Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День тридцать первый.

Память святаго Геннадія, патріарха Константинопольскаго.

— «Пришли мы, — говорятъ они, — въ киновію [3], называвшуюся Салама, отстоявшую отъ Александріи на девять поприщъ, и нашли тамъ двухъ старцевъ, бывшихъ прежде пресвитерами церкви константинопольской. Сіи пресвитеры повѣдали намъ о блаженномъ Геннадіи, патріархѣ константинопольскомъ, что онъ былъ весьма кротокъ, соблюдалъ чистоту тѣлесную и отличался воздержаніемъ. Говорили о немъ и то, что многіе причиняли ему великія непріятности изъ-за одного клирика, весьма много согрѣшавшаго, по имени Харисимъ. Сей клирикъ служилъ при храмѣ святаго мученика Елевѳерія, и немъ говорили, что онъ не только проводить жизнь въ лѣности, нерадѣніи и нечистотѣ грѣховной, но ходитъ на разбой и занимается волшебствомъ. Призвавъ сего клирика, патріархъ началъ увѣщевать его, отечески исправляя его духомъ кротости, но видя, что онъ оставался неисправимымъ, повелѣлъ слегка наказать его. Когда же тотъ продолжалъ быть неисправимымъ, и наказаніе не дѣйствовало на него, патріархъ послалъ одного изъ слугъ своихъ въ храмъ мученика, при коемъ находился Харисимъ, — умолять мученика, чтобы онъ самъ исправилъ бы, или отсѣкъ отъ Церкви преданнаго грѣхамъ клирика своего храма. Посланный, прійдя въ храмъ, сталъ предъ алтаремъ и, простерши руку ко гробу мученика, сказалъ:

— «Святый мученикъ Елевѳерій! Патріархъ Геннадій возвѣщаетъ тебѣ черезъ меня грѣшнаго, что клирикъ Харисимъ, служащій въ твоемъ храмѣ, совершаетъ многія беззаконія и творитъ соблазны; посему ты или исправь его, или отсѣки его отъ Церкви».

Послѣ сего, на другое утро, Харисимъ былъ найденъ мертвымъ.

Отсюда можно видѣть, сколь угоденъ былъ Богу и святымъ Его блаженный Геннадій, ибо слово его, обращенное къ святому мученику черезъ посланнаго, было въ скоромъ же времени услышано и исполнено на дѣлѣ.

При семъ святомъ Геннадіи былъ построенъ въ Константинополѣ храмъ въ честь святаго Іоанна, Предтечи Господня, нѣкоторымъ сенаторомъ, по имени Студіемъ, пришедшимъ изъ древняго Рима; былъ устроенъ также и монастырь, названный Студійскимъ (по имени сенатора Студія); въ семъ монастырѣ былъ учрежденъ чинъ неусыпающихъ.

При патріархѣ Геннадіи экономомъ церковнымъ былъ преподобный Маркіанъ. Сей Маркіанъ, снявъ съ себя послѣднюю одежду, отдалъ ее нищему; и видѣли сего преподобнаго Маркіана имѣющимъ царскую порфиру подъ фелонью, какъ о томъ повѣствуется въ житіи его [4]. При семъ же патріархѣ подвизался и святый столпникъ Даніилъ [5], коего онъ рукоположилъ во пресвитера.

Во дни святаго патріарха Геннадія въ Константинополѣ совершилось такое чудо.

Одинъ иконописецъ осмѣлился написать образъ Христа Спасителя — по подобію языческаго бога Зевса [6]; и тотчасъ иконописца постигло наказаніе Божіе; ибо рука его, осмѣлившаяся изобразить въ такомъ видѣ Господа, изсохла. Онъ же, ощутивъ на себѣ столь скорое мщеніе Божіе, поспѣшилъ къ святѣйшему патріарху Геннадію и принесъ ему покаяніе, исповѣдуя предъ всѣми съ плачемъ грѣхъ свой. Святѣйшій патріархъ помолился о немъ ко Господу и исцѣлилъ руку его, такъ что она стала здоровою, какъ и прежде.

Святый патріархъ Геннадій имѣлъ обыкновеніе не поставлять въ пресвитеры (желающаго) до тѣхъ поръ, пока онъ не выучитъ наизусть всю Псалтирь; ибо сей великій архіерей Божій ревностно заботился о строгомъ соблюденіи чина церковнаго; онъ сознавалъ, что сей чинъ только тогда могъ быть исполненъ тщательно, когда всѣ священники и клирики будутъ научены книжному разумѣнію и возмогутъ понимать разумно Писаніе божественное. Ибо пресвитеръ, не обученный книгамъ, не могъ бы учить иныхъ; не могъ исправлять и наставлять на путь спасенія, не зная самъ спасительнаго пути. На таковомъ сбываются слова Христовы: еда можетъ слѣпецъ слѣпца водити? не оба ли въ яму впадутъ (Лук. 6, 39).

Святый Геннадій созвалъ въ Константинополѣ помѣстный соборъ, отчасти для искорененія ереси Евтихіевой, отчасти для благоустроенія церковнаго; на семъ соборѣ была запрещена симонія (мздоимство), распространившаяся среди архіереевъ.

Святый Геннадій охранялъ ввѣренное ему словесное стадо тринадцать лѣтъ; онъ преставился ко Господу въ царствованіе того же Льва Великаго [7].

Незадолго до дня кончины своей, когда святый Геннадій молился ночью въ храмѣ, ему явилось нѣкое страшилище демонское; святый Геннадій отогналъ сіе страшилище знаменіемъ честнаго креста; діаволъ, убоявшись знаменія креста, бѣжалъ, причемъ сказалъ:

— «Я ухожу отсюда совершенно и не буду причинять здѣсь никому зла до тѣхъ поръ, пока ты живъ; но послѣ смерти твоей приду опять и буду всяческими способами смущать Церковь, увлекая въ погибель многихъ».

Святый Геннадій, проливая непрестанныя слезы до дня смерти своей, молился ко Господу, дабы Онъ сохранилъ Церковь Свою, такъ чтобы она была неодолѣна вратами адовыми. И подобно тому, какъ при жизни своей онъ былъ усерднымъ ходатаемъ ко Господу о святой Церкви, такъ и по преставленіи своемъ возсылаетъ о Церкви свои непрестанныя моленія, предстоя вмѣстѣ съ прочими святыми іерархами Главѣ Церкви, Христу, Владыкѣ нашему, Коему вмѣстѣ со Отцемъ и Святымъ Духомъ возсылается слава вѣчно.

Примѣчанія:
[1] Анатолій патріаршествовалъ съ 449 г. по 468 г.
[2] Левъ (I-ый) Великій царствовалъ съ 457 г. по 474 г.
[3] Киновіями (отъ греч. κοινός — общій и βίος — жизнь) называются общежительные монастыри, въ которыхъ братія содержатся за счетъ монастыря и взамѣнъ того предлагаютъ свой трудъ на общую пользу монастыря.
[4] Память его совершается св. Церковію 10-го января.
[5] Память его совершается 11-го декабря.
[6] Зевсъ считался у древнихъ грековъ верховнымъ богомъ и родоначальникомъ прочихъ боговъ (и людей).
[7] Святый Геннадій патріаршествовалъ съ 458 г. по 471 г. Святому Геннадію приписывается нѣсколько богословскихъ сочиненій. Геннадій мессалійскій замѣчаетъ о святомъ Геннадіи: «Мужъ краснорѣчивый, остраго ума, такъ былъ обогащенъ чтеніемъ древнихъ, что до слова объяснилъ пророка Даніила, сочинилъ и много бесѣдъ». — Всѣ эти сочиненія нынѣ не извѣстны; до насъ дошло только окружное посланіе его противъ симоніи, утвержденное на соборѣ 459 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 610-613.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0