Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День второй.

Житіе святаго Стефана, царя Сербскаго [1].

Святый Стефанъ Урошъ былъ сынъ знаменитаго сербскаго государя Стефана Душана [2], который, объединивши подъ своею властью почти всѣ сербскія земли и завоевавши нѣсколько областей, принадлежавшихъ греческому царству, провозгласилъ себя царемъ Сербовъ и Грековъ. Стефанъ Урошъ родился [3] отъ брака Душана съ Еленой, сестрой Болгарскаго царя Александра Асеня. Дѣтство Уроша протекло во время самой кипучей дѣятельности его отца. Принявшій царскій титулъ, въ 1346 году Стефанъ Душанъ вѣнчался вмѣстѣ съ своею супрутою царскимъ вѣнцемъ, а сына Уроша, которому шелъ только десятый годъ, вѣнчалъ королевскимъ вѣнцомъ и съ титуломъ краля сталъ именовать его въ грамотахъ. Такимъ образомъ съ ранняго дѣтства Урошъ сталъ кралемъ «младымъ» — прозваніе, оставшееся за нимъ навсегда.

По смерти своего родителя, Стефана Душана, послѣдовавшей въ 1355 году, Стефанъ Урошъ вѣнчался на царство, будучи осмьнадцати лѣтъ и долженъ былъ принять въ свое управленіе обширное сербское царство. Дѣло это было весьма трудное. Самъ Стефанъ Душанъ, чтобы управлять многочисленными областями съ разнороднымъ населеніемъ (сербскимъ, болгарскимъ, албанскимъ и греческимъ), отдавалъ ихъ во власть вельможъ, получавшихъ отъ царя по греческому обычаю разные титулы — кесаря, деспота и другіе. Эти вельможи, пользуясь почти полной самостоятельностью, могли оказывать царю сопротивленіе, и нужна была твердая рука Душана, чтобы содержать ихъ въ повиновеніи.

Молодой преемникъ Душана, Стефанъ Урошъ, отъ природы отличался тѣлесною красотою, душевною кротостію и простотою ума. Править обширнымъ государствомъ ему было трудно. По примѣру отца, онъ долженъ былъ управлять при посредствѣ вельможъ, но онъ не имѣлъ твердаго характера и умѣнья, чтобы держать ихъ въ должномъ повиновеніи. Правители разныхъ областей стали руководиться своеволіемъ, а не указаніями царя. Особенную силу въ государствѣ получили вельможи Марняновичи, братья Волкашинъ, Углеша и Гойко. Волкашинъ получилъ отъ царя сначала титулъ кесаря, а потомъ и сербскаго краля, такъ что отъ своего имени писалъ и королевскія грамоты. Дѣйствительной власти Стефанъ Урошъ не имѣлъ, онъ довольствовался однимъ титуломъ царя. Много пришлось ему испытать горя, нужды и униженія, но онъ все переносилъ съ кротостью.

Честолюбивымъ вельможамъ этого было впрочемъ недостаточно: имъ хотѣлось совсѣмъ устранить Уроша. Особенно къ сему стремился король Волкашинъ, поддерживаемый своими братьями. Урошъ, лишенный власти, проживалъ поперемѣнно въ разныхъ сербскихъ городахъ и областяхъ; одно время онъ жилъ у князя Лазаря, правившаго подобно Волкашину, особою областію, Подунайскою, но относившагося къ Урошу доброжелательно.

По внѣшности и Волкашинъ обнаруживалъ доброжелательность къ Урошу и старался успокоивать еще оставшуюся въ живыхъ мать его Елену, вдову послѣ Стефана Душана, которая боялась за судьбу своего сына. Желая засвидѣтельствовать свое расположеніе къ Урошу, Волкашинъ однажды пригласилъ его вмѣстѣ съ собой на охоту въ горную страну близъ Косова Поля. Во время этой охоты, Волкашинъ улучилъ возможность убить предательски Уроша. Тѣло ночью тайно было положено въ готовую гробницу при храмѣ успенія Пресвятой Богородицы близъ замка Петрича, служившаго нерѣдко мѣстожительствомъ сербскихъ государей [4].

Волкашинъ показывалъ, что Урошъ гдѣ-то отсталъ на охотѣ и что онъ не знаетъ о его мѣстопребываніи. Пораженныя горемъ мать Уроша Елена и супруга его Анна [5] приняли всѣ мѣры къ розысканію пропавшаго царя, но напрасно. Однако нѣтъ тайны, которая не стала бы явною. Распространились слухи о ночномъ погребеніи кого-то въ церкви Успенія близъ Петрича.

Когда сняли плиту съ гробницы, то увидѣли тѣло невинно погибшаго страдальца, царя Стефана Уроша. Мать и супруга и всѣ окружающіе горько оплакали усопшаго и торжественно, по-царски совершили обрядъ погребенія въ той-же церкви Успенія. Стефанъ Урошъ былъ послѣднимъ сербскимъ царемъ, и послѣднимъ государемъ изъ знаменитаго рода Нѣманичей.

Святыя мощи царя Стефана Уроша долго почивали въ томъ храмѣ, гдѣ онъ былъ погребенъ, но потомъ изъ опасенія поруганія со стороны мусульманъ, перенесены были православными сербскими переселенцами изъ Турціи въ Австрійскій Сремъ, въ монастырь Ясакъ.

Подобно всѣмъ сербскимъ государямъ, Стефанъ Урошъ построилъ себѣ задушбину — монастырь Рождества Богородицы въ г. Скоплѣ. Церковная служба Стефану Урошу воспѣваетъ его, какъ святаго, который «отъ юности преданъ былъ Господу, отечески покоилъ вдовъ и сиротъ, умирялъ ссоры и утверждалъ миръ, миловалъ нищихъ, защищалъ обижаемыхъ».

Примѣчанія:
[1] Житіе составлено по старинному сербскому житію, церковной службѣ, помѣщаемой въ «Серблякѣ» (печатномъ сборникѣ службъ сербскимъ святымъ) и сербскимъ лѣтописямъ.
[2] Стефанъ Душанъ правилъ съ 1331 г. по 1355 г.
[3] Годъ рожденія его — 1337.
[4] Петричъ находился выше Неродимля въ Езерской планинѣ, т. е. горномъ хребтѣ, отдѣляющемъ Подринье, — край, прилегающій къ городу Призрѣну, — отъ Косова Поля.
[5] Она была дочерью валашскаго воеводы Александра Бассарабы.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 44-46.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0