Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать первый.

Житіе святаго Петра, митрополита Кіевскаго и всея Россіи.

Проснувшись, мать недоумѣвала о чудномъ видѣніи, но впослѣдствіи Господь оправдалъ видѣніе, обогативъ Своими дарами ея сына.

Семи лѣтъ отъ рожденія святый Петръ былъ отданъ въ обученіо божественному писанію, но сначала онъ учился плохо, о чемъ немало печалились родители его. Сіе же было ради того, чтобы онъ болѣе отъ Бога, нежели отъ людей получилъ книжную премудрость. И дѣйствительно, святый Петръ получилъ ее такимъ образомъ.

Однажды онъ увидѣлъ во снѣ, что къ нему пришелъ нѣкій мужъ въ святительскихъ одеждахъ и сказалъ ему:

— «Чадо, отверзи, уста твои!»

Когда Петръ сдѣлалъ это, явившійся прикоснулся правою рукою къ языку его и, благословивъ его, исполнилъ сладости гортань его.

Проснувшись, отрокъ никого не видѣлъ, но только ощутилъ въ сердцѣ своемъ какъ-бы нѣкую сладость и веселіе.

Съ этого времени святый Петръ сталъ быстро понимать, чему училъ его наставникъ; въ скоромъ времени онъ изучилъ все Священное Писаніе и превзошелъ въ ученіи всѣхъ сверстниковъ.

Когда Петру исполнилось двѣнадцать лѣтъ, онъ ушелъ въ близкій къ мѣсту его рожденія монастырь, и принятъ былъ въ число братіи; тамъ несъ онъ монастырскія послушанія, носилъ въ поварню воду и дрова, мылъ братіи власяницы, и ни зимою, ни лѣтомъ нисколько не оставлялъ своего правила. Прежде всѣхъ приходилъ онъ къ церковной службѣ и уходилъ послѣднимъ, въ церкви стоялъ съ благоговѣніемъ, прилежно слушая Божественное писаніе, никогда не прислоняясь къ стѣнѣ, — наставнику своему всегда оказывалъ послушаніе и съ готовностію служилъ братіи въ смиреніи и молчаніи. По волѣ настоятеля, онъ былъ произведенъ во діакона, а потомъ и во пресвитера. Научился онъ писать и святыя иконы [3] и, когда писалъ, всѣмъ умомъ и мыслію удалялся отъ земного и, исполняясь богомыслія, ревностно стремился къ добродѣтельному житію.

Послѣ довольно продолжительнаго пребыванія въ томъ монастырѣ по благословенію настоятеля, святый Петръ удалился въ одно пустынное мѣсто и устроилъ себѣ обитель при рѣкѣ Ратѣ [4]. Здѣсь построилъ онъ церковь во имя Спаса нашего Іисуса Христа, и въ короткое время собралось къ нему сюда много братіи.

Святый былъ добръ и незлобивъ и считалъ себя самымъ послѣднимъ изъ всѣхъ; поучалъ всѣхъ съ кротостію, усердно подавалъ милостыню, никогда не отпуская безъ помощи просящаго нищаго и странника, такъ что слухъ о его добродѣтельномъ житіи дошелъ до князя. Посему всѣми онъ былъ почитаемъ, и всѣ принимали отъ него слово наставленія.

Въ то время прибылъ на Русь изъ Константинополя митрополитъ Максимъ [5], поучая народъ богопреданному ученію. Явившись къ нему съ своею братіею для полученія благословенія, святый Петръ поднесъ ему икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которую самъ написалъ. Святитель же Божій благословилъ его и братію и, принявъ святую икону, берегъ ее у себя въ великой чести.

Спустя немного времени — когда преставился святитель Максимъ — нѣкто Геронтій [6] дерзнулъ восхитить святительство, взять святительскую одежду, ризницу и пастырскій жезлъ, а также и ту икону, которую написалъ Петръ и поднесъ святителю Максиму, и отправился въ Константинополь, желая сдѣлаться русскимъ митрополитомъ.

Тогда князь страны Волынской [7] сталъ предлагать блаженному Петру, — то самъ прося, то склоняя чрезъ бояръ — идти въ Константинополь для посвященія на престолъ Кіевской митрополіи; ибо Геронтію никто не сочувствовалъ за его дерзость, съ каковою онъ безъ совѣта и избранія поспѣшилъ восхитить святительскій санъ: не дверьми входилъ, прелазѣлъ инудѣ (Іоан. 10, 1).

Блаженный же Петръ долго не хотѣлъ и отказывался, но, наконецъ, будучи упрошенъ княземъ, боярами и соборомъ святителей, отправился, а князь послалъ о немъ посланіе къ святѣйшему патріарху и ко всему его собору, высказывая желаніе видѣть Петра на святительскомъ престолѣ.

Когда Геронтій отправился по морю въ Константинополь, плаваніе для него оказалось неблагопріятнымъ: поднялась сильная буря, противные вѣтры и волны, такъ что онъ на пути замедлилъ немало времени. Для блаженнаго же Петра былъ на томъ же морѣ тихій и попутный вѣтеръ и онъ, точно во снѣ, переплылъ море.

Въ это же время Геронтію явилась въ видѣніи вышеупомянутая икона Пресвятой Владычицы, которая сказала ему:

— «Напрасно ты, старецъ, трудишься, ибо не достанется тебѣ святительскій санъ, котораго ты ищешь. Но тотъ, который написалъ меня — Ратскій игуменъ Петръ — служитель Сына Моего и Бога и Мой, будетъ возведенъ на престолъ святительскій и право упасетъ людей Своихъ, за которыхъ Сынъ Мой — Христосъ Господь — пролилъ кровь Свою, отъ Меня воспринятую, и богоугодно поживъ, въ старости доброй съ радостію отойдетъ къ Владыкѣ всѣхъ».

Геронтій въ страхѣ проснулся и повѣдалъ всѣмъ о видѣніи.

Наконецъ, святый Петръ достигъ Константинополя; патріархомъ Константинопольскимъ былъ тогда Аѳанасій — мужъ дивный, украшавшій своими добродѣтелями престолъ вселенскій [8]. Когда Петръ пришелъ къ патріарху, храмъ наполнился благоуханіемъ; просвѣщенный свыше патріархъ уразумѣлъ, что такое благоуханіе было ради пришествія Петра, и съ радостію благословилъ его. Затѣмъ, узнавъ о причинѣ его прибытія, патріархъ созвалъ соборъ святителей и они учинили обычное разсмотрѣніе дѣла. Петръ былъ признанъ достойнымъ святительскаго сана, будучи предуказанъ къ сему прежде своего рожденія.

Итакъ патріархъ, во время совершенія божественной службы, посвятилъ сего дивнаго Петра на святительское служеніе [9]; при этомъ лицо угодника Божія, во время посвященія, такъ просіяло, что всѣ дивились и говорили:

— «Воистинну человѣкъ сей пришелъ къ намъ по повелѣнію Божію», — и всѣ исполнились духовной радости.

Спустя нѣсколько дней, прибылъ въ Константинополь и Геронтій и (хотя и противъ воли) разсказалъ обо всемъ, что съ нимъ случилось. Патріархъ же, взявъ у него святительскія одежды, честную икону, пастырскій жезлъ и церковную утварь — все отдалъ въ руки истинному пастырю — Петру.

Затѣмъ святѣйшій патріархъ, достаточно наставивъ въ теченіе многихъ дней святаго и блаженнаго Петра и благословивъ его, съ честію отпустилъ изъ Константинополя.

Святый Петръ, прибывъ въ свою митрополію, преподалъ всѣмъ миръ и благословеніе и прилежно поучалъ врученное ему Богомъ стадо, переходя съ одного мѣста на другое [10].

Но лукавый врагъ не вытерпѣлъ сего и измыслилъ противъ святаго Петра козни, внушивъ нѣкоторымъ не признавать его святителемъ. Впрочемъ, изъ таковыхъ потомъ многіе раскаялись, приняли святителя и, покорившись ему, получили отъ него прощеніе.

Спустя нѣкоторое время, лукавый врагъ возбудилъ зависть къ святому Петру въ Андреѣ, епископѣ Тверскомъ [11], который, не обуздывая языка своего, сталъ распространять о праведникѣ ложные извѣты и, написавъ много ложныхъ и хульныхъ словъ, послалъ къ святѣйшему патріарху Аѳанасію. Удивился патріархъ и счелъ это невѣроятнымъ, однако послалъ одного изъ церковныхъ клириковъ въ землю Русскую, и тогда созванъ былъ соборъ въ городѣ Переяславлѣ [12]. На соборѣ томъ присутствовали епископъ Ростовскій Симеонъ, преподобный Прохоръ, игуменъ Печерскій, князья, бояре, священники, иноки и великое множество другихъ. Когда призванъ былъ на соборъ Тверской епископъ Андрей, стали разслѣдовать дѣло, и когда выступили противъ Петра лжесвидѣтели, произошло великое смятеніе. Виновникъ зла не утаился, но предъ всѣми былъ обнаруженъ. Злоба и клевета Андрея были обличены, и лживый клеветникъ предъ всѣми былъ посрамленъ и уничиженъ. Святый же Петръ не сдѣлалъ ему никакого зла, но простилъ и, довольно всѣхъ поучивъ, отпустилъ съ миромъ соборъ. Самъ же прилагалъ къ трудамъ труды, умножая во сто данный ему талантъ и являясь отцомъ для сиротъ.

Въ то время появился нѣкоторый еретикъ Сеитъ [13], который проповѣдывалъ противное Церкви Христовой и православной вѣрѣ ученіе; святитель Божій предалъ его отлученію, — и злонравный еретикъ погибъ вскорѣ злою смертію.

Послѣ сего угодникъ Божій Петръ прибылъ въ славный городъ Москву, которая въ то время находилась во владѣніи благовѣрнаго великаго князя Іоанна Даніиловича [14], украшеннаго всякими добродѣтелями, милостиваго къ нищимъ и духовенству, любившаго храмы и прилежавшаго къ священнымъ книгамъ. Святитель очень полюбилъ его и началъ жить въ томъ городѣ больше, чѣмъ въ иныхъ мѣстахъ [15]. Совѣтовалъ онъ благовѣрному князю построить въ Москвѣ каменную церковь во имя Успенія Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи, такъ убѣждая его:

— «Если ты послушаешь меня, сынъ мой, и создашь храмъ Пресвятой Богородицѣ, то и самъ прославишься больше князей другихъ и городъ твой будетъ прославленъ: святители поживутъ въ немъ и взыдутъ руки его на враговъ его и Богъ въ немъ прославится, и кости мои здѣсь положены будутъ».

Послушавъ совѣта святителя, князь началъ заботиться о построеніи церкви [16]. Когда церковь была заложена, ежедневно происходили работы по ея постройкѣ, и самъ святитель наблюдалъ, чтобы дѣло непрерывно подвигалось впередъ.

Незадолго до блаженной кончины святителя Петра князь Іоаннъ Даніиловичъ видѣлъ слѣдующій сонъ. Ему представилась высокая гора, вершина коей была покрыта снѣгомъ; и вотъ внезапно снѣгъ растаялъ и исчезъ. Когда князь пересказалъ святителю поразившій его сонъ, святый сказалъ:

— «Высокая гора — ты князь, а снѣгъ — я смиренный, который скоро долженъ отойти изъ сей жизни въ жизнь вѣчную».

Провидѣвъ, по Божественному откровенію, свою близкую кончину, святитель Божій самъ своими руками устроилъ себѣ гробницу близъ жертвенника въ созидаемомъ храмѣ Пресвятой Богородицы. И когда гробница была готова, снова было ему отъ Бога откровеніе о кончинѣ. Исполнившись радости, святитель пошелъ въ церковь и совершилъ божественную службу, помолившись за всѣхъ православныхъ царей и князей, за своего духовнаго сына — благочестиваго князя Іоанна — и за всѣхъ благочестивыхъ христіанъ земли Русской; затѣмъ онъ сотворилъ поминовеніе о почившихъ и причастился святыхъ Таинъ. Возвратившись изъ церкви, онъ призвалъ весь причтъ и, преподавъ по обычаю, наставленіе, отпустилъ ихъ. Въ то время онъ раздавалъ много милостыни нищимъ и убогимъ, церквамъ, монастырямъ и духовенству. Между тѣмъ онъ быстро ослабѣвалъ тѣломъ. Когда насталъ день кончины его, святый призвалъ къ себѣ тысяцкаго Вельяминова, управлявшаго тогда городомъ (такъ какъ самого князя въ то время въ городѣ не было), и сказалъ ему:

— «Вотъ, чадо, я отхожу отъ житія сего, сыну же моему возлюбленному, князю Іоанну, и его потомству на вѣкъ оставляю милость и миръ, и благословеніе Божіе».

Затѣмъ, сдѣлавъ и другія распоряженія, св. Петръ вручилъ ему мѣшокъ съ деньгами для того, чтобы докончить постройку церкви. Преподавъ всѣмъ миръ, онъ началъ пѣть вечерню, и когда молитва была еще на устахъ его и самъ онъ воздѣлъ руки къ Богу, душа его отошла ко Господу [17].

Князь, услышавъ о преставленіи святителя, въ печали поспѣшилъ со всѣми боярами въ городъ; весь народъ плакалъ и скорбѣлъ о его преставленіи. Положивъ на одрѣ честное тѣло его, понесли его по обычаю къ церкви [18].

Въ то время нѣкоторый человѣкъ, одержимый невѣріемъ, подошелъ среди православнаго народа къ тѣлу святителя и въ мысляхъ своихъ сталъ творить ему поношеніе, думая:

— «Кто этотъ мертвецъ, котораго провожаютъ самъ князь и столько народу и почему воздается ему такая почесть?»

Когда онъ подумалъ это, тотчасъ увидалъ святителя сидящимъ на одрѣ и благословляющимъ на обѣ стороны народъ во все время, пока не былъ принесенъ къ гробницѣ. Тогда увѣровалъ человѣкъ тотъ въ святость угодника Божія и разсказалъ народу о видѣнномъ. Принесши святыя мощи Петра во храмъ, положили ихъ въ приготовленной самимъ имъ каменной гробницѣ, гдѣ и донынѣ онѣ почиваютъ, источая различныя чудеса съ вѣрою притекающимъ къ нимъ. Нѣкоторый юноша отъ рожденія имѣлъ разслабленныя и совершенно неподвижныя руки, такъ что не могъ ихъ поднести къ устамъ. Онъ пришелъ къ гробницѣ сего святителя, молясь со слезами, и тотчасъ руки его укрѣпились и стали здоровы. Также одного скорченнаго святый исцѣлилъ, и даровалъ слухъ глухому. А одному, бывшему много лѣтъ слѣпымъ, когда онъ пришелъ и помолился, внезапно отверзъ очи. Много и иныхъ благодѣяній и донынѣ чудодѣйственно источается съ вѣрою приходящимъ къ честной ракѣ святителя Петра — въ честь и славу въ Троицѣ славимому Богу во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Волынь — юго-западная часть Россіи.
[2] Родители св. Петра были люди — состоянія достаточнаго и принадлежали къ сословію боярскому, или же купеческому, почему св. Петръ впослѣдствіи и имѣлъ возможность соорудить на свои средства монастырь.
[3] По свидѣтельству древняго житія, св. Петръ обучился искусству иконописанія въ такой степени, что сталъ «иконникъ чуденъ». Памятниками сего доселѣ служатъ находящіяся въ Московскомъ большомъ Успенскомъ соборѣ двѣ иконы Богоматери, имъ написанныя: Успенія Божіей Матери и другая, по его имени, нарочито извѣстная подъ именемъ Петровской.
[4] Это мѣсто было расположено на сѣверъ отъ столицы Галичско-Волынскаго княжества — Львова; рѣка Рата протекаетъ въ восточной Галиціи и впадаетъ съ лѣвой стороны въ верхній западный Бугъ. — Монастырь св. Петра, построенный во имя Спаса (Преображенскій), въ настоящее время не существуетъ; на его мѣстѣ стоитъ теперь село, съ приходскою церковію также во имя Спаса.
[5] Св. Максимъ, грекъ по происхожденію, управлялъ Русскою Церковію съ 1283 по 1304 годъ.
[6] Одинъ изъ игуменовъ Владимірскихъ.
[7] Здѣсь разумѣется Галицко-Волынскій князь Юрій Львовичъ, который негодовалъ на самоволіе Геронтія тѣмъ болѣе, что на Волыни недовольные удаленіемъ каѳедры изъ Кіева въ дальній Владиміръ желали видѣть митрополита гдѣ-либо на югѣ; особенно же князь Юрій хотѣлъ, чтобы митрополія была въ Галичѣ. Князь Юрій былъ могущественный; владѣя всею Галиціею, онъ именовался даже царемъ Руси.
[8] Аѳанасій II — патріархъ Константинопольскій съ 1303 по 1311 г.
[9] Св. Петръ былъ поставленъ въ митрополиты всея Руси въ 1308 году, на третій годъ послѣ кончины митрополита Максима.
[10] На другой годъ послѣ своего посвященія, св. митрополитъ Петръ переѣхалъ во Владиміръ, гдѣ предшественникомъ его поставлена была каѳедра митрополита всея Россіи. Вслѣдъ затѣмъ онъ отправился осматривать епархіи: такъ онъ былъ въ Новгородѣ, въ Брянскѣ и другихъ городахъ и областяхъ.
[11] Тверской епископъ Андрей происходилъ изъ дома князей Литовскихъ. Онъ возъимѣлъ намѣреніе занять каѳедру митрополита. Знатность рода его и неудовольствіе нѣкоторыхъ на избраннаго югомъ митрополита поддерживали въ немъ мечту о высшемъ санѣ. Впослѣдствіи онъ, по удаленіи съ каѳедры, скончался въ построенномъ имъ ранѣе Богородицкомъ монастырѣ, на р. Шошѣ (правомъ притокѣ Волги) въ 1323 году.
[12] Соборъ созванъ былъ въ 1310 году или въ началѣ 1311-го года. — Переяславль Залѣсскій — уѣздный городъ Владимірской губерніи.
[13] Сеитами, по лѣтописямъ, постоянно называются учители магометанства, которое въ то время такъ ревностно распространялъ ханъ Узбекъ между татарами; но названіе еретика и отлученіе отъ Церкви, произнесенное св. Петромъ на означеннаго Сеита, показываетъ, что это былъ христіанинъ, сильно извращавшій христіанское ученіе; названіе же «Сеита» дано ему за увлеченіе нѣкоторыми воззрѣніями магометанства. По нѣкоторымъ извѣстіямъ, Сеитъ былъ новгородскимъ протоіереемъ, увлекшимся магометанскою страстію къ чувственной жизни и проповѣдывавшимъ противъ монашескаго дѣвства съ такою силою, что многіе изъ монаховъ оставили монашество и вступили въ супружество. Обличеніе Сеита было во время обзора святителемъ епархій.
[14] Здѣсь разумѣется Великій Князь Московскій Іоаннъ I Даніиловичъ Калита, внукъ св. Александра Невскаго, сынъ св. Даніила, основателя Московскаго княжества; княжилъ съ 1328 по 1340 г.; названъ былъ Калитою потому, что, отличаясь любовію къ нищимъ, постоянно носилъ съ собою для раздачи имъ калиту (мѣшокъ) съ деньгами.
[15] Святитель Петръ, просвѣщенный благодатію, провидѣлъ великую будущность Москвы, хотя тогда это былъ городъ малолюдный; онъ видѣлъ, что Москва соберетъ подъ свою сѣнь раздробленныя и истерзанныя области Россіи, и рѣшился навсегда остаться въ Москвѣ и быть въ ней похороненнымъ, вмѣсто Владиміра. Такимъ образомъ митрополія была перенесена изъ Владиміра въ Москву, что послужило къ возвышенію Москвы и къ прочному основанію мира (при тогдашнихъ междоусобіяхъ удѣльныхъ князей) и величія Россіи.
[16] Т. е. Успенскаго собора; впослѣдствіи на мѣстѣ его построенъ въ княженіе великаго князя Іоанна III Васильевича существующій въ настоящемъ видѣ соборъ, освященный въ 1470-мъ году.
[17] Св. митрополитъ Петръ скончался 21-го декабря 1326-го года.
[18] Св. мощи митрополита Петра были положены въ начатой, но не оконченной имъ церкви Успенія, которая была окончена и освящена уже въ слѣдующемъ 1327-мъ году. При нашествіи Тохтамыша татары разорили гробницу св. митрополита Петра, думая найти въ ней сокровища; тогда же Успенскій соборъ подвергся опустошительному пожару. Въ 1471 году, когда сломали старый Успенскій соборъ и стали строить новый, созванный освященный соборъ рѣшилъ вынуть мощи святаго. Гробъ его былъ найденъ истребленнымъ отъ пожара, но св. мощи угодника Божія сохранились цѣлыми и невредимыми. Совершено было перенесеніе мощей его, въ память чего установлено было празднованіе этого перенееенія 24 августа. Мощи первосвятителя Московскаго почивали открыто, но послѣ нашествія поляковъ, похитившихъ драгоцѣнную серебряную раку, положены подъ спудомъ и оставались въ этомъ положеиіи до 1812 года. Въ этомъ году Наполеонъ раскрылъ гробницу святителя, вѣроятно, съ такимъ же умысломъ, какъ и Тохтамышъ. По удаленіи французовъ изъ Москвы Московскій архіепископъ Августинъ торжественно открылъ нетлѣнныя мощи митрополита Петра, причемъ они были обносимы вокругъ Успенскаго собора при освященіи его 30-го августа 1813 года. Отъ святителя Петра осталось два поученія, имѣющія видъ окружныхъ посланій.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 586-593.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0