Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День девятнадцатый.

Житіе святаго Вонифатія Милостиваго, епископа Ферентійскаго.

Святый Вонифатій [1] былъ родомъ изъ Тускійской области [2], въ Италіи. Онъ еще съ дѣтства отличался любовью къ нищимъ; когда ему приходилось увидѣть кого нибудь раздѣтымъ, то онъ снималъ съ себя одежду и одѣвалъ ею нагаго; посему приходилъ онъ домой то безъ хитона, то безъ свиты [3], и мать его, сама бывшая бѣдной вдовой, часто сердилась на него и говорила:

— «Напрасно ты такъ поступаешь, одѣвая нищихъ, самъ будучи нищимъ».

Однажды она вошла въ свою житницу, въ которой на весь годъ заготовленъ былъ хлѣбъ, и нашла ее пустою: Вонифатій, сынъ ея, тайно роздалъ все нищимъ; и начала мать плакать, ударяя себя по лицу и восклицая:

— «Горе мнѣ, гдѣ я возьму пищи на весь годъ, и чѣмъ буду кормить себя и семью свою?»

Вонифатій, пришедши къ ней, началъ утѣшать ее; когда же и послѣ сильнаго плача не могъ успокоить ее рѣчами, то сталъ умолять ее выдти на время изъ житницы. Когда мать вышла, Вонифатій, затворивъ дверь въ житницѣ, упалъ на землю и сталъ молиться Богу, — и тотчасъ житница наполнилась пшеницею. Вонифатій, возблагодаривъ Бога, призвалъ свою мать; когда она увидала житницу полною хлѣба, то утѣшилась и прославила Бога. Съ того времени она не запрещала болѣе сыну раздавать нищимъ сколько онъ хочетъ, такъ какъ видѣла въ немъ столь великую вѣру, по которой онъ не бѣднѣетъ отъ подаянія и, сколько самъ попроситъ у Бога, получаетъ. Мать Вонифатія имѣла въ своемъ домѣ куръ, которыхъ похищала лисица, причиняя тѣмъ убытокъ бѣдной вдовѣ. Однажды отрокъ Вонифатій, стоя у своихъ дверей, увидалъ, какъ лисица по обыкновенію пришла, похитила птицу и убѣжала въ гору. Сожалѣя объ огорченіи матери, онъ побѣжалъ въ храмъ, палъ на землю и въ молитвѣ жаловался предъ Богомъ на лисицу, говоря:

— «Господи, неужели благоугодно тебѣ, чтобы я не могъ питаться отъ трудовъ матери? А вотъ, между тѣмъ, лисица приходитъ и похищаетъ пищу нашу!»

Послѣ молитвы Вонифатій возвратился домой и увидалъ ту же самую лисицу, пришедшую къ нимъ на дворъ и принесшую во рту похищенную птицу; она пустила ее живою предъ Вонифатіемъ, а сама тотчасъ издохла. Такъ Богъ слушаетъ надѣющихся на Него и въ малыхъ вещахъ, имѣя о насъ великое промышленіе, чтобы мы, получая отъ Него малое, надѣялись получить, по возможности, и большее.

Святый Вонифатій былъ впослѣдствіи поставленъ епископомъ въ городѣ Ферентинѣ [4], и объ его многихъ чудесахъ повѣствуетъ пресвитеръ Гавденцій, который былъ слугою святаго и видѣлъ своими глазами все совершаемое имъ. Ферентійская епископія находилась въ большой бѣдности, которая людямъ благочестивымъ служитъ охранительницей смиренія; епископъ не имѣлъ на свое пропитаніе никакого церковнаго имущества, кромѣ одного дохода съ виноградника, принадлежавшаго церкви. Однажды былъ большой градъ и побилъ всѣ лозы съ ягодами, такъ что осталось лишь немного кистей винограда на нѣкоторыхъ лозахъ. Блаженный Вонифатій, войдя въ виноградникъ, увидѣлъ, что все побито, и началъ благодарить Бога, что въ такой своей бѣдности началъ терпѣть еще большую нищету. Когда же наступило время созрѣванія винограда, Вонифатій, по обыкновенію, поставилъ сторожа, и повелѣлъ оставшіяся кисти винограда бдительно хранить. Въ одинъ день онъ велѣлъ пресвитеру Констанцію, своему внуку, вымыть всѣ имѣвшіеся въ епископскомъ домѣ сосуды для вина, и по обычаю засмолить. Пресвитеръ, услыхавъ это, весьма удивился тому, что онъ, не имѣя вина, приказываетъ приготовить винные сосуды. Не осмѣливаясь спросить, для чего нужно готовить сосуды, но, исполняя приказаніе, онъ сдѣлалъ все по обычаю. Вонифатій, войдя въ виноградникъ и собравъ кисти винограда, снесъ ихъ въ точило [5] и повелѣлъ всѣмъ оттуда выдти, а самъ остался съ однимъ отрокомъ, которому велѣлъ всѣ эти немногочисленныя кисти выжать въ точилѣ. Когда вино понемногу начало течь изъ точила, святый взялъ его въ сосудъ, и розлилъ по небольшой части во всѣ приготовленные кувшины, чтобы благословить ихъ, раздѣливъ все вино такъ, что сосуды едва омочились виномъ. Такимъ образомъ, Вонифатій благословилъ всѣ сосуды, призвалъ пресвитера и велѣлъ созвать нищихъ, чтобы по обычаю пришли и взяли новаго вина, находящагося въ сосудахъ. Тогда вино въ точилѣ начало умножаться, такъ что всѣ принесенные сосуды нищихъ наполнились. Святый, видя, что всѣмъ пришедшимъ достало вина, велѣлъ отроку выдти изъ точила; хранилище же съ виномъ затворилъ, приложилъ печать и ушелъ въ церковь. Черезъ три дня Вонифатій призвалъ пресвитера Констанція, и, помолившись, отворилъ дверь въ винное хранилище, и увидалъ, что всѣ сосуды и кувшины, въ которые для благословенія понемногу было налито вина, переполнены пѣнистымъ виномъ, такъ что оно лилось черезъ края, даже земля напиталась виномъ, и если бы епископъ немного замедлилъ войти въ хранилище, то вся бы земля была покрыта вылившимся виномъ. Когда пресвитеръ, видя это, весьма удивился, то святый запретилъ ему говорить кому-либо объ этомъ, боясь и избѣгая суетной человѣческой славы. Въ другой разъ, когда праздновалась память святаго мученика Прокла [6], одинъ благородный мужъ изъ того же города, по имени Фортунатъ, просилъ святаго Вонифатія, по совершеніи службы святому мученику, придти въ домъ его и преподать благословеніе; святый не отказалъ ему, потому что Фортунатъ просилъ его объ этомъ съ вѣрою и истинною любовію. Вонифатій, совершивъ Божественную службу, пришелъ на трапезу къ Фортунату. Прежде чѣмъ онъ по обычаю помолился предъ трапезою, одинъ изъ скомороховъ сталъ предъ дверями съ обезьяною и заигралъ на кимвалахъ [7]. Святый, услышавъ звуки кимвалъ, разсердился и сказалъ:

— «Увы, мертвъ есть сей нечестивецъ, по истинѣ мертвъ; я пришелъ обѣдать и еще не успѣлъ открыть уста для обычнаго восхваленія Бога, какъ онъ предупредилъ меня, пришелъ съ обезьяною и заигралъ на кимвалахъ!»

При этомъ онъ присовокупилъ:

— «Пойдите, дайте ему ѣсть и пить, но знайте, что онъ мертвъ».

Нечестивый же тотъ человѣкъ, взявъ хлѣбъ и вино, хотѣлъ было выйти изъ воротъ, но тотчасъ же большой камень сзади внезапно упалъ и ударилъ его по головѣ; скоморохъ упалъ на землю, и полумертвымъ былъ отнесенъ на рукахъ въ свой домъ, а на другой день, какъ предсказалъ святый, умеръ. Такъ должно благоговѣть предъ святыми угодниками Божіими и почитать ихъ, ибо они суть храмы Божіи и Богъ пребываетъ въ нихъ. Когда святый прогнѣвается, вмѣстѣ съ нимъ гнѣвается и живущій въ немъ Богъ, и тогда святый можетъ однимъ словомъ покарать оскорбившаго его. Въ другой разъ тотъ же пресвитеръ Констанцій, внукъ святаго, продалъ своего коня за 20 золотыхъ монетъ, и, положивъ ихъ въ ковчежецъ [8], ушелъ по своему дѣлу. Неожиданно случилось, что много нищихъ пришли къ епископу и съ назойливостью приставали къ нему, прося чѣмъ-нибудь помочь имъ. Святый, не имѣя ничего, чтобы дать имъ, скорбѣлъ въ душѣ, не желая отпустить нищихъ безъ помощи; вспомнивъ же про деньги Констанція, взятыя за коня, пошелъ въ комнату, гдѣ былъ его ковчежецъ, и, благословенныя ради вины, открылъ его, взялъ золотыя монеты и отдалъ ихъ бѣднымъ. Когда пресвитеръ возвратился, и увидалъ ковчежецъ открытымъ и не нашелъ въ немъ денегъ, то сильно оскорбился, поднялъ большой шумъ и сталъ съ гнѣвомъ кричать:

— «Невозможно мнѣ жить здѣсь!»

На его голосъ сошлись всѣ бывшіе въ епископскомъ домѣ, пришелъ и самъ епископъ и сталъ утѣшать его, уговаривая добрыми словами. Онъ же съ досадой отвѣчалъ святому:

— «Всѣ у тебя живутъ хорошо, одинъ я не имѣю мѣста и не могу пожить спокойно, отдай мнѣ мои деньги и я уйду отъ тебя».

Епископъ пошелъ въ храмъ Пречистыя Богородицы, надѣлъ на себя фелонь [9] и, поднявъ кверху руки и возведя глаза къ небу, молился, чтобы Господь послалъ ему откуда нибудь столько золотыхъ монетъ, сколько онъ взялъ у пресвитера, чтобы отдать ихъ ему и смягчить гнѣвъ его. Святый, молясь, обратилъ глаза на себя и увидѣлъ на фелони внезапно явившіяся двадцать золотыхъ монетъ, которыя лежали между рукъ, поднятыхъ кверху, и такъ блестѣли, какъ будто только что были сдѣланы и вынуты изъ огня. Возблагодаривъ Бога, епископъ вышелъ изъ церкви и бросилъ деньги на одежду гнѣвающемуся пресвитеру, сказавъ:

— «Вотъ, возьми деньги, о которыхъ ты скорбѣлъ, и да будетъ тебѣ извѣстно, что по смерти моей за свою скупость ты не будешь епископомъ этой церкви!»

Дѣйствительно, такъ и было: пресвитеръ для того и деньги копилъ, чтобы получить епископство, но слово, сказанное Божіимъ человѣкомъ, не бываетъ тщетно, и Констанцій окончилъ свою жизнь въ пресвитерскомъ санѣ.

Нѣкогда два готѳянина шли въ городъ Равенну [10] и, какъ странники, съ любовію были приняты святымъ Вонифатіемъ въ епископскомъ домѣ. Когда они уходили, Вонифатій, провожая ихъ, самъ налилъ вина въ деревянный сосудъ и далъ имъ на дорогу въ знакъ благословенія. Сосудъ былъ малъ, такъ что вина должно было хватить только на одинъ обѣдъ. Они взяли и ушли, и въ потребное время пили вино изъ этого сосуда; и однако вино въ сосудѣ нисколько не убавлялось, и сосудъ всегда оставался полнымъ. Пробывши нѣсколько дней въ Равеннѣ, странники возвратились назадъ и пришли опять къ святому, благодаря его за благословеніе, и принесли ему сосудъ съ тѣмъ же виномъ, извѣщая, что во всю дорогу нигдѣ другого вина не пили, однако вино въ сосудѣ все таки не истощилось.

Не должно умолчать и о томъ, что разсказываетъ одинъ изъ клириковъ той страны, мужъ честный.

— «Нѣкогда святый Вонифатій, — говоритъ клирикъ, — вошелъ въ свой виноградникъ и увидѣлъ такое множество гусеницъ, что весь виноградникъ былъ покрытъ ими, и вся зелень должна была погибнуть. И сказалъ святый гусеницамъ: заклинаю васъ именемъ Господа нашего Іисуса Христа, уйдите отсюда, и не смѣйте больше ѣсть этой травы; и тотчасъ все множество гусеницъ, по слову угодника Божія, вышло изъ виноградника, такъ что не осталось ни одной».

Господь Богъ, прославляющій святыхъ Своихъ и исполняющій желаніе боящихся Его, да будетъ и Самъ прославляемъ въ нихъ во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Святый Вонифатій Милостивый жилъ въ VI в.
[2] Тускія — иначе Этрурія — древняя область средней Италіи, расположенная между Тирренскимъ моремъ и Аппенинскими горами; на сѣверъ отъ Рима.
[3] Хитонъ — греческое названіе нижней одежды (рубашки) у восточныхъ народовъ, — свита или свитка — верхняя, простая, грубая одежда.
[4] Ферентинъ — городъ въ древней Этруріи, въ Италіи, нынѣ развалины Ференто.
[5] Точило — яма, въ которой давили созрѣвшій виноградъ для приготовленія вина изъ его сока; давили внноградъ или посредствомъ особаго снаряда, или же просто ногами.
[6] Память святаго мученика Прокла празднуется Церковію іюля 12-го дня.
[7] Кимвалъ — древній ударный музыкальный инструментъ, состоящій изъ металлической тарелки, посреди которой прикрѣплялись ремень или веревка, для надѣванія на правую руку. Кимвалъ ударяли о другой кимвалъ, надѣтый на лѣвую руку, отчего и получался звукъ.
[8] Ковчежецъ — ящикъ небольшаго размѣра.
[9] Фелонь — одно изъ священническихъ облаченій, риза. Въ древности фелонь надѣвалась при совершеніи богослуженій, какъ священниками, такъ и епископами. Нынѣ въ нее облачаются лишь одни пресвитеры.
[10] Равенна — городъ съ гаванью при Адріатическомъ морѣ, находился на сѣверо-восточномъ берегу Аппенинскаго полуострова. Императоръ Августъ сильно укрѣпилъ его, и онъ считался оплотомъ Италіи. Императоры Западной Римской имперіи, начиная съ Гонорія, имѣли здѣсь свое мѣстопребываніе. Равенна существуетъ доселѣ и представляетъ главный цвѣтущій городъ Итальянской области того же имени.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 514-520.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0