Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День третій.

Преставленіе преподобнаго Саввы Сторожевскаго.

Утвердившись въ добродѣтеляхъ, преподобный Савва стяжалъ себѣ добрую славу и уваженіе князей. Христолюбивый князь Георгій Димитріевичъ [1] пришелъ въ обитель преподобнаго къ блаженному Саввѣ и упросилъ его создать въ его отчинѣ на удобномъ мѣстѣ обитель. Тогда Савва оставилъ обитель преподобнаго Сергія и поселился въ пустынномъ мѣстѣ на горѣ, называемой Сторожи, въ верховьяхъ Москвы рѣки, близъ Звенигорода, верстахъ въ 50 отъ царствующаго града Москвы; это мѣсто онъ и избралъ для будущtй обители. Здѣсь святый Савва жилъ въ совершенномъ безмолвіи и уединеніи, терпя холодъ и зной. Недолго, однако, проподобному пришлось жить одному. Молва объ его подвигахъ и святой жизни начала быстро распространяться, и къ святому Саввѣ стали приходить отовсюду иноки и міряне, съ просьбами руководить ими въ духовной жизни. Всѣхъ, приходившихъ къ нему, преподобный принималъ съ любовію, подавая имъ примѣръ въ смиреніи и иноческихъ трудахъ: самъ черпалъ въ рѣкѣ воду, носилъ ее на своихъ плечахъ на высокую гору, и исполнялъ другія необходимыя работы. Этимъ онъ желалъ пріучить братію къ труду, чтобы они не губили своихъ дней въ праздности, которая есть мать всѣхъ пороковъ.

Послѣ этого христолюбивый князь Георгій Димитріевичъ далъ преподобному необходимыя средства для сооруженія храма, и Савва воздвигъ храмъ въ честь честнаго и славнаго Рождества Пречистыя Богоматери и устроилъ обителъ, чудную и великую, для душеспасительнаго пребыванія въ ней иноковъ.

Преподобный былъ добрымъ пастыремъ собраннаго въ этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердилъ его во многихъ добродѣтеляхъ. Достигнувъ преклонныхъ лѣтъ, святый Савва впалъ въ болѣзнь и, созвавъ братію, довольно научилъ ихъ въ Божественныхъ Писаніяхъ, убѣждая ихъ хранить тѣлесную чистоту, жить въ любви между собою, украшаться смиреніемъ, и непрестанно пребывать въ постѣ и молитвахъ. Послѣ сего преподобный, поставивъ надъ ними игуменомъ одного изъ своихъ учениковъ, заповѣдалъ всѣмъ братіямъ пребывать у игумена въ послушаніи и повиновеніи. Преподавъ всѣмъ миръ и послѣднее цѣлованіе, святый Савва въ добромъ исповѣданіи предалъ душу свою въ руцѣ Божіи въ 3-й день декабря мѣсяца [2].

Вѣсть о преставленіи святаго угодника быстро разнеслась по окрестностямъ, и всѣ христолюбивые граждане Звенигорода, какъ знатные, такъ и простой народъ, съ великою любовію собрались на погребеніе почившаго святаго, неся съ собою недужныхъ и больныхъ. Совершивъ падъ почившимъ надгробное пѣніе, съ честію похоронили его въ созданной имъ церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Честныя мощи преподобнаго Саввы и донынѣ источаютъ многія и различныя исцѣленія всѣмъ, съ вѣрою къ нимъ притекающимъ, во славу Христа Бога нашего. творящаго чрезъ Своихъ угодниковъ, и по преставленіи ихъ, преславныя чудеса. Господу нашему слава, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Сказаніе о чудесахъ преподобнаго Саввы.

Спустя много лѣтъ по кончинѣ святаго Саввы, игуменъ его обители Діонисій, однажды ночью, совершивъ обычное правило, легъ уснуть. И вотъ ему явился честный инокъ, благообразный и украшенный сѣдинами и сказалъ ему:

— «Діонисій, встань скорѣе, и напиши мой образъ».

Діонисій спросилъ старца:

— «Кто ты, отче, и какъ твое имя?»

Благолѣпный старецъ отвѣчалъ:

— «Я — Савва, начальникъ мѣста сего».

Пробудившись отъ сна, Діонисій немедленно позвалъ нѣкоего старца, по имени Аввакума, который былъ одинъ изъ учениковъ преподобнаго Саввы, и спросилъ, каковъ былъ собою блаженный Савва. Аввакумъ повѣдалъ игумену, каковъ былъ собою его авва и учитель и въ какомъ возрастѣ онъ скончался. Игуменъ сказалъ ему:

— «Именно таковымъ явился мнѣ преподобный Савва въ сію ночь и повелѣлъ изобразить себя на иконѣ».

Такъ какъ Діонисій былъ самъ иконописецъ, то онъ поспѣшилъ написать икону преподобнаго Саввы.

Въ обитель преподобнаго Саввы былъ приведенъ бѣсноватый, по имени Іуда. Во время совершенія молебна святому Саввѣ, бѣсноватый закричалъ:

— «Тяжко мнѣ: я сгораю» — и тотчасъ же сдѣлался здоровъ.

Когда его спросили, почему онъ такъ сильно закричалъ, — онъ сказалъ:

— «Я видѣлъ благолѣпнаго старца. Онъ стоялъ на гробѣ преподобнаго Саввы, держалъ крестъ и осѣнилъ имъ меня. Отъ этого креста явилось великое пламя и опалило меня всего. Вотъ отчего я закричалъ, и этимъ пламенемъ отогнанъ былъ отъ меня нечистый духъ».

Однажды иноки обители святаго Саввы возроптали на своего игумена Діонисія. Они составили на него ложный доносъ великому князю Іоанну. Князь повѣрилъ ихъ клеветѣ и велѣлъ игумену немедленно явиться къ себѣ. Узнавъ объ этомъ, игуменъ былъ въ великой скорби. И вотъ ночью во снѣ ему явился блаженный Савва и сказалъ:

— «Что скорбишь, брате: иди къ великому князю и смѣло говори ему, не предавайся сомнѣнію, ибо Господь Богъ будетъ съ тобою и пошлетъ тебѣ помощь».

Угодникъ Божій явился также и нѣкоторымъ изъ роптавшихъ на игумена и сказалъ имъ:

— «Для того-ли вы удалились отъ міра, чтобы въ роптаніи совершать свой подвигъ? Вы ропщете, а игуменъ молится за васъ со слезами: чтó одолѣетъ, ваши ли клеветы, или молитвы отца вашего?»

Когда игуменъ и братія явились предъ княземъ и объяснились на судѣ, то клеветники были посрамлены, а игуменъ съ честію возвратился въ монастырь.

Одинъ изъ иноковъ обители преподобнаго Саввы долго и тяжко страдалъ болѣзнію глазъ, и совершенно не могъ глядѣть на свѣтъ. Онъ пришелъ ко гробу святаго Саввы, палъ предъ нимъ на колѣна и со слезами просилъ исцѣленія. Свои же больные глаза сталъ онъ отирать покровомъ, лежавшимъ на гробѣ святаго угодника. Увидѣвъ это, другой инокъ, стоявшій тутъ, началъ поносить его, говоря:

— «Не получишь ты исцѣленія, а только засоришь свои глаза еще больше пылью».

Инокъ, припавшій съ вѣрою ко гробу святаго Саввы, получилъ исцѣленіе, а насмѣхавшйся надъ нимъ братъ внезапно пораженъ былъ слѣпотою и услышалъ голосъ, говорившій ему:

— «Ты получилъ, чего добивался, чтобы чрезъ тебя и другіе были научены не смѣяться и не хулить чудесъ, проистекающихъ отъ угодника Божія».

Тогда ослѣпленный съ великимъ страхомъ и рыданіемъ палъ предъ гробомъ преподобнаго Саввы и просилъ прощенія, которое и получилъ, но не тотчасъ, а послѣ многихъ молитвъ, слезъ и покаянія.

Однажды, ночью, пришли въ монастырь воры, намѣреваясь обокрасть церковь Пречистыя Богородицы. Но когда они подошли къ окну надъ гробомъ преподобнаго, вдругъ предъ ними явилась огромная гора, на которую взойти было совершенно невозможно. Тотчасъ напалъ на нихъ страхъ и трепетъ, и они ушли съ пустыми руками. Все это впослѣдствіи разсказали сами воры, придя въ обитель съ раскаяніемъ, и остальное время своей жизни провели въ покаяніи.

Послѣ того въ обитель пришелъ нѣкій бояринъ, Иванъ Ртищевъ, неся на одрѣ больнаго сына своего, Георгія, который отъ великой слабости не могъ уже говорить. Совершивъ о здравіи Георгія молебное пѣніе, иноки влили больному въ уста монастырскаго кваса. Больной тотчасъ заговорилъ, вкусилъ хлѣба отъ трапезы иноковъ и сталъ здоровъ. Сильно обрадованный исцѣленіемъ сына, родитель его принесъ великое благодареніе Богу и Его угоднику, святому Саввѣ, и сказалъ преподобному, какъ-бы живому:

— «Преподобный отче! У меня въ домѣ много рабовъ и рабынь, которые страдаютъ различными недугами; вѣрую, если ты захочешь, то и тѣхъ ты можешь исцѣлить».

Попросивъ у игумена кваса, бояринъ возвратился вмѣстѣ съ исцѣленнымъ сыномъ. Когда онъ прибылъ въ домъ свой, то приказалъ привести къ себѣ одну изъ своихъ рабынь, по имени Ирину, страдавшую глухотою и слѣпотою, влилъ ей въ уши монастырскаго кваса и помазалъ имъ ея слѣпыя очи. Тотчасъ Ирина стала видѣть и слышать. Всѣ въ ужасѣ дивились величію Божію. Также, призвавъ одного изъ своихъ рабовъ, Артемія, который семь лѣтъ страдалъ глухотою, бояринъ влилъ ему въ уши того же кваса, и рабъ получилъ исцѣленіе. Послѣ сего онъ привелъ слѣпую дѣвицу, именемъ Кикилію, и она получила исцѣленіе, какъ только ея очи были помазаны квасомъ. Но всѣ таковыя чудеса совершались не отъ кваса, а по молитвамъ преподобнаго Саввы и по великой вѣрѣ боярина Ивана. Спустя нѣсколько времени, заболѣлъ и самъ бояринъ. Употребивъ то же лѣкарство, и онъ получилъ исцѣленіе.

Игуменъ обители преподобнаго Саввы Сторожевскаго, Мисаилъ тяжко заболѣлъ и, потерявъ всякую надежду на выздоровленіе, находился при смерти. Однажды пономарь обители, Гурій, шелъ звонить къ утрени. Когда онъ проходилъ мимо дверей въ церковь, его встрѣтилъ благолѣпный старецъ и сталъ его спрашивать:

— «Какъ здоровье вашего игумена?»

Гурій разсказалъ ему о болѣзни игумена. Тогда благолѣпный старецъ сказалъ:

— «Иди и скажи игумену, чтобы онъ обратился съ мольбою о помощи ко Пресвятой Богородицѣ и начальнику мѣста сего, старцу Саввѣ, — тогда онъ выздоровѣетъ; ты же, братъ, отвори мнѣ двери, и я войду въ церковь».

Гурій усумнился, и не хотѣлъ отворить двери раньше звона, но и не осмѣлился спросить старца, кто онъ и откуда. Явившійся старецъ, не говоря болѣе ни слова, пошелъ къ церковнымъ дверямъ. Двери тотчасъ сами отворились. и старецъ вошелъ ими въ церковь. Гурій въ страхѣ возвратился въ келлію и сталъ упрекать своего помощника:

— «Почему ты вечеромъ не заперъ дверей церковныхъ? сейчасъ я видѣлъ, какъ неизвѣстный мужъ вошелъ въ церковь черезъ открытыя двери».

Но помощникъ Гурія съ клятвою утверждалъ, что онъ съ вечера крѣпко заперъ двери въ церкви. Тогда они зажгли свѣчи, поспѣшили къ церкви, и нашли, что двери хорошо заперты, такъ какъ помощникъ Гурія дѣйствительно съ вечера затворилъ двери и тщательно ихъ заперъ. По окончаніи утрени, Гурій повѣдалъ братіи все, что онъ видѣлъ и слышалъ. Всѣ единогласно рѣшили, что явившійся старецъ былъ самъ святый Савва. Игуменъ Мисаилъ, услышавъ о семъ, приказалъ нести себя ко гробу преподобнаго, гдѣ усердно просилъ исцѣленія, и, по молитвамъ Пресвятой Богородицы и преподобнаго Саввы, сталъ совершенно здоровымъ.

Много и другихъ чудесъ и исцѣленій совершилось отъ гроба угодника Божія. И нынѣ они подаются притекающимъ съ вѣрою, благодатію Божіею и по молитвамъ Пресвятой Богородицы и преподобнаго Саввы, коему будемъ молиться и мы, чтобы онъ уврачевалъ наши болѣзни душевныя и тѣлесныя своимъ теплымъ предстательствомъ ко Христу Господу Богу нашему, Ему же слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Князь Звенигородскій, младшій сынъ Великаго князя Московскаго Димитрія Донскаго.
[2] Въ 1407-мъ году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 69-74.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0