Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День седьмой.

Житіе преподобнаго отца нашего Нила Столобенскаго, Новгородскаго чудотворца [1].

Видя высокую жизнь пустынника, исконный врагъ нашего спасенія, діаволъ, возсталъ на него со всею злобою. Первоначально онъ старался устрашить святаго и изгнать его изъ пустыни разными привидѣніями. Принимая на себя видъ страшныхъ звѣрей, зміевъ и гадовъ, бѣсы устремлялись на преподобнаго съ дикимъ свистомъ и воплемъ. Святый же, какъ мечемъ, отражалъ демонскія нападенія крестнымъ знаменіемъ и усердными молитвами. Посрамленный твердостью пустынника, діаволъ внушилъ разбойникамъ замыселъ убить святаго Нила. Но преподобный, принесши молитву Богу о помощи, безтрепетно вышелъ къ нимъ навстрѣчу съ своею келейною иконою Пресвятой Богородицы, — и сила Небесной Заступницы превратила злодѣевъ въ боязливыхъ и кроткихъ людей. Разбойникамъ показалось, что святаго сопровождаетъ цѣлый полкъ вооруженныхъ воиновъ; въ ужасѣ они упали на землю къ ногамъ преподобнаго Нила, и, открывъ ему свое злое намѣреше, просили прощенія въ грѣхѣ. Кроткій и незлобивый подвижникъ сказалъ имъ:

— «Не ваше это дѣло, чада, но общаго нашего врага. діавола, ненавистника всего добраго въ родѣ человѣческомъ».

И преподавъ имъ наставленіе бросить злодѣйства, преподобный съ миромъ отпустилъ разбойниковъ. Попрежнему онъ прилагалъ труды къ трудамъ и подвиги къ подвигамъ, возсылая день и ночь благодарственныя молитвы къ Богу.

Прошло нѣсколько лѣтъ со времени поселенія преподобнаго Нила въ пустынѣ Серемхской. По окрестнымъ селеніямъ прошелъ слухъ объ его богоугодной жизни, и многіе изъ благочестивыхъ жителей этихъ селеній стали приходить къ святому за молитвою и наставленіями. И всѣ они получали отъ него, какъ отъ неоскудѣвающаго источника премудрости и благочестія, великое утѣшеніе, — и преподобнаго Нила превозносили похвалами за его дивные подвиги и милосердіе. Тяжело было смиренному подвижнику отъ похвалъ людскихъ. Боясь потерять награду отъ Бога за свои труды, онъ сказалъ самъ себѣ:

— «Что мнѣ дѣлать? — За грѣхи свои я несу подвигъ пустыни. Самъ Владыка мой Христосъ далъ намъ образъ смиренія, и не велѣлъ добрыя дѣла творить напоказъ людямъ, но совершать ихъ въ тайнѣ, чтобы Отецъ Небесный, видя въ тайнѣ, воздалъ явно (Матѳ. 6, 4). Лучше мнѣ отойти отъ мѣста сего, ибо, принимая честь отъ людей, могу сдѣлать тщетными труды свои и, изнуривъ свою плоть, боюсь лишиться награды».

И съ того времени преподобный Нилъ началъ днемъ и ночью молиться Богу и Пречистой Его Матери, взывая къ Ней:

— «Пресвятая Владычица, Мати Христа Бога нашего! Ты знаешь, что всю мою надежду по Богѣ я на Тебя возлагаю. Ты же Сама, какъ вѣдаешь, наставь меня на путь, которымъ я долженъ идти, чтобы спастись».

Матерь Божія исполнила его прошеніе: однажды преподобный на молитвѣ немного задремалъ и вдругъ слышитъ голосъ, говорящій ему:

— «Нилъ! выйди отсюда и иди на островъ Столобное; на немъ ты можешь спастись».

Преподобный исполнился радости, слыша небесный гласъ, благодаря Пречистую Богородицу, что не презрѣла моленія его. Съ тѣхъ поръ подвижникъ сталъ разспрашивать объ этомъ островѣ своихъ посѣтителей. Ему сказали, что островъ Столобное находится на озерѣ Селигерѣ, въ 7 верстахъ отъ города Осташкова [7], что мѣсто то пустынно и никто не живетъ на немъ. Получивъ нужныя свѣдѣнія объ островѣ, преподобный оставилъ Серемхскую пустыню, въ которой подвизался 13 лѣтъ (съ 1515 по 1528 годъ), и съ радостію отправился въ путь, возложивъ надежду на Бога, Спасителя человѣковъ [8].

Пришедши на островъ Столобное, преподобный Нилъ обошелъ его, увидѣлъ, что онъ весьма удобенъ для уединеннаго, безмолвнаго житія, и поселился тамъ. Островъ этотъ очень невеликъ; на немъ росъ вѣковой лѣсъ, а въ лѣсу вызрѣвало множество всякихъ ягодъ. Преподобный возлюбилъ это красивое мѣсто, окруженное со всѣхъ сторонъ водами Селигера. На островѣ Столобномъ возвышается гора, тогда покрытая сосновымъ боромъ. Поднявшись на гору, преподобный молитвой благодарилъ Бога за то, что не презрѣлъ моленіе его, но привелъ на мѣсто сіе.

— «Се, Господи, покой мой, — говорилъ пустынникъ, — се жилище мое во вѣки вѣковъ».

Послѣ слезныхъ молитвъ, подвижникъ началъ устраивать себѣ жилище. Онъ выкопалъ въ горѣ небольшую пещеру, въ которой находилъ кратковременный покой отъ трудовъ своихъ. Въ ней онъ прожилъ одну зиму; съ наступленіемъ весны, изъ лѣсу, росшаго на островѣ, построилъ себѣ на той же горѣ небольшую келейку и часовню [9]. Въ строгомъ уединеніи преподобный началъ свои труды и подвиги, радуясь духомъ, вознося умъ свой къ небесному, помышляя всегда о часѣ смертномъ и о праведномъ воздаяніи въ будущей жизни; тѣло и душу онъ упражнялъ во всенощныхъ стояніяхъ и молитвахъ; безпрестанно поучался въ законѣ Господнемъ и изливалъ душу свою предъ Господомъ во псалмѣхъ, и пѣніихъ и пѣснѣхъ духовныхъ, поя и воспѣвая въ сердцѣ своемъ Господу (Ефес. 5, 19): «ибо на Него, — говорилъ святый, — уповала душа моя и Онъ былъ мнѣ Помощникомъ».

Пищу преподобный пріобрѣталъ своими трудами: онъ воздѣлывалъ землю мотыкою [10]: сѣялъ хлѣбъ и сажалъ овощи, и такимъ образомъ ѣлъ хлѣбъ, по слову Писанія (Быт. 3, 19), въ потѣ лица своего.

Ненавистникъ добра — діаволъ, воздвигъ брань на преподобнаго и здѣсь, на островѣ Столобномъ, какъ прежде въ пустынѣ Серемхской.

Однажды онъ явился подвижнику видимымъ образомъ и обратился къ нему съ такими словами:

— «Выйди отсюда, монахъ! Зачѣмъ ты пришелъ на это мѣсто? Самъ видишь, что мѣсто это пусто и ни къ чему непригодно, а окрестные жители злы. Зачѣмъ ты хочешь трудиться здѣсь безъ пользы?»

Преподобный же, оградивъ себя крестнымъ знаменіемъ, произнесъ псаломъ: да воскреснетъ Богъ и расточатся врази Его (Псал. 67, 1 и слѣд.); тогда діаволъ исчезъ, какъ дымъ, и сталъ невидимъ.

Въ другой разъ, когда Нилъ оканчивалъ въ келліи своей всенощное бдѣніе, діаволъ пришелъ къ нему въ видѣніи съ цѣлымъ полчищемъ бѣсовъ; они принесли съ собой веревки и, окруживъ келлію святаго, какъ будто оцѣпили ее веревками и неистово кричали:

— «Потащимъ келью и бросимъ ее въ озеро».

Но блаженный не устрашился; онъ вознесъ пламенную молитву къ Богу объ избавленіи отъ напасти и говорилъ:

Внуши, Боже молитву мою, и не презри моленія моего (Псал. 54, 1). Господи, Защитниче мой! обыдоша мя бѣси, яко пчелы сотъ и разгорѣшася яко огнь въ терніи, и именемъ Господнимъ противляхся имъ (Псал. 117, 12).

Услыша слова молитвы, сатана со всѣмъ воинствомъ возопилъ:

— «Не знаю, что мнѣ и дѣлать теперь? вотъ ты совершенно побѣдилъ меня и все воинство мое. Но знай, что я не отступлю отъ тебя, пока не одолѣю и не смирю тебя».

Преподобный, съ твердымъ упованіемъ на Бога, дерзновенно отвѣтилъ діаволу:

— «Будь ты проклятъ, нечистый, и всѣ дѣла твои. Слава же и честь и поклоненіе Единому Истинному Богу нашему, попирающему и повергающему тебя подъ ноги любящимъ Его. Знай нынѣ, окаянный и безстыдный, что я и всѣ уповающіе на имя Господне не убоимся тебя и всѣхъ привидѣній твоихъ».

Такъ, при всѣхъ ухищреніяхъ своихъ, духъ злобы не могъ отвлечь преподобнаго отъ любви Христовой, удалить его съ пустыннаго острова и, побѣжденный крѣпкимъ дерзновеніемъ къ Богу, оставилъ святаго.

Ненависть людей также осталась безсильной противъ подвижника, одинокаго и безоружнаго, но сильнаго надеждой на Господа.

Такъ, въ одно время, жившіе противъ Столобнаго острова поселяне, завидуя святому, что онъ — дальній и чуждый пришлецъ — одинъ владѣетъ и пользуется островомъ, а они, сосѣдніе жители, не извлекаютъ изъ него никакихъ выгодъ, пришли на островъ рубить лѣсъ, чтобы потомъ сжечь его здѣсь же и распахать землю для посѣва. Преподобный умолялъ ихъ:

— «Оставьте мнѣ боръ по крайней мѣрѣ на одной горѣ».

На этой горѣ была келлія его. Но они не послушали подвижника. Возбуждаемые бѣсовскимъ внушеніемъ и завистью, крестьяне хотѣли совсѣмъ прогнать преподобнаго съ уединеннаго острова или предать его смерти. Они вырубили весь лѣсъ, оставивъ одну только сосну близъ жилища преподобнаго. Затѣмъ зажгли срубленныя деревья, надѣясь, что огонь дойдетъ до келліи святаго и она сгоритъ. Дѣйствительно, огонь разлился по острову, съ шумомъ и трескомъ сжигая срубленныя деревья, угрожая соснѣ, стоявшей близъ келліи преподобнаго, и самой келліи, и ея обитателю. Тогда святый Нилъ слезно молился къ Богу объ избавленіи отъ напасти, воспѣвая псаломъ Давида:

— «Боже, въ помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущіи душу мою. Да возвратятся вспять и постыдятся хотящіи ми злая» (Псал. 69, 1-3). И милосердый Господь не оставилъ Своего раба, уповающаго на Него, но услышалъ молитву его вскорѣ и избавилъ отъ напасти. Когда огненное пламя, съ яростію истреблявшее деревья, дошло до горы, гдѣ стояла келлія святаго, то вдругъ, по мановенію Божію, угасло, какъ-бы залитое водой. Увидѣвъ скорую милость Божію, преподобный возрадовался духомъ и возблагодарилъ Господа, а его недоброжелатели со стыдомъ и страхомъ возвратились домой.

Но діаволъ чѣмъ болѣе терпѣлъ пораженій отъ святаго, тѣмъ съ большею яростію нападалъ на него. Онъ возбудилъ противъ святаго разбойниковъ. Пришли однажды на островъ къ преподобному разбойники, называемые «Кочененки» [11]. Они думали, что у преподобнаго много сокровищъ и хотѣли воспользоваться ими. Преподобный въ то время трудился внѣ келліи. Съ угрозой они кричали пустыннику:

— «Старикъ, сказывай гдѣ твое сокровище?»

Святый, ничего не имѣя у себя, кромѣ ветхаго рубища и одной келейной иконы Пресвятыя Богородицы, которая уже разъ спасла его отъ разбойниковъ, сказалъ имъ:

— «Чада! все мое сокровище — въ углу келліи».

Они бросились въ келлію святаго; но какъ только посмотрѣли въ передній уголъ, гдѣ стояла икона, внезапно ослѣпли, пораженные ея чуднымъ сіяніемъ. Объятые страхомъ, они пали ницъ на помостъ келейный и плакали. Преподобный вошелъ въ келлію и, увидѣвъ разбойниковъ въ такомъ положеніи, сказалъ имъ:

— «За чѣмъ пришли, чада, то и собирайте».

Разбойники просили у святаго прощенія въ своихъ согрѣшеніяхъ и открыли ему всѣ бывшія у нихъ злыя умышленія на него. Преподобный увѣщевалъ ихъ удаляться отъ худыхъ дѣлъ; они же съ горькими слезами умоляли святаго:

— «Прости насъ, отче, Бога ради прости, въ чемъ мы согрѣшили предъ Богомъ и предъ тобою, и молись о насъ».

Видя, что разбойники съ сердечнымъ сокрушеніемъ каются въ своихъ грѣхахъ, преподобный сжалился надъ ними, всталъ на молитву и долго со слезами молился о нихъ Богу. И Господь, милостиво преклоняющійся на молитвы рабовъ Своихъ, скоро даровалъ прозрѣніе покаявшимся разбойникамъ. Послѣ того они припали къ ногамъ святаго и воздали ему благодареніе. Онъ отпустилъ ихъ съ миромъ, заповѣдавъ при этомъ никому не разсказывать о случившемся. Разбойники при жизни преподобнаго молчали, по преставленіи же его подробно разсказали о томъ.

Очистившись отъ страстей пустынными подвигами и терпѣніемъ, преподобный Нилъ удостоился особыхъ даровъ Святаго Духа, которые проявлялись въ дивныхъ знаменіяхъ и чудесахъ. Преподобный сподобился дара прозрѣнія. Наиболѣе богобоязненные изъ Селигерскихъ рыболововъ посѣщали пустынника, когда ловили на озерѣ рыбу и приносили ему часть своего улова. Преподобный принималъ отъ нихъ рыбу съ благодареніемъ, какъ посланную Самимъ Богомъ, и питался ею во славу Божію. Одинъ разъ, окончивъ свою ловлю на озерѣ, рыболовы пристали къ Столобному острову и одного товарища послали съ рыбой къ преподобному Нилу. Увидавъ его еще издалека, святый закрылъ оконце келліи своей и не отзывался на стукъ и зовъ посѣтителя. Рыболовъ возвратился къ товарищамъ своимъ и разсказалъ о происшедшемъ. Товарищи спросили его:

— «Не сдѣлалъ ли ты, братъ, какого грѣха, что святый отвернулся отъ тебя?»

Онъ сознался имъ въ плотскомъ грѣхѣ. Тогда рыболовы послали съ рыбой къ преподобному другого товарища. Святый охотно принялъ даръ усердія и, благословивъ принесшаго, отпустилъ его съ миромъ. Придя къ своимъ, онъ разсказалъ, какъ охотно принялъ даръ отъ него пустынникъ, какъ благословилъ его. И рыболовы дивились дару прозрѣнія, которымъ обладалъ преподобный Нилъ.

Много лѣтъ подвизался преподобный на указанномъ ему отъ Бога островѣ. На мѣстѣ вырубленнаго и сожженнаго прежде Селигерцами лѣса поднялся новый, — и вотъ опять нашелся дерзкій человѣкъ, которыи пріѣхалъ ночью на островъ и сталъ рубить вновь выросшій лѣсъ на дрова. Имя этого поселянина было Стефанъ, прозваніе «Шамъ». Онъ или забылъ, что было прежде при порубкѣ лѣса на островѣ, или не вѣрилъ разсказамъ о знаменіяхъ благодати Божіей, ограждавшей преподобнаго, и не считалъ его святымъ. И вотъ когда Стефанъ нарубилъ цѣлый возъ дровъ и хотѣлъ уже ѣхать, вдругъ, какъ страшный громъ, раздался голосъ, говорившій:

— «Человѣче, перестань дѣлать непріятности рабу Божію!»

Крестьянинъ упалъ на землю и долго лежалъ, какъ мертвый. Когда онъ очнулся, какъ-бы отъ крѣпкаго сна, то опять пытался уѣхать съ нарубленнымъ лѣсомъ домой, но лошадь его не могла двинуться съ мѣста. Долго трудился Стефанъ, но все безъ успѣха, и отсюда понялъ, что сила Божія не попускаетъ ему съѣхать съ острова съ возомъ дровъ, ради молитвъ преподобнаго Нила. Поэтому, сложивъ съ воза нарубленныя дрова и обѣщаясь впредь никогда не рубить лѣса на Столобномъ островѣ, онъ отправился домой, но разсказалъ о чудѣ только послѣ преставленія святаго.

Преподобный Нилъ обладалъ также даромъ совѣта и разума духовнаго. Поселянинъ Ѳедоръ Харитоновъ, жившій нерадиво, пришелъ къ нему, оскверненный плотскимъ грѣхомъ. Преподобный, хотя и допустилъ его къ себѣ, но обличилъ въ грѣхѣ и далъ ему наставленіе и увѣщаніе вести чистую жизнь. Слушая со вниманіемъ наставленія святаго, Ѳеодоръ пришелъ въ страхъ Божій, началъ часто посѣщать преподобнаго для душеполезныхъ наставленій, провелъ остальное время жизни въ цѣломудріи и чистотѣ и скончался добрымъ христіаниномъ. Для простого народа, коснѣвшаго во тьмѣ невѣжества, преподобный Нилъ былъ поистинѣ свѣтильникомъ всесвѣтлымъ. На уединенный Столобный островъ, какъ прежде въ пустыню Серемхскую, къ подвижнику приходило множество народа, жаждавшаго получить отъ него наставленіе, совѣтъ, утѣшеніе, или молитвенную помощь. Особенно почитали святаго и часто бывали на островѣ Осташковскіе жители. Видя, какія чудеса творитъ Богъ по молитвамъ угодника Своего — преподобнаго Нила, благочестивые Осташковцы съ вѣрою начали призывать угодника Божія на помощь и прибѣгать къ его молитвамъ. Замѣчая на озерѣ обуреваемыхъ волнами пловцовъ, святый Нилъ своими молитвами укрощалъ вѣтры и избавлялъ плавающихъ отъ опасности потопленія; и во всякихъ скорбяхъ и напастяхъ онъ былъ скорымъ помощникомъ и утѣшителемъ для всѣхъ, призывавшихъ его имя въ подкрѣпленіе молитвъ своихъ.

Проводя дни и ночи въ молитвѣ и помышленіи о Богѣ, преподобный Нилъ не позволялъ себѣ и на краткое время ложиться на одръ. Когда же доходилъ до крайняго изнеможенія, то стоя на колѣнахъ, для отдыха онъ опирался руками на два большихъ деревянныхъ крюка, вбитые въ стѣнѣ его келліи. Преподобный Нилъ живо содержалъ всегда смерть въ памяти своей. Но чтобы еще болѣе усилить память смертную, подвижникъ еще за много лѣтъ до кончины, выкопалъ въ часовнѣ могилу и, поставивъ въ ней вытесанный своими руками гробъ, приходилъ къ нему каждый день плакать о грѣхахъ своихъ.

Среди неослабныхъ подвиговъ поста, бдѣнія и молитвъ, преподобный приблизился къ исходу изъ сей временной жизни, и Господь даровалъ ему извѣщеніе объ этомъ. Теперь подвижникъ усердно молилъ Бога, да сподобитъ его причаститься Святыхъ Христовыхъ Таинъ, и молитва его была услышана.

Вскорѣ послѣ того, по устроенію Божію, прибылъ на островъ Столобное, для посѣщенія преподобнаго, настоятель Никольскаго Рожковскаго монастыря [12] игуменъ Сергій, духовный отецъ подвижника, и принесъ съ собою святые Дары. Увидѣвъ отца духовнаго, преподобный исполнился великой радости. По его просьбѣ, игуменъ Сергій исповѣдалъ его и приобщилъ святыхъ Таинъ. Послѣ того, бесѣдуя съ Сергіемъ, преподобный Нилъ исполнился пророческаго вдохновенія и сказалъ своему духовному отцу:

— «Отче святый! по моемъ отшествіи къ Богу, на семъ островѣ Богъ воздвигнетъ храмъ въ прославленіе Своего Имени, и мѣсто сіе будетъ жилищемъ иноковъ» [13].

Когда же игуменъ разставался съ подвижникомъ, то преподобный сказалъ ему:

— «Отче святый! приди опять, посѣти меня грѣшнаго, приди Господа ради, приди».

Игуменъ обѣщался опять посѣтить преподобнаго и отправился въ свой монастырь. Оставшись одинъ, преподобный Нилъ всю наступившую ночь провелъ въ своей келліи на молитвѣ. По окончаніи ея, почувствовавъ крайнее изнеможеніе, онъ оперся подмышками на крюки и, въ такомъ положеніи, предстоя предъ Богомъ на молитвѣ, уснулъ вѣчнымъ сномъ. Кончина преподобнаго Нила послѣдовала 7-го декабря 1554 года. На другой день игуменъ Сергій и братія пришли посѣтить подвижника и нашли его уже почившимъ. Лицо святаго было свѣтло, какъ у живаго; вся келлія наполнилась благоуханіемъ. Опрятавъ честное тѣло преподобнаго и совершивъ надгробное пѣніе, игуменъ Сергій съ братіею положили его во гробъ, который самъ угодникъ приготовилъ для себя въ часовнѣ. Всего преподобный прожилъ въ пустынѣ 40 лѣтъ: у рѣки Серемхи 13 лѣтъ и 27 — на Столобномъ островѣ. Во все это время онъ неисходно пребывалъ въ пустынѣ: не выходилъ ни въ городъ, ни въ села, непрестанно молился Богу, Котораго возлюбилъ отъ утробы матери своея и отъ Котораго воспріялъ за то блага, уготованныя любящимъ Его.

Спустя немного лѣтъ по преставленіи преподобнаго Нила, на Столобенскій островъ пришелъ іеромонахъ Германъ, изъ братіи близъ лежащаго Николаевскаго Рожковскаго монастыря [14]. Много слыша о жизни и подвигахъ преподобнаго Нила, онъ питалъ къ нему въ душѣ великое благоговѣніе и любовь и желалъ, пополнивъ свѣдѣнія о святомъ, написать его житіе. Поэтому нѣсколько разъ онъ посѣщалъ Столобенскій островъ, какъ для мысленнаго общенія съ преподобнымъ, такъ и для того, чтобы слышанное о немъ повѣрить и пополнить на мѣстѣ свидѣтельствами лицъ, знавшихъ преподобнаго. Въ то время пустынный островъ стали посѣщать любители уединенія, и нѣкоторые проживали въ келліи преподобнаго Нила довольно долгое время.

Первымъ поселился здѣсь игуменъ одного изъ Новгородскихъ монастырей Антоній, съ которымъ Германъ прожилъ вмѣстѣ на островѣ три года; пустынники возобновили надъ могилой преподобнаго Нила часовню, а поверхъ могилы устроили гробницу и накрыли ее покровомъ. Проживъ три года, Антоній и Германъ оставили островъ. Въ это время надъ мощами преподобнаго, время отъ времени, начали совершаться чудеса и знаменія.

Приходящіе ко гробу угодника Божія, съ теплою вѣрою, больные и немощные получали исцѣленіе отъ своихъ недуговъ. Но тѣ, которые не почитали почившаго святаго, не берегли мѣста его подвиговъ, получали грозное вразумленіе. Проѣзжалъ разъ озеромъ въ Осташковъ Іоаннъ Куровъ. Онъ завернулъ къ острову Столобному, потомъ пошелъ въ часовню на гробъ преподобнаго Нила. Здѣсь Куровъ прельстился покровомъ, лежавшимъ на гробѣ святаго, и думалъ присвоить его себѣ. Когда онъ началъ поднимать покровъ, то увидѣлъ, что вмѣстѣ съ нимъ поднимается и гробница. Іоаннъ такъ испугался, что помѣшался умомъ, проболѣлъ полгода и исцѣлился только тогда, когда покаялся предъ гробомъ чудотворца.

Одинъ житель Осташкова хотѣлъ срубить большую сосну близъ келліи преподобнаго Нила, но невѣдомой силой былъ откинутъ далеко отъ нея, вразумился и просилъ прощенія у гроба святаго. Другой, рубя это дерево, сломалъ три топора и также съ раскаяніемъ вернулся домой. И долго, послѣ кончины преподобнаго Нила, на горѣ пустыннаго острова стояла эта сосна, видимая со всѣхъ сторонъ издалека, напоминавшая проѣзжавшимъ о мѣстѣ подвиговъ пустынника.

Около 1590 года Германъ снова пришелъ въ пустыню преподобнаго, которая уже славилась чудесами. Въ то время здѣсь жилъ странникъ Борисъ Холмогорецъ. При помощи многихъ боголюбивыхъ окрестныхъ жителей, Германъ и Борисъ построили на Столобномъ островѣ первую деревянную церковь во имя Богоявленія Господня съ придѣломъ во имя блаженнаго Василія, Христа ради юродиваго, Московскаго чудотворца [15].

Вскорѣ послѣ устроенія храма, написанъ ликъ преподобнаго Нила двумя иноками Вознесенскаго Оршина монастыря [16]. Ликъ преподобнаго писанъ былъ по разсказамъ тѣхъ, кто зналъ его при жизни и хорошо его помнилъ [17].

Вслѣдъ за этимъ, чрезъ сорокъ лѣтъ по преставленіи преподобнаго Нила, при содѣйствіи Божіемъ, собрались на островѣ иноки, построили келліи, обнесли всѣ строенія оградой и начали здѣсь жить. Такимъ образомъ устроился на Столобномъ островѣ, въ честь и память преподобнаго Нила, общежительный монастырь. Обитель эта приняла названіе по имени преподобнаго Нила и называется съ того времени и понынѣ Ниловою Пустынью [18]. Первымъ настоятелемъ (строителемъ) монастыря поставленъ былъ іеромонахъ Германъ [19].

Послѣ устроенія обители на Столобенскомъ островѣ, чудеса при гробѣ преподобнаго Нила не переставали совершаться. Упомянемъ два изъ нихъ.

Въ праздникъ Василія Блаженнаго (2 августа), когда въ пустынь собирались богомольцы — міряне съ женщинами и дѣтьми, два мальчика зашли въ часовню, гдѣ гробъ преподобнаго, и по неразумію начали играть, бросать одинъ въ другого рябиной. Внезапно загремѣлъ страшный громъ, дѣти обмерли и упали на землю. Когда народъ увидѣлъ мальчиковъ, лежавшихъ безъ движенія, стали служить угоднику молебенъ и призывать его на помощь. Дѣти пришли въ себя и разсказали, что когда они бросали рябину, то увидѣли старца, который велѣлъ имъ перестать; они не послушали его и отъ страшнаго грома упали на землю. По усердной молитвѣ родителей, дѣти возвратились домой здоровыми.

Исаія Травковъ, слуга боярина Бѣльскаго, проѣзжая разъ озеромъ Селигеромъ мимо Столобнаго острова, кощунственно говорилъ предъ своими спутниками:

— «Хотя ты, Нилъ, и святъ, а я всетаки проѣду мимо».

Когда Исаія вернулся домой, онъ внезапно захворалъ каменной болзнью. Ѣдучи въ другой разъ по озеру, Исаія почувствовалъ себя особенно плохо, еле дышалъ и говорилъ ѣдущимъ съ нимъ, что онъ умираетъ. Тутъ онъ вспомнилъ о своемъ кощунствѣ, понялъ, что наказанъ преподобнымъ и просилъ привести его на островъ Столобное. Какъ только вынесли Исаію на островъ, ему стало лучше; онъ самъ дошелъ до часовни, предъ гробомъ угодника Божія покаялся въ своемъ безуміи и получилъ исцѣленіе. Послѣ того преподобный Нилъ явился Исаіи во снѣ и сказалъ:

— «Почему ты не заѣзжаешь къ Нилу и говоришь, что онъ не творитъ чудесъ? А это развѣ не чудеса?»

И потомъ по книгѣ началъ читать сказаніе о чудесахъ своихъ. Послѣ того вразумленный Исаія почиталъ преподобнаго Нила великимъ чудотворцемъ.

Однако, не смотря на многочисленныя чудеса, болѣе ста лѣтъ святыя мощи преподобнаго Нила пролежали въ землѣ. Они были обрѣтены при такихъ обстоятельствахъ.

Въ августѣ 1665 года въ Ниловой пустыни произошелъ пожаръ: церковь и всѣ другія деревянныя зданія монастыря сгорѣли. Архіепископу Нектарію, управлявшему тогда Ниловымъ монастыремъ [20], пришла мысль построить въ обители каменную церковь. Онъ испросилъ на это разрѣшенія у царя Алексія Михайловича; но до начала строенія не дожилъ (скончался 15 января 1668 г.). Строеніе каменной церкви пришлось начинать его преемнику по управленію монастыремъ, игумену Герману II-му. По граматѣ патріаршаго мѣстоблюстителя, Новгородскаго митрополита Питирима [21], въ маѣ мѣсяцѣ 1667 года, приступили къ работамъ. Разобрана была деревянная часовня, временно устроенная послѣ пожара надъ гробницею преподобнаго Нила, и 24 мая начали копать рвы подъ фундаментъ новаго храма по составленному заранѣе чертежу; на другой день ровъ довели до того мѣста, гдѣ по чертежу линія его проходила въ полутора аршинахъ отъ гробницы преподобнаго.

Копали въ этомъ мѣстѣ братія монастыря, подъ наблюденіемъ игумена, чтобы не потревожить святыя мощи; но 27 мая земля, закрывавшая ихъ, сама собой внезапно осыпалась, и мощи преподобнаго обнаружились: гробъ и тѣло истлѣли, а кости всѣ оказались цѣлы [22].

Обрѣтеніе мощей святаго Нила предуказано было монастырю нѣкоторыми чудесными знаменіями и явленіями самого преподобнаго. Съ 17 на 18 мая, въ третьемъ часу ночи, іеромонахъ Ниловой пустыни Леонтій и монастырскіе работники ловили рыбу на озерѣ, въ 6 верстахъ отъ монастыря и видѣли надъ нимъ столпъ огненный, который стоялъ отъ земли до неба и потомъ спустился на землю. За два дня до обрѣтенія мощей, на восходѣ солнца, когда братія начинали копать ровъ близъ гробницы преподобнаго, работники монастыря, ловившіе рыбу въ 2 верстахъ отъ обители, видѣли надъ гробницею большую горящую свѣчу и подумали, что предъ гробомъ чудотворца совершаютъ молебенъ. Въ самый день обрѣтенія мощей явился преподобный Нилъ іеромонаху пустыни Александру, во время дневнаго отдыха его, повелѣвая ему воспрянуть отъ сна. Въ тотъ же день преподобный явился, лежа на одрѣ, и самому игумену Герману, какъ-бы живой и повелѣвая поднять себя съ одра.

Игуменъ Германъ съ братіею монастыря, воздавъ благодареніе Богу, съ глубокимъ благоговѣніемъ вынули святыя мощи изъ земли, положили ихъ въ новый деревянный гробъ и, накрывъ ихъ, поставили поверхъ земли. Потомъ отправили донесеніе объ этомъ царю Алексію Михайловичу и митрополиту Питириму. Въ іюнѣ мѣсяцѣ отъ митрополита отправлена была въ Нилову пустынь грамота, которою поручалось самому игумену съ братіею совершить открытіе святыхъ мощей [23]. При этомъ предписывалось, переложивъ святыя мощи въ новую раку, поставить ихъ — до окончанія каменнаго соборнаго храма — въ построенной на время деревянной Покровской церкви, а обрѣтеніе святыхъ мощей каждогодно праздновать 27 мая. Когда постройка каменнаго храма была окончена, святыя мощи торжественно перенесли сначала въ придѣлъ (въ 1669 г.) святаго Іоанна Богослова, а затѣмъ, въ 1671 году, когда каменный храмъ былъ освященъ, поставлены здѣсь на правой сторонѣ, повыше праваго клироса. Со времени открытія мощей, какъ и ранѣе его, при гробѣ преподобнаго Нила совершались многочисленныя чудеса. Неизсякаемо изливаются они для всѣхъ истинно вѣрующихъ и донынѣ [24].

Каждый годъ въ день обрѣтенія мощей преподобнаго Нила, 27 мая, совершается особенное торжество въ Столобенской пустыни: обнесеніе святыхъ мощей вокругъ монастыря и крестный ходъ изъ города Осташкова. Крестный ходъ отправляется въ Нилову пустынь по озеру Селигеру на особо устроенной баркѣ, на которой помѣщаются хоругви и иконы съ духовенствомъ; барку эту сопровождаетъ множество богомольцевъ на лодкахъ [25].

Примѣчанія:
[1] Древнее житіе преп. Нила написано въ самомъ концѣ XVI в. инокомъ Болдинскаго Герасимова монастыря Филоѳеемъ Пироговымъ по запискамъ о жизни и чудесахъ преподобнаго, составленнымъ Германомъ, первымъ игуменомъ Столобенскаго монастыря.
[2] Пятины — такъ назывались пять частей, на которыя дѣлились древнѣйшія и ближайшія владѣнія Новгорода Великаго. Онѣ носили названія: Вотская, Шелонская, Обонежская, Деревская и Бѣжецкая. Деревская пятина простиралась къ юго-востоку отъ Новгорода, между рѣками Мстою и Ловатью.
[3] Погостомъ въ древней Новгородской землѣ называлось какъ мѣсто, гдѣ стояла приходская церковь съ домами причта, такъ и весь приходъ, состоявшій изъ нѣсколькихъ деревень и вмѣстѣ съ тѣмъ составлявшій административный и податный сельскій округъ. Жабенскій погостъ находится нынѣ въ Валдайскомъ уѣздѣ, Новгородской губерніи. Въ память того, что преподобный Нилъ былъ родомъ изъ того погоста, въ немъ устроенъ придѣльный храмъ во имя преп. Нила.
[4] Монастырь Крыпцы или Крыпецкій находится въ 20 верстахъ отъ г. Пскова; основанъ преподобнымъ Саввою во второй половинѣ XV столѣтія (память преп. Саввы 28 августа). Существуетъ монастырь и въ настоящее время.
[5] Память его совершается Церковію 12 ноября.
[6] Рѣка Серемха или по другому названію Черемха, равно и озеро Серемо, изъ котораго она вытекаетъ, находятся въ Валдайскомъ уѣздѣ и принадлежитъ Ниловой пустыни, а земля близъ рѣки Серемхи, гдѣ подвизался преподобный Нилъ, принадлежитъ крестьянамъ Кровотынской волости и находится въ 26 верстахъ отъ пустыни. Здѣсь въ настоящее время — часовня и келлія, принадлежащія церкви села Кровотыни.
[7] Селигеръ — озеро Тверской (Осташковскаго уѣзда) и Новгородской (Демьянскаго и Валдайскаго уѣздовъ) губерній. Наибольшая длина 80 верстъ, ширина около 30 верстъ. На озерѣ насчитывается около 160 острововъ. Островъ Столобное (или Столобенскій, также Столбенскій) находится въ предѣлахъ Тверской губерніи, Осташковскаго уѣзда; въ окружности онъ имѣетъ 670 саженей; къ югу отъ него въ 7 верстахъ находится городъ Осташковъ, къ западу въ 4 верстахъ погостъ Рожокъ, къ сѣверу и востоку селенія Кровотынской волости. Столобенскій островъ въ XVI столѣтіи состоялъ въ вотчинѣ боярина Бѣльскаго, въ началѣ XVII столѣтія принадлежалъ боярину Ликову.
[8] Въ память пребыванія и подвиговъ преподобнаго Нила въ пустынѣ Серемхской съ давняго времени до 1772 года стоялъ въ пустыни деревянный крестъ, а съ 1772 года и понынѣ стоитъ деревянная часовня и невдалекѣ отъ нея келлія, принадлежащая теперь церкви села Кровотыни.
[9] Здѣсь, по кончинѣ преподобнаго, положено было честное тѣло его; въ настоящее время, на мѣстѣ часовни, стоитъ соборный храмъ Нило-Столобенскаго монастыря.
[10] Мотыка — кирка, заступъ, желѣзная лопатка.
[11] Названіе «Кочененки» взято отъ Коченовскихъ лѣсовъ, тянущихся и теперь на большое пространство отъ г. Осташкова къ Торжку. Въ нихъ тогда имѣли притонъ разбойники.
[12] Монастырь этотъ упраздненъ; на мѣстѣ его находится теперь погостъ, называемый «Рожокъ» — въ 4-хъ верстахъ къ западу отъ Ниловой пустыни.
[13] Это сбылось чрезъ 40 лѣтъ по преставленіи преподобнаго.
[14] Того самаго монастыря, игуменъ котораго Сергій былъ духовникомъ преподобнаго Нила.
[15] Память его празднуется 2 августа.
[16] Монастырь этотъ находится въ 20-ти верстахъ отъ города Твери внизъ по теченію Волги, на лѣвомъ берегу ея, при впаденіи въ нее рѣчки Орши. Когда и кѣмъ основанъ, неизвѣстно. Въ половинѣ XVI столѣтія уже существовалъ. Съ 1764 года монастырь заштатный.
[17] Послѣ этого было установлено мѣстное празднованіе памяти преподобнаго Нила. Въ 1599 г. инокъ Филоѳей, который составилъ житіе угодника, написалъ стихиры и канонъ преподобному.
[18] Разрѣшеніе на основаніе обители дано Герману отъ патріарха Іова. Построеніе храма и основаніе монастыря на Столобномъ островѣ произошло въ 1591-1594 годахъ.
[19] Строитель Германъ скончался въ 1614 году.
[20] Нектарій (Теляшинъ) еще въ дѣтствѣ поступилъ въ обитель преподобнаго Нила. Съ 1615 г. по 1636 г. управлялъ ею какъ строитель, затѣмъ былъ посвященъ въ архіепископа Тобольскаго. Въ 1640 г. по прошенію оставилъ каѳедру, снова вернулся въ Нилову пустынь и управлялъ ею до смерти. Своими заботами о строгомъ исполненіи общежительнаго устава, о трезвости иноковъ, о монастырской библіотекѣ, наконецъ опытнымъ веденіемъ хозяйства монастыря архіепископъ Нектарій привелъ его въ цвѣтущее состояніе.
[21] Питиримъ съ 1655 г. по 1664 г. былъ митрополитомъ Крутицкимъ, съ 1664 по 1672 г. митрополитомъ Новгородскимъ, затѣмъ съ 1672 по 1673 г. патріархомъ Всероссійскимъ. Съ 1658 г. по 1667 г. управлялъ епархіей въ званіи митрополита.
[22] Это событіе послѣдовало чрезъ 112 лѣтъ послѣ преставленія преп. Нила. Въ подлинномъ актѣ объ обрѣтеніи мощей угодника (грамата Новгородскаго митрополита Питирима отъ 10 іюня 1667 г.) сказано: «гробъ и тѣло его святое землѣ предадеся, а мощи его святыя (т. е. кости) цѣлы всѣ».
[23] Самъ митрополитъ былъ въ это время на соборѣ въ Москвѣ.
[24] При мощахъ преподобнаго Нила хранятся: келейная его икона Божіей Матери и извѣстная по чудесамъ схима святаго, лежавшая въ землѣ 112 лѣтъ и не подвергшаяся тлѣнію.
[25] Въ обители преподобнаго Нила съ древнихъ временъ установлено безплатное страннопріимство, на что ежегодно расходуются монастыремъ десятки тысячъ рублей. Приходящіе странники и богомольцы принимаются въ гостинницахъ и довольствуются всѣмъ потребнымъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 488-503.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0