Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День второй.

Память святаго пророка Аввакума.

Святый пророкъ Аввакумъ былъ сынъ Асафата и происходилъ изъ колѣна Симеонова, какъ повѣствуетъ о немъ святый Епифаній Кипрскій въ своей книгѣ «о жизни пророковъ». По преданію, записанному святыми отцами [1], родиною Аввакума было небольшое селеніе Бетзохаръ, иначе называемое Виѳзахиръ.

Самое имя — Аввакумъ [2], — данное ему при рожденіи, предзнаменовало, что изъ него выйдетъ сильный духомъ подвижникъ. Придя въ возрастъ совершенный, онъ, ради славы имени Божія, ревностно выступилъ на обличеніе беззаконій своего народа. Самъ же онъ, горя духомъ о Господѣ, строго соблюдалъ заповѣди Божіи, твердо стоялъ на пути добродѣтели, и былъ удостоенъ отъ Господа дара пророческаго.

Аввакумъ пророчествовалъ и жилъ послѣ царствованія благочестиваго іудейскаго царя Езекіи, когда на престолѣ царствовали нечестивые цари: Манассія, сынъ Езекіи и потомъ Амонъ, сынъ Манассіи [3]. По свидѣтельству Священнаго Писанія (2 Пар. 33, 9; 4 Цар. 21, 2-10), въ народѣ Іудейскомъ, при Манассіи были постоянные раздоры и злодѣйства: сильный угнеталъ слабаго, и негдѣ было искать суда справедливаго. Самъ царь Манассія былъ первымъ гонителемъ невинныхъ: онъ пролилъ весьма много невинной крови, такъ что наполнилъ ею Іерусалимъ отъ края и до края (4 Цар. 21, 16). По преданію, въ числѣ невинныхъ пострадалъ въ это время и святый пророкъ Исаія, равно какъ пострадали многіе другіе обличители неправдъ и нечестія царя и народа.

Впослѣдствіи царь Манассія, наказанный Богомъ и взятый въ плѣнъ Ассирійцами, раскаялся и обратился къ Истинному Богу. Но зло, посѣянное имъ, пустило уже глубокіе корни среди народа еврейскаго; Манассіи же наслѣдовалъ нечестивый сынъ Амонъ, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству.

Пророкъ Аввакумъ глубоко скорбѣлъ о развращеніи своихъ современниковъ. Не находя нигдѣ правды, онъ изливалъ свою скорбь, взывая ко Господу:

— «Доколѣ, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь меня, буду вопіять о насиліи — и Ты не спасаешь? Для чего даешь мнѣ видѣть злодѣйство и смотрѣть на бѣдствіе? Грабительство и насиліе предо мною, и возстаетъ вражда, и поднимается раздоръ. Отъ этого законъ потерялъ силу, и суда правильнаго нѣтъ: такъ какъ нечестивый одолѣваетъ праведнаго, то и судъ происходитъ превратный» (Авв. 1, 2-4).

Такъ взывалъ пророкъ ко Господу, видя беззаконія людскія и ожидалъ праведнаго суда отъ Самого Бога. Въ отвѣтъ на сіе, Господь возвѣстилъ Своему избраннику, что скоро должно наступить наказаніе за всеобщее нечестіе. По повелѣнію Божію, пророкъ Аввакумъ предсказалъ Евреямъ такое страшное событіе, которому въ его время даже трудно было повѣрить, — именно разрушеніе храма и самаго Іерусалима и плѣненіе Вавилонское (Авв. 1, 5-12) [4].

Пророкъ ясно указалъ, что орудіями сего наказанія Господь избралъ Халдеевъ [5], — народъ свирѣпый и необузданный, который быстро проходитъ по пространствамъ земли, чтобы завладѣть чужими селеніями.

Въ трепетномъ ожиданіи грознаго нашествія, пророкъ Аввакумъ недоумѣвалъ: неужели праведный Господь попуститъ гордымъ и нечестивымъ Халдеямъ совершенно истребить избранный народъ Свой. Въ надеждѣ, что наказаніе это будетъ временнымъ, онъ ожидалъ новаго откровенія отъ Господа и въ своемъ молитвенномъ ожиданіи былъ подобенъ стражу, зорко смотрящему вдаль съ городской башни (Авв. 2, 1) [6], чтобы возвѣстить о приближеніи врага. Онъ пламенно молилъ Господа спасти народъ Еврейскій отъ рабства Вавилонскаго, какъ нѣкогда Онъ спасъ его отъ рабства Египетскаго, и ждалъ, что возглаголетъ ему Господь.

Тогда Господь открылъ пророку Своему, что все спасеніе избраннаго народа среди этихъ бѣдствій заключается въ вѣрѣ, а гордые и необузданные Халдеи сами должны будутъ испытать ту же участь, которую они приготовили побѣжденнымъ народамъ (Авв. 2, 4). Послѣ того пророкъ Аввакумъ, чтобы не повергнуть соотечественниковъ въ отчаніе отъ предстоящаго имъ испытанія отъ Бога, произнесъ притчу на погибель Халдеевъ, возвѣстивъ пятикратное горе угнетателямъ (Авв. 2, 9-19). Въ этой притчѣ онъ показалъ все ничтожество идоловъ и могущества Халдеевъ, предъ величіемъ Бога Истиннаго, шествующаго во спасеніе людей Своихъ. Пророкъ, въ озареніи свыше, предвѣщалъ, что Богъ грядетъ для спасенія народа Своего отъ горы пріосѣненныя чащи (Фарана), для спасенія помазаннаго Своего, и наступитъ такое время, когда вся земля наполнится познаніемъ славы Господа, какъ воды наполняютъ море (Авв. 3, 13) [7].

Когда Навуходоносоръ подступалъ къ Іерусалиму, то, по свидѣтельству преданія, пророкъ Аввакумъ удалился изъ города. Зная, что бѣдствіе уже неотвратимо, и что сопротивленіе столь сильному завоевателю будетъ безполезно, пророкъ съ горестію оставилъ свое отечество, чтобы не видѣть разоренія его и избѣжать жестокости побѣдителя. По указанію Божію, Аввакумъ поселился въ землѣ Аравійской, въ городѣ Остракинѣ [8] и жилъ здѣсь добровольнымъ изгнанникомъ до самаго удаленія враговъ изъ его отечества.

По удаленіи Халдеевъ, онъ возвратился въ землю свою, оплакалъ бѣдствія ея и вмѣстѣ съ уцѣлѣвшими изъ народа сталъ заниматься земледѣліемъ. Въ молитвѣ къ Богу за народъ свой ожидалъ онъ возвращенія плѣненныхъ изъ Вавилона.

Однажды, во время жатвы, пророкъ сварилъ похлебку и, взявъ хлѣба, пошелъ въ поле, чтобы отнести этотъ обѣдъ жнецамъ. Но на пути ему предсталъ ангелъ Господень и сказалъ:

— «Отнеси этотъ обѣдъ въ Вавилонъ къ Даніилу, въ ровъ львиный».

Въ это время, дѣйствительно, пророкъ Даніилъ, жившій при дворѣ царя Вавилонскаго, по ненависти нечестивыхъ вавилонянъ, былъ ввергнутъ въ львиный ровъ.

Но Аввакумъ, не зная города Вавилона, отвѣчалъ ангелу:

— «Господи! Вавилона я никогда не видалъ и рва львинаго не знаю».

Тогда ангелъ Господень силою духа своего восхитилъ Аввакума и, поднявъ его за волосы, перенесъ въ Вавилонъ и поставилъ прямо надо рвомъ, куда ввергнутъ былъ Даніилъ.

И воззвалъ Аввакумъ:

— «Даніилъ! Даніилъ! Возьми обѣдъ, который Богъ послалъ тебѣ».

Даніилъ же возблагодарилъ Бога и сказалъ:

— «Вспомнилъ Ты обо мнѣ, Боже, и не оставилъ любящихъ Тебя».

Даніилъ поднялся и вкусилъ пищи. Ангелъ же Госнодень мгновенно поставилъ Аввакума на его прежнее мѣсто.

Послѣ чудеснаго посѣщенія Даніила, пророкъ Аввакумъ возвратился къ жнецамъ своимъ во время обѣда ихъ, и никому не сказалъ о случившемся. Онъ проразумѣлъ, что народъ Іудейскій возвращенъ будетъ Господомъ изъ Вавилона въ Іерусалимъ, подобно тому какъ совершилось чудесное перенесеніе его въ Вавилонъ и возвращеніе оттуда. Но это испытаніе народа Божія длилось 70 лѣтъ, и Аввакумъ не дожилъ до возвращенія Евреевъ изъ плѣна и умеръ въ старости, и погребенъ былъ съ честію на собственномъ полѣ [9].

Примѣчанія:
[1] Блаж. Епифаніемъ Кипрскимъ, блаж. Ѳеодоритомъ, блаж. Іеронимомъ, блаж. Августиномъ и св. Исидоромъ Испалійскимъ.
[2] Аввакумъ — съ еврейскаго значитъ собственно: обнимающій, обхватывающій, а потомъ — сильный борецъ, подвижникъ.
[3] Начало пророческой дѣятельности Аввакума нужно отнести къ тѣмъ годамъ царствованія Манассіи, когда сей нечестивый царь, взятый въ плѣнъ Асаргаддономъ, смирился и покаялся въ заточеніи. Пророчества Аввакума относятся къ періоду времени съ 660 г. и захватываютъ собою годы царствованія преемника Амона, благочестиваго царя Іосіи, до 611 г.
[4] Объ этомъ же наказаніи, за нечестіе народа въ царствованіе Манассіи и его сына, говорится въ 4-й книгѣ Царств. гл. 21, ст. 12-14.
[5] Халдеи — по еврейски: хасидимъ произошли отъ Хеседа, сына Нахорова, брата Авраама (Быт. 22, 22). Происходя отъ семитическаго корня, Халдеи первоначально жили въ сѣверной гористой странѣ Месопотаміи, ближе къ Арменіи, на югъ отъ озера Ванъ. Изъ этой древней мѣстности Халдеи разселились по теченію Евфрата, на югъ и востокъ по всей Месопотаміи и Вавилоніи и вскорѣ сдѣлались народомъ господствующимъ. Въ періодъ владычества ассиріянъ, они съ послѣдними сдѣлали многія завоеванія и, по отдѣленіи Вавилоніи отъ Ассиріи, при Набополассарѣ и, особенно, при Навуходоносорѣ побѣдили многіе народы и царства. Всюду, при завоеваніяхъ, Халдеи отличались крайнею жестокостію и воинственностію.
[6] Образъ рѣчи взятъ отъ обычая устраивать сторожевыя башни на горахъ и высокихъ мѣстахъ для того, чтобы стражники благовременно узнавали объ опасности для селеній, возвѣщали бы о близости непріятеля, о побѣдѣ и пораженіи. Свв. пророки были стражи, поставленные Богомъ какъ-бы на нѣкоторой высотѣ для наблюденій и возвѣщенія воли Его. На этой божественной стражѣ святый пророкъ Аввакумъ, отрѣшившись отъ всего земнаго, бодрствовалъ духомъ и пламенно молился Богу объ открытіи воли Его о Своемъ народѣ. Находясь въ такомъ состояніи, онъ благоговѣйно ожидалъ, когда лучъ свѣта Божія проникнетъ въ его умѣ, озаритъ душевныя его очи, и что возглаголетъ ему Господь.
[7] Здѣсь не только предрекается избавленіе Евреевъ изъ плѣна Вавилонскаго, но и спасеніе рода человѣческаго. Такимъ образомъ, это пророчество — мессіанскаго характера. Указывая на южную страну по отношенію къ Палестинѣ, гдѣ и была гора Фаранъ, покрытая тѣнистымъ лѣсомъ, Аввакумъ открылъ Евреямъ, что они получатъ избавленіе отъ рабства Вавилонскаго чрезъ народъ, пришедшій съ южной стороны. Дѣйствительно, Киръ, царь Персидскій, привелъ Мидянъ и Персовъ съ юга, по отношенію къ Палестинѣ и, покоривъ Вавилонянъ, освободилъ Евреевъ. Но взоръ пророка провидѣлъ избавленіе еще отъ другого рабства — грѣховнаго рабства всего рода человѣческаго и его обновленіе. По объясненію блаж. Ѳеодорита, Аввакумъ сими словами «предвозвѣщаетъ вочеловѣченіе Бога и Спасителя нашего, совершившееся въ Виѳлеемѣ, который лежитъ къ югу отъ Іерусалима». Св. Церковь подъ горою пріосѣненною разумѣетъ Божію Матерь, какъ-бы нѣкую гору добродѣтелей, осѣненную Святымъ Духомъ. «Гору Тя благодатію Божіею пріосѣненную прозорливыма Аввакумъ усмотривъ очима», — воспѣваетъ Церковь въ канонѣ, — «изъ Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасеніе наше и исправленіе». «Христосъ грядый явственно Богъ нашъ, пріидетъ и не закоснитъ, отъ горы пріосѣненныя чащи, отроковицы раждающія неискусомужныя, пророкъ древле глаголетъ» (4-я пѣснь канона въ нед. Ваій). «Христе отъ Дѣвы прозяблъ еси, изъ горы хвальный, пріосѣненныя чащи» (4-я пѣснь на Рож. Хр.). Вообще, въ основаніе 4-й пѣсни всѣхъ церковныхъ каноновъ положено пророчество Аввакума о пришествіи Господа во спасеніе людей Своихъ «спасти помазанныя Своя». Въ виду такого яснаго мессіанскаго значенія пророчествъ Аввакума, Церковь христіанская усвоила ему наименованіе «богоглаголиваго» (пасхальный канонъ, пѣснь 4-я, ирмосъ). — Вышеприведенная молитвенная пѣснь Аввакума служитъ основаніемъ 4-й пѣсни церковныхъ каноновъ, изображающей всемогущество Бога и непостыдную надежду на Него.
[8] Остракина — городъ на границѣ Аравіи, Палестины и Египта.
[9] Кончина прор. Аввакума послѣдовала приблизительно за 600 лѣтъ до Р. Хр. По сказанію церк. историка IV вѣка, Евсевія Кесарійскаго, гробницу св. Аввакума указывали въ Кеилѣ, или въ Килѣ, въ колѣнѣ Іудиномъ. По свидѣтельству церк. историка V в. Созомена, мощи сего св. пророка, по Божественному Откровенію, были обрѣтены вмѣстѣ съ мощами св. пророка Михея въ царствованіе Ѳеодосія II Младшаго (408-450 гг.). Тѣла обоихъ пророковъ указаны были Божественнымъ сновидѣніемъ Зевенну, бывшему въ то время епископомъ церкви Елевѳеропольской.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 35-40.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0