Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День четвертый.

О честныхъ мощахъ великомученицы Варвары.

Первою супругою великаго князя Кіевскаго Святополка Изяславича [4], нареченнаго во святомъ крещеніи Михаиломъ, была греческая царевна Варвара, дочь Византійскаго императора Алексія Комнена [5]. Предъ своимъ отъѣздомъ изъ Царьграда въ Россію, царевна Варвара упросила своего отца даровать ей мощи святой великомученицы Варвары, которыя и привезла съ собою въ Кіевъ. Мужъ ея, великій князь Михаилъ, выстроивъ въ 1108 г. въ Кіевѣ каменную церковь во имя святаго Архистратига Михаила, заступника своего, съ честію положилъ въ ней святыя мощи великомученицы [6]. Во время нашествія на Русскую землю татарскаго хана Батыя [7], мощи святой великомученицы были сокрыты церковнослужителями въ тайномъ мѣстѣ подъ ступенями каменной лѣстницы, ведшей на верхъ храма. Спустя много лѣтъ послѣ Батыева погрома, честныя мощи, по благоизволенію Божію, были обрѣтены, вынуты изъ-подъ спуда, и открыто положены съ честію въ томъ же храмѣ.

Въ 1644 году при великомъ ревнителѣ православія, Кіевскомъ митрополитѣ Петрѣ Могилѣ [8], Кіевъ посѣтилъ канцлеръ польскаго королевства, Георгій Осолинскій. Придя въ церковь Михайловскаго монастыря, для поклоненія честнымъ мощамъ великомученицы Варвары, онъ разсказалъ слѣдующее:

— «Я питаю глубокую вѣру въ помощь святой великомученицы Варвары, ибо многіе свидѣтельствуютъ, что тотъ, кто вручаетъ себя ея заступленію, не умретъ безъ покаянія и причастія Божественныхъ Таинъ. Я былъ въ Римѣ и въ западныхъ странахъ и вездѣ спрашивалъ, гдѣ находятся мощи святой великомученицы Варвары, на Западѣ или на Востокѣ. Мнѣ сказали, что на Западѣ не обрѣтается мощей святой великомученицы, нѣтъ ихъ также и на Востокѣ, какъ утверждаютъ бывшіе тамъ, но что онѣ пребываютъ въ здѣшнихъ странахъ. Нынѣ вѣрую, что именно здѣсь въ Кіевѣ находятся истинныя мощи святой великомученицы Варвары».

Поклонившись съ усердною молитвою святымъ мощамъ и съ благоговѣніемъ облобызавъ ихъ, канцлеръ просилъ, чтобы ему дана была нѣкая часть сихъ святыхъ мощей. Ради его великой вѣры, ему была дана часть перста правой руки святой великомученицы, которую онъ и принялъ съ великою благодарностію.

Въ 1650 году, при митрополитѣ Кіевскомъ Сильвестрѣ Коссовѣ [9], литовскій гетманъ князь Янушъ Радзивиллъ, взялъ приступомъ городъ Кіевъ. По его желанію, ему даны были двѣ части мощей святой великомученицы Варвары, взятыя отъ персей и отъ ребра. Часть отъ персей великомученицы гетманъ отдалъ своей женѣ, княгинѣ Маріи, благочестивой дочери молдовлахійскаго господаря Василія. Когда же Марія скончалась, то хранившаяся у нея часть мощей, досталась кіевскому митрополиту Іосифу Тукальскому [10], и была принесена имъ въ городъ Каневъ [11], а по его смерти, была перенесена въ городъ Батуринъ [12], гдѣ и нынѣ почиваетъ въ монастырѣ святаго Николая Чудотворца, и благоговѣйно почитаемая, источаетъ чудесныя исцѣленія. Другую же часть отъ ребра великомученицы тотъ же князь Радзивиллъ послалъ въ даръ Виленскому католическому епископу Георгію Тишкевичу, исполняя его желаніе и усердныя просьбы. Принявъ этотъ даръ, епископъ хранилъ его съ честію въ своей палатѣ въ богато украшенномъ ковчегѣ. Спустя нѣкоторое время, домъ епископа сгорѣлъ, но ковчегъ съ частію мощей святой великомученицы Варвары остался цѣлъ и невредимъ. Узнавъ объ этомъ, всѣ пришли въ великое изумленіе и прославили Бога и святую великомученицу Варвару. Вѣсть объ этомъ чудѣ была принесена въ Михайловскій монастырь въ 1657 году. А за годъ передъ этимъ, въ 1656 году, былъ въ Кіевѣ Антіохійскій патріархъ Макарій [13]. Съ великою вѣрою и любовію и со слезами онъ поклонился честнымъ мощамъ святой великомученицы и повѣдалъ слѣдующее:

— «Въ моей патріархіи, недалеко отъ Антіохіи, есть городъ Иліополь, въ которомъ пострадала святая великомученица Варвара. Когда я тамъ разспрашивалъ о ея святыхъ мощахъ, то мнѣ сказали, что съ глубокой древности ихъ нѣтъ не только тамъ, но и ни въ другомъ какомъ-либо мѣстѣ на востокѣ, но что онѣ пребываютъ въ Русской землѣ, которая нѣкоторыми называется страною варварскою. Нынѣ несомнѣнно вѣрую, что здѣсь почиваютъ истинныя мощи святой великомученицы».

Патріархъ усердно просилъ, чтобы ему дана была часть отъ сихъ святыхъ мощей. Его просьба была исполнена Кіевскимъ митрополитомъ Сильвестромъ, и патріархъ принялъ часть святыхъ мощей съ великою радостію и благодареніемъ.

Много чудесъ и исцѣленій отъ святыхъ мощей великомученицы совершалось и совершается въ Михайловскомъ Златоверхомъ монастырѣ. Чудотворенія сильнѣе громкихъ трубъ провѣщаваютъ всему міру и всѣхъ увѣряютъ въ истинности мощей и благодатной силѣ, чрезъ нихъ дѣйствующей. О нѣкоторыхъ изъ этихъ чудесъ предложимъ здѣсь краткія повѣствованія.

Архіепископъ Черниговскій Лазарь Барановичъ [14] еще прежде чѣмъ занятъ епископскую каѳедру, съ 1640 года трудился надъ проповѣданіемъ слова Божія. Проповѣдуя, между прочимъ, въ праздникъ святыя великомученицы Варвары при честныхъ ея мощахъ, онъ съ глубокою благодарностію и умиленіемъ прославилъ чудо своего исцѣленія отъ тяжкой болѣзни, полученное отъ тѣхъ святыхъ мощей. И, непрестанно прославляя сіе чудо, повѣдалъ о немъ въ своей книгѣ «Труды праздничные», напечатанной въ 1674 году, слѣдующее: «Одержимый тяжкою болѣзнію, я не обращался ни къ какому другому врачу, но прибѣгъ съ мольбою къ мощамъ святыя великомученицѣ Варвары, съ вѣрою пилъ воду въ которой была омочена рука великомученицы, и чаша этой воды была мнѣ во спасеніе».

Настоятель Свято-Михайловскаго Златоверхаго Кіевскаго монастыря, іеромонахъ Ѳеодосій, повѣствуетъ, что когда онъ, по благословенію Кіевскаго митрополита Сильвестра Коссова, въ 1655 г. принялъ начальство надъ обителью, то въ тотъ годъ пришелъ къ нему нѣкій гражданинъ Слуцкій и принесъ ему сдѣланную изъ серебра руку, которую и просилъ повѣсить при мощахъ святой великомученицы Варвары. Когда же пришедшаго спросили, для чего онъ это сдѣлалъ, — онъ откровенно разсказалъ слѣдующее:

— «Рука моя была поражена тяжкою болѣзнію, и такъ была скорчена, что я не могъ даже разогнуть ее. Страдая такою неисцѣльною болѣзнію, я вспомнилъ о чудесахъ, проистекающихъ отъ честныхъ мощей святыя великомученицы Варвары. Я помолился святой великомученицѣ объ исцѣленіи моей руки и далъ обѣтъ идти на поклоненіе ея святымъ мощамъ. И вотъ, помощію святой Варвары, скорченная рука моя исцѣлилась; я же, исполняя обѣтъ свой, пришелъ сюда съ благодареніемъ и эту серебряную руку, въ знакъ исцѣленія моей руки, принесъ къ святымъ мощамъ великомученицы».

Тотъ же Ѳеодосій повѣствуетъ, что въ 1660 году во время бывшей тогда междоусобной войны, онъ глубоко скорбѣлъ о скудости своего монастыря и объ опасностяхъ для здоровья и жизни. Однажды во время сна онъ увидѣлъ, что онъ стоитъ при мощахъ святой великомученицы Варвары и видитъ, что рака ея полна елея. Святая великомученица ему сказала:

— «Не смущайся, я съ вами».

Проснувшись, онъ сталъ размышлять о бывшемъ ему видѣніи и, вспомнивъ, что въ Священномъ Писаніи елей означаетъ милость [15], сказалъ себѣ:

— «Рака, наполненная елеемъ, въ коемъ я видѣлъ лежащую великомученицу, является знаменіемъ того, что, по ея святымъ молитвамъ, въ монастырѣ не будетъ больше скудости и бѣдствій».

Такъ и случилось на самомъ дѣлѣ.

Въ 1666 году, Рождественскимъ постомъ, въ который и празднуется память святой великомученицы, два воина, по имени Андрей и Ѳеодоръ, задумали похитить, находившееся на мощахъ, великомученицы, драгоцѣнное украшеніе. Придя ночью въ монастырь, они взломали южныя двери Михайловской церкви и устремились къ мощамъ святыя Варвары. Когда они приблизились къ ея честной ракѣ, внезапно ударилъ страшный громъ, и отъ раки святой на нихъ посыпались огненныя искры. Въ страхѣ воры пали на землю, какъ мертвые, и одинъ изъ нихъ тотчасъ же оглохъ, а другой сошелъ съ ума. Придя немного въ себя, оглохшій, познавъ на себѣ кару Божію и святой великомученицы, вывелъ своего обезумѣвшаго товарища изъ церкви, затворилъ опять церковныя двери и, ничего не взявъ, возвратился домой. Сіе чудо черезъ семь дней съ сокрушеніемъ сердца исповѣдалъ самъ оглохшій предъ своимъ духовнымъ отцомъ, іеромонахомъ Симеономъ, придя въ Михайловскую церковь вмѣстѣ съ своимъ товарищемъ. Духовникъ наставилъ ихъ, насколько могъ, принести истинное покаяніе и отпустилъ ихъ съ надеждою на помощь и исцѣленіе отъ святой великомученицы. Послѣ того Симеонъ, приступая къ совершенію божественной литургіи, предъ святымъ алтаремъ, повѣдалъ о случившемся настоятелю своему игумену Ѳеодосію.

Въ 1669 году, августа 12 дня, одинъ воинъ, придя въ церковь къ честнымъ мощамъ святой великомученицы Варвары, поклонился имъ съ великимъ благоговѣніемъ и, воздохнувъ, повѣдалъ пономарю и многимъ другимъ слѣдующее:

— «Великаго и чудеснаго заступленія святой великомученицы я сподобился. Однажды, находясь въ полку, поѣхалъ я съ другими товарищами на сѣнокосъ, и вотъ напали на насъ татары и всѣхъ моихъ товарищей взяли въ плѣнъ, спасся одинъ только я. Когда я благодарилъ Бога за свое избавленіе и сожалѣлъ о своихъ товарищахъ, явилась мнѣ святая дѣва Варвара точно въ такой же одеждѣ и вѣнцѣ, какъ она лежитъ здѣсь, и сказала мнѣ: «Знай, что я мученица Варвара, которая освободила тебя отъ татаръ». И вотъ я пришелъ сюда къ святымъ ея мощамъ, чтобы возблагодарить ее за ея чудесное заступленіе, а вамъ повѣдать объ этомъ чудѣ».

Въ слѣдующемъ, 1670-мъ году, одинъ кіевлянинъ, по имени Іоаннъ, бывшій сперва простымъ человѣкомъ, а впослѣдствіи и бурмистромъ, заболѣлъ горячкою. Долго страдая этимъ недугомъ, онъ вспомнилъ о святой великомученицѣ Варварѣ, подающей чудесныя исцѣленія отъ своихъ честныхъ мощей. Не имѣя силы, по болѣзни, встать съ постели и дойти до церкви, онъ съ вѣрою въ исцѣленіе, послалъ въ Михайловскій монастырь, прося, чтобы ему дали воды, возливаемой на раку святой Варвары. Въ то же время самъ онъ лежалъ въ такомъ страшномъ жару, что языкъ его ссохся. Домашніе совѣтовали ему выпить чего-нибудь, что бы охладить жаръ. Но онъ отвѣчалъ:

— «Хотя бы мнѣ пришлось и умереть, я не буду пить ничего до тѣхъ поръ, пока не будетъ принесена вода отъ руки святой великомученицы».

Такъ велика была вѣра его къ святой великомученицѣ. Когда же была принесена отъ ея святыхъ мощей вода, Іоаннъ принялъ ее съ радостію и, съ вѣрою помолившись, выпилъ. Тотчасъ же онъ крѣпко уснулъ, тогда какъ прежде совершенно не могъ спать. И вотъ во снѣ онъ увидалъ, будто бы онъ въ церкви святаго архистратига Михаила, и прекрасная дѣвица говоритъ ему:

— «Знаешь ли ты, кто я?»

Когда онъ отвѣтилъ, что не знаетъ, дѣвица снова сказала:

— «Знай же, что я — мученица Варвара. Много есть людей, которые не вѣруютъ, что въ Михайловскомъ монастырѣ почиваютъ нетлѣнныя мои мощи. Убѣдись теперь самъ въ истинности моихъ мощей и проповѣдуй всѣмъ, чтобы они вѣровали этому; въ знаменіе же сего отнынѣ будь здравъ».

Сказавъ сіе, она сама возлегла въ своей, стоящей на украшенномъ мѣстѣ, ракѣ, а Іоаннъ, тотчасъ же, проснувшись, почувствовалъ себя совершенно здоровымъ и какъ бы не болѣвшимъ никогда. Возблагодаривъ Бога и святую Варвару, онъ повѣдалъ не только старшему своему брату — игумену Михайловскаго монастыря Ѳеодосію, но и всѣмъ, о чудесномъ своемъ исцѣленіи помощію святой великомученицы и о свидѣтельствѣ ея объ истинности ея мощей.

Слѣдуетъ здѣсь также упомянуть и о лѣвой рукѣ святой великомученицы, съ древнихъ лѣтъ ненаходящейся при ея нетлѣнномъ тѣлѣ: она была оставлена въ Греціи. По прошествіи многихъ лѣтъ, при Кіевскомъ митрополитѣ Петрѣ Могилѣ, она принесена была въ Польшу переселившимся туда грекомъ Мозелемъ. Онъ происходилъ изъ царскаго рода Кантакузиныхъ и былъ искуснымъ учителемъ врачебной науки. Принесенная имъ рука была положена въ сооруженной имъ каменной братской церкви въ честь Воздвиженія Креста Господня, въ Волынскомъ городѣ Луцкѣ. Спустя много лѣтъ, при православномъ епископѣ Луцкомъ Гедеонѣ (изъ рода князей Четвертинскихъ), бывшемъ впослѣдствіи митрополитомъ Кіевскимъ [16], евреи обокрали Луцкую церковь, и ту святую руку, лежавшую въ серебряномъ ковчегѣ, похитили вмѣстѣ съ прочею церковною утварью и бросили въ разженную винокурную печь, гдѣ она, весь день и всю ночь палимая огнемъ осталась невредимою. Увидя это, безбожные похитители вынули изъ разженной печи чудесно неповрежденную святую руку и тайно ночью старались сокрушить ее желѣзными молотами и, послѣ упорныхъ трудовъ раздробивъ ее на малыя части, снова бросили въ ту же горящую печь. Дивными судьбами Божіими, это злодѣяніе безбожныхъ евреевъ было вскорѣ обнаружено тщательнымъ разслѣдованіемъ совершившейся кражи и свидѣтельствомъ сосѣдей, что они слышали ночью стукъ молотовъ. Подвергнутые пыткамъ, похитители не хотѣли признаться въ своемъ злодѣяніи. Тогда допрашивающимъ пришла благочестивая мысль выгрести изъ печи пепелъ и просѣять его черезъ рѣшето. Тотчасъ обнаружились малыя частицы сокрушенной руки великомученицы; тамъ же нашли и коралловое украшеніе бывшее на той рукѣ, которое не обратилось въ пепелъ, но только отъ огня побѣлѣло. Послѣ сего и сами безбожные евреи, вновь подвергнутые пыткамъ, признались въ своемъ злодѣяніи. Съ разрѣшенія епископа Гедеона, святая рука великомученицы, сокрушенная злодѣями, вложена была, со всѣми найденными частицами ея и кораллами, въ благолѣпный ковчегъ, нарочно для сего устроенный. Этотъ ковчежецъ съ крестнымъ ходомъ и свѣчами въ сопровожденіи всего освященнаго собора и множества народа съ честью былъ внесенъ въ Луцкую соборную церковь святаго Іоанна Богослова. Чрезъ нѣсколько лѣтъ епископъ Гедеонъ, переселяясь, вслѣдствіе гоненія на православіе, изъ Луцка въ Малороссію, привезъ съ собою и тотъ ковчегъ съ раздробленною святою рукою великомученицы Варвары. Когда онъ возведенъ былъ на престолъ Кіевской митрополіи, тогда и святую руку ту, въ томъ же ковчегѣ, съ подобающею честію положилъ въ алтарѣ соборной церкви Кіевской митрополіи, въ честь святой Софіи — Премудрости Божіей, гдѣ она и нынѣ благоговѣйно почитается [17].

Примѣчанія:
[1] Такъ св. равноапостольный князь Владиміръ взялъ себѣ въ жены царевну Анну, сестру греческихъ императоровъ Василія и Константина. Его внукъ, сынъ Ярослава, великій князь Всеволодъ, который княжилъ въ Кіевѣ, послѣ старшаго брата Изяслава Ярославича, также имѣлъ женой дочь греческаго императора Константина Мономаха, отъ которой у него родился сынъ Владиміръ Мономахъ, впослѣдствіи великій князь Кіевскій.
[2] Михайловскій Златоверхій мужской монастырь, по древнему преданію, построенъ въ первые годы по введеніи въ Россіи христіанства, первымъ митрополитомъ Кіевскимъ и всея Руси Михаиломъ, крестившимъ Кіевлянъ въ Днѣпрѣ, на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ стоялъ главный идолъ Перунъ. Но, по первымъ лѣтописнымъ сказаніямъ, онъ основанъ въ 1108 г. великимъ княземъ Кіевскимъ Святополкомъ Изяславичемъ.
[3] Ѳеодосій Сафоновичъ — учитель и проповѣдникъ кіевскій, съ 1665-го года — игуменъ Златоверхаго Михайловскаго монастыря.
[4] Святополкъ Изяславичъ — внукъ Ярослава Мудраго и правнукъ св. равноапостольнаго князя Владиміра — княжилъ въ великомъ княжествѣ Кіевскомъ въ 1093-1114 г.
[5] Алексій I Комненъ, Византійскій императоръ, царствовалъ въ 1081-1118 г.
[6] Въ Златоверхомъ Михайловскомъ монастырѣ, гдѣ мощи св. великомученицы Варвары почиваютъ и донынѣ, положенныя въ 1847 г. въ богатую сребропозлащенную раку.
[7] Нашествіе Батыя было въ 1240 г.
[8] Петръ Могила — знаменитый поборникъ православія, былъ митрополитомъ Кіевскимъ въ 1631-1646 гг.; извѣстенъ своею борьбою за православіе съ католиками и уніатами, устройствомъ Кіево-братской школы, изданіемъ богослужебныхъ и душеполезныхъ книгъ, своими проповѣдями и др. сочиненіями.
[9] Сильвестръ Коссовъ — митрополитъ Кіевскій — святительствовалъ въ Кіевѣ въ 1647-1657 гг.
[10] Іосифъ Нелюбовичъ-Тукальскій — съ 1663 г. митрополитъ Кіевскій, извѣстный поборникъ православія; впослѣдствіи заточенъ былъ Поляками и скончался въ Чигиринѣ.
[11] Каневъ — уѣздный городъ Кіевской губерніи на р. Днѣпрѣ.
[12] Батуринъ — городъ Черниговской губерніи, Конотопскаго уѣзда.
[13] Макарій — патріархъ Антіохійскій въ 1648-1672 гг.
[14] Лазарь Барановичъ — архіепископъ Черниговскій въ 1657-1693 гг., дѣятель Русской Церкви, извѣстный своею полемикой съ іезуитами и другими сочиненіями, а также своей проповѣднической дѣятельностью.
[15] Ἔλεος — съ греческаго значитъ: милость, милосердіе.
[16] Луцкъ — уѣздный городъ Волынской губерніи. — Гедеонъ святительствовалъ въ Кіевѣ въ 1685-1690 гг.
[17] Кромѣ того, часть мощей св. великомученицы Варвары — палецъ — хранится въ Москвѣ, въ церкви имени св. великомученицы, на Варваркѣ; есть также на Аѳонѣ нѣкоторыя части мощей святой Варвары. — Къ вышеприведеннымъ чудесамъ по молитвенному предстательству ея должно присовокупить и чудеса позднѣйшаго времени. Такъ, по чудесному заступленію ея въ 1710 году во время болѣе десяти мѣсяцевъ свирѣпствовавшей и страшно опустошавшей Кіевъ и всю Малороссію чумы, — смертоносная язва не коснулась Златоверхаго Свято-Михайловскаго монастыря, гдѣ почиваютъ мощи святой Варвары, и ни одинъ изъ иноковъ обители не умеръ отъ этой болѣзни, хотя ворота монастыря и были постоянно открыты для всѣхъ желающихъ молитвеннаго утѣшенія. То же благодатное и чудесное заступленіе было явлено святою великомученицею Варварою и въ 1770 году, при вторично опустошившей Южную Россію чумѣ, и нѣсколько разъ въ наше время при холерныхъ эпидеміяхъ. Ежегодно 4 декабря — въ день, посвященный празднованію святой великомученицѣ, — ея честныя мощи торжественно обносятся вокругъ церкви Михайловскаго монастыря при многочисленномъ стеченіи народа. Въ началѣ XVIII в. Кіевскимъ митрополитомъ Іоасафомъ Кроковскимъ (1708-1718 г.) составленъ акаѳистъ св. великомученицѣ Варварѣ, который и понынѣ поется предъ ея св. мощами. — По народному вѣрованію, св. великомученицѣ Варварѣ дана отъ Бога особая благодать — спасать отъ неожиданной и напрасной смерти, отъ мора, и др. внезапныхъ бѣдствій. Такое вѣрованіе основывается отчасти на самомъ житійномъ сказаніи о ней, по которому она молила Бога избавлять отъ внезапной болѣзни и нечаянной смерти всякаго человѣка, который будетъ молитвенно воспоминать ее и ея страданія, — отчасти — на вышеприведенныхъ чудесахъ ея въ Свято-Михайловскомъ монастырѣ во время эпидемическихъ болѣзней.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 88-96.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0