Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День третій.

Память святаго пророка Софоніи.

— «Вотъ что говоритъ Господь, — такъ началъ свое пророчество Софонія: все истреблю съ лица земли: истреблю людей и скотъ, истреблю птицъ небесныхъ и рыбу морскую, и изглажу беззаконныхъ съ лица земли. И простру руку Мою на Іуду, и на всѣхъ жителей Іерусалима, и уничтожу тѣхъ, кто отступаетъ отъ Господа и не ищетъ Его. Поэтому, убойтесь всѣ предъ лицемъ Господа: Онъ готовитъ жертву, и день ея уже близокъ. Это будетъ день гнѣва, день скорби и стѣсненія, день смятенія и волненія, день тьмы и мрака. Тогда люди будутъ ходить какъ слѣпые, за то, что они погрѣшили противъ Господа; и польется кровь ихъ, какъ песокъ, и трупы ихъ будутъ, какъ навозъ» (Соф. 1, 2-4. 14-18).

Возвѣщая такое наказаніе Іудеямъ, Софонія, вмѣстѣ съ тѣмъ, предсказывалъ и близкую гибель языческихъ народовъ. «Филистимляне, Моавитяне, Аммонитяне, Еѳіопляне, Ассиріяне [5], — говорилъ онъ, — будутъ истреблены, ихъ земли подвергнутся опустошенію и станутъ, подобно Содому и Гоморрѣ, поляной, заросшей колючей травой и вѣчной пустыней. Это имъ за величавость ихъ, за то, что они ругались и превозносились надъ народомъ Божіимъ» (Соф. гл. 2) [6]. Обращаясь, затѣмъ, снова къ родному Іерусалиму, пророкъ съ прискорбіемъ видитъ, что онъ не вразумляется примѣрами наказанія нечестивыхъ языческихъ народовъ и остается упорнымъ въ своемъ заблужденіи. Іерусалимъ, по словамъ пророка, не «пріемлетъ увѣщанія, не слушаетъ гласа, на Господа не надѣется и къ Богу своему не приближается. Князья его — львы рыкающіе, судьи его — волки вечерніе, люди — горды, священники оскорбляютъ святыню и разрушаютъ законъ. За это, — говорилъ пророкъ, — нечестивый городъ будетъ разоренъ, а съ нимъ погибнетъ и земля Іудейская» [7].

Но Софонія не ограничился только печальными предсказаніями; его пророческой взоръ проникалъ въ тѣ благодатныя времена, когда долженъ былъ явиться Утѣха Израилева и Чаяніе языковъ, а съ Нимъ радость и миръ для всей земли. Созерцая наступленіе этихъ временъ, Софонія говорилъ, что не весь Израиль и не вся земля будутъ уничтожены въ великій день суда Господня. Послѣ грозныхъ наказаній, Господь дастъ оставшимся народамъ уста чистыя, чтобы они призывали имя Его и единодушно служили Ему. А отъ Израиля останутся только люди кроткіе и смиренные, которые будутъ благоговѣть предъ Господомъ. Сей остатокъ Израиля уже не будетъ творить неправды и за это успокоится, никѣмъ изъ враговъ не тревожимый (Соф. 3, 9-14) [8]. Указывая на эти благодатныя времена, пророкъ забываетъ о предсказанныхъ грозныхъ и близкихъ бѣдствіяхъ и въ восторгѣ восклицаетъ:

— «Радуйся, дщерь Сіонова, проповѣдуй дщерь Іерусалимля, украшайся и веселись отъ всего сердца, ибо отъялъ Господь всѣ неправды твои и избавилъ тебя отъ руки враговъ твоихъ; Господь воцарится посреди тебя и ты не узришь больше зла. Въ тотъ день Господь скажетъ Іерусалиму: дерзай, Сіонъ, и да не ослабѣютъ руки твои, потому что Господь Богъ твой въ тебѣ; сильный, — Онъ спасетъ тебя и наведетъ на тебя веселіе и обновитъ тебя въ любви Своей» (Соф. 3, 14-17).

Святая Церковь видитъ въ этихъ словахъ Софоніи ясное указаніе на благодатныя Мессіанскія времена вообще, и въ частности на торжественный входъ Господа Іисуса Христа во Іерусалимъ, когда весь Сіонъ, съ ваіями въ рукахъ, съ восторженными криками: «осанна, сыну Давидову», встрѣчалъ Его какъ царя, имѣющаго быть посреди Своего народа. Поэтому, въ Вербное Воскресеніе и положено читать паремію изъ книги святаго Софоніи, именно то мѣсто, гдѣ пророкъ говоритъ о радостномъ днѣ, ожидающемъ Сіонъ.

Такъ пророчествовалъ Софонія, предсказывая грозные суды Божіи, чтобы возбудить грѣшниковъ къ покаянію, и возвѣщая безпредѣльныя милости Господни — устроеніе царства Божія на землѣ во дни Мессіи, дабы надеждою на нихъ утѣшить и укрѣпить смиренныхъ.

Онъ скончался въ чаяніи всеобщаго воскресенія и былъ, по преданію, погребенъ въ своемъ домѣ.

Примѣчанія:
[1] Раздѣленіе пророковъ на большихъ и малыхъ основывается не на личныхъ, душевныхъ качествахъ ихъ, а на краткости написанныхъ ими книгъ.
[2] Колѣно Симеоново, гдѣ находилась гора Сараваѳъ, занимало юго-западную пограничную часть Палестины.
[3] Это можно утверждать на томъ основаніи, что Софонія перечисляетъ въ началѣ книги своихъ предковъ. По тогдашнему обычаю, это могли дѣлать только люди знатные по происхожденію.
[4] Такъ толкуется имя Софоніи (тайнозритель), происходящее отъ еврейскаго глагола цафа — наблюдать, сторожить, или же отъ глагола цафанъ, что значитъ — таить, укрывать.
[5] Филистимляне — сосѣдній Евреямъ народъ, занимавшій западную часть Палестины, по самому берегу Средиземнаго моря. Они произошли отъ Каслухима и Кафторима, сыновъ Мицраима, сына Хама, родоначальника Египтянъ (Быт. 10, 14; Втор. 2, 23; 1 Пар. 1, 12; Іер. 47, 4; Амос. 9, 7). Они — не природные жители Палестины, но пришельцы, переселенцы, какъ то показываетъ самое слово Пелиштимъ (Филистимляне) — странствовать, переселяться. Происходя отъ Каслухеевъ и Кафтореевъ, которые жили въ какой-либо части Сѣвернаго Египта, Филистимляне еще въ глубокой древности переселились сначала на островъ Критъ, а потомъ въ Палестину. Моавитяне — народъ семитическаго племени, потомки Моава, незаконнаго сына Лота отъ старшей дочери его (Быт. 19, 30-37). Они занимали гористыя, но прекрасныя плодоносныя земли по восточной сторонѣ Мертваго моря. Съ запада границею ихъ было Мертвое море, а съ Востока — пустыня. Аммонитяне — народъ, родственный Моавитянамъ, происшедшій отъ Аммона, сына Лота, и его младшей дочери Бенъ-Амми (Быт. 19, 38). Они жили на восточной сторонѣ Іордана, около горъ Галаадскихъ, между рѣками Іавокомъ и Арнономъ. Еѳіопляне или Кушиты произошли отъ Куша или Хуша, сына Хамова. Въ древности названіе Еѳіоповъ давалось всѣмъ народамъ смуглаго цвѣта (сѣверо-восточной Африки и юго-западной Азіи); но потомъ это названіе стало усвояться жителямъ собственно Еѳіопіи, лежавшей къ югу отъ Египта, между Чермнымъ моремъ, Ливійскою степью и Абиссинскою возвышенностію. Ассиріяне — народъ семитическаго племени, произшедшій отъ Ассура, сына Сима, сына Ноева. Ихъ царство, одно изъ самыхъ могущественныхъ во всей Азіи, занимало области по рѣкѣ Тигру, между Арменіей, Месопотаміей, Мидіею и Вавилоніею.
[6] Пророчества эти исполнились при Навуходоносорѣ, царѣ Вавилонскомъ, который покорилъ, вмѣстѣ съ Іудеями, и Моавитянъ, и Аммонитянъ, и Филистимлянъ. Ассирія же погибла при отцѣ Навуходоносора — Набопалассарѣ.
[7] Наказаніе, дѣйствительно, не замедлило постигнуть нечестивыхъ. Еще при Іосіи вторгнулись сильные тогда враги Египтяне. Царь ихъ, фараонъ Нехао, въ битвѣ при Меггедонѣ, въ долинѣ Ездрелонской (на югѣ Палестины) разбилъ Іудеевъ. Благочестивый Іосія палъ въ этой битвѣ. Съ этого злополучнаго дня началось наказаніе Іудеевъ и исполненіе угрозъ пророческихъ. Вскорѣ послѣ смерти Іосіи Іудеи были порабощены Египтянами и обложены тяжкою данью, а потомъ Вавилоняне стали вторгаться въ Іудею. Въ 607 г. до Рож. Хр. царь ихъ Навуходоносоръ взялъ Іерусалимъ, разрушилъ его, а народъ отвелъ въ плѣнъ, гдѣ онъ пробылъ 70 лѣтъ. Такъ исполнились пророчества о наказаніи Іудеевъ за нечестіе.
[8] Пророчество Софоніи объ остаткѣ Израилевѣ Блаж. Ѳеодоритъ относитъ къ апостоламъ, которые были кротки и смиренны сердцемъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 48-52.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0