Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День десятый.

Память преподобнаго Ѳомы Дефуркина [1].

Въ то время одинъ изъ Византійскихъ вельможъ, по имени Галоликтъ, основалъ при рѣкѣ Сагарисѣ новый монастырь и просилъ епископа той области собрать въ этотъ монастырь мужей достойнѣйшихъ и разумныхъ. Начальникомъ этой новой обители былъ избранъ и поставленъ преподобный Ѳома, какъ инокъ опытный, утвердившійся въ духовной жизни и крѣпкій хранитель воздержанія. Сообщено было объ этомъ и собору епископовъ съ объясненіемъ, что Ѳома уже много лѣтъ подвизался въ духовномъ дѣланіи, и что всѣ его почитаютъ сосудомъ, исполненнымъ различныхъ добродѣтелей, хотя самъ онъ, по смиренію своему, и старался скрывать то отъ другихъ.

Между тѣмъ такое неожиданное поставленіе блаженнаго Ѳомы начальникомъ обители, по навѣту діавола, попущеніемъ Промыслителя Бога, дало поводъ къ нѣкоторому раздору. Огорченный этимъ, Ѳома, обвиняя себя, говорилъ себѣ съ укоризною:

— «Что я мечтаю о себѣ!»

И уразумѣвъ, что настало время исполненія завѣтныхъ его желаній, простившись съ братіей и исповѣдавъ предъ ними скорбь сердца своего и преподавъ имъ духовное утѣшеніе, онъ удалился изъ монастыря для безмолвія въ одну пустыню. Оставшись безъ начальника, какъ овцы безъ пастыря, иноки пожелали возвращенія преподобнаго; они отправились на поиски и долго искали его, пока не дошли до той самой пустыни, гдѣ поселился преподобный, въ безмолвіи перенося и зимнюю стужу и солнечный зной, вмѣняя первую въ тепло, а второй — въ прохладу. И умоляли они преподобнаго возвратиться въ монастырь, а чтобы утишить скорбь его, говорили:

— «Зачѣмъ ты изнуряешь себя столь суровымъ житіемъ? — подумай: вѣдь мы созданы изъ персти земной и уже по сему самому носимъ въ себѣ немощь, такъ что намъ не по силамъ совершенно отрѣшиться отъ свойственной намъ немощи».

Но Ѳома остался непреклоненъ и только, уступая желанію монаховъ, позволилъ имъ устроить для себя небольшую келлію. Когда она была устроена, преподобный вошелъ въ нее и, преклонивъ колѣна на землю, произнесъ:

— «Да будетъ сіе благоугодно Тебѣ, Господи; пришедшихъ же къ моему недостоинству мужей сподоби возвратиться».

Иноки удалились, оставивъ своего вождя духовнаго въ пустынномъ уединеніи. Но послѣ того, какъ-бы по нарочитому извѣщенію, къ святому подвижнику начали со всѣхъ сторонъ приходить благочестивые люди — міряне, желавшіе принять иноческое постриженіе, и просили преподобнаго, чтобы онъ позволилъ имъ жить у него въ послушаніи. Всѣхъ таковыхъ, какъ приходящихъ на служеніе Господу, онъ облекалъ въ монашескую одежду, и двоихъ, какъ первыхъ учениковъ Христовыхъ, нарекъ именами апостоловъ, — одному давъ имя Іоанна, а другому Петра, и съ ними возносилъ усиленнѣйшія молитвы Богу.

Но для виновника зла — діавода нестерпимо было видѣть свои козни и злоумышленія побѣжденными. И вотъ онъ навелъ на преподобнаго, прежде всего, комаровъ въ такомъ множествѣ, что блаженный не могъ даже говорить: комары нападали на него, и когда онъ лежалъ, и когда вставалъ на молитву, — набиваясь ему въ ротъ, они проникали даже до гортани. И скудная пища и все, что было въ келліи святаго, всегда наполнялось множествомъ комаровъ. Три года продолжалась такая напасть, но преподобный не только безъ ропота и воздыханій претерпѣвалъ сіе, но еще благодарилъ Бога, испрашивая себѣ отпущенія грѣховъ. Потомъ, когда по волѣ Божіей, нападеніе комаровъ прекратилось, появились большія мухи, которыя кусали преподобнаго и какъ-бы острыми стрѣлами пронзали его, изнуренное воздержаніемъ, тѣло. Миновала и эта напасть, продолжавшаяся такъ же три года. Но послѣ того на преподобнаго напали муравьи, которые заползали къ нему и въ глаза, и въ ноздри, но онъ, какъ крѣпкій дубъ, оставался непоколебимъ въ подъятомъ имъ подвигѣ терпѣнія. Видя такую твердость блаженнаго старца, переносившаго эти девятилѣтнія напасти, какъ-бы мимолетныя, однодневныя, искуситель напалъ на него еще съ бóльшею, неистовѣйшею злобою. Зная, что человѣку, отъ созданія почтенному образомъ Божіимъ, присуще по природѣ отвращеніе къ змѣѣ, какъ орудію перваго грѣха (Быт. 3, 1-6. 14-15), коварникъ, чтобы разрушить душевный миръ преподобнаго и вселить въ его сердцѣ чувство озлобленія, равно какъ и у его сподвижниковъ, наслалъ на него множество змѣй. Это многимъ можетъ показаться невѣроятнымъ, но то не было какимъ-либо только привидѣніемъ. Змѣи являлись не въ воображеніи преподобнаго Ѳомы, но на самомъ дѣлѣ подползали, окружали его, и не однажды, или дважды, а постоянно. И не одинъ годъ, или два года, но цѣлыхъ одиннадцать лѣтъ святый окружаемъ былъ ими, и ни разу не произнесъ онъ ропота. Отъ змѣй не свободно было и ложе его; онѣ гнѣздились и тамъ во время его отдыха. Но, охраняемый промышленіемъ Божіимъ, преподобный оставался невредимъ отъ нихъ.

Однажды блаженный отецъ совершалъ Божественную безкровную службу; служеніе приближалось къ концу, и вотъ откуда-то выползъ громадный змѣй и, какъ кольцомъ, опоясалъ собою всю церковь, въ которой совершалось священнодѣйствіе. Прислуживавшій преподобному инокъ вышелъ предъ тѣмъ изъ церкви, чтобы принести потребную при священнодѣйствіи теплоту, а змѣй, сначала какъ-бы опоясавшій собою церковь, въ это время свернулся у порога церковнаго, представляя собою огромный клубокъ. И вотъ произошло дивное чудо: совершавшій Богослуженіе преподобный, удивляясь, почему не подается по обычаю своевременно теплота, оглянулся и увидѣлъ чудовище, лежащее у порога, а прислуживавшаго инока стоящимъ въ трепетномъ ужасѣ, и, исполнившись Духа Святаго, сказалъ брату:

— «Входи и не бойся».

Самъ же продолжалъ святое дѣло. Ободренный отеческимъ повелѣніемъ инокъ, какъ-бы на крыльяхъ, перескочилъ черезъ змѣя и вошелъ въ церковь. По окончаніи Божественной службы, блаженный старецъ въ священномъ облаченіи подошелъ къ порогу, гдѣ лежало чудовище, и сказалъ:

— «Если это появленіе твое здѣсь, змѣй, означаетъ кончину твою помощію Бога моего, то слѣдуй за мною».

Змѣй схватился зубами своими за край одежды святаго и послѣдовалъ за нимъ; Ѳома же отошелъ отъ церкви на разстояніе полета стрѣлы изъ лука и, зайдя въ дебрь, гдѣ была глубокая яма, остановился и началъ молиться; ко многимъ молитвамъ онъ присоединилъ и такую:

— «Боже, давшій власть вѣрующимъ въ Тебя наступать на змѣй и скорпіоновъ, благоволи, Господи, и мнѣ меньшему наступить на гортань змѣя, по слову Твоему» (Лук. 10, 19)!

Какъ только преподобный произнесъ сію молитву, змѣй тотчасъ поднялся съ мѣста и низвергся въ пропасть; съ нимъ осыпались и края этой пропасти, такъ что на томъ мѣстѣ образовалась заравненная котловина. Возблагодаривъ Бога, старецъ возвратился въ свою келлію. А затѣмъ послѣдовало и новое дивное чудо: змѣи, гнѣздившіяся подъ келліею преподобнаго и столько лѣтъ устрашавшія его, при видѣ его святаго лица, какъ-бы спасаясь отъ огненнаго опаленія, внезапно всѣ ушли въ то мѣсто, гдѣ погибъ и змѣй — чудовище. Тамъ, волею Божіею, ихъ погибло многое множество, и птицы нападали на нихъ и поѣдали.

Съ того времени святый Ѳома, освободившись отъ искушенія и напастей, получилъ отъ Бога даръ исцѣленій и прорицаній, но вмѣстѣ съ тѣмъ еще съ бóльшимъ стараніемъ заботился онъ о своемъ духовномъ совершенствованіи, устремляя свое вниманіе особенно на соблюденіе подвига безмолвія. А такъ какъ къ нему безпрестанно приходили искавшіе наставленій и вынуждали его нарушать безмолвіе, то онъ началъ обыкновенно удаляться въ нагорное мѣсто своей пустыни; предъизбранные же имъ, приближенные ученики, по его завѣту, руководствовали и братію и приходящихъ: Іоаннъ распоряжался при совершеніи молитвъ и службъ церковныхъ, а Петръ назидалъ по благодатному дару прозорливства. И хотя все это такъ устроилось, но духовная сила отеческаго наставничества не была ослаблена тѣмъ, потому что во всемъ проявлялось одно произволеніе, — всѣхъ окормляла воля старца-отца, любовію котораго всѣ окрылялись и направлялись на путь спасенія.

Когда, такимъ образомъ, въ уединенной обители все шло установившимся порядкомъ, однажды благочестивый греческій царь Левъ, сынъ Василія [3], имѣя въ сердцѣ своемъ нѣкое недоумѣніе, изложилъ о томъ въ письмѣ и, запечатавъ его своею царскою печатью, отправилъ оное съ нарочитымъ посломъ къ преподобному старцу, желая получить отъ него разрѣшеніе своего недоумѣнія. Царскій посолъ отправился, и едва приблизился онъ къ порогу келліи блаженнаго отца, послѣдній, выходя ему на встрѣчу, подалъ свое запечатанное письмо и сказалъ:

— «Пріими сіе, братъ, и возвратись къ пославшему тебя».

Такое обстоятельство привело посланнаго въ ужасъ, и онъ, недоумѣвая, возразилъ:

— «Какой же отвѣтъ я дамъ пославшему меня касательно его письменнаго запроса, когда ты даже и въ руки не взялъ царскаго писанія?»

На это преподобный отвѣчалъ ему:

— «Довольно, чадо: такъ хочетъ Богъ».

Принявъ отъ святаго Ѳомы посланіе, посланный возвратился и разсказалъ царю о случившемся и весьма удивилъ его. Когда же царь прочиталъ отвѣтъ старца и нашелъ въ немъ разрѣшеніе своего недоумѣнія, то выразилъ настойчивое желаніе лично видѣть преподобнаго. Но Ѳома чуждался міра и по своему смиренномудрію уклонился отъ представленія царю. Объ этомъ, впрочемъ, уже только впослѣдствіи и притомъ кратко сообщено было однимъ изъ учениковъ его. Всякій, кто имѣлъ какую либо душевную потребность, безбоязненно, не смущаясь дальностію разстоянія и времени, обращался къ преподобному и получалъ ожидаемое духовное утѣшеніе, а равно и тѣлесное здоровье. И такъ много лѣтъ и многихъ руководствуя въ духовной жизни, достигнувъ глубокой старости, преподобный отецъ, послѣ непродолжительной болѣзни, предалъ духъ свой Богу [4].

Примѣчанія:
[1] Это было прозвище, данное преподобному Ѳомѣ.
[2] Виѳинія — сѣверо-западная область Малой Азіи, лежавшая по берегамъ Чернаго моря, Босфора и Константинопольскаго пролива.
[3] Левъ VI Мудрый, сынъ Василія Македонянина. Византійскій императоръ, — царствовалъ съ 886-911 г.
[4] Преп. Ѳома Дефуркинъ скончался въ X вѣкѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 287-292.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0