Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Декабрь.
День первый.

Память святаго пророка Наума.

Главное содержаніе книги пророка Наума есть пророчество о паденіи и погибели Ниневіи [2], предсказаніе бѣдствій, какія праведный Господь наведетъ на сей городъ, и самое живое изображеніе окончательнаго и совершеннаго разрушенія этого великаго и сильно укрѣпленнаго города. Пророкъ Наумъ предсказываетъ разрушеніе Ниневіи, какъ наказаніе за ея беззаконія и особенно за разрушеніе Израильскаго царства и за хулу Сеннахирима [3] на Господа. Такимъ образомъ, Наумъ повторяетъ то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневію пророкомъ Іоною; пророчество Іоны о погибели Ниневіи (Іона 2, 2) не было отмѣнено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время послѣ проповѣди пророка Іоны, видя, что на нихъ не сбылось его пророчество, снова обратились къ прежнимъ своимъ злымъ дѣламъ; этимъ они снова прогнѣвали Бога и оскорбили Его долготерпѣніе.

Поводомъ къ пророчеству послужило слѣдующее: когда войско Сеннахирима было чудеснымъ образомъ истреблено подъ стѣнами Іерусалима, и Сеннахиримъ съ угрозою удалился, Евреи, хотя и рады были этому освобожденію, но боялись, что Сеннахиримъ, разгнѣванный неудачею, снова соберетъ войско, даже больше прежняго, и снова явится, какъ угрожалъ, подъ стѣнами Іерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народъ Еврейскій, пророкъ Наумъ и выступилъ съ своей рѣчью, въ которой предсказалъ уже окончательную погибель Ниневіи, которая будетъ разрушена сильнымъ разливомъ водъ, а сокровища города будутъ разграблены и истреблены огнемъ [4].

Вся книга пророка Наума представляетъ изъ себя одно послѣдовательное изложеніе грознаго опредѣленія Божія о погибели Ниневіи за то, что изъ нея произошелъ умыслившій зло противъ Господа (т. е. Сеннахиримъ), а Іудейскому царству предсказывается освобожденіе отъ ига Ассиріи. Затѣмъ слѣдуетъ описаніе осады и самое разрушеніе Ниневіи и, наконецъ, разъясняется, что Ниневія вполнѣ заслужила такую участь своимъ идолопоклонствомъ, особенно же своимъ развратомъ и волшебствомъ, чрезъ которое она порабощала народы. Посему никакія средства защиты не спасутъ ея, и всѣ народы будутъ радоваться, что избавились отъ такого жестокаго притѣснителя [5].

Время служенія пророка Наума относится ко второй половинѣ царствованія Іудейекаго царя Езекіи, т. е. къ 745-714 годамъ до Р. Хр., — (послѣ разрушенія царства Израильскаго).

О другихъ обстоятельствахъ жизни пророка ничего неизвѣстно. По преданію, онъ умеръ на 45-мъ году жизни и былъ погребенъ въ своей отечественной землѣ.

Примѣчанія:
[1] Почему пророкъ и называеть себя Елкошеяниномъ или Елкосеяниномъ (см. русск. переводъ Библіи, кн. прор. Наума, гл. 1, ст. 1). По славянскому и другимъ переводанъ пророкъ Наумъ значится сыномъ Елкесіевымъ; но большинство толковниковъ (напр., блаж. Іеронимъ, св. Кириллъ Іерусалимскій, Епифаній и друг.) принимаютъ еврейское слово Елкоши (переведенное по славянски сынъ Елкесіевъ) за наименованіе мѣста рожденія Наума. По преданію, записанному блаженнымъ Іеронимомъ, селеніе Елкоша находилось на сѣверѣ Галилеи, въ царствѣ Израильскомъ.
[2] Ниневія была главнымъ городомъ Ассирійцевъ, съ которыми Евреи тогда находились во враждебныхъ отношеніяхъ. Ниневія лежала на восточномъ берегу рѣки Тигра въ Месопотаміи. Это былъ многолюднѣйшій и богатѣйшій городъ въ древнемъ мірѣ; имѣлъ около 84 верстъ въ окружности.
[3] Сеннахиримъ — царь Ассирійскій, сынъ и преемникъ Салманассара, разрушившаго царство Израильское.
[4] Это пророчество о погибели Ниневіи отъ воды и огня исполнилось буквально. Ниневія, осажденная врагами (Ціаксаромъ, царемъ Мидійскимъ и Набопалассаромъ, царемъ Вавилонскимъ около 600 г. до Р. Хр.), три года стойко выдерживала осаду, и только разливъ рѣки Тигра, подмывшій городскія стѣны, далъ возможность врагамъ, прежде чѣмъ Ниневитяне успѣли воздвигнуть новую стѣну, войти въ городъ и разрушить его до основанія (Наум. 3, 14). Царь Ниневійскій Сарданапалъ, отчаявшись въ своемъ спасеніи и боясь плѣна, велѣлъ сложить въ самомъ дворцѣ большой костеръ, собралъ сюда всѣ свои сокровища и сжегъ себя вмѣстѣ со всѣми наложницами. Такъ исполнились грозныя слова Наума и другаго великаго пророка Исаіи (Ис. 30, 33).
[5] Кромѣ пророчества о паденіи Ниневіи въ книгѣ пророка Наума можно встретить и мессіанскія черты. «Наумъ изрекаетъ — говоритъ блаж. Ѳеодоритъ — гибель Ниневіи, ея войску и городу за то, что они, хотя и покаялись послѣ проповѣди Іоны, но вскорѣ забыли о ней и пошли съ оружіемъ на Израиля; но — продолжаетъ онъ — есть въ книгѣ и пророчество о Спасителѣ такое: взыде вдыхаяй въ лице твое (Наум. 2, 1); ибо какъ въ Адама Богъ вдунулъ дыханіе жизни, такъ и Владыка Христосъ, возобновляя сей образъ, дуну на апостоловъ и глагола: пріимите Духъ Святъ. Поэтому и подъ всѣмъ сокрушеннымъ царствомъ Ассиріянъ, въ книгѣ Наума, мы разумѣемъ власть діавола, побѣжденную Владыкою Христомъ, а подъ ликующимъ Іудою разумѣемъ ликующую о спасеніи вселенную». — За богослуженіемъ правосл. церкви книга прор. Наума не употребляется.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 5-7.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0