Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День шестой.

Свѣдѣнія о житіи блаженнаго Максима митрополита [1].

Съ половины XII вѣка Кіевъ, «матерь градовъ русскихъ», постепенно утрачиваетъ прежнее значеніе средоточія государственной жизни Русской земли: онъ раздѣляетъ одинаковую участь со всей южной или приднѣпровской Русью. Южную Русь вели къ неизбѣжному запустѣнію какъ недостатки ея внутренняго строя, такъ и невыгодное положеніе на окраинѣ Европы по сосѣдству со степями, населенными полудикими кочевниками, исконными врагами Руси. Обнищаніе земледѣльческой рабочей части населенія, становившейся все въ бóльшую и бóльшую зависимость до полнаго порабощенія отъ немногочисленной, но богатой и вліятельной землевладѣльческой части; усобиды князей, сопровождавшіяся разграбленіемъ области побѣжденнаго князя-соперника и уводомъ въ плѣнъ ея жителей, которыхъ какъ рабовъ поселяли на земляхъ князя-побѣдителя и его дружины; наконецъ, двухвѣковая изнурительная борьба съ Половцами, которые дѣлали безпрестанные набѣги на смежныя со степыо границы Южной Руси, — обращали въ пустыри области, города, нивы и пастбища, а во второй половинѣ XII вѣка почти отрѣзали Кіевскую Русь отъ черноморскихъ рѣчныхъ путей къ Грекамъ, — отъ главнаго источника ея обогащенія, — таковы причины, въ корень подрывавшія общественный порядокъ и благосостояніе Кіевской Руси и дѣлавшія жизнь въ ней прямо невозможной. Поэтому съ половины XII столѣтія населеніе Южной Руси начинаетъ отливать изъ Приднѣпровья двумя неравномѣрными струями: меньшая часть населенія уходитъ на Западъ, на верховья Днѣстра и Вислы, въ глубь Галиціи и Польши, а бóльшая — на сѣверо-востокъ, въ междурѣчье Оки и Волги. Вызванное этимъ отливомъ населенія запустѣніе Южной Руси было настолько велико, что стольный Кіевъ обѣднѣлъ и обезлюдѣлъ. Разгромъ Кіева Татарами въ 1240 году надолго обращаетъ его въ ничтожный городокъ, беззащитное населеніе котораго терпѣло страшное угнетеніе съ одной стороны отъ Литвы, а съ другой отъ Татаръ. Въ то время какъ Южная Русь падаетъ, Сѣверная, благодаря необычному наплыву переселенцевъ изъ Приднѣпровья, возвышается, и сюда, естественно, за населеніемъ переносится средоточіе государственной и церковной жизни Руси. Такъ Суздальская сѣверо-восточная область, малозамѣтная еще въ началѣ XII вѣка, спустя столѣтіе, выступаетъ какъ господствующее княжество всей Русской земли. Поэтому уже предшественникъ блаженнаго Максима, Кіевскій митрополитъ Кириллъ бóльшую часть своего продолжительнаго управленія Русскою Церковію проводилъ въ разъѣздахъ по своей обширной митрополіи, не только изъ желанія лично надзирать за своей паствой, но и тяготясь тѣмъ несоотвѣтствіемъ, какое получалось отъ сохраненія за захудалымъ Кіевомъ прежняго значенія въ церковномъ управленіи. Во время своихъ путешествій по митрополіи Кириллъ часто приходилъ въ Сѣверную Русь между прочимъ и для свиданія съ ея великими князьями; онъ даже здѣсь и скончался, въ Переяславлѣ Залѣсскомъ [5].

Точно также поступалъ и блаженный Максимъ. Лѣтопись говоритъ объ немъ, что онъ «по обычаю своему ходилъ по всей Русской земли, уча и исправляя дѣла церковныя». Въ 1285 году блаженный Максимъ изъ Кіева отправился на Сѣверъ, въ Суздальскую область, а отсюда прошелъ въ Новгородъ, такъ какъ здѣсь временно находился великій князь Димитрій Александровичъ [6]. Изъ Новгорода митрополитъ заходилъ въ сосѣдній Псковъ. Затѣмъ скудныя историческія извѣстія о блаженномъ Максимѣ сообщаютъ, что въ 1288 и 1289 годахъ онъ прожилъ въ Кіевѣ; здѣсь за это время блаженный Максимъ рукоположилъ нѣсколькихъ епископовъ: въ 1288 году Владимірскаго и Суздальскаго Іакова и Ростовскаго Тарасія, а въ слѣдующемъ Тверского Андрея [7]. Въ 1295 году онъ снова посѣтилъ Сѣверную Русь, при чемъ, неизвѣстно за какую вину, свелъ съ каѳедры своего же ставленника, Владимірскаго епископа Іакова. Въ одно изъ своихъ архипастырскихъ путешествій блаженный Максимъ посѣтилъ Галичско-Волынскую область; здѣсь ему при встрѣчѣ Ратскій игуменъ, будущій митрополитъ, святый Петръ [8] поднесъ икону Пресвятой Богородицы своего письма.

Въ 1299 году Кіевъ подвергся столь сильному разграбленію отъ Татаръ, что весь городъ разбѣжался; поспѣшно удалился изъ Кіева въ Брянскъ [9], а отсюда въ Суздальскую землю и блаженный Максимъ, рѣшившій окончательно покинуть каѳедральный городъ Россійскихъ митрополитовъ и перенести столицу русской митрополіи на сѣверъ, во Владиміръ. Хотя и раньше какъ самъ блаженный Максимъ, такъ и его предшественникъ жили въ Кіевѣ только въ промежутки своихъ почти постоянныхъ путешествій по митрополіи, но здѣсь все-таки находился хозяйственный дворъ и домъ митрополита; здѣсь же жили и его клирошане или чиновники. Теперь же блаженный Максимъ перешелъ изъ Кіева во Владиміръ со всѣмъ своимъ имуществомъ и съ клирошанами. Это перенесеніе каѳедры изъ древняго города въ новый блаженный Максимъ совершилъ не безъ колебаній: его могло смущать недовольство, съ какимъ встрѣтили удаленіе митрополита князья и пастыри Юга и непрочность великокняжескаго престола на Сѣверѣ, переходившаго отъ одного князя къ другому, изъ удѣла въ удѣлъ. Придя во Владиміръ, блаженный Максимъ обратился съ теплою молитвою къ Богоматери, прося Ее о вразумленіи, и благостная Матерь всѣхъ христіанъ утѣшила смятеннаго митрополита Своимъ явленіемъ и одобрила его избраніе Владиміра каѳедральнымъ городомъ. Во Владимірскомъ Успенскомъ соборѣ хранится икона Максимовской Божіей Матери, на которой Пресвятая Богородица изображена стоящею во весь ростъ, а предъ Богоматерью колѣнопреклоненный блаженный Максимъ, пріемлющій изъ Ея рукъ омофоръ [10]. Подпись на иконѣ такъ объясняетъ ея происхожденіе: «Сей святый и чудотворный образъ Пресвятыя Богородицы написанъ бысть въ лѣто 6807 (1299) по видѣнію Максима митрополита Кіевскаго, гречанина родомъ, егда ему пришедшу отъ Кіева во Владиміръ и отъ путнаго шествія въ келліи своей мало уснувъ, абіе видитъ, яко наявѣ свѣтъ великъ и необыченъ, и въ томъ свѣтѣ явися ему Пречистая Дѣва Богородица, держащи на руку Превѣчнаго Младенца, и рекла: — Рабе Мой Максиме, добрѣ сотвори, яко пришелъ еси сѣмо посѣтити градъ Мой. И подавъ ему омофоръ, рекла: — прими сей омофоръ и паси во градѣ Моемъ словесныя овцы. Онъ же пріемъ возбудился отъ сна и въ келліи никого же видѣ, а омофоръ обрѣтеся въ руцѣ его; онъ же страхомъ объятъ бысть на многъ часъ, абіе (тотчасъ) повѣда великому князю Андрею, и построиша ковчегъ златъ и положиша въ него той омофоръ, и прославися сіе чудо по всей Русской землѣ и въ Палестинѣ; и повелѣ (митрополитъ) написати сей образъ тѣмъ подобіемъ, якоже видѣ. Омофоръ же, во время безбожнаго царевича Талича, егда плѣни градъ и разори [11], гдѣ скончася (куда пропалъ), неизвѣстно».

Перенесши столицу митрополіи изъ Кіева во Владиміръ, блаженный Максимъ перевелъ епископа Владимірскаго Симеона [12] на праздную каѳедру Ростовскую, а Кіевъ съ принадлежавшей къ нему епархіей оставилъ за собой, какъ старшую столицу. Такимъ образомъ у митрополита явилось двѣ епархіи, причемъ Кіевская находилась въ вѣдѣніи его намѣстниковъ.

Лѣтомъ 1300 года блаженный Максимъ съ двумя епископами — Ростовскимъ Симеономъ и Тверскимъ Андреемъ былъ въ Новгородѣ для рукоположенія новгородскаго архіепископа святаго Ѳеоктиста [13]. Въ 1304 году, по смерти великаго князя Андрея Александровича, возникаетъ распря изъ-за великокняжескаго престола между Георгіемъ Даніиловичемъ Московскимъ и святымъ Михаиломъ Ярославичемъ Тверскимъ, до котораго по праву старшинства дошла очередь великаго княженія. Святый Михаилъ отправился въ Орду за утвержденіемъ на великомъ княженіи; туда же за нимъ послѣдовалъ и Георгій Даніиловичъ. Когда Московскій князь зашелъ по пути во Владиміръ, то блаженный Максимъ усердно молилъ его не ходить въ Орду и не искать тамъ великаго княженія, ручаясь, что князь Михаилъ его не обидитъ. Георгій успокоилъ святителя, что ѣдетъ къ хану не за великимъ княженіемъ, но обманулъ его [14].

Это пастырски-миротворное вмѣшательство блаженнаго Мак-сима въ распри князей не предупредило ожесточенной борьбы Московскаго князя съ Тверскимъ, которая наполняетъ все время правленія преемника блаженнаго Максима, святаго Петра. Но все-таки онъ имѣлъ утѣшеніе видѣть во Владимірѣ, на столѣ великаго княженія святаго Михаила.

О церковно-правительственной дѣятельности блаженнаго Максима не сохранилось свѣдѣній за исключеніемъ дошедшаго до насъ его устава или правила о постѣ въ среду и пятокъ. Вопросъ этоть, еще ранѣе, въ половинѣ XII столѣтія волновавшій Русскую Церковь, былъ уже рѣшенъ на Константинопольскомъ патріаршемъ соборѣ въ томъ смыслѣ, чтобы наша Церковь слѣдовала уставу Церкви Греческой. Поэтому въ своемъ правилѣ блаженный Максимъ лишь воспроизводитъ уставъ Греческой Церкви о постѣ въ среду и пятокъ; только онъ излагаетъ его болѣе подробно, чѣмъ постановлоніе помянутаго собора, очевидно, желая упрочить порядокъ родной ему Греческой Церкви среди своихъ пасомыхъ. Уставъ блаженнаго Максима совершенно отмѣняетъ постъ, оставляя его, впрочемъ, на произволеніе желающихъ, въ среду и пятокъ Пасхальной недѣли, въ среду Преполовенія, въ среду и пятокъ недѣли Святаго Духа (по Пятидесятницѣ), въ недѣлю отъ Рождества Христова до Васильева дни (1-го января) и въ недѣлю предъ мясопустомъ; отмѣняется постъ въ среду и пятокъ также въ томъ случаѣ, если въ какой-либо изъ этихъ дней прилучится или праздникъ Рождества Христова или Богоявленія Господня. Кромѣ того, постъ уставомъ ослабляется (дается разрѣшеніе ѣсть рыбу, но не мясо) въ слѣдующіе праздники, павшіе на среду или на пятокъ: въ праздникъ святыхъ апостоловъ Петра и Павла, въ Преображеніе Господне, въ Успеніе Пресвятой Богородицы и въ праздникъ святаго апостола Филиппа. Къ уставу о постѣ въ среду и пятокъ блаженный Максимъ присоединяетъ предписаніе о строгомъ соблюденіи поста (нельзя ѣсть мяса и рыбы) въ кануны Рождества Христова и Богоявленія. Къ уставу блаженный митрополитъ прибавляетъ также просьбу, обращенную къ пасомымъ, не вступать въ супружеское сожитіе безъ церковнаго вѣнчанія; о живущихъ же съ женами «безъ благословенія церковнаго» митрополить даетъ повелѣніе священникамъ настойчиво умолять и понуждатъ такихъ лицъ исправить грѣхъ свой — вѣнчаться въ церкви, будутъ ли они старые или молодые. Этимъ предписаніемъ святитель вооружался противъ давнишняго безпорядка въ нашей Церкви, идущаго отъ первыхъ вѣковъ христіанства на Руси.

Скончался блаженный Максимъ 6-го декабря 1305 года и погребенъ во Владимірскомъ Успенскомъ соборѣ, у юго-западнаго угла его [15].

Въ древнихъ рукописныхъ святцахъ блаженный Максимъ именуется «святымъ и чудотворцемъ»; извѣстно сказаніе «о святомъ и блаженномъ митрополитѣ Максимѣ». Имѣются его изображенія: на восточныхъ вратахъ Владимірскаго Рождественскаго монастыря находится изображеніе Богоматери, а передъ Нею изображеніе колѣнопреклоненнаго святителя Максима, князя Андрея Боголюбскаго съ его сыномъ Глѣбомъ, святаго Александра Невскаго, великаго князя Георгія Всеволодовича и мученика Аврамія. Было изображеніе святителя и надъ его гробницей. О мощахъ святаго Максима существуеть слѣдующее извѣстіе отъ половины XIX столѣтія: «разсказываютъ, что при поправкѣ пола (въ соборѣ) нечаянно сдвинута была нѣсколько крышка съ гроба митрополита Максима, въ которомъ видѣли мощи его и одежду».

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о блаж. митр. Максимѣ содержатся въ древнихъ лѣтописяхъ.
[2] Патріархомъ въ Константинополѣ былъ въ то время Григорій II Кипрскій (съ 1283 г. по 1289 г.).
[3] Митр. Кириллъ III управлялъ Русскою Церковію съ 1242 г. по 1281 г.
[4] Андроникъ II Палеологъ царствовалъ еъ 1282 г. по 1328 г.
[5] Переяславль-Залѣсскій — нынѣ уѣздный городъ Владимірской губерніи.
[6] Велико-княжескій столъ князь Димитрій Александровичъ занималъ два раза — съ 1276 г. по 1282 г. и съ 1284 г. по 1293 г.
[7] Въ 1295 г. Тарасій оставилъ Ростовскую каѳедру, въ 1304 г. скончался. — Епископъ Андрей, сынъ князя Литовскаго Герденя, посвященъ изъ игуменовъ Тверского Богородицкаго монастыря; въ 1315 г. оставилъ епархію; скончался въ 1323 г.
[8] Память его 21 декабря и 5 октября.
[9] Брянскъ, въ древности называвшійся еще Дебрянскъ, стоитъ на обоихъ берегахъ р. Десны, лѣваго притока Днѣпра, — нынѣ уѣздн. гор. Орловской губерніи.
[10] Омофоръ — слово греческое ὡμοφόριον значитъ нарамникъ. Это священное облаченіе принадлежитъ однимъ архіереямъ. Омофоръ представляетъ собою длинный широкій платъ, украшенный крестами или другими изображеніями и во время богослуженія возлагаеный на плечи архіерею поверхъ прочихъ священныхъ одеждъ его. Знаменуетъ заблудшую овцу, которую Господь возложилъ на рамена Свои.
[11] Таличъ или Талычъ, царевичъ Ордынскій, опустошилъ Владиміръ въ 1410 г.
[12] Симеонъ поставленъ епископомъ Владимірскимъ въ 1295 г. Ростовскую епархію оставилъ въ 1311 г.; скончался въ 1314 г.
[13] Память св. Ѳеоктиста 23 декабря.
[14] Это происшествіе разсказано въ житіи св. Михаила Тверскаго (память его 22 ноября).
[15] Такъ по однимъ лѣтопнснымъ извѣстіямъ, а по другимъ 16 декабря. Но вѣроятнѣе первое: надпись надъ гробницею святителя гласитъ: «мощи преосвященнаго митрополита Максима, преставился лѣта 6813, мѣсяца Декемврія 6-го дня, положенъ на семъ мѣстѣ». На 6 декабря кончину святителя Максима относятъ и рукописныя святцы.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 467-473.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0