Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День тринадцатый.

Страданіе святой мученицы Лукіи.

— «Если ты вѣришь, матушка, тому, что читается: то вѣрь и тому, что святая Агаѳія, пострадавшая за имя Христово, удостоилась предстоять Тому, за Чье имя она пострадала. Итакъ, прикоснись ко гробу ея съ вѣрою, и ты исцѣлишься».

Когда, по окончаніи церковной службы, народъ разошелся, мать съ дочерію пали предъ гробомъ святой мученицы и со слезами начали умолять ее о помощи. Долго молились онѣ, и, наконецъ, Лукія уснула и во снѣ увидѣла святую мученицу Агаѳію посреди Ангеловъ, украшенную драгоцѣнными камнями. Она сказала Лукіи:

— «Сестра моя Лукія, дѣва Господня! Зачѣмъ просишь ты отъ меня того, что сама можешь подать сейчасъ же? Твоя вѣра приноситъ помощь твоей матери и она уже здорова. И какъ мною славится городъ Катана, такъ тобою будутъ красоваться Сиракузы, ибо ты въ своемъ дѣвствѣ уготовала Христу благоугодное жилище».

Лукія тотчасъ пробудилась, въ трепетѣ встала и сказала матери:

— «Матушка, матушка! Ты исцѣлилась! Умоляю же тебя именемъ той святой, которая исцѣлила тебя своими молитвами: не напоминай мнѣ болыне никогда о женихѣ (она уже была обручена) и не желай видѣть смертнаго плода отъ моего грѣшнаго тѣла; но все, что ты назначила дать мнѣ, для выхода замужъ за смертнаго человѣка, отдай мнѣ, чтобы идти къ Безсмертному Жениху Христу Господу, Хранителю моего дѣвства».

Мать отвѣчала ей:

— «Заботливо охраняя все, что осталось отъ твоего отца въ теченіе девяти лѣтъ, я скорѣе увеличила, чѣмъ уменьшила твое наслѣдство; а что пріобрѣла сама и еще могу пріобрѣсти, все это также въ твоемъ распоряженіи. Но похорони сначала меня и тогда уже поступай со всѣмъ имѣніемъ, какъ тебѣ угодно».

— «Послушай, матушка, моего совѣта, — сказала ей Лукія. — Не особенно угоденъ Богу отдающій Ему то, чего не можетъ унести съ собою или употребить въ свою пользу. Но если ты хочешь совершить дѣло дѣйствительно угодное Богу, то отдай Ему то, что можешь употребить для себя. Когда ты будешь умирать, тебѣ уже не будетъ нужно ничего изъ земнаго, и то, что ты имѣешь дать тогда, уже не въ силахъ будешь унести того съ собою: посему пока ты жива и здорова, отдай Христу свое имѣніе и все, что хотѣла дать мнѣ, начни теперь же отдавать Ему».

Такъ Лукія повторяла матери каждый день, пока не началось, наконецъ, раздаяніе имущества и ежедневное употребленіе его на нужды убогихъ людей. О продажѣ имѣній, драгоцѣнной утвари и камней узналъ женихъ Лукіи и, опечаленный этимъ, сталъ допытываться у кормилицы своей невѣсты:

— «Что это значитъ, спрашивалъ онъ, что я слышу о внезапной продажѣ помѣстій и драгоцѣнностей?»

Кормилица, женщина разумная, отвѣчала:

— «Твоя невѣста узнала, что продается одно наслѣдственное имѣніе, цѣною до 1000 златницъ и болѣе, которое она желаетъ купить для тебя и потому продаетъ нѣкоторыя вещи, чтобы собрать столько денегь».

Женихъ повѣрилъ ея словамъ и, думая, что дѣло идетъ о вещественной покупкѣ, ничего не возражалъ и даже самъ располагалъ невѣсту и ея мать къ продажѣ имущества. Но какъ только онъ узналъ, что все роздано нищимъ и убогимъ, вдовамъ и сиротамъ и истрачено на странниковъ и служителей Божіихъ, тотчасъ же пошелъ и донесъ градоначальнику Пасхазію про свою невѣсту, что она — христіанка и, слѣдовательно, — противница повелѣній царскихъ [5].

Пасхазій вызвалъ къ себѣ Лукію и сначала словесно убѣждалъ ее принести жертву идоламъ. Блаженная Лукія отвѣчала ему:

— «Живая жертва и чистое и непорочное благочестіе предъ Богомъ и Отцемъ есть то, чтобы призирать сиротъ и вдовъ въ ихъ скорбяхъ (Іак. 1, 27) [6]. За послѣдніе три года я ничего и не дѣлала, какъ только приносила жертву Живому Богу. Теперь мнѣ уже нечего приносить Ему и я приношу Ему самое себя, и пусть творитъ Онъ съ Своею жертвою, что угодно Ему».

— «Эти слова, — замѣтилъ Пасхазій, — можешь разсказывать подобнымъ тебѣ христіанамъ, а мнѣ, наблюдающему за исполненіемъ царскихъ законовъ, напрасно объ этомъ говоришь».

— «Ты царскимъ законамъ слѣдуешь, — отвѣчала Лукія, — а я повинуюсь законамъ Божіимъ; ты царей боишься, а я Бога боюсь; ты царей не хочешь прогнѣвать, а я тщательно оберегаюсь прогнѣвать Бога; ты царямъ стараешься угодить, а я желаю благоугодить Единому Христу. Итакъ дѣлай, что тебѣ кажется полезнѣйпшмъ, я же буду дѣлать то, о чемъ знаю, что это послужитъ мнѣ на пользу».

— «Ты прожила свое наслѣдіе и растратила вмѣстѣ съ твоими сожителями, — сказалъ Пасхазій, — а потому и сама говоришь, какъ блудница».

— «Наслѣдство свое я помѣстила въ хорошемъ мѣстѣ, — отвѣтила ему Лукія, — и никогда не позволяла себѣ принимать растлителей души и тѣла».

Пасхазій спросилъ:

— «А кого ты называешь растлителями души и тѣла?»

Лукія отвѣчала:

— «Вы — растлители души, о которыхъ Апостолъ говоритъ: тлятъ обычаи благи бесѣды злы (1 Кор. 15, 33) [7]: вы внушаете душамъ людей прелюбодѣяніе [8], — дабы они, оставивъ Небеснаго Жениха, т. е. Создателя своего, послѣдовали діаволу чрезъ служеніе безсильнымъ и бездушнымъ идоламъ. А растлители тѣла суть тѣ, которые временныя удовольствія предпочли вѣчному блаженству и преходящія наслажденія ставятъ выше радостей безконечныхъ».

Пасхазій сказалъ:

— «Твои разглагольствованія прекратятся и замолкнутъ, когда дѣло дойдетъ до истязаній и ранъ».

Лукія отвѣчала:

— «Слова Божіи не умолкнутъ никогда».

— «Да развѣ ты — Богъ?» — возразилъ Пасхазій.

— «Я — раба Божія, — сказала Лукія, — и потому говорила Божіи слова, какъ и Самъ Онъ сказалъ: Не вы бо будете глаголюшіи (предъ царями и правителями), но Духъ Отца вашего, глаголай въ васъ» (Матѳ. 10, 20).

Пасхазій сказалъ:

— «Такъ неужели и въ тебѣ Духъ Святый, и не Онъ ли говоритъ чрезъ тебя?»

Лукія отвѣчала:

— «Апостолъ говоритъ, что ведущіе чистую жизнь суть храмы Божіи и Духъ Божій живетъ въ нихъ» (1 Кор. 3, 16).

Пасхазій сказалъ:

— «Такъ вотъ я прикажу отвести тебя въ непотребный домъ, чтобы Духъ Божій отступилъ отъ тебя, когда ты будешь осквернена».

— «Безъ произволенія Духа никогда не можетъ быть осквернено тѣло, — отвѣчала Лукія: если даже ты положишь мнѣ на руку ѳиміамъ и насильно бросишь его сею рукою на идольскій жертвенникъ, то Богъ только посмѣется тебѣ при видѣ сего, ибо Онъ осуждаетъ насъ за помыслы и произвольныя дѣянія, а не за дѣйствія, которыя насъ другіе принуждаютъ дѣлать насильно; и насильственное лишеніе дѣвства Онъ только попускаетъ, какъ попускаетъ искушенія, разбой, язычество. Посему, если ты и прикажешь надругаться надо мною, то этимъ только увеличишь награду за мою чистоту».

— «Я велю до смерти безчестить тебя, — сказалъ Пасхазій, — если ты не послушаешься царскаго повелѣнія».

Лукія отвѣчала:

— «Я уже сказала тебѣ, что мою волю ты никогда не склонишь къ согласію на грѣхъ; все, что ты можешь сдѣлать съ моимъ тѣломъ, — все это презираетъ раба Христова».

Тогда Пасхазій, этотъ развратный и неправедный судія, призвалъ къ себѣ содержателей непотребныхъ домовъ и отдалъ имъ святую, говоря:

— «Созовите народъ и пусть надъ ней ругаются до тѣхъ поръ, пока не умретъ».

Когда святую повлекли на поруганіе, Богъ придалъ ей такую тяжесть, что ее невозможно было сдвинуть съ мѣста. Множество людей, по распоряженію мучителя, влекли ее и старались стронуть ее съ мѣста; но всѣ старавшіеся изнемогли и покрылись потомъ, а дѣва Господня стояла непоколебимо. Принесли веревки и, опутавъ ее ими по рукамъ и по ногамъ, опять старались изо всѣхъ силъ влечь ее, но она оставалась неподвижною, какъ бы гора. Пасхазій смутился и не зналъ, чтó дѣлать. Онъ созвалъ гадателей, чародѣевъ и всѣхъ идольскихъ жрецовъ и велѣлъ имъ совершать волхвованія кругомъ Лукіи, чтобы подвинуть ее, но они ничего не достигли: она стояла, какъ бы пригвожденная къ землѣ, и нельзя было сдвинуть ее ни на одинъ шагъ. Приведено было множество паръ воловъ, которые должны были сдвинуть ее и влечь, и она все-таки оставалась неподвижною.

Наконецъ, Пасхазій спросилъ ее:

— «Что за волшебство ты совершаешь?»

— «Это не волшебство мое, — сказала она, — а сила благодати Божіей».

— «Какаяже причина того, что тебя, слабую дѣвушку, не можетъ сдвинуть тысяча человѣкъ?»

— «Если ты приведешь хотя бы десять тысячъ человѣкъ, то и они почувствуютъ, что Духъ Святый говоритъ мнѣ: падетъ отъ страны твоея тысяща и тма одесную тебе» (Псал. 90, 7) [9].

Сильно мучился въ своей нечестивой душѣ жалкій судія. На него напало смятеніе.

— «Что ты мучаешься, — спросила его святая дѣва, — и чѣмъ смущаешься? Вѣдь ты испыталъ уже, что я дѣйствительно — храмъ Бога Живаго, и такъ вѣруй въ это. Если же еще не убѣдился, то продолжай свое».

Пасхазій пришелъ въ еще большее негодованіе и смущеніе, видя, какъ посмѣевается надъ его ухищреніями святая. Онъ велѣлъ развести кругомъ нея громадный костеръ и поливать на нее смолу, сѣру и кипящее масло. Но она, ограждаясь именемъ Господа нашего Іисуса Христа, осталась неподвижна и невредима и говорила мучителю:

— «Я молила Господа нашего Іисуса Христа, чтобы этотъ огонь не имѣлъ власти надо мною и, дабы посмѣялись надъ тобою надѣющіеся на Христа, — просила продолженія моихъ мученій, чтобы вѣрующихъ избавить отъ страха мукъ, а невѣрующихъ лишить возможности ругаться надъ христіанствомъ».

Тогда нѣкоторые изъ приближенныхъ Пасхазія, желая вывести его изъ тяжелаго и недоумѣннаго положенія, велѣли ударить святую мечемъ въ гортань и затѣмъ вмѣстѣ съ Пасхазіемъ удалились домой. Однако святая, какъ ни была сильно ранена, не потеряла силъ и бесѣдовала съ народомъ, говоря:

— «Благовѣствую вамъ, что Церкви Божіей даруется миръ, ибо Діоклитіанъ отказался отъ царства, а Максиміанъ нынѣ умеръ. И подобно тому какъ городъ Катана имѣетъ своею заступницею предъ Богомъ сестру мою о Богѣ, святую Агаѳію, — такъ знайте и о семъ городѣ, что ему дана въ защиту Богомъ я, если только вы, исполняя волю Его, будете сему вѣровать».

Когда Лукія съ пронзенною мечемъ гортанью говорила эти слова, неожиданно предъ ея глазами провели Пасхазія, закованнаго въ желѣзныя узы. Дѣло въ томъ, что Сицилійцы тайно отъ своего правителя послали въ Римъ доносъ о томъ, какъ немилосердно разорялъ Пасхазій страну, отнимая у жителей ихъ достояніе при помощи всякихъ насилій. И вотъ въ настоящеето время изъ Рима пришелъ приказъ, чтобы Пасхазій въ оковахъ былъ приведенъ туда для суда надъ нимъ: тамъ онъ, послѣ допроса, былъ осужденъ на смерть и казненъ чрезъ усѣченіе мечемъ. Когда его въ оковахъ вели мимо святой, она еще была жива и, раненая смертельно, стояла, однако, не трогаясь, и жизнь не оставляла ее до тѣхъ поръ, пока не пришли священники, и она не причастилась Пречистыхъ и Животворящихъ Таинъ Христовыхъ, — и только тогда, когда всѣ, по окончаніи причащенія, произнесли: «Аминь», святая мученица предала свою чистую душу въ руцѣ Господа [10]. Ее съ честію погребли на мѣстѣ мученія и надъ ея мощами воздвигнута была церковь во имя ея и во славу Бога, Единаго въ Троицѣ, Отца и Сына, и Святаго Духа, Емуже слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Св. мученица Агаѳія скончалась въ гоненіе Декія въ 251 году. Въ послѣдующія времена отъ мощей ея совершались многія чудеса. Память ея празднуется Церковію 5 февраля.
[2] Сицилія — одинъ изъ большихъ острововъ Средиземнаго моря у южныхъ береговъ Аппенинскаго полуострова (Италіи).
[3] Сиракузы — одна изъ первыхъ греческихъ колоній на восточномъ берегу о. Сициліи, впослѣдствіи самый большой и богатый городъ острова.
[4] Катана — древній городъ на восточномъ берегу острова Сициліи.
[5] Т. е. указовъ римскихъ императоровъ о томъ, чтобы всѣ римскіе граждане приносили жертвы языческимъ богамъ.
[6] Полный и подлинный текстъ читаетея по-славянски такъ: вѣра чиста и нескверна предъ Богомъ и Отцемъ сія есть, еже посѣщати сирыхъ и вдовицъ въ скорбехъ ихъ, и нескверна себе блюсти отъ міра.
[7] Русскій переводъ: «худыя сообщества развращаютъ добрые нравы».
[8] Подъ прелюбодѣйствомъ на языкѣ церковномъ разумѣется не только беззаконный союзъ мужа съ чужою женою, срамныя дѣйствія противныя седьмой заповѣди, скверные помыслы, но иногда (какъ и здѣсь главнымъ образомъ) и нечестіе и идолопоклонство.
[9] Тьма — десять тысячъ.
[10] Св. мученица Лукія пріяла мученическую кончину въ 304 году. Мощи ея изъ Сиракузъ сначала перенесены въ Италію, потомъ въ Мецъ (прежде значительный французскій городъ въ Лотарингіи; нынѣ — первоклассная крѣпость въ нѣмецкой Лотарингіи); часть мощей, бывшая въ Царьградѣ, перенесена въ Венецію.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 384-390.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0