Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 34.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День восьмой.

Житіе преподобнаго отца нашего Патапія.

Въ Египтѣ, на рѣкѣ Нилѣ, былъ городъ, называвшійся Ѳивы [1]. Въ этомъ городѣ родился блаженный Патапій. Родители его были христіане и воспитали своего сына въ благочестіи и страхѣ Божіемъ. Достигнувъ совершеннолѣтія, онъ презрѣлъ суету міра сего и, оставивъ домъ свой, родителей и друзей, принялъ иночество. Удалившись въ пустыню Египетскую, онъ жилъ для Бога, подвизаясь въ постѣ, молитвахъ и многоразличныхъ отшельническихъ трудахъ. Когда о немъ узнали и многіе стали приходить къ нему и прославлять его за добродѣтельную жизнь, онъ возскорбѣлъ, что безмолвіе его нарушается и что его хвалятъ уста человѣческія. Оставивъ Египетъ, онъ пришелъ въ Константинополь. Здѣсь онъ затворился въ келліи, устроивъ ее близъ Влахернъ [2], при городской стѣнѣ, и пребывалъ въ безмолвіи, какъ-бы въ пустынѣ, нѣкимъ невѣдомый, кромѣ Единаго Бога, бесѣдуя только съ Богомъ въ непрестанной молитвѣ. Но какъ не можетъ укрыться городъ, стоящій на вершинѣ горы (ср. Матѳ. 6, 14), такъ не можетъ находиться въ неизвѣстности и человѣкъ добродѣтельный, достигшій совершенной святости. Самъ Богъ прославляетъ прославляющихъ Его и исполнившихся благодати Его и открываетъ другимъ на пользу. Такъ и сей мужъ, совершенный въ святости и обильно надѣленный благодатью чудотворенія, открываемый и прославляемый Богомъ, скоро былъ обрѣтенъ, какъ сокровище, сокрытое на полѣ [3]. Ибо одинъ христіанскій юноша, будучи слѣпъ отъ рожденія, руководимый Самимъ Богомъ пришелъ къ келліи преподобнаго отца Патапія и просилъ блаженнаго помолиться Богу о дарованіи ему зрѣнія, дабы видѣть все твореніе Божіе и отъ него приходить въ совершеннѣйшее познаніе Самого Творца и прославлять Его. Преподобный, видя его вѣру, умилосердился надъ нимъ и сказалъ:

— «Во имя Іисуса Христа, дающаго слѣпымъ свѣтъ, а мертвымъ — жизнь, прозри».

И тотчасъ раскрылись у слѣпорожденнаго глаза и онъ сталъ видѣть, и прославилъ и возблагодарилъ Бога. Юноша былъ извѣстенъ многимъ; посему видя, что онъ прозрѣлъ, всѣ удивились и стали спрашивать, какъ это случилось; онъ же не скрылъ имени чудотворца и благодѣтеля своего, чрезъ коего получилъ отъ Бога исцѣленіе. Слава объ этомъ чудѣ и о преподобномъ пронеслась въ народѣ и съ тѣхъ поръ многіе стали приходить къ Патапію, испрашивая его молитвъ.

Одинъ знатный Византіецъ страдалъ водянкой, и все тѣло его опухло. Много тратилъ онъ на врачей денегъ, ища отъ нихъ исцѣленія и не получая. Услышавъ о святомъ Патапіи, онъ повелѣлъ нести себя къ нему и со слезами просилъ святаго, чтобы онъ исцѣлилъ его тѣлесную немощь цѣлебною благодатію Божіею. Безмездный врачъ сначала усердно помолился о немъ Богу, затѣмъ осѣнилъ его крестнымъ знаменіемъ и помазалъ святымъ елеемъ, и потомъ вся вода, отягчавшая его тѣло, вытекла естественными путями, вся внутренность его очистилась, и онъ сталъ совершенно здоровъ.

Другой юноша страдалъ отъ злого бѣса, который гонялъ его по горамъ и пустынямъ, то повергая въ огонь и воду, чтобы погубить его, то низвергая его съ высокихъ и крутыхъ горъ, чтобы разбить и сокрушить все тѣло его. Онъ и погубилъ бы юношу, если бы укрѣпляющая сила Божія не предохраняла его отъ постояннаго врага злобы и совершенной гибели. Однажды бѣсъ со страшной быстротой гоня этого юношу на берегъ моря, съ цѣлію потопить его въ пучинѣ, встрѣтилъ на пути преподобнаго Патапія, вышедшаго для сего изъ своей келліи, по Божію повелѣнію, чтобы освободить твореніе, созданное по подобію Божію, отъ рабства діавольскаго. Увидѣвъ блаженнаго еще издали, бѣсъ устремился къ нему, вращая глазами, испуская пѣну, скрежеща зубами и грозя избить его. Приблизившись къ святому, онъ закричалъ:

— «О, горе! И здѣсь снова Патапій! что мнѣ дѣлать, куда дѣваться, гдѣ жить мнѣ послѣ столькихъ трудовъ? Едва обрѣлъ я себѣ жилище, и вотъ теперь меня силою гонятъ изъ него. Поистинѣ страшенъ ты, Назарянинъ [4], и власть Твоя повсюду и надъ всѣми. Куда мнѣ идти? Если я пойду въ пустыню, или въ городъ, или куда либо еще, — Ты тамъ прежде меня и прогоняешь меня однимъ крестнымъ знаменіемъ и единымъ Твоимъ именемъ. Я побѣжденъ, сокрушенъ и изгнанъ!»

Говоря это, нечистый бросилъ юношу на воздухъ, а чудотворецъ Патапій, изобразивъ въ воздухѣ перстомъ крестное знаменіе, запретилъ духу, говоря:

— «Изыди, печистый духъ, и удались въ пустыню; такъ повелѣваетъ тебѣ чрезъ меня Христосъ, силу Котораго ты невольно исповѣдалъ».

Какъ только святый произнесъ это, бѣсъ повергъ юношу на землю и вышелъ изъ него чрезъ уста, какъ дымъ. Придя въ себя, юноша плакалъ отъ радости и приписывалъ свое избавленіе отъ нечистаго духа прежде всего Богу, а также и преподобному Патапію.

У одной женщины болѣла грудь. Признанная врачами безнадежною, она пришла къ преподобному, когда болѣзнь ея усилилась и въ ранѣ появились во множествѣ черви. Припавши къ ногамъ его, она съ рыданіемъ и усердной мольбой просила его объ исцѣленіи. Святый, осѣнивъ язву крестнымъ знаменіемъ, тотчасъ же исцѣлилъ ее. Совершивъ множество другихъ чудесъ, преподобный отецъ нашъ Патапій приблизился къ блаженной своей кончинѣ и въ глубокой старости отошелъ къ Богу, Коему угождалъ всю свою жизнь [5]. Погребенъ онъ былъ съ честію въ церкви святаго Іоанна Предтечи, во славу Христа Бога нашего во святыхъ Своихъ прославляемаго, Ему же со Отцемъ и Святымъ Духомъ подобаетъ честь и поклоненіе тю вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ѳивы — древняя столица Верхняго (Южнаго) Египта.
[2] Влахерны — мѣстность въ Константинополѣ на западномъ углу города; во времена процвѣтанія Византійской имперіи славилась по всему Востоку своими святынями.
[3] Выраженіе Евангельской притчи. Ср. Матѳ. 14, 44.
[4] Разумѣется Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Которому евреи, а велѣдъ за ними язычники усвоили это наименованіе.
[5] Преп. Патапій скончался въ началѣ VII вѣка. У св. Андрея Критскаго есть два слова на день Патапія и сказаніе о чудесахъ и успеніи его. Жизнь его написана святымъ Андреемъ вслѣдствіе явленія ему Патапія во снѣ, такъ какъ св. Андрей сначала слыша много чудеснаго о Патапіи, съ пренебреженіемъ и недовѣріемъ относился къ сему.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 242-245.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0