Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День одиннадцатый.

Память святаго мученика Миракса.

Святый мученикъ Мираксъ былъ родомъ египтянинъ; родился онъ въ городѣ Тенестіи [1] отъ христіанскихъ родителей, былъ крещенъ и воспитанъ въ истинномъ благочестіи. Но, по своему юношескому легкомыслію, онъ поддался вліянію врага всего добраго (діавола) и, явившись къ Амиру [2], отрекся отъ Христа. Снявъ съ себя поясъ [3] и поправъ святый крестъ, онъ взялъ въ руку воинскій мечъ и отчаянно громкимъ голосомъ воскликнулъ:

— «Я — агарянинъ, и отнынѣ болѣе уже не христіанинъ».

Чрезъ такое отступничество Мираксъ заслужилъ себѣ почетъ и уваженіе у Амира и его приближенныхъ. И много времени прошло съ той поры, какъ легкомысленный юноша, увлекшись суетною славою, пересталъ и думать о своемъ спасеніи. Между тѣмъ родители, скорбя о паденіи сына, не отчаявались и усердно молили Бога о возвращеніи на путь благочестія совратившагося отступника. И молитва ихъ не осталась безплодною. Господь призрѣлъ на прилежныя прошенія родителей, внялъ ихъ непрестаннымъ молитвамъ: благодать Божія озарила сердце Миракса, и онъ раскаялся. Пришелъ онъ послѣ того къ своимъ родителямъ и сказалъ:

— «Досточтимые и любезные мои родители! — постигло меня помраченіе ума и я совершилъ столь ужасное дѣло; но вотъ нынѣ я горько скорблю о томъ и молюсь, чтобы стать мнѣ снова христіаниномъ и быть съ вами».

На это родители отвѣчали ему:

— «Мы, чадо, со времени твоего совращенія въ агарянство [4] много слезъ пролили о тебѣ и безпрестанно молили Бога, чтобы Онъ даровалъ тебѣ познаніе истины и возвратилъ тебя ко Христу. И нынѣ благодаримъ Его благость и щедроту, что не отвергъ Онъ слабыхъ молитвъ нашихъ. Но, какъ и самъ ты понимаешь, сынъ нашъ возлюбленный, мы опасаемся принять тебя, боясь гнѣва Амира, чтобы изъ-за тебя и насъ не постигла какая-либо напасть. Поэтому, если хочешь облегчить свою совѣсть, обременяемую страшнымъ паденіемъ, обрѣсти милость у Бога, нашу безопасность сохранить, и о всѣхъ своихъ ближнихъ быть ходатаемъ, то иди къ Амиру и что исповѣдалъ намъ здѣсь тайно, повѣдай тамъ явно какъ-бы безъ нашего вѣдома. Господь да устроитъ о тебѣ все по Своей благой волѣ! Иди же, чадо наше возлюбленное, и мы, хотя и недостойны милости Бога нашего, надѣемся, что Онъ, Благій, услышитъ молитву нашу».

Мираксъ внялъ словамъ своихъ родителей и, ободрившись духомъ, съ упованіемъ на дѣйственность ихъ молитвы, рѣшился тогда же поступить по совѣту отца и матери: взявъ въ руки поясъ, онъ тотчасъ же отправился къ Амиру и его совѣтникамъ агарянскимъ. Ставъ предъ Амиромъ и его приближенными, Мираксъ опоясался и, осѣнивъ себя честнымъ крестомъ и облобызавъ его, началъ громко восклицать:

— «Господи, Христе мой, помилуй и спаси меня!»

Такое дерзновеніе его привело всѣхъ въ ужасъ. Амиръ схватилъ Миракса и спросилъ:

— «Что такое стало съ тобою?»

На это онъ отвѣтилъ:

— «Я пришелъ въ себя послѣ постигшаго меня діавольскаго помраченія и возвратился ко Христу Богу моему, сталъ опять христіаниномъ, какъ былъ и прежде. И вотъ я пришелъ въ себя [5], чтобы исповѣдать предъ тобою и твоими совѣтниками и предъ всѣми Господа Христа и повѣдать вамъ всѣмъ, что васъ и вѣру вашу я проклинаю».

Выслушавъ это, Амира велѣлъ посадить Миракса въ темницу и, продержавъ его тамъ три дня безъ пищи, подвергъ суду. На судѣ Мираксъ опять исповѣдалъ Христа и, избитый за то, посаженъ былъ снова въ темницу. Черезъ три дня онъ опять приведенъ былъ въ судилище и былъ избитъ еще болѣе. По прошествіи шести дней, мученикъ снова приведенъ былъ въ судилище и опять безбоязненно исповѣдалъ Христа и за то битъ былъ бичами изъ воловьихъ жилъ по язвамъ, образовавшимся на тѣлѣ его отъ прежнихъ побоевъ. Послѣ того Амиръ осудилъ его на смерть чрезъ усѣченіе главы. И взяли святаго исповѣдника слуги Амировы и, посадивъ съ собою въ корабль, отплыли съ нимъ отъ берега на девять поприщъ. Тамъ помолился онъ Богу и голова его была усѣкнута и онъ брошенъ былъ въ море [6]. Что потомъ случилось съ тѣломъ мученика — выплыло ли оно изъ моря — осталось неизвѣстнымъ; но честная глава его вышла изъ моря и обрѣтена была благочестивыми христіанами, которые и взяли ее, какъ многоцѣнный даръ на храненіе. Когда же донесено было о томъ Амиру, то почитатели святаго дали выкупъ въ сто златницъ и, получивъ дозволеніе невозбранно хранить обрѣтенную главу мученика, устроили серебряный ковчегъ и въ немъ положили ее съ подобающею честію. Съ того времени и доселѣ сія глава святаго страдальца источаетъ благовонное мѵро и подаетъ всякія исцѣленія во славу Господа и Спаса нашего Іисуса Христа, утверждая вѣру въ тѣхъ, въ которыхъ могло бы зародиться сомнѣніе или соблазнительное какое-либо недоумѣніе о святомъ мученикѣ.

Примѣчанія:
[1] Тенеcтія или Теннеcъ, на сѣверѣ отъ Таниса, приморскій городъ на пути изъ Аравіи въ Александрію.
[2] Амиръ сарацинскій былъ, какъ можно думать, Амвру, посланный Омаромъ въ 639 году для завоеванія Египта и взявшій въ 641 г. Александрію. Амиромъ или Эмиромъ назывались и вообще правители Египта.
[3] Поясу христіане всегда усвояли символическое значеніе благодатной силы, укрѣпляющей ихъ въ борьбѣ съ духовными врагами. (Посл. Ефесянамъ гл. 4, ст. 14).
[4] Т. е. магометанство (имя Агарянъ, — собственно потомковъ Агари отъ сына ея Измаила — Арабовъ, впослѣдствіи усвоено было всѣмъ вообще магометанамъ).
[5] Выраженіе Евангел. притчи о раскаявшемся блудномъ сынѣ. См. Евангел. Луки гл. 18, ст. 17.
[6] Около 640 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 325-328.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0