Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День восемнадцатый.

Память преподобнаго Михаила Синкелла.

Преподобный Михаилъ былъ родомъ изъ Іерусалима. Родители его, люди благочестивые, дали ему прекрасное образованіе. Онъ въ совершенствѣ знакомъ былъ съ древнегреческою литературою, хорошо изучилъ также и христіанскихъ писателей-богослововъ и съ молодыхъ лѣтъ посвятилъ себя иноческой жизни. По смерти его отца, мать его и сестры постриглись въ одномъ изъ монастырей. Проводя добрую и богоугодную жизнь, при строгомъ соблюденіи воздержанія, Михаилъ удостоился пресвитерскаго сана. По своей скромности и горячей любви къ богомыслію, онъ удалился было въ уединенное мѣсто, куда приходили къ нему Ѳеодоръ и Ѳеофанъ исповѣдники [1], для совмѣстныхъ богословскихъ занятій; но патріархъ Іерусалимскій [2], желая воспользоваться его дарованіями для нуждъ церковныхъ, вызвалъ его оттуда и возвелъ въ званіе синкелла [3]. Потому ему дано было еще порученіе особой въ то время важности. Въ Римѣ тогда возгорѣлись оживленныя пренія по поводу иконоборческой ереси [4]; споры эти велись не только частно, въ домахъ, но и публично, на улицахъ города, и сопровождались народными волненіями. Папа Римскій обратился съ просьбой къ патріарху Іерусалимскому Ѳомѣ о содѣйствіи искорененію ереси и утвержденію Православной Вѣры, по соборному святоотеческому преданію, и предложилъ ему нѣсколько вопросовъ о семъ. По этой просьбѣ папы, отъ патріарха Іерусалимскаго посланъ былъ для умиротворенія церкви и обличенія ереси синкеллъ Михаилъ съ его сотрудниками Ѳеодоромъ и Ѳеофаномъ и другими просить царя — иконоборца Льва Армянина [5], дабы онъ удержался отъ гоненій на православіе. Но Левъ подвергнулъ его пыткамъ и послалъ въ заточеніе. Хотя впослѣдствіи онъ былъ освобожденъ изъ сего заточенія, но въ царствованіе императора Ѳеофила иконоборца [6], который, совершенно отвергши поклоненіе святымъ иконамъ, воздвигъ жестокое гоненіе на Церковь Божію, преподобный Михаилъ съ своими сподвижниками подвергся новымъ мукамъ. За исповѣданіе истины Ѳеодоръ и Ѳеофанъ подверглись слѣдующему поруганію: по повелѣнію нечестиваго царя на ихъ лицахъ разожженными желѣзными клеймами были отпечатлѣны — начертаны [7] ругательныя слова; отобрана была и находившаяся при нихъ переписка патріарха Іерусалимскаго съ папою Римскимъ, хотя они и старались ее скрыть отъ гонителей правой вѣры. Но преподобные и преславные отцы нисколько того не устрашились и въ своихъ убѣжденіяхъ не поколебались, но, какъ твердые адаманты [8], воспротивились требованіямъ иконоборца и мужественно защищали православное ученіе. Многократно они вели пространныя бесѣды о православной вѣрѣ и произносили рѣчи противъ иконоборца — царя, за что и осуждены были имъ на изгнаніе. Блаженный Михаилъ сначала заключенъ былъ въ дворцовую тюрьму, вмѣстѣ съ ученикомъ своимъ и сподвижникомъ Іовомъ, гдѣ на него возложены были тяжкія оковы, а потомъ, съ тѣмъ же Іовомъ, сосланъ былъ въ одинъ монастырь (Павеіадскій) въ ссылку. За все это время много было пролито святымъ горькихъ слезъ; страданія надломили его здоровье, тѣло его сгорбилось; но духомъ исповѣдникъ оставался непоколебимо твердъ. Когда же, по смерти Ѳеофила, воцарилась супруга его царица Ѳеодора [9] съ сыномъ своимъ Михаиломъ и иконопочитаніе было окончательно утверждено [10], а ревнители православнаго ученія возвращены изъ ссылокъ и возстановлены въ прежнихъ должностяхъ, правительница Ѳеодора предложила исповѣднику православной вѣры Михаилу занять каѳедру Константинопольскаго патріарха, вмѣсто низложеннаго патріарха иконоборца Іоанна Грамматика [11], но онъ уклонился отъ этого, и патріархомъ поставленъ былъ извѣстный поборникъ православія, святый Меѳодій [12]. Михаилъ же, въ званіи синкелла, получивъ въ свое завѣдываніе великій константинопольскій соборный храмъ, успокоился послѣ понесенныхъ имъ тяжкихъ испытаній. Благочестиво и богоугодно дожилъ онъ до 85-ти лѣтняго возраста и съ миромъ отошелъ ко Господу [13].

Примѣчанія:
[1] Ѳеодоръ и Ѳеофанъ — такъ называемые начертанные — родные братья-близнецы носили тогда санъ іеромонаховъ; память перваго 27 декабря, память втораго — творца каноновъ — 11 октября.
[2] Патріархъ Іерусалимскій Ѳома I.
[3] Синкеллъ — членъ патріаршаго совѣта, завѣдывавшаго дѣлами церковнаго управленія. Синкеллы исполняли разныя порученія патріарховъ, были непосредственными свидѣтелями ихъ жизни, находившимися постоянно при нихъ, и послѣ смерти нерѣдко ихъ преемниками.
[4] Иконоборческая ересь явно обнаружилась при императорѣ Львѣ Исаврянинѣ (717-741 г.), который былъ первымъ гонителемъ св. иконъ; ему наслѣдовали императоры-иконоборцы Константинъ Копронимъ (741-775 г.) и Левъ IV Хазаръ (775-780 г.). Ересь эта осуждена была вторымъ Никейскимъ седьмымъ Вселенскимъ соборомъ (787 г.) въ царствованіе Константина Порфиророднаго, когда управляла дѣлами, по малолѣтству царя, его мать — Ирина; но и послѣ соборнаго осужденія, ересь эта еще долго существовала, до окончательнаго возстановленія иконопочитанія въ 842 г.
[5] Левъ Армянинъ царствовалъ съ 813-820 годъ. Преподобный Михаилъ синкеллъ посланъ былъ въ Константинополь въ 817 году. Еще ранѣе онъ заявилъ себя ревностнымъ поборникомъ православія въ борьбѣ съ другими еретиками того времени, какъ то: павликіанами, монофизитами н несторіанами.
[6] Ѳеофилъ царствовалъ съ 829 по 842 годъ.
[7] Отселѣ усвоено имъ названіе начертанные.
[8] Адамантъ — (алмазъ) — камень, имѣющій такую крѣпость, что чертитъ и рѣжетъ прочіе камни, не получая отъ того вреда. Это названіе въ церковной литературѣ придается многимъ отцамъ и учителямъ церкви, прославившимся твердостью своей вѣры и характера.
[9] Ѳеодора царствовала съ 849 по 855 г., а Михаилъ, прозванный «пьянымъ», съ 855-867 г.
[10] Возстановленіе иконопочитанія состоялось на Константинопольскомъ соборѣ 842 года, и въ память сего торжества православія тогда же былъ установленъ въ Церкви особый «Чинъ православія», совершаемый и нынѣ въ первый воскресный день святыя Четыредесятницы.
[11] Іоаннъ VII, прозванный за свою ученость Грамматикомъ, патріаршествовалъ съ 832 по 842 годъ.
[12] Святый Меѳодій I патріаршествовалъ съ 842 по 846 г.
[13] Преподобный Михаилъ Синкеллъ преставился 18-го декабря, около 845 года. Св. мощи его въ Константинопольскомъ монастырѣ Пантократора видѣли русскіе паломники: Стефанъ новгородецъ въ 1342 году, и іеродіаконъ Зосима въ 1420 году. Послѣ преподобнаго Михаила Синкелла осталось нѣсколько сочиненій, лучшее изъ которыхъ «Исповѣданіе вѣры»; прочія его сочиненія представляютъ собою нѣсколько похвальныхъ словъ и нѣсколько пѣснопѣній, между прочимъ — на возстановленіе иконопочитанія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 501-504.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0