Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День пятнадцатый.

Житіе святаго Стефана Исповѣдника, архіепископа Сурожскаго.

Услышавъ о Стефанѣ, св. Германъ, патріархъ цареградскій, призвалъ его и, благословивъ, спросилъ, изъ какой онъ страны. Стефанъ все разсказалъ ему о себѣ. Полюбивъ его благонравіе, премудрость и смиреніе, патріархъ оставилъ Стефана жить у себя. Нѣсколько лѣтъ прожилъ блаженный Стефанъ у патріарха, служа святой Церкви и живя въ воздержаніи и чистой совѣсти. Потомъ онъ, тайно отъ всѣхъ, ушелъ изъ Царьграда и, придя въ нѣкоторый монастырь, принялъ тамъ иноческое постриженіе и подвизался въ добродѣтеляхъ. Затѣмъ, возжелавъ безмолвнѣйшаго житія, удалился изъ монастыря и, найдя уединенное и никому неизвѣстное мѣсто, прожилъ тамъ довольно времени, работая Богу въ постѣ и молитвахъ.

Въ то время преставился епископъ, который былъ въ городѣ Сурожѣ [4], и вотъ жители Сурожа пришли въ Царьградъ къ святѣйшему патріарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило разсужденіе о поставленіи епископа, явилось несогласіе, такъ какъ одни желали одного, другіе — другаго. Сурожане же просили царя и святѣйшаго патріарха дать имъ епископа, могущаго хорошо управлять церковью, «ибо, — говорили они, — умножились ереси въ городѣ нашемъ».

Однажды, когда святый Германъ ночью стоялъ на молитвѣ, явился ему ангелъ Господень и сказалъ:

— «Завтра пошли въ то пустынное мѣсто, гдѣ живетъ избранникъ Божій Стефанъ: его поставь епископомъ для Сурожа, ибо онъ хорошо можетъ пасти Христово стадо и привести еретиковъ къ истинной вѣрѣ. Я же и къ нему посланъ отъ Бога, съ повелѣніемъ, чтобы онъ ни въ чемъ не ослушался тебя».

— «О, господинъ, — сказалъ патріархъ, — какъ я узнаю мѣсто, гдѣ живетъ избранникъ Божій Стефанъ?»

Тогда Ангелъ, взявъ одного изъ слугъ патріарха, показалъ ему мѣстопребываніе святаго, а слуга, возвратившись, повѣдалъ сіе патріарху.

Къ святому же Стефану, который въ то время въ скрытомъ мѣстѣ своемъ молился Богу, явился тотъ же ангелъ Господень въ бѣлой одеждѣ, — и убоялся св. Стефанъ и въ трепетѣ палъ отъ страха на землю.

Взявъ святаго за руку, Ангелъ успокоилъ его, сказавъ:

— «Я — ангелъ Господень и посланъ отъ Христа Спасителя возвѣстить тебѣ радость и повелѣть идти въ городъ Сурожъ, чтобы ты научилъ людей Христовой вѣрѣ. Завтра патріархъ призоветъ тебя и, посвятивъ, пошлетъ туда архіепископомъ, ты же не ослушайся его, да не прогнѣваешь Бога».

Затѣмъ, преподавъ ему миръ, Ангелъ возшелъ на небо.

На другой день патріархъ послалъ со слугою двухъ пресвитеровъ — за святымъ Стефаномъ, и тѣ съ великою честію привели его къ патріарху.

Съ радостію встрѣтилъ патріархъ св. Стефана и, посвятивъ, поставилъ его архіепископомъ Сурожа н отпустилъ на кораблѣ въ порученную ему епархію.

Прибывъ въ городъ Сурожъ и вступивъ на архіепископскій престолъ, св. Стефанъ сталъ поучать людей отъ Божественнаго писанія и въ продолженіе пяти лѣтъ крестилъ весь городъ Сурожъ и всѣ его окрестности.

Въ то время въ Царьградѣ воцарился Левъ Исаврянинъ и воздвигъ иконоборство [5], будучи наученъ сему двумя евреями. Сначала онъ повелѣлъ святыя иконы ставить высоко, говоря:

— «Кто чистъ, пусть цѣлуетъ ихъ».

Потомъ повелѣлъ поднимать иконы на воздухъ, поясняя, что не слѣдуетъ пригвождать иконы къ стѣнѣ. И многое другое предпринималъ окаянный противъ почитанія святыхъ иконъ. Святый патріархъ Германъ много увѣщевалъ его, чтобы онъ оставилъ свое злое начинаніе, бесѣдуя о семъ на основаніи священныхъ книгъ [6]. Придя въ ярость отъ увѣщаній, иконоборецъ открыто проявилъ ядъ свой, который дотолѣ скрывалъ въ сердцѣ своемъ, и усиленно началъ изгонять святыя иконы, хулить ихъ и безчестить.

Затѣмъ Левъ разослалъ по всему городу и по многимъ окрестнымъ мѣстамъ указы, чтобы всѣ такъ же поступали со святыми иконами, и говорилъ:

— «Если кто будетъ мнѣ противиться, того я буду мучить различными муками и предамъ смерти».

Въ царствующемъ градѣ тогда можно было видѣть различныя мученія православныхъ христіанъ. Патріарха же Германа злочестивый царь послалъ въ заточеніе, а вмѣсто него поставилъ патріархомъ Анастасія, родомъ сиріанина, который былъ единомышленникомъ съ нимъ въ его ереси.

Затѣмъ царь и патріархъ отправили пословъ своихъ въ Сурожъ къ св. архіепископу Стефану съ злочестивымъ повелѣніемъ не покланяться иконамъ и кресту. Святый Стефанъ отвѣчалъ посламъ:

— «Да не будетъ сего; не допущу я людей своихъ отступить отъ закона Христова; не слушаю повелѣнія ни царя, ни окаяннаго патріарха».

Ночью онъ пришелъ къ посламъ на корабль и вмѣстѣ съ ними прибылъ въ Царьградъ.

Облачившись въ одежды своего святительскаго сана, св. Стефанъ предсталъ предъ царемъ. Царь спросилъ его:

— «Кто ты?»

Святый же отвѣчалъ:

— «Я — архіепископъ Сурожскій Стефанъ».

И сказалъ царь:

— «Видишь ли соборъ сей, возсѣдающій со мною въ великой чести? Они пожгли и порубили иконы: и ты послушай меня, и будешь въ такой же великой чести съ нами».

Святый Стефанъ отвѣчалъ:

— «Да не будетъ сего. Хотя бы ты меня и сжегъ, или разсѣкъ на части, или какими-нибудь другими муками замучилъ, — за иконы и за Крестъ Господень все готовъ претерпѣть».

Затѣмъ святый сказалъ царю:

— «Мы въ книгахъ нашли нѣкоторое пророчество, что въ Царьградѣ явится злочестивый царь, иконоборецъ, сжигающій святыя иконы. Но да не сотворитъ сего Богъ въ твое царствованіе!»

— «А нашли ли вы имя царя того?» — спросилъ царь.

— «Имя его — Конопъ», — отвѣчалъ Стефанъ.

И сказалъ царь:

— «Справедливо, Стефанъ, ты нашелъ мое имя, ибо отецъ и мать назвали меня Конопомъ».

И сказалъ Стефанъ:

— «О, царь! Да не совершится сіе въ твое царствованіе! Если же ты совершишь сіе, то будешь предтечею антихриста!»

Услышавъ сіе отъ святаго, окаянный царь желѣзною перчаткою избилъ его лицо, уста и зубы, восклицая:

— «Какъ смѣлъ ты назвать меня предтечею антихриста?»

И повелѣлъ царь схватить Стефана за волосы и за бороду, бить, влачить по землѣ и ввергнуть въ темницу. Влекомый мучителями, святый возсылалъ благодареніе Богу, — и былъ ввергнутъ въ темницу, гдѣ находились и иные святители. Затѣмъ царь снова повелѣлъ привести къ себѣ Стефана.

— «Какъ дерзнулъ меня назвать такъ Сурожскій епископъ! — говорилъ онъ. — Съ побоями притащите его сюда».

Святый предсталъ предъ царемъ съ семью епископами. Держа въ рукахъ своихъ икону Господа, Богородицы и Іоанна Предтечи, царь сказалъ святому:

— «Почему ты назвалъ меня предтечею антихриста?»

Святый отвѣчалъ:

— «Потому, что ты творишь дѣла его; я уже сказалъ это и опять повторяю тебѣ то же».

Тогда царь плюнулъ на икону, сталъ топтать ее и сказалъ Стефану:

— «Сдѣлай и ты тоже самое съ сей иконой».

Святый же, прослезившись, сказалъ:

— «Врагъ Божій, недостойный царства! Какъ не ослѣпли твои безумныя очи и не отсохли беззаконныя твои руки? Да отыметъ вскорѣ Богъ царство твое и да прекратитъ жизнь твою!»

Услышавъ сіе, царь во гнѣвѣ повелѣлъ бить святаго Стефана. Потомъ привязали его къ хвосту коня и повлекли въ темницу; святый же воздавалъ благодареніе Богу. Всѣ заключенные въ темницѣ молили Бога, и, по молитвѣ святыхъ, вскорѣ умеръ нечестивый царь и воцарился сынъ его Константинъ Копронимъ. Супруга его, слыша о добродѣтеляхъ и чудесахъ святаго Стефана, просила мужа своего — царя Константина — отпустить святаго на престолъ свой. Въ то же время родился у царя сынъ, и святый Стефанъ крестилъ его. Наградивъ Стефана дарами, царь съ великою честію отпустилъ его къ паствѣ своей. Снова получилъ добрый пастырь престолъ свой и продолжительное время добрѣ пасъ порученное ему стадо Христово. Затѣмъ, провидя свое къ Богу отшествіе, поставилъ онъ вмѣсто себя архіепископомъ для Сурожа клирика своего Филарета и преставился къ Богу въ жизнь вѣчную, мѣсяца декабря въ 15-й день [7].

Былъ въ Сурожѣ одинъ человѣкъ, по имени Ефремъ, — слѣпой отъ чрева матери своей, которому святый Стефанъ помогалъ пищею, питьемъ и одеждою. Услышавъ о смерти своего благодѣтеля, онъ заплакалъ, говоря:

— «Кто теперь будетъ заботиться обо мнѣ? Ведите меня, дабы я могъ облобызать святыя ноги его».

И когда онъ былъ приведенъ къ тѣлу преставившагося святаго Стефана, съ плачемъ и рыданіемъ припалъ къ ногамъ его — и тотчасъ прозрѣлъ. Симъ чудомъ извѣстилъ Богъ о угодникѣ Своемъ, что онъ причтенъ со святыми къ лику чудотворцевъ и исповѣдниковъ. Святое же тѣло его святителями и всѣмъ Сурожскимъ народомъ со многими слезами было съ честію предано погребенію, во славу всѣми славимаго и превозносимаго Бога, во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Каппадокія — восточная область Малой Азіи. Кесарія — главный городъ Каппадокіи.
[2] Ѳеодосій III Адрамитенъ — Византійскій императоръ съ 715 по 716 г.
[3] Св. Германъ былъ патріархомъ Константинопольскимъ съ 715 по 730 годъ. Память его празднуется 12-го мая.
[4] Сурожъ, или Сугдея — древній греческій городъ на южномъ берегу Крыма, нынѣ Судакъ — поселокъ Таврической губерніи.
[5] Византійскій императоръ Левъ, родъ коего происходилъ изъ малоазіатской области Исавріи, царствовалъ съ 717 по 741 г. Противъ иконопочитанія онъ выступилъ особенно въ 726 году. Это вызвало народное возстаніе противъ него.
[6] При этомъ патріархъ Германъ отказался подписать повелѣніе императора противъ иконопочитанія, говоря, что не можетъ вводить что-нибудь новое въ дѣлахъ вѣры безъ Вселенскаго собора.
[7] Св. Стефанъ скончалса около половины VIII вѣка.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 425-431.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0