любви, кротости, смиренію, милостынѣ. Безъ епитиміи дѣтей своихъ не держите, но назначайте противъ каждаго грѣха соотвѣтствующую по силѣ: вó-время надо связать и вó-время разрѣшить [23]. Учите же дѣтей своихъ всегда удаляться отъ блуда и піянства, чародѣянія, волхвованія, лихвы, да не будутъ рабами грѣха. Если такъ, дѣти, сотворите и научите, какъ я написалъ вамъ по закону Божію, тогда возможете сказать Богу: се мы и дѣти, которыхъ Ты намъ далъ, — и вы примете похвалу отъ Бога и неизреченную радость. Но если не сотворите и не упасете своего стада, великая ожидаетъ васъ пагуба и вѣчное мученіе. Ибо всѣ блага свѣта сего — ничто предъ Богомъ сравнительно съ душою человѣческою.

Посему, Бога ради, всѣми силами потщитесь, дѣти, проводить жизнь въ страхѣ Божіемъ, чтобы упасти себя и стадо свое и избавиться отъ вѣчной муки. Писаніемъ и неписаніемъ понуждаю васъ, дѣти, на дѣла благія, потому что я долженъ всегда напоминать вамъ и писать о томъ, что душеполезно и спасительно. Вмѣстѣ и самъ прошу васъ, преподобные: помолитесь о моемъ недостоинствѣ и о моей худости, — по слову Писанія: молитеся другъ за друга, яко да исцѣлѣете (Іак. 5, 16). Да сподобитъ Богъ всѣхъ насъ безъ вреда освободиться отъ сей суетной жизни, и получить вѣчное блаженство и неизреченную радость Христа Бога нашего, молитвами Владычицы нашея Богородицы. Наконецъ будемъ славить безначальнаго Отца и Единороднаго Сына Его, Христа Бога нашего, и Пречистаго, Преблагаго, Животворящаго Духа: ибо такъ вѣрными славится пресвятое имя Божіе и Тою божественною силою мы избавляемся отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ въ семъ вѣкѣ и въ будущемъ, во вѣки. Аминь».

Второе поученіе святаго митрополита обращено не только къ духовенству, но и къ мірянамъ:

— «Молюся Богу, — пишетъ святитель сначала къ пастырямъ церкви, — да будете душою чисты и крѣпки тѣломъ, здоровы, — и съ женами и съ дѣтьми своими, — такъ, чтобы вы могли исполнить заповѣди Христовы: правую вѣру во Святую Троицу, любовь другъ ко другу, правду и цѣломудріе, милостыню, исповѣданіе грѣховъ и все, чѣмъ угождаемъ Богу. Христосъ сказалъ: имѣяй заповѣди Моя и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя (Іоан. 14, 21). Исполняйте же заповѣди Его, да возлюблени будете отъ Христа. Апостолъ говоритъ: вѣра безъ дѣлъ мертва есть (Іак. 2, 20), такъ и дѣла безъ вѣры мертвы, ибо грѣхи очищаются милостынею и вѣрою.

Много разъ писалъ къ вамъ, священникамъ и монахамъ, о томъ, какъ вамъ жить, какъ соблюсти въ чистотѣ и непорочности священство, которое вы приняли отъ Святаго Духа, какъ пасти людей Божіихъ, живущихъ въ семъ мятежномъ мірѣ и согрѣшающихъ: лжущихъ, обидящихъ, совершающихъ клятвопреступленія и другіе грѣхи. И этимъ поученіемъ хочу васъ утѣшить, такъ какъ о многомъ вы будете истязаемы и воспріимете заслуженное на судѣ Христовомъ: прежде всего о святомъ крещеніи, которое приняли, затѣмъ о священствѣ и, наконецъ, о дѣтяхъ своихъ духовныхъ. Мы, пастыри, должны за все это дать отвѣтъ, потому что въ этомъ мірѣ сіяемъ какъ звѣзды, какъ ученики Христовы, по Его слову, ибо Онъ говоритъ: тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16). Учителямъ слѣдуетъ прежде всего внимать себѣ (подумать о своей душѣ), а учащему и неисполняющему то, чему онъ учитъ, нѣтъ никакой пользы. Ибо всякій, кто только говоритъ и поучаетъ, но не исполняетъ этого, самъ подобенъ мѣди звенящей. А иже сотворитъ и научитъ, сей велій наречется въ Царствіи небеснѣмъ (Матѳ. 5, 19).

Епитиміи намъ предали святые отцы на спасеніе, чтобы подавать согрѣшающимъ для очищенія грѣховъ. А вы ихъ не даете. Вы смотрите, какъ бы получить что-нибудь съ согрѣшившихъ, и они пребываютъ во грѣхахъ своихъ: троеженца и четвероженца, живущаго съ женою безъ церковнаго вѣнчанія, не запрещаете, то-есть не отлучаете отъ святаго Причащенія [24]. Если такъ поступаете вы, то какой будетъ успѣхъ вашего пастырства?

Много разъ писалъ я къ вамъ и о слѣдующемъ. Когда у священника умретъ жена, пусть идетъ онъ въ монастырь, и тогда можетъ священнодѣйствовать; если же онъ слабъ и любитъ міръ, пусть не служитъ. Если не послушаетъ онъ моего распоряженія, пусть будетъ неблагословенъ, и тѣ, кто сообщается съ нимъ [25]. Вы же, какъ аспиды, заткнувши уши свои, не слышите, но готовы умереть во грѣхахъ своихъ. Да не будетъ такъ. Снова пишу вамъ и, если хотите быть чадами Христовыми и моими возлюбленными дѣтьми, желая предстать безъ осужденія на страшномъ судѣ Христовомъ, то послушайте узаконенія святыхъ отцовъ, послушайте меня, сердечно хотящаго спасенія душамъ вашимъ: возьмите иго Христово, возьмите крестъ Христовъ, послѣдуйте Ему, да сторицею получите жизнь вѣчную въ будущемъ вѣкѣ. Если же опять ослушаетесь моего распоряженія — въ монастырь не пойдете, то имѣю васъ неблагословенныхъ и лишаю священства, по слову Апостола: не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодѣи, ни піяницы Царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 9-10). Который же священникъ начнетъ пить вино, а службы не оставитъ, то онъ не истинный священникъ Христовъ».

Далѣе святый Петръ обращается къ простымъ вѣрующимъ:

— «Вы же, люди Христовы, языкъ святой, новое достояніе, имѣйте въ себѣ страхъ Божій, помните о судѣ, смерти и воскресеніи, о жизни вѣчной праведнымъ и вѣчной мукѣ грѣшнымъ. Спѣшите въ церковь, приносите Богу даръ отъ своего имѣнія на очищеніе. Священниковъ Божіихъ любите, любите и почитайте монаховъ, милуйте убогихъ — вдовъ и сиротъ, плѣнныхъ и заключенныхъ въ темницы; каждый пусть благотворитъ по силѣ, одѣваетъ нагихъ, да услышитъ блаженный гласъ: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34). Милость Божія и мое благословеніе да будетъ съ вами во вѣки вѣковъ. Аминь».

Во время своихъ путешествій по митрополіи святый Петръ часто останавливался въ Москвѣ, которая въ то время представляла собой небольшой и малолюдный городокъ, расположенный на Боровицкомъ холмѣ, при сліяніи рѣкъ Москвы и Неглинной.

Московскимъ княземъ при святомъ Петрѣ былъ сначала внукъ святаго Александра Невскаго Георгій Даніиловичъ, потомъ братъ его Іоаннъ Даніиловичъ, по прозванію Калита [26]. Но такъ какъ князь Георгій часто и надолго уѣзжалъ изъ Москвы, то ею правилъ братъ его Іоаннъ. Этотъ князь относился къ святому Петру съ великою любовію и почтеніемъ, и святитель Божій возлюбилъ князя за его преданность православной вѣрѣ, добродѣтельную жизнь, милосердіе къ бѣднымъ [27], за любовь къ чтенію и слушанію Божественнаго Писанія. Болѣе, чѣмъ въ другихъ городахъ, сталъ святый Петръ проживать въ Москвѣ, гдѣ для него былъ построенъ особый домъ [28]. Незадолго до блаженной своей кончины, святый Петръ посовѣтовалъ князю построить въ Москвѣ каменный храмъ въ честь Успенія Пресвятыя Богородицы. Тогда въ Москвѣ еще не было каменнаго храма. При этомъ святитель пророчествовалъ:

— «Если послушаешь меня, сынъ мой, и воздвигнешь храмъ Пречистыя Богородицы въ своемъ городѣ, то и самъ прославишься болѣе другихъ князей и сыновья и внуки твои прославятся въ роды, и городъ этотъ будетъ славенъ среди другихъ городовъ Русскихъ; враги его будутъ посрамлены, и Богъ прославится въ немъ; святители будутъ жить, еще же и мои кости въ немъ будутъ положены».

Князь поспѣшилъ исполнить совѣтъ святителя, — и 4-го августа 1326 года святый Петръ совершилъ закладку храма, знаменитаго впослѣдствіи Успенскаго Собора [29].

Какъ ни поспѣшно, по волѣ святителя и по усердію князя, производилась постройка, святый Петръ не дождался ея совершенія. Князь Іоаннъ видѣлъ сонъ: представилась ему высокая гора и на вершинѣ ея снѣгъ. Но вдругъ снѣгъ растаялъ и исчезъ. Князь разсказалъ свой сонъ святителю и услышалъ отъ него такое объясненіе:

— «Гора высокая — это ты, князь, а снѣгъ — это я смиренный. Мнѣ прежде тебя должно отойти изъ сей жизни».

Получивъ откровеніе о близости блаженной своей кончины, святитель собственными руками устраивалъ для себя каменную гробницу близъ жертвенника въ сооружавшемся храмѣ. Вскорѣ послѣ того возвѣщено было святому чрезъ ангела о самомъ днѣ отшествія его къ Богу, Котораго онъ возлюбилъ отъ юности. Исполненный духовной радости, святый Петръ совершилъ въ тотъ день Божественную литургію, вознесъ молитвы о князѣ Іоаннѣ, о всѣхъ христіанахъ Русской земли, — своихъ пасомыхъ, и помянулъ усопшихъ. Придя изъ храма, святитель созвалъ церковный причтъ и преподалъ ему послѣднее наставленіе. Призвавъ затѣмъ нищихъ, убогихъ и своихъ слугъ, онъ роздалъ имъ обильную милостыню. Прочее свое достояніе святый Петръ распредѣлилъ на свое поминовеніе между церковниками и монахами, удѣлилъ значительную часть и на постройку храма Успенія Пресвятой Богородицы. Князя Іоанна въ Москвѣ тогда не было, и святый Петръ вручилъ свои деньги его вельможѣ Протасію, который былъ хорошимъ христіаниномъ. Святитель сказалъ Протасію:

— «Сынъ мой, вотъ я отхожу изъ этой жизни. Оставляю милость, миръ и благословеніе отъ Бога возлюбленному сыну моему, князю Іоанну, и сѣмени его до вѣка. За то, что сынъ мой меня успокоилъ, да воздастъ ему Господь Богъ сторицею въ мірѣ семъ, да наслѣдуетъ онъ животъ вѣчный, да не отнимется отъ рода его преемство обладанія мѣстомъ его и память его да распространится».

Еще ранѣе святый Петръ благословилъ князя и весь родъ его своимъ шейнымъ крестомъ, которымъ Московскіе князья благословляли старшихъ сыновей своихъ, наслѣдниковъ Московскаго великокняжескаго престола.

Наступилъ вечеръ, и святый началъ служить вечерню; во время молитвы онъ обратился къ архимандриту Ѳеодору, котораго избралъ своимъ преемникомъ, и сказалъ ему:

— «Миръ тебѣ, сынъ мой, я умираю».

Воздѣвъ руки горѣ, блаженный предалъ святую душу свою Господу. Кончина святаго Петра послѣдовала въ ночь съ 20-го на 21-е декабря 1326 года[30].

Извѣстили князя о преставленіи святителя. Іоаннъ Даніиловичъ поспѣшилъ въ Москву со всѣми вельможами своими и горько скорбѣлъ о кончинѣ добраго отца своего и друга.

Погребеніе тѣла святителя на другой день послѣ его кончины совершалъ Луцкій епископъ Ѳеодосій. Когда совершалось торжественное перенесеніе мощей во храмъ, въ предшествіи многочисленнаго духовенства и въ сопровожденіи князя, вельможъ и множества народа, одинъ иновѣрецъ съ осужденіемъ размышлялъ: зачѣмъ мертвому человѣку воздаютъ такія почести, — за нимъ идетъ самъ князь и много народа. Только что онъ это подумалъ, какъ увидѣлъ, что святый Петръ сидитъ на одрѣ, на которомъ его несли, и на обѣ стороны благословляетъ народъ. Объ этомъ видѣніи своемъ иновѣрецъ послѣ засвидѣтельствовалъ съ клятвою.

Въ то же время получили исцѣленіе отъ мощей святителя трое больныхъ.

Тѣло святаго Петра было положено въ приготовленную имъ самимъ гробницу и погребено въ недоконченномъ храмѣ Успенія Пресвятыя Богородицы въ отдѣленіи жертвенника у правой стѣны. Чрезъ нѣсколько дней послѣ погребенія святителя при гробѣ его получилъ исцѣленіе юноша, не владѣвшій руками со дня рожденія. Вскорѣ здѣсь же, по молитвѣ, возвратился слухъ къ глухому и прозрѣлъ слѣпецъ. Много и другихъ чудесъ совершалось по вѣрѣ въ небесное предстательство святаго Петра митрополита; но и по преставленіи блаженный являлъ смиреніе, коимъ преукрашенъ былъ въ жизни: въ тайнѣ остались многія совершившіяся при его мощахъ исцѣленія сокровенныхъ болѣзней. Князь Іоаннъ Даніиловичъ приказалъ составить описаніе чудесъ святаго, которое и было прочитано ростовскимъ епископомъ Прохоромъ въ стольномъ городѣ Владимірѣ съ церковнаго амвона всенародно въ праздничный день при соборномъ служеніи. Въ это время иновѣрецъ и засвидѣтельствовалъ о видѣніи, бывшемъ ему при погребеніи святителя.

Преемникъ святаго Петра, митрополитъ Ѳеогностъ, зная о чудесахъ, совершавшихся при мощахъ почившаго святителя, донесъ о семъ патріарху Константинопольскому [31]. Патріархъ Іоаннъ [32] съ соборомъ святителей, разсмотрѣвъ посланіе русскаго митрополита, возблагодарилъ Бога, прославляющаго святыхъ Своихъ, и написалъ въ іюлѣ 1339 года Ѳеогносту слѣдующую грамоту, которой устанавливалось празднованіе святому митрополиту Петру:

— «Преосвященнѣйшій митрополитъ всея Россіи и пречестный во Святомъ Духѣ возлюбленный братъ и сослужитель нашего смиренія! Благодать и миръ отъ Бога да будетъ твоему святительству! Получили мы посланіе твоего святительства, извѣщающее и удостовѣряющее насъ о бывшемъ до тебя святителѣ той же святѣйшей церкви, какъ онъ по смерти прославленъ отъ Бога и явленъ истиннымъ угодникомъ Его, такъ что совершаются имъ великія чудеса и исцѣляются болѣзни всякаго рода. И мы возрадовались о семъ и возслали Богу подобающее славословіе. А поелику твое святительство и отъ насъ искало наставленія, какъ поступить съ таковыми святыми мощами, то ты самъ знаешь, какой есть чинъ на то въ святой Божіей Церкви. Получивъ твердое и несомнѣнное удостовѣреніе и относительно сего, святительство твое и въ настоящемъ случаѣ да поступитъ вполнѣ по этому уставу Церкви: почти и ублажи угодника Божія пѣснопѣніями и священными славословіями и предай сіе на будущія времена, въ хвалу и славу Богу, прославляющему славящихъ Его. Благодать Господня да будетъ съ тобою».

По полученіи патріаршаго посланія, митрополитъ Ѳеогностъ съ великою радостію объявилъ его великому князю и всему народу и учинилъ празднованіе святому Петру. И съ того времени совершается празднованіе блаженной памяти святителя и чудотворца Петра, митрополита Кіевскаго и всея Россіи. Небеснымъ его предстательствомъ источаются исцѣленія недуговъ тѣлесныхъ и душевныхъ всѣмъ, съ вѣрою притекающимъ съ молитвою ко гробу его.

Въ 1472 году митрополитъ московскій Филиппъ [33] предпринялъ перестройку Успенскаго собора, основаннаго святымъ Петромъ, такъ какъ соборъ обветшалъ и грозилъ паденіемъ; къ тому же онъ былъ малопомѣстителенъ. Новый храмъ предположено было построить на мѣстѣ стараго, но въ значительно большихъ размѣрахъ и притомъ поставить его такъ, чтобы онъ со всѣхъ сторонъ равномѣрно облагалъ старый соборъ. Гробница съ мощами святаго Петра, по мысли митрополита, должна была остаться на прежнемъ мѣстѣ; а такъ какъ полъ въ новомъ храмѣ поднятъ былъ выше противъ прежняго, болѣе чѣмъ въ ростъ человѣка, то надо было поднять гробницу, чтобы оставить ее сверхъ пола, какъ было и прежде. Когда пришло время строить отдѣленіе жертвенника, въ которомъ почивали мощи святаго Петра, и надо было ихъ перенести оттуда, чтобы послѣ положить превозвышенно на прежнемъ мѣстѣ, митрополитъ Филиппъ обратился за разрѣшеніемъ на это важное дѣло къ великому князю Іоанну Васильевичу III, а тотъ представилъ его рѣшать самому митрополиту съ соборомъ епископовъ и духовенства. Митрополитъ собралъ тогда епископовъ, наиболѣе разумныхъ архимандритовъ и священниковъ и, послѣ совѣщанія съ ними, дерзнулъ вынуть мощи святаго Петра. Ночью 14-го іюня онъ пришелъ ко гробу святителя съ духовенствомъ и повелѣлъ священникамъ разобрать надгробіе. Митрополитъ трепеталъ, обливался слезами и размышлялъ, угодно ли будетъ святому, что поднимутъ его мощи. Оказалось, что гробница святаго сильно пострадала, вся распалась отъ пожара, бывшаго во время нашествія Тохтамыша въ 1382 году, когда ворвавшіеся монголы искали драгоцѣнностей и для того разобрали гробницу чудотворца, но ничего не найдя, зажгли храмъ; обнаружились мощи святителя, — его кости [34]. Но и голыя кости праведныхъ источаютъ исцѣленія, ибо неложно слово Писанія: кости ихъ да процвѣтутъ отъ мѣста ихъ (Сирах. 46, 14; ср. 49, 12). И сколько чудесъ въ разное время совершилось у гроба святаго Петра! Ихъ много записано въ разныхъ лѣтописяхъ [35], но еще больше ихъ осталось неизвѣстно потомству. Такъ открыты были честныя и многоцѣлебныя мощи великаго чудотворца Петра, спустя 146 лѣтъ послѣ его кончины.

По обрѣтеніи святыя мощи положены были съ подобающимъ молитвословіемъ въ новую каменную гробницу, которая и поставлена была въ строющемся храмѣ близъ сѣверныхъ дверей для народнаго поклоненія. Послѣ сооруженія новой раки 1-го іюля 1472 года состоялось торжественное перенесеніе въ нее честныхъ мощей святаго Петра въ присутствіи митрополита, епископовъ, великаго князя, другихъ князей, бояръ и множества народа.

Но невозможно было оставить безъ прикрытія святыя мощи среди строющагося храма, и потому великій князь повелѣлъ на мѣстѣ будущаго алтаря построить временный деревянный храмъ во имя Успенія Пресвятой Богородицы, приградивши къ нему и гробъ святаго чудотворца Петра.

Когда кладка собора, строившагося неискусными русскими мастерами приближалась къ концу, въ маѣ 1474 года часть стѣнъ собора, его своды и столбы обрушились. Засыпало при этомъ и гробъ святаго Петра, однако нисколько не повредило его. Приходилось начинать постройку снова и мощи святителя перенесли на время въ церковь преподобнаго Іоанна Лѣствичника, что подъ колокольнею. То было 16-го апрѣля 1475 года. Здѣсь онѣ стояли четыре года, въ продолженіе этой, третьей по счету, постройки Успенскаго собора, производившейся итальянскимъ архитекторомъ Аристотелемъ Фіоравенти. 24-го августа 1479 года мощи святаго основателя Успенскаго собора снова перенесены въ соборъ и положены на мѣстѣ его погребенія, на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ находятся и нынѣ, — между сѣвернымъ предалтаріемъ главнаго престола и придѣломъ святыхъ апостоловъ Петра и Павла [36].

Святый Петръ издавна почитался защитникомъ Русской земли. Вотъ какими словами, по сказанію лѣтописи, молился предъ его мощами Іоаннъ Васильевичъ IV съ своимъ братомъ княземъ Георгіемъ:

— «Нынѣ пришла на насъ великая бѣда отъ басурманъ и тебѣ подобаетъ о насъ молиться. Тебя, какъ свѣтлую свѣчу Богъ зажегъ намъ и поставилъ на свѣщницѣ. Тебя Богъ даровалъ крѣпкаго стража роду нашему и всему православному христіанству. Не оставь же насъ во время скорби нашей, помоли о насъ Бога и о всемъ родѣ христіанскомъ, да избавитъ насъ отъ поганыхъ» [37].

Примѣчанія:
[1] Краткое житіе святаго митрополита Петра написано его современникомъ, Прохоромъ, епископомъ Ростовскимъ (съ 1311 по 1317 г.), другое, болѣе пространное, святымъ Кипріаномъ, митрополитомъ Московскимъ (управлялъ митрополіей съ 1381 по 1382 годъ, во второй разъ съ 1390 по 1406 г.). Житія дополняются извѣстіями лѣтописей о святомъ Петрѣ.
[2] По нѣкоторымъ извѣстіямъ, мать святаго Петра называлась Евпраксіей.
[3] Преподобный Іоаннъ Лѣствичникъ подвизался близъ горы Синая во второй половинѣ VI вѣка. Память его 30-го марта. Преподобный Іоаннъ написалъ «Лѣствицу», представивъ степени восхожденія къ духовному совершенству въ 30 степеняхъ. По этому сочиненію своему онъ и называется Лѣствичникомъ.
[4] Рата впадаетъ слѣва въ Западный Бугъ. Монастырь святаго Петра нынѣ не существуетъ, на его мѣстѣ — село съ церковью Спаса, именуемое Дворцы или Спасское; оно находится между городами Жолковымъ и Бельзомъ, въ Галиціи.
[5] Св. митрополитъ Максимъ управлялъ русскою церковію съ 1283 по 1305 г. (Память его 6 декабря).
[6] Эта святая икона находится нынѣ въ Московскомъ Большомъ Успенскомъ Соборѣ. Сохранилось еще нѣсколько иконъ, писанныхъ святымъ Петромъ: чудотворная икона Богоматери Новгородская въ Новгородъ-Сѣверскомъ Спасскомъ монастырѣ; икона Пресвятой Богородицы въ Воздвиженской церкви города Переяславля 3алѣсскаго, присланная святителемъ въ 1310 г. въ благословеніе затворникамъ мѣстнаго монастыря; икона Пресвятой Богородицы, именуемая Петровская, въ придѣлѣ Успенскаго собора, близъ раки святителя; икона Богоматери Владимірская, списанная святителемъ съ той чудотворной иконы, которую принесъ съ собою князь Андрей Боголюбскій изъ Вышгорода.
[7] Митрополитъ Максимъ перенесъ митрополію изъ Кіева, разореннаго татарами въ стольный городъ Залѣсскаго края Владиміръ на Клязьмѣ. Это произошло въ 1300 г. Игуменъ Геронтій, отправляясь для поставленія въ митрополиты, беретъ съ собою митрополичьихъ сановниковъ и святительскія одежды изъ Владиміра. Это даетъ основаніе предполагать, что онъ такъ поступилъ не самъ собою, а былъ посланъ тогдашнимъ великимъ княземъ Владимірскимъ св. Михаиломъ Ярославичемъ Тверскимъ (съ 1304 по 1318 г.). (Память благовѣрнаго кн. Михаила 22 ноября).
[8] Занималъ Галицкій великокняжескій престолъ съ 1301 г. по 1316 г.
[9] Св. патріархъ Аѳанасій, занималъ каѳедру два раза: съ 1289 г. по 1293 г. и съ 1303 г. по 1311 г. Память его празднуется 24-го октября.
[10] Монголы или татары, кочевой народъ такъ называемаго алтайскаго или урало-алтайскаго семейства, обитали съ древнихъ временъ въ великой азіатской степи, которая по ихъ имени называется Монголіей. Въ половинѣ XII вѣка ихъ орды объединилъ Темучинъ или Чингисъ-Ханъ, составившій завоеваніями могущественнѣйшее монгольское государство.
[11] Вѣроятно, противникомъ святаго Петра былъ самъ великій князь Михаилъ Ярославичъ (Тверской), посылавшій, какъ предполагаютъ, для поставленія въ митрополиты игумена Геронтія, своего избранника. Епископъ Тверской Андрей, о доносѣ котораго на святаго Петра ниже будетъ разсказъ, дѣйствовалъ, слѣдуетъ думать, съ вѣдома и согласія своего князя.
[12] Нынѣ уѣздный городъ Владимірской губерніи.
[13] Симеонъ былъ сначала (съ 1295 г.) епископомъ Владимірскимъ, въ 1300 г. переведенъ въ Ростовъ; въ 1311 г. оставилъ епархію; скончался въ 1314 г. — Прохоръ — впослѣдствіи тоже епископъ Ростовскій (съ 1311 по 1328 г.). Онъ написалъ краткое житіе святителя Петра.
[14] Князь Димитрій Михайловичъ, по прозванію Грозныя Очи, родился въ 1299 году, Александръ Михайловичъ въ 1301; значитъ, въ 1310 г. первому было 11 лѣтъ, второму 9.
[15] Патріархъ Нифонтъ управлялъ Константинопольскою церковію съ 1313 по 1315 гг., или съ 1311 по 1314 гг.
[16] Ханъ Узбекъ правилъ Ордою до смерти своей въ 1340 г. Языческую вѣру онъ перемѣнилъ на магометанскую и отличался жестокостью къ христіанамъ. Много Русскихъ князей, по его распоряженію, убито было въ Ордѣ.
[17] Русскіе митрополиты и раньше святаго Петра и послѣ него получали такія грамоты, которыя назывались ярлыками. Но ярлыкъ хана Узбека святителю Петру отличается между ними особенной обширностью и свидѣтельствуетъ объ особенномъ благоволеніи къ нему хана.
[18] Отчество его точно неизвѣстно.
[19] Благовѣрный кн. Михаилъ ходилъ на Москву въ 1305 г. и 1308 г. Въ 1311 г. онъ отправляетъ сына Димитрія на Нижній Новгородъ, но вслѣдствіе вмѣшательства св. митрополита Петра предпріятіе разстроилось.
[20] Когда и гдѣ происходилъ этотъ споръ — неизвѣстно. Точно неизвѣстно также и то, кто такой былъ Сеитъ и какую ересь онъ проповѣдывалъ. Предполагаютъ, что онъ былъ магометанинъ, духовное лицо (на это намекаетъ его имя Сеитъ, которымъ у Арабовъ называются высшіе духовные сановники). Вѣроятно, Сеитъ былъ высшимъ начальникомъ монголовъ, только что обращенныхъ въ магометанство при ханѣ Узбекѣ. Цѣлью же его спора съ Русскимъ первосвятителемъ могло быть стремленіе обратить и русскихъ христіанъ, подвластныхъ монголамъ, въ магометанскую вѣру.
[21] Такъ въ 1312 году онъ лишилъ сана Сарайскаго епископа Измаила, въ чемъ-то провинившагося.
[22] Третье посланіе или поученіе, имѣющее въ надписаніи имя святаго Петра, едва ли принадлежитъ ему. Во всякомъ случаѣ оно дошло въ искаженномъ видѣ.
[23] Въ древней Руси налагались епитиміи не за одни тяжкіе грѣхи, но и за прегрѣшенія, только, разумѣется, болѣе мягкія и кратковременныя.
[24] Четвероженство и сожительство безъ церковнаго вѣнчанія не дозволяются по канонамъ Церкви. Но и третій бракъ, по правиламъ св. Василія Великаго, есть нечистота въ Церкви, хотя и меньшая, чѣмъ любодѣяніе. Онъ не разрывался, какъ четвертый бракъ, но наказывался въ древней Руси по канонамъ епитиміей (5-тилѣтней, — св. Василія Великаго прав. 4-е и 50-е).
[25] Запрещеніе священнослуженія овдовѣвшимъ священникамъ (и діаконамъ) — эта крайняя мѣра противъ соблазнительнаго поведенія ихъ, — не имѣетъ примѣра въ древней Церкви и оправданія въ ея канонахъ. Святый Петръ первый прибѣгнулъ къ этой мѣрѣ. За нимъ послѣдовалъ митр. Фотій (съ 1408 по 1431 гг.), потомъ Московскіе соборы: 1503 г. и Стоглавый 1551 г. Отмѣнена эта строгая мѣра на Большомъ Московскомъ Соборѣ 1666-1667 годовъ.
[26] Георгій Даніиловичъ былъ Московскимъ княземъ съ 1304 г. по 1325 г., Іоаннъ съ 1325 г. по 1340 г.
[27] На милосердіе князя указываетъ его прозваніе «Калита», что значитъ — мѣшокъ съ деньгами. Князь носилъ съ собой калиту за тѣмъ, чтобы раздавать деньги нищимъ.
[28] Домъ святаго Петра первоначально стоялъ близъ древнѣйшаго Московскаго храма во имя святаго Іоанна Предтечи (въ Кремлѣ, вблизи Боровицкихъ воротъ). Затѣмъ онъ перенесенъ былъ къ Успенскому собору вѣроятно въ то время, когда соборъ былъ заложенъ. Впослѣдствіи на этомъ мѣстѣ находился дворъ Московскихъ митрополитовъ, затѣмъ патріарховъ, нынѣ Синодальный домъ.
[29] Каменные храмы начинаютъ класть съ весны и, если князь Іоаннъ Даніиловичъ заложилъ его въ августѣ и повелѣлъ спѣшно работать, это значитъ, что святый митрополитъ Петръ былъ болѣзненъ и ждалъ скорой кончины.
[30] Святый Петръ управлялъ митрополіею восемнадцать съ половиною лѣтъ.
[31] Митр. Ѳеогностъ управлялъ Московскою митрополіею съ 1328 г. по 1353 г.
[32] Патріархъ Іоаннъ XIV, по прозванію Калѣка, правилъ церковію съ 1333 года по 1347 годъ.
[33] Митр. Филиппъ I управлялъ Московской митрополіей съ 1464 г. по 1473 г.
[34] Слово «мощи» означаетъ вообще останки. Въ древне-русскомъ языкѣ оно употребляется и въ смыслѣ нетлѣнныхъ мощей и въ смыслѣ однѣхъ костей. Составитель лѣтописной повѣсти объ открытіи мощей святаго Петра употребляетъ слово «мощи» во второмъ значеніи. Онъ пишетъ: «а Кипреана обрѣтоша всего истлѣвша, едины мощи» (т.-е. остались однѣ кости).
[35] Отмѣтимъ нѣкоторыя извѣстія о чудесахъ отъ мощей святаго Петра сверхъ тѣхъ, которыя совершились при погребеніи святителя и уже разсказаны выше. Въ 1348 г. получила исцѣленіе нѣкая дѣвица, имѣвшая руки, прикорченныя къ груди (Полн. Собр. Русск. Лѣтоп. VII т., 215 стр.); въ 1373 г. нѣмой отрокъ 7 лѣтъ, имѣвшій руку прикорченную къ персямъ, получилъ исцѣленіе руки и началъ говорить. Это чудо произошло въ праздникъ Успенія Пресвятой Богородицы, когда святый митрополитъ Алексій кончалъ литургію (П.С.Р.Л. I-й т. 232 стр., VIII т. 19 стр.); въ 1395 г. исцѣлена женщина отъ неизвѣстной болѣзни; въ 1408 г. исцѣленъ отъ тяжкой болѣзни нѣкій человѣкъ (тамъ же, VI т. стр. 124 и 135; VIII т. 65 и 81 стр.); въ 1416 г. получилъ исцѣленіе человѣкъ съ прикорченными ногами и черница, имѣвшая сухія руки (тамъ же, III т. 106 стр., V т. 259 стр., VI т. 140 стр., VIII т. 88 стр.); въ 1470 г. исцѣлѣлъ при гробѣ святаго Петра нѣкій человѣкъ изъ Рязани, который имѣлъ прикорченную руку, приросшую къ ребрамъ (тамъ же, VI т. 190 стр.).
[36] Празднованіе памяти святаго Петра совершается три раза въ году: 21-го декабря — въ день кончины, 24-го августа — въ день перенесенія святыхъ мощей (въ 1479 г.) и 5-го октября — въ день четырехъ святителей Московскихъ.
[37] Эта молитва произнесена была предъ гробомъ святаго Петра въ 1541 г. по случаю нашествія Казанскаго хана Сафа-Гирея, когда Грозному не было и 11 лѣтъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 556-577.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0