Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Декабрь.
День девятый.

Память святой пророчицы Анны, матери пророка Самуила.

Святая и блаженная Анна пророчица происходила изъ города Армаѳема, находившагося въ нагорной сторонѣ удѣла сыновъ Ефремовыхъ [1], и состояла въ супружествѣ съ Елканою, мужемъ изъ колѣна Левіина [2]. Такъ какъ она была неплодна и не рождала дѣтей, то Елкана, мужъ ея, взялъ себѣ другую жену — Феннану, которая рождала ему дѣтей, и онъ радовался съ нею. Огорчаемая поношеніемъ безчадства [3] не только отъ соперницы своей — Феннаны, но и отъ мужа, хотя и любившаго ее, и отъ сосѣдей и родственниковъ, Анна сильно скорбѣла и много молилась Богу, ревностно исполняя заповѣди закона Божія; каждое утро и каждый вечеръ возносила она свои святыя приношенія, чтобы Господь избавилъ ее отъ этого поношенія и даровалъ ей чадородіе. Елкана каждогодно со всѣмъ семействомъ своимъ ходилъ въ положенное закономъ время изъ своего города въ Силомъ [4], чтобы рукою первосвященника Илія [5] приносить жертву Господу Богу Вседержителю [6]. И вотъ однажды, послѣ жертвоприношенія Богу, Елкана, раздѣляя между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть роздалъ Феннанѣ и ея сыновьямъ и дочерямъ, а другую отдалъ Аннѣ, такъ какъ онъ любилъ ее болѣе Феннаны, хотя у нея и не было дѣтей: отъ этого завистію и досадою исполнилось сердце Феннаны, а для Анны это послужило источникомъ новыхъ, еще бóльшихъ, огорченій и оскорбленій. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала и не ѣла и не находила отрады въ утѣшеніяхъ своего любящаго мужа (1 Цар. 1, 5. 8); лицо ея огорчилось, и она не знала, что дѣлать. По окончаніи жертвенной трапезы, Анна, отпустивъ мужа съ семействомъ, одна поспѣшила къ скиніи и, повергшись на землю, излила предъ Богомъ сердечную скорбь свою и дала слѣдующій обѣтъ:

— «Господи Саваоѳъ! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, вспомнишь обо мнѣ и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабѣ Твоей дитя мужескаго пола, то я отдамъ его Тебѣ въ даръ на всѣ дни жизни его».

Между тѣмъ, какъ Анна молилась такъ долгое время, первосвященникъ Илій, сидѣвшій у дверей скиніи, обративъ на нее вниманіе и замѣтивъ, что уста ея двигаются, а голоса не слышно, сказалъ ей:

— «Доколѣ ты будешь пьяною? вытрезвись отъ вина твоего и иди отъ лица Господня!»

— «Нѣтъ, господинъ мой, — отвѣчала Анна, — я жена, скорбящая духомъ, вина я не пила; но изливаю душу мою предъ Богомъ; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо отъ великой печали моей и отъ скорби моей я говорила доселѣ».

Тогда Илій сказалъ:

— «Иди съ миромъ, и Богъ Израилевъ исполнитъ прошеніе твое».

И Богъ дѣйствительно не отвергъ моленія Анны, и не только устами Илія сподобилъ, такимъ образомъ, даровать ей плодъ, но и сподобилъ родившагося потомъ отъ нея сына пророческаго дара.

Воспріявши съ несомнѣнною вѣрою обѣтованіе Божіе, Анна съ радостію возвратилась къ мужу своему, и чрезъ нѣсколько времени зачала и родила Самуила [7], бывшаго впослѣдствіи пророкомъ и руководителемъ народа Израильскаго. Когда младенецъ вскормленъ былъ грудью, Анна въ надлежащее время взяла его съ собою и пошла въ сопровожденіи мужа въ Силомъ. Тамъ она опять поверглась предъ Господомъ Богомъ, воздавая Ему благодареніе. По принесеніи жертвы, отецъ и мать подвели Самуила къ первосвященнику Иліи, и Анна сказала ему:

— «Господинъ мой! я — та женщина, которая здѣсь при тебѣ стояла и молилась Господу о семъ дитяти, и исполнилъ Господь прошеніе мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на всѣ дни жизни его — служить Господу».

Илій благословилъ Анну и сказалъ:

— «Да подастъ Господь тебѣ дѣтей вмѣсто Самуила». Возрадовалась Анна и, поклонившись предъ святилищемъ, въ избыткѣ сердца воспѣла молитвенную пѣснь: утвердися сердце мое въ Господѣ, вознесеся рогъ мой въ Бозѣ моемъ, расширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасеніи Твоемъ [8].

Послѣ сего, Елкана съ благочестивою супругою своею возвратились въ Армаѳемъ; Самуилъ же остался при скиніи служить Господу. Впослѣдствіи Анна имѣла еще трехъ сыновей и трехъ дочерей и уже въ глубокой старости переселилась въ вѣчныя обители [9].

Примѣчанія:
[1] Армаѳемъ, иначе Рама — городъ въ области Цуфъ, прилегавшій къ удѣлу колѣна Веніаминова. Въ этомъ городѣ имѣлъ свой домъ Самуилъ, когда былъ судіею Израильскаго народа; здѣсь онъ и проживалъ тогда и помазалъ Саула на царство (1 Цар. 7, 17; 9, 5-27 и 10, 1-2).
[2] Колѣно Левія не имѣло своего удѣла; левиты жили среди другихъ колѣнъ (Втор. 18, 1-2).
[3] Чадородіе у Евреевъ знаменовало благословеніе Божіе, а безчадство, наоборотъ, почиталось знаменіемъ неблаговоленія Божія и поношенія среди людей.
[4] Силомъ — городъ въ колѣнѣ Ефремовомъ, почти въ срединѣ земли обѣтованной, по эту сторону Іордана. Здѣсь, по переходѣ черезъ Іорданъ и по завоеваніи земли обѣтованной, поставлена была скинія Моисеева (походный храмъ Іудейскій); здѣсь Евреи молились, оправляли свои праздники и имѣли свои совѣщанія. Нынѣ остались однѣ развалины древняго города.
[5] Илій — первосвященникъ и вмѣстѣ судія Израильскій, изъ рода Иѳамара, младшаго сына Ааронова, первый соединившій въ своемъ лицѣ и духовную и свѣтскую власть. Онъ имѣлъ кроткій характеръ, внушавшій къ нему любовь и довѣріе и нелицемѣрное правосудіе, за которое народъ благословлялъ его; но доброта его доходила до слабости, что особенно обнаружилось въ его отношеніяхъ къ своимъ сыновьямъ — Офни и Финеесу, которые, будучи священниками, позволяли себѣ разныя безчинія въ скиніи, почему Господь, послѣ неоднократнаго вразумленія, наказалъ ихъ позорною смертію въ плѣну.
[6] Согласно закону Моисееву (см. Исх. 23, 17).
[7] Съ еврейскаго языка: «услышанный Богомъ», «испрошенный отъ Бога».
[8] Эта чудно-возвышенная, полная пророческаго созерцанія таинъ Промыслительнаго домостроительства, проникнутая глубокимъ смиреніемъ, пѣснь изложена во 2-й главѣ первой книги Царствъ и читается такъ: «Возрадовалось сердце мое въ Господѣ; вознесся рогъ мой въ Богѣ моемъ; широко разверзлись уста мои на враговъ моихъ, ибо я радуюсь о спасеніи Твоемъ. Нѣтъ столь святаго, какъ Господь, ибо нѣтъ другаго, кромѣ Тебя; и нѣтъ твердыни, какъ Богъ нашъ. Не умножайте рѣчей надменныхъ; дерзкія слова да не исходятъ изъ устъ вашихъ; ибо Господь есть Богъ вѣдѣнія, и дѣла у Него взвѣшены. Лукъ сильныхъ преломляется, а немощные препоясываются силою, сытые работаютъ изъ хлѣба, а голодные отдыхаютъ; даже безплодная раждаетъ семь разъ, а многочадная изнемогаетъ. Господь умерщвляетъ и оживляетъ, низводитъ въ преисподнюю и возводитъ; Господь дѣлаетъ нищимъ и обогащаетъ, унижаетъ и возвышаетъ. Изъ праха подъемлетъ. Онъ бѣднаго, изъ бренія возвышаетъ нищаго, посаждая съ вельможами и престолъ славы даетъ въ наслѣдіе; ибо у Господа основанія земли, и Онъ утвердилъ на нихъ вселенную. Стопы святыхъ Своихъ Онъ блюдетъ, а беззаконные во тьмѣ исчезаютъ; ибо не силою крѣпокъ человѣкъ. Господь сотретъ препирающихся съ Нимъ; съ небесъ возгремитъ на нихъ. Господь святъ. Да не хвалится мудрый мудростію своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатствомъ своимъ, но желающій хвалиться да хвалится тѣмъ, что разумѣетъ и знаетъ Господа. Господь будетъ судить концы земли и дастъ крѣпость Царю Своему и вознесетъ рогъ Помазанника Своего». — Имя Мессіи произнесено въ первый разъ; оно соотвѣтствуетъ наименованію Царя, и означаетъ Помазанника, получившаго свыше особенные дары Святаго Духа. Царемъ-Мессіею, или Христомъ, здѣсь названъ Тотъ обѣтованный Избавитель, Котораго Іаковъ, въ благословеніи Іудѣ, предрекъ подъ именемъ Примирителя, Которому должны покориться народы (Быт. 49, 10), и Самъ Богъ въ бесѣдѣ съ Моисеемъ нарекъ Пророкомъ изъ среды братьевъ его (Втор. 18, 18-19).
[9] За 1.100 лѣтъ до Рождества Христова.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 257-259.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0