Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День тринадцатый.

Чудо святыхъ мучениковъ пяточисленныхъ.

И вотъ общій Промыслитель о всѣхъ Богъ, желая еще болѣе прославить посвященное страстотерпцамъ Его мѣсто и посѣтить Своею милостію въ лишеніяхъ и скорбяхъ подвизающихся здѣсь ихъ почитателей, устроилъ такъ, что во время праздника поднялась съ моря страшная буря и былъ сильный дождь и холодъ, такъ что изъ города на праздникъ никто не прибылъ. Иноки обители, отпѣвши вечерню и канонъ, были въ уныніи, такъ какъ имъ было совершенно нечего ѣсть и даже укоряли святыхъ мучениковъ, говоря предъ ихъ иконою:

— «На утро мы уйдемъ отсюда и разойдемся, кто куда, искать себѣ пропитанія».

Когда наступили сумерки, привратникъ пришелъ къ игумену и сказалъ:

— «Благослови, отче, привести къ тебѣ человѣка, прибывшаго отъ царя съ двумя нагруженными верблюдами».

Игуменъ далъ благословеніе, и къ нему вошелъ какой-то благолѣпный мужъ и сказалъ:

— «Царь прислалъ вамъ съѣстныхъ припасовъ и вина».

Иноки, сотворивъ молитву, внесли присланное, и всѣ ѣли и пили, а оставшееся отложили про запасъ. И еще не успѣли они разойтись по келліямъ, привратникъ опять вошелъ и сказалъ, что прибылъ посланный отъ царицы, который и былъ введенъ и объявилъ игумену, что царица прислала имъ отборной рыбы и десять золотыхъ монетъ. Посланный не успѣлъ еще окончить своихъ словъ, какъ опять вошелъ привратникъ и доложилъ, что явился человѣкъ отъ патріарха. Когда новаго посланнаго ввели, онъ отдалъ игумену церковные сосуды, говоря:

— «Патріарху благоугодно завтра служить здѣсь литургію» [1].

Игуменъ, обратившись къ пришедшимъ, сказалъ:

— «Чтó Богу угодно, то Онъ и сотворитъ. А вы — переночуете здѣсь, или сейчасъ же уйдете?»

Они отвѣчали:

— «Если намъ найдется мѣсто, то останемся здѣсь до утра».

Игуменъ велѣлъ помѣстить ихъ на церковной паперти и, отпуская ихъ на ночь, спросилъ ихъ имена. Прибывшій отъ царя назвалъ себя Авксентіемъ, отъ царицы — Евгеніемъ, а принесшій сосудъ отъ патріарха — Мардаріемъ.

Во время пѣнія утрени, въ церковь вошли два мужа. Послѣ каѳизмъ [2] игуменъ велѣлъ читать, чтó положено, о страданіяхъ святыхъ мучениковъ, но иноки говорили:

— «Не будемъ читать: вѣдь, никто не пришелъ изъ города на праздникъ».

Тогда неизвѣстный мужъ, вошедшій въ церковь, сказалъ:

— «Дайте мнѣ книгу, я прочту».

Ему дали, и, когда онъ дошелъ до того мѣста, гдѣ написано: «Евстратій былъ обутъ въ желѣзные сапоги съ острыми гвоздями», — онъ вздохнулъ и ударилъ въ церковный полъ жезломъ, который былъ у него въ рукѣ, — и воткнувшійся въ полъ жезлъ произрастилъ отъ себя вѣтви и превратился въ дерево.

Стоявшіе сзади поняли, кого они видятъ, и спросили:

— «Для себя-ли ты сдѣлалъ это, Евстратій?»

— «Нѣтъ, — отвѣтилъ онъ: бывшія страданія мои ничтожны въ сравненіи съ наградой за нихъ; сдѣлано же это для того, чтобы праздникъ нашъ не остался безъ приходящихъ изъ города.

И лишь только онъ сказалъ это, всѣ пять стали невидимы. А игуменъ, прійдя изъ церкви, нашелъ монастырскій погребъ полнымъ хлѣба и рыбы, и всѣ опустѣвшіе сосуды — полными вина. О совершившемся чудѣ поспѣшили извѣстить царя и патріарха, которые прибыли въ обитель и всѣ прославили Бога и восхвалили святыхъ Его мучениковъ. Обращенный же въ дерево жезлъ раздѣлили и раздавали на благословеніе, и въ день тотъ были многія исцѣленія недужныхъ по молитвамъ святыхъ страстотерпцевъ.

Примѣчанія:
[1] Въ бѣдной Олимпской обители конечно не было всего нужнаго для благолѣпнаго служенія патріаршаго, и патріархъ, если желалъ служить тамъ, естественно долженъ былъ посылать туда церковные сосуды, облаченія и проч. отъ себя.
[2] Каѳизмы входятъ въ непремѣнную принадлежность утренняго Богослуженія и состоятъ изъ чтенія псалмовъ съ присоединеніемъ краткихъ славословій. Вся псалтирь, содержащая въ себѣ 150 псалмовъ, раздѣляется на 20 каѳизмъ, изъ коихъ каждая дѣлится на три славы. Это раздѣленіе произошло въ древнія времена.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 381-383.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0