Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День тридцатый.

Память преподобнаго отца нашего Христофора.

— «Когда мы были въ Александріи, то пришли къ аввѣ Ѳеодулу, находящемуся въ обители святой Софіи, что въ Фаранѣ; старецъ повѣдалъ намъ, сказавъ:

— «Я постригся въ иночество въ киновіи преподобнаго отда нашего Ѳеодосія; эта киновія находится въ пустыни святаго Христова града Іерусалима; тамъ встрѣтилъ я большого ростомъ старца, по имени Христофора, родомъ римлянина. Однажды я поклонился ему, сказавъ:

— «Яви мнѣ любовь, отче, разскажи мнѣ, каковы были подвиги твои отъ дней юности?»

Послѣ того какъ я много упрашивалъ его, старецъ понялъ, что я просилъ его о томъ ради пользы (душевной); тогда онъ повѣдалъ мнѣ о себѣ, сказавъ такъ:

— «Когда я отрекся отъ міра, чадо, то питалъ великую любовь и усердіе къ подвигу иноческому: днемъ я упражнялся въ служеніи Богу, вечеромъ же, уже поздно, я уходилъ въ пещеру, въ которой ранѣе имѣли обыкновеніе молиться преподобный Ѳсодосій и прочіе святые отцы. Входя въ пещеру, я творилъ сто поклоновъ и на каждой степени падалъ ницъ предъ Богомъ; всѣхъ же степеней восемнадцать. Войдя внутрь пещеры, я проводилъ время въ молитвѣ до тѣхъ поръ, пока не ударяли въ било, созывая на утреннее пѣніе; только тогда я выходилъ изъ пещеры и направлялся къ церкви.

Въ такомъ подвигѣ я пробылъ одиннадцать лѣтъ, никогда не измѣняя сего правила, подвизаясь съ великимъ пощеніемъ и храненіемъ помысловъ, трудясь тѣломъ во всѣхъ, поручаемыхъ мнѣ, службахъ и испытывая большое лишеніе, по причинѣ нестяжательности моей.

Однажды ночью, когда я пришелъ къ пещерѣ, я началъ творить обычныя мои колѣнопреклоненныя моленія на степеняхъ; дойдя до послѣдней степени, я остановился — неожиданно я оказался въ восторженномъ состояніи: я увидѣлъ, что вся пещера была наполнена лампадами, изъ коихъ одни горѣли, другія же не горѣли. Видѣлъ я также двухъ мужей свѣтообразныхъ, ходившихъ въ бѣлыхъ ризахъ и возжигавшихъ лампады, и спросилъ ихъ:

— «Для чего вы поставили здѣсь сіи лампады, такъ что я не могу войти сюда и помолиться?»

Они отвѣчали мнѣ:

— «Это лампады отцевъ, служащихъ Богу».

Тогда я снова спросилъ ихъ:

—«Почему же одни изъ лампадъ горятъ, а другія нѣтъ?»

Они отвѣтили мнѣ:

— «Служащіе Господу со усердіемъ зажгли лампады свои, а лѣнивые не зажгли лампадъ».

Потомъ сказалъ имъ:

— «Окажите мнѣ любовь, скажите мнѣ: моя лампада горитъ, или нѣтъ?»

Они отвѣтили мнѣ:

— «Трудись и молись, и тогда мы зажжемъ ее».

Но я сказалъ:

— «Я всегда молюсь и не дѣлаю ничего инаго до сего времени».

Послѣ сихъ словъ я пришелъ въ себя и не видѣлъ уже никого больше. Потомъ я сказалъ себѣ:

— «О Христофоръ! Ты долженъ понести еще большіе труды, дабы зажечь лампаду свою!»

Утромъ слѣдующаго дня я вышелъ изъ монастыря и отправился на Синайскую гору, ничего не взявъ съ собою, кромѣ одежды, въ которую я былъ облеченъ. Послѣ того какъ я пробылъ на горѣ Синайской пятьдесятъ лѣтъ, потрудившись во многихъ подвигахъ, низшелъ ко мнѣ голосъ, говорившій:

—«Христофоръ! Иди въ монастырь твой, въ которомъ ты подвизался ранѣе, дабы почить тамъ вмѣстѣ съ отцами твоими».

Повѣдавъ сіе о себѣ, преподобный Христофоръ послѣ сего пожилъ немного времени и предалъ святую душу свою въ руки Божіи».

Потомъ тотъ же авва Ѳеодулъ повѣдалъ намъ (повѣствуютъ Іоаннъ и Софроній) о томъ же отцѣ Христофорѣ, что въ другое время, прежде кончины своей, преподобный Христофоръ повѣдалъ сіе:

— «Однажды днемъ я вышелъ (повѣдалъ онъ) изъ монастыря моего и пошелъ во святый городъ Іерусалимъ, дабы поклониться и облобызать животворящій крестъ Господень. И когда я былъ тамъ, поклонился и уже выходилъ, то увидѣлъ нѣкоего брата, стоявшаго при вратахъ, среди двора церковнаго, — ни входящаго, ни выходящаго. Я видѣлъ также и двухъ вороновъ, безстрашно летавшихъ предъ лицемъ его и не позволявшихъ ему войти. Я понялъ, что тѣ вороны были демонами. Тогда я сказалъ стоявшему:

— «Скажи мнѣ, братъ, по какой причинѣ ты стоишь посреди воротъ и не входишь?»

Онъ отвѣчалъ мнѣ:

— «Прости меня, отче, я одержимъ помыслами; одинъ помыслъ говоритъ мнѣ: иди и поклонись честному кресту и облобызай его; другой же помыслъ говоритъ: нѣтъ, не ходи, но иди сначала и исполни свое дѣло; въ другое время ты придешь и поклонишься».

Я же, слышавъ это (говоритъ святый Христофоръ), взялъ брата за руку и ввелъ въ храмъ, и тотчасъ исчезли тѣ вороны; я предложилъ ему поклониться честному кресту и святому Гробу Господню и потомъ отпустилъ его съ миромъ.

Это повѣдалъ мнѣ (говоритъ Ѳеодулъ), преподобный Христофоръ, такъ какъ видѣлъ, что я много упражнялся въ дѣлахъ монастырскихъ, но мало прилежалъ къ молитвѣ, — дабы я зналъ, что прежде всего слѣдуетъ исполнять служеніе духовное, а потомъ уже работу, необходимую для тѣлесныхъ потребностей».

Увѣдавъ о семъ, блаженные отцы Іоаннъ и Софроній написали сіе на пользу читающимъ и слушающимъ, во славу Христа, Бога нашего [1].

Примѣчаніе:
[1] Преподобный Христофоръ подвизался въ VI-мъ вѣкѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 578-581.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0