Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День восьмой.

Сказаніе о преподобномъ Кириллѣ Челменскомъ или Челмогорскомъ [1].

Преподобный Кириллъ Челменскій подвизался въ XIV столѣтіи.

Онъ родился въ концѣ XIII вѣка [2]. Двадцати лѣтъ отъ рода преподобный оставилъ міръ и поселился въ Новгородскомъ монастырѣ преподобнаго Антонія Римлянина [3], гдѣ и принялъ иноческое постриженіе. Шесть лѣтъ пробылъ новопостриженный подвижникъ въ обители преподобнаго Антонія, а потомъ отправился странствовать по другимъ монастырямъ и ходилъ въ теченіе трехъ лѣтъ. Переходя съ одного мѣста на другое, странникъ пришелъ наконецъ въ 1316 году на гору Челму [4]. Въ то время ему исполнилось 30 лѣтъ. Три года уединенно подвизался преподобный въ пустыни. Потомъ пришелъ къ нему другой подвижникъ по имени Корнилій, родной братъ его [5]. Но проживъ на Челмѣ немного времени, Корнилій оставилъ брата, — самъ удалился для подвига безмолвія въ другую пустыню. Преподобный Кириллъ снова остался одинъ на горѣ Челмѣ и съ большимъ усердіемъ продолжалъ работать Господу.

Святая жизнь отшельника въ пустынномъ уединеніи все-таки не укрылась отъ людей. Слава о преподобномъ Кириллѣ, какъ о великомъ подвижникѣ, проникла въ окрестныя села. И къ преподобному начали приходить многіе христіане за благословеніемъ, ради назиданія и духовной пользы. Но не одни православные получали пользу отъ духовныхъ даровъ святаго. Его вліяніе простиралось и на тѣхъ окрестныхъ жителей, которые еще не были просвѣщены свѣтомъ Христовой вѣры. Въ окрестныхъ мѣстахъ Челмы жила Чудь, — финское племя, имѣвшее свой языкъ и свою языческую вѣру. Христіанъ среди Чуди тогда почти не было. И вотъ трудами преподобнаго Кирилла христіанство среди нихъ стало успѣшно распространяться. Многіе Чудины вскорѣ приняли святое крещеніе. Новокрещенные приходили къ преподобному и слушали его наставленія о вѣрѣ, о святомъ крещеніи и о всѣхъ заповѣдяхъ Божіихъ.

Такъ въ постѣ, молитвѣ и апостольскихъ трудахъ преподобный Кириллъ прожилъ въ пустынѣ 52 года. Въ глубокой старости, 82-хъ лѣтъ онъ отошелъ ко Господу. Блаженная кончина преподобнаго послѣдовала 8 декабря 1368 года.

Спустя нѣсколько лѣтъ послѣ преставленія преподобнаго Кирилла стали приходить на Челму искатели пустыннаго подвига. Два такихъ подвижника устроили гробницу надъ могилою святаго. Но они скоро ушли изъ Челменской пустыни. Прошло еще нѣсколько лѣтъ и въ пустынѣ преподобнаго Кирилла поселился іеромонахъ Арсеній. Къ нему стали собираться боголюбивые пустыннолюбцы. Образовалась община въ 24 человѣка. Сподвижники построили храмъ во имя Богоявленія Господня, завели пашни и огороды. Такъ возникъ монастырь. Однако вскорѣ его постигло несчастіе: церковь отъ молніи сгорѣла. Братія воздвигли другой храмъ, теплый, въ честь Успенія Пресвятыя Богородицы. Къ нему пристроили трапезу. Въ новую обитель, или пустынь начали стекаться почитатели преподобнаго Кирилла для поклоненія мощамъ его, приносили сюда свѣчи, ѳиміамъ и все необходимое для пустынниковъ.

Между тѣмъ при мощахъ преподобнаго начали совершаться многочисленныя чудеса, и слава о новомъ чудотворцѣ распространилась по святой Руси. Поэтому Челмогорская обитель быстро умножалась, и Успенская церковь стала тѣсна. Тогда братія своими трудами и съ помощью усердныхъ мірянъ выстроили болѣе обширный храмъ въ честь Богоявленія Господня съ придѣломъ во имя Великомученицы Екатерины. Это произошло въ 1419 году. Братіи въ обители было тогда до 80 человѣкъ. Они выстроили себѣ келліи, и пустынь превратилась въ общежительный монастырь, который сталъ называться Челмогорскимъ [6].

Господь прославилъ преподобнаго Кирилла многочисленными чудесами. Разскажемъ лишь немногія изъ нихъ.

Іеромонахъ Германъ, подвизавшійся тридцать лѣтъ въ обители, впалъ въ предсмертную болѣзнь. Къ больному разъ пришелъ его зять Венедиктъ. Германъ предложилъ ему взять съ монастырскаго двора двѣ скотины. Венедиктъ поблагодарилъ Германа и возвратился домой. Когда больной остался одинъ, поздно вечеромъ онъ увидѣлъ слѣдующее: въ келліи было свѣтло какъ днемъ; предъ иконами была возжена свѣча; въ углу стоитъ старецъ въ иноческой одеждѣ и молится Богу. По окончаніи молитвы старецъ обратился къ больному иноку съ такими словами:

— «Іеромонахъ Германъ! прельстился ты суетою міра сего. Вмѣсто того, чтобы созидать, ты расхищаешь, губя свою душу и души тѣхъ, которымъ повелѣваешь брать монастырское. Думаешь восполнить ихъ нищету, но они сильнѣе обнищаютъ. Зачѣмъ ты дѣлаешь это? Зачѣмъ монастырское сокровище разоряешь и велишь зятю своему и дочери брать монастырскую скотину. Великій грѣхъ принимаешь ты на себя и тяжкое осужденіе».

Сказавъ это, чудный старецъ сталъ невидимъ. Германъ же почувствовалъ страхъ и трепетъ. На другой день утромъ къ нему опять пришелъ зять. Германъ разсказалъ ему о видѣніи преподобнаго и повѣдалъ все, что говорилъ ему чудотворецъ. Потомъ, обратившись къ Венедикту, Германъ далъ такое завѣщаніе:

— «Чадо мое! Господа ради, послѣ смерти моей не бери изъ монастыря то, что я позволилъ тебѣ взять. Берегись, да не погибнутъ души наши по слову преподобнаго».

Отъ этихъ словъ Венедиктъ пришелъ въ ужасъ. А больной старецъ продолжалъ:

— «И не только не берите ничего изъ обители, но сами пекитесь о семъ святомъ мѣстѣ».

Сказавши это, Германъ скончался. Такъ преподобный Кириллъ охранялъ отъ расхищенія свою обитель.

Въ пятнадцати поприщахъ отъ обители находилось село Лядины, въ которомъ въ половинѣ XVII столѣтія жилъ священникъ Іоаннъ, знавшій иконописное художество [7]. Почитая преподобнаго Кирилла, Іоаннъ желалъ написать его образъ. И вскорѣ онъ удостоился видѣнія во снѣ. Онъ видѣлъ, будто находится въ Челмогорской обители въ церковномъ притворѣ; въ самой же церкви ликъ святителей и преподобныхъ со множествомъ священниковъ и иноковъ совершаютъ молебенъ. И вотъ одинъ изъ діаконовъ подошелъ къ Іоанну и сказалъ:

— «Смотри сіе; что видишь, такъ и напиши; поможетъ тебѣ Богъ, если ты захочешь исполнить это».

При этомъ онъ указалъ на икону, изображающую многихъ святыхъ, посреди которыхъ выдѣлялся одинъ, и, обращая на него вниманіе Іоанна, діаконъ продолжалъ:

— «Если желаешь написать образъ Кирилла Челмогорскаго, то пиши его такимъ, какъ видишь на этой иконѣ».

Іоаннъ пристально всмотрѣлся въ ликъ святаго и запомнилъ его черты. Послѣ видѣнія онъ могъ бы написать образъ святаго. Но проходилъ день за днемъ, а ему все не удавалось осуществить своего желанія.

Спустя три года Іоанну было второе видѣніе. Великимъ постомъ послѣ всенощнаго бдѣнія онъ легъ отдохнуть, утомленный службой. И снова увидѣлъ во снѣ, что находится въ Челмогорской обители и молится у гроба преподобнаго Кирилла. Спустя немного онъ видитъ самого чудотворца, сидящимъ во гробѣ въ иноческой одеждѣ. Рука святаго была приподнята кверху и возложена на главу. Святый обратился къ Іоанну съ такими словами:

— «Смотри на меня. Ты желаешь написать мой образъ, — пиши такъ, какъ меня видишь. Старайся и понуждай себя на это дѣло».

Послѣ этихъ словъ Іоаннъ проснулся, объятый страхомъ и трепетомъ. Спустя нѣкоторое время онъ отправился въ Каргополь и разсказалъ о своемъ видѣніи одному іерею. Тотъ одобрилъ его намѣреніе написать образъ преподобнаго и повѣдалъ ему, что и самъ онъ видѣлъ во снѣ святаго именно такимъ, какимъ онъ явился Іоанну. Затѣмъ Іоаннъ сообщилъ о томъ же нѣкоторымъ старцамъ и, получивъ благословеніе ихъ, скоро написалъ образъ преподобнаго Кирилла, на которомъ изобразилъ чудотворца сидящимъ, какъ его видѣлъ. Затѣмъ отдалъ этотъ образъ въ Челмогорскую обитель, — что случилось въ іюнѣ мѣсяцѣ 1656 года.

При обители преподобнаго Кирилла проживала добродѣтельная инокиня Марѳа, которая исполняла различныя монастырскія службы. Въ теченіе многолѣтней жизни при монастырѣ ей пришлось слышать и видѣть много чудесъ, совершенныхъ святымъ угодникомъ. И вотъ какое чудо разсказала она жизнеописателю преподобнаго Кирилла.

Въ Челмогорскую обитель пожертвовали коня. Вскорѣ конь пропалъ. Много искали его, но нигдѣ не могли найти. Прошло 40 дней, уже потеряли всякую надежду отыскать его и рѣшили, что конь или украденъ злыми людьми, или съѣденъ звѣрями. Вдругъ въ одну субботу вечеромъ, когда совершалось всенощное бдѣніе, Марѳа, работавшая въ это время на скотномъ дворѣ, увидѣла, что пропавшій конь возвращается на монастырскій дворъ, а за нимъ слѣдомъ идетъ инокъ въ багровидной одеждѣ. Когда конь подошелъ къ воротамъ, старецъ отворилъ ихъ и впустилъ его, а самъ пошелъ къ монастырю.

Когда окончилась служба, іеромонахъ Мисаилъ пришелъ на скотный дворъ. Увидѣвъ коня, онъ удивился; потомъ спросилъ Марѳу, — кто привелъ его. Она же отвѣчала:

— «Я думала, что ты, отче, пригналъ его къ воротамъ, а самъ направился къ монастырю».

Тогда Мисаилъ догадался, что это сдѣлалъ преподобный Кириллъ, пошелъ въ церковь и воздалъ благодареніе Богу у гроба преподобнаго за то, что онъ даровалъ обители заступника и молитвенника и дивнаго хранителя не только людей, но и скотовъ.

Крестьянинъ Іоаннъ Шмыгинъ, жившій въ Каргопольской волости, по наущенію діавола, возымѣлъ злое намѣреніе обокрасть церковь Челмогорской обители и похитить казну монастырскую. Онъ выждалъ удобное время и отправился къ обители, которая находилась въ 40 верстахъ отъ его села. Немного не доходя до монастыря, злоумышленникъ скрылся въ лѣсной чащѣ, чтобы дождаться ночи. Наступила ночь, и онъ вдругъ увидѣлъ инока въ багровидной одеждѣ, идущаго прямо къ нему. Старецъ подошелъ къ Іоанну и остановился. Видя, что нельзя скрыться, крестьянинъ почувствовалъ великій страхъ. Старецъ же сказалъ ему:

— «Іоаннъ! Зачѣмъ ты замыслилъ это? Зачѣмъ дерзаешь на церкви обители моей? Удержись отъ такого дѣла и покайся въ своемъ согрѣшеніи. Знай, что ни татіе, ни хищницы царствія Божія не наслѣдуютъ [8]. Если же ты не оставишь своего намѣренія, погибнешь лютою смертью на землѣ, и въ будущемъ вѣкѣ примешь муку вѣчную».

Сказавъ это, инокъ сталъ невидимъ. Іоаннъ понялъ, что предъ нимъ былъ самъ преподобный. Одержимый великимъ страхомъ, онъ возвратился обратно домой и разсказалъ о бывшемъ ему явленіи чудотворца.

Одинъ человѣкъ изъ города Каргополя, неизвѣстный по имени, долгое время былъ боленъ желудочною болѣзнью. Желая получить исцѣленіе, онъ пришелъ въ Челмогорскую обитель. Въ это время шла вечерня. Но больной не пошелъ въ храмъ ко гробу преподобнаго, а направился прямо на ночлегъ, гдѣ и расположился вмѣстѣ съ другими богомольцами. Когда всѣ уснули и онъ забылся тонкимъ сномъ, явился ему святолѣпный инокъ съ жезломъ въ рукѣ и сказалъ:

— «Развѣ ты не понимаешь, что кто приходитъ къ врачу и прогнѣвляетъ его, тотъ не получитъ исцѣленія. А ты, неразумный, идешь прежде на ночлегъ, а не въ церковь Божію».

При этихъ словахъ инокъ ударилъ его своимъ жезломъ. Больной вскочилъ и, крича отъ страха, сталъ наносить удары спящимъ богомольцамъ. Испуганные богомольцы говорили ему:

— «Что случилось съ тобой?»

Онъ же разсказалъ имъ все, что было съ нимъ въ видѣніи. На другой день больной пошелъ въ церковь ко гробу чудотворца, и здѣсь, по совершеніи молебна преподобному Кириллу, получилъ исцѣленіе отъ своей болѣзни.

Одинъ разъ, въ сухое лѣтнее время, послѣ службы, въ Богоявленской церкви забыли загасить горящую свѣчу на паникадилѣ. Прошло три дня и, когда монастырскій екклезіархъ [9] вошелъ въ храмъ, онъ увидѣлъ слѣдующее. Отъ горящей свѣчи, упавшей на гробницу преподобнаго Кирилла, затлѣлся верхній покровъ; на немъ выгорѣлъ шелковый крестъ, нашитый на ткань покрова, истлѣла и ткань, но далѣе огонь не распространился, хотя подъ сгорѣвшимъ покровомъ было еще два. Такъ Господь спасъ отъ огня обитель и гробъ преподобнаго Кирилла.

Но въ 1674 году наканунѣ праздника Рождества Христова въ Челмогорской обители случился пожаръ: загорѣлась церковь Успенія Пресвятыя Богородицы. Іеромонахъ Макарій, замѣтившій дымъ въ церкви, побѣжалъ тушить пожаръ. Скоро онъ понялъ, что погасить пламя нельзя и бросился выносить изъ церкви книги, иконы и различную утварь. Онъ вбѣжалъ въ алтарь, но тамъ было такъ жарко и дымно, что Макарій, задыхаясь, упалъ на полъ за престоломъ. Вскорѣ прибѣжали монахи и окрестные поселяне, но потушить пожаръ не могли. Стали искать Макарія и, съ трудомъ проникши чрезъ окно въ алтарь, нашли его безъ признаковъ жизни. Вытащили его черезъ окно изъ алтаря, отнесли въ келлію и положили на одрѣ. Немного времени спустя замѣтили, что Макарій слабо дышетъ. Долго больной оставался въ постели, не имѣя силъ ни говорить, ни смотрѣть. И только потомъ онъ сталъ бесѣдовать и понемногу принимать пищу. Такъ онъ пролежалъ около 40 дней. Въ день праздника Срѣтенія Господня больной увидѣлъ, что къ его одру приближаются два благолѣпныхъ инока. Онъ поклонился имъ и принялъ благословеніе. Всмотрѣвшись пристально въ лица старцевъ, Макарій узналъ въ одномъ изъ нихъ преподобнаго Макарія Желтоводскаго [10], а въ другомъ преподобнаго Кирилла Челмогорскаго. Довольно долго небесные гости стояли нередъ больнымъ и смотрѣли на него. Потомъ сказалъ одинъ другому:

— «Видишь-ли, братъ, старца сего, который безъ помощи Божіей хотѣлъ погасить пламень и самъ едва не сгорѣлъ?»

Старецъ, къ которому были обращены эти слова, по виду Макарій Желтоводскій, сказалъ:

— «Этотъ старецъ нашъ: онъ у насъ ставился и въ нашей обители обѣщался служить».

Кириллъ же отвѣчалъ на это:

— «Нѣтъ, онъ нашъ, — у насъ теперь служитъ и терпитъ».

Потомъ оба сиросили Макарія:

— «Скажи намъ, кому изъ насъ ты служишь?»

Больной отвѣчалъ:

— «Я обѣщался служить Макарію, но изъ его обители изгналъ меня іеромонахъ Григорій; нынѣ же я служу преподобному Кириллу».

Тогда преподобный Кириллъ спросилъ больного:

— «Макарій! хочешь-ли быть живымъ и здоровымъ?»

— «Да, честный отче!» — отвѣчалъ больной.

Кириллъ взялъ свою мантію и, приблизившись къ Макарію, велѣлъ произнести ему слова: «Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ». Самъ же прикоснулся мантіею къ глазамъ больного и потеръ ихъ. Макарій произнесъ приказанныя ему слова и тотчасъ прозрѣлъ, началъ говорить и сталъ слышать, какъ и прежде.

У клирика Іоанна было двое дѣтей: мальчикъ двухъ съ половиной лѣтъ и дѣвочка пяти лѣтъ. Однажды дѣти играли на колокольнѣ. Вдругъ поднялась буря и пошелъ сильный дождь. Дѣти испугались, и дѣвочка, взявши на руки маленькаго брата, понесла его по лѣстницѣ внизъ. Но дѣти сорвались съ лѣстницы и упали на полъ замертво. Прибѣжали отецъ и мать. Пораженные горемъ, въ первое время они произносили только одни слша: «Господи, помилуй!» но потомъ обратились съ молитвой къ преподобному Кириллу:

— «Преподобный отче, Кирилле, — будь теплымъ молитвенникомъ къ Богу и Его Пречистой Матери: воскреси дѣтей нашихъ. Ты, новый свѣтильникъ, возсіявшій чудесами въ странахъ нашихъ. и ходатай къ Богу. Прими наши горькіе вопли и слезы сердечныя».

Обезумѣвшіе отъ горя, они дали обѣтъ отдать въ обитель преподобнаго Кирилла свою скотину, если преподобный услышитъ ихъ молитву и воскреситъ дѣтей. Плача и молясь святому, родители метались около своихъ несчастныхъ дѣтей. Вдругъ дѣти разомъ встрепенулись и какъ бы проснулись отъ сна. У нихъ много вышло крови и лица ихъ опухли, глаза не глядѣли и уста почернѣли. Родители перенесли ихъ въ свой домъ и стали ухаживать за ними. Вмѣстѣ съ тѣмъ они непрестанно молились Богу и преподобному Кириллу о дарованіи ихъ дѣтямъ выздоровленія; обѣщались отправиться въ обитель и тамъ вознести молитву. И преподобный Кириллъ услышалъ ихъ молитву: скоро дѣти выздоровѣли.

Примѣчанія:
[1] Житіе преп. Кирилла составлено въ XVII в. Іоанномъ, клирикомъ Лекшмозерской Петропавловской церкви, ставшимъ впослѣдствіи (съ 1652 г.) священникомъ села Лядины (въ 17 верстахъ отъ Челмогорской обители). Такъ какъ въ распоряженіи Іоанна было слишкомъ мало свѣдѣній о древнемъ подвижникѣ, то, при составленіи житія его, онъ многое заимствовалъ дословно изъ житія преп. Нила Столобенекаго (память его 7 декабря). Въ предлагаемомъ «Сказаніи о преп. Кириллѣ» передаются только извѣстія, полученныя Іоанномъ вѣроятно изъ монастырскихъ записей.
[2] Годъ рожденія преподобнаго указывается — 1286.
[3] Память преп. Антонія 3 августа. Его монастырь основанъ въ первой полов. XII в.
[4] Гора Челма находится въ Каргопольскомъ уѣздѣ, въ 53-хъ верстахъ отъ города, при устьѣ р. Челмы, надъ озеромъ Челмозеромъ.
[5] Корнилій, который въ древнемъ житіи называется преподобнымъ, не могъ быть Корниліемъ Комельскимъ: онъ жилъ гораздо позже († 1538 г. Память его 19 мая). Едва ли то былъ и преп. Корнилій Палеостровскій († 1420 г. Память его 21 августа).
[6] Дальнѣйшая судьба Челмогорской обители такова. Въ 1721 году она находилась подъ властью архимандритовъ Спасо-Строкиной пустыни (близъ Каргополя). Въ 1764 г. была упразднена. Но въ XIX стол. получила самостоятельность и теперь управляется строителями.
[7] Этотъ священникъ Іоаннъ написалъ житіе преподобнаго Кирилла и описалъ чудеса его.
[8] 1 посланіе къ Коринѳ. гл. 6, ст. 10.
[9] Екклезіархъ — слово греческое (ἐκκλεσιάρχης значитъ — начальникъ храма. Екклезіархъ былъ главнымъ надзирателемъ надъ церковію и распорядителемъ во время богослуженія.
[10] Память преп. Макарія Желтоводскаго 25 іюля.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 503-511.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0