Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День тридцатый.

Памятъ преподобнаго отца нашего Александра Свирскаго.

— «Встань, не бойся. Ты получишь то, о чемъ просилъ».

Обрадованный отрокъ всталъ и пришелъ къ отцу своему. Отецъ и мать замѣтили его душевную радость и предугадали, что она происходила отъ проявленія къ нему милости Божіей и, думая такъ, благодарили за это Бога. Блаженный же отрокъ съ этого времени сталъ оказывать быстрые успѣхи въ ученіи, при чемъ внимательно слушалъ чтеніе Божественныхъ книгъ и во всемъ повиновался своимъ родителямъ. Въ то же время онъ соблюдалъ такой строгій постъ, что только разъ въ день употреблялъ въ пищу одинъ хлѣбъ и то въ мѣру, по ночамъ же спалъ очень мало. Родители отрока приходили отъ этого въ изумленіе, и мать, увѣщавая его, однажды сказала ему:

— «Сынъ мой! Зачѣмъ ты такъ изнуряешь себя? Принимай пищу вмѣстѣ съ нами и спи, какъ и мы».

Но отрокъ отвѣтилъ на это матери:

— «Для чего ты, мать моя, говоришь мнѣ это, отклоняя меня отъ пріятнаго мнѣ воздержанія? Вѣдь въ Писаніи сказано, что пища и питіе не приблизятъ насъ къ Богу [7]. Оставь меня поступать такъ, какъ я началъ».

Удивляясь такому мудрому отвѣту сына и особенно видя, что къ такому подвигу у него есть искреннее желаніе, мать сказала ему:

— «Какъ хочешь поступать, сынъ мой, такъ и поступай».

Но дивный отрокъ чувствовалъ болѣе влеченія къ подвигамъ, нежели къ видимымъ благамъ; обиліе имущества считалъ тѣнію и на все, что есть человѣческаго на землѣ, смотрѣлъ, какъ на суетное и ничтожное.

Когда онъ достигъ совершеннаго возраста, то родители хотѣли было сочетать его законнымъ бракомъ, но боголюбивый юноша уклонялся отъ этого. Онъ всегда желалъ и думалъ о томъ, чтобы уйти изъ міра, и достичь того, чего желалъ. Взявъ благословеніе у отца своего какъ бы для того, чтобы итти въ находившееся неподалеку селеніе, онъ ушелъ изъ родного дома и, наставляемый Богомъ или, лучше сказать, имѣя своимъ спутникомъ ангела, пришелъ въ монастырь святаго Спаса, Боголѣпнаго Его Преображенія, что на Валаамѣ [8]. Онъ упросилъ настоятеля этого монастыря постричь его въ иночество. Въ это время ему было отъ роду 26 лѣтъ. Поступивъ въ монастырь, онъ съ такимъ усердіемъ предавался подвигамъ добродѣтельной жизни, что всѣ стали говорить о немъ. Тяготясь такою извѣстностію, онъ испросилъ у тамошняго настоятеля благословеніе и, не взявъ съ собою ничего кромѣ необходимой одежды, ночью ушелъ изъ монастыря. Онъ пришелъ на то мѣсто, гдѣ сперва хотѣлъ было поселиться на жительство, когда ушелъ отъ своихъ родителей. Мѣсто это находилось на берегу озера [9] на разстояніи четырехъ поприіцъ отъ рѣки Свири. Здѣсь преподобный построилъ себѣ небольшую келлію, которою и пользовался для кратковременнаго отдыха отъ своихъ подвиговъ.

Однажды онъ обходилъ окрестныя мѣстности, ища такой, гдѣ бы онъ могъ устроить себѣ жилище, и увидѣлъ красивое мѣсто, освѣщенное нѣкіимъ божественнымъ свѣтомъ, на которомъ и донынѣ стоитъ монастырь. Когда онъ находился здѣсь и случилось ему однажды выйти изъ своей келліи къ озеру, чтобы почерпнуть воды, то послышался съ неба голосъ, который назвалъ его по имени и сказалъ ему:

— «Такъ какъ ты былъ исполнителемъ Моихъ заповѣдей, то за это Я соберу къ тебѣ безчисленное множество людей, ты же не отвергай ихъ, но пріими съ простертыми руками и будь имъ наставникомъ ко спасенію».

Услышавъ эти слова, преподобный палъ ницъ на землю и вознесъ Богу благодарственное моленіе, послѣ чего, почерпнувши воды, возвратился въ свою келлію.

Спустя нѣсколько времени послѣ сего, къ преподобному пришелъ родной братъ его, по имени Іоаннъ, который разыскивалъ его. Увидѣвъ брата, преподобный обрадовался ему, и они оба стали трудиться, чтобы сдѣлать себѣ болѣе просторное жилище, такъ какъ хотѣли жить вмѣстѣ. Но вскорѣ братъ преподобнаго скончался, и Александръ, воспѣвъ надъ нимъ погребальныя пѣснопѣнія, похоронилъ его. Послѣ этого преподобный снова отдался строгому постничеству, и число братіи умножалось. Они, пребывая въ безмолвіи, жили отдѣльно одинъ отъ друтого и подражали преподобному каждый по мѣрѣ силъ своихъ.

Такъ проводилъ жизнь свою преподобный и достигъ того, что молитвою своею прогонялъ бѣсовъ и имѣлъ своими собесѣдниками ангеловъ. Однажды онъ удостоился видѣть Самого Бога явившагося ему въ трехъ Лицахъ, и бесѣдовать съ Нимъ о томъ, какъ создать церковь, построить монастырь и собрать братію. Когда затѣмъ онъ молился о томъ, гдѣ поставить церковь, то ангелъ Господень указалъ ему мѣсто для нея. Братія принудили его принять священство, и спустя нѣсколько времени онъ построилъ церковь во имя Святой Троицы и освятилъ ее, послѣ чего число братій стало еще болѣе увеличиваться.

Хотя преподобный и принялъ игуменство надъ братіею, но не измѣнилъ своего правила и, будучи игуменомъ, подавалъ всѣмъ примѣръ смиренія, помня слова Господа, сказавшаго: аще кто хощетъ въ васъ старѣй быти, да будетъ всехъ меньшій и всѣмъ слуга (Марк. 9, 35; см. 10, 43). Посему преподобный и смирялъ себя, стараясь быть меньше всѣхъ и всѣмъ служилъ. Онъ всѣмъ давалъ собою примѣръ и трудился, раньше всѣхъ выходя на работу. Всегда онъ дѣлалъ все самъ своими руками: ходилъ въ поварню, мѣсилъ тѣсто и пекъ хлѣбы, иногда носилъ изъ озера и воду, рубилъ дрова и носилъ ихъ въ монастырь. Иногда онъ приходилъ въ мельницу, гдѣ иноки мололи рожь, и въ то время, когда они еще спали, бралъ приготовленную для размола рожь и, измоловъ назначенную для каждаго инока часть, ставилъ измолотое на своемъ мѣстѣ, а потомъ уходилъ въ свою келлію. Въ церковь онъ приходилъ прежде всѣхъ и послѣ всѣхъ выходилъ. Никто никогда не видѣлъ его лежащимъ даже на рогожѣ или возливающимъ на тѣло свое воду. Одеждою ему служилъ сдѣланный изъ грубой ткани подрясникъ, настолько сильно истертый, что на немъ нашито было множество заплатъ. Многіе неразумные люди издѣвались надъ нимъ и поносили его, но онъ такія поношенія принималъ отъ нихъ съ радостію.

По прошествіи нѣкотораго времени по изволенію Божію преподобный построилъ каменную церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы [10], расширилъ монастырь, по четыремъ сторонамъ велѣлъ построить келліи, а посрединѣ выстроилъ большую церковь съ трапезою и устроилъ все прочее, что было полезно для нуждъ братіи.

Такъ богоугодно провелъ жизнь свою преподобный и до конца дней своихъ продолжалъ свои подвиги, за что и получилъ отъ Бога даръ чудотворенія еще при жизни своей. Наконецъ, чувствуя, что наступаетъ время его отшествія къ Богу, онъ призвалъ къ себѣ братію и сказалъ имъ:

— «Братія! Вотъ уже приближается конецъ житія моего, и я ухожу изъ этой жизни. Вручаю васъ Богу. Да сохранитъ Онъ васъ и утвердитъ въ любви Своей».

Сказавъ эти слова, преподобный поучалъ братію хранить между собою любовь, быть снисходительными другъ къ другу и упражняться въ другихъ добродѣтеляхъ. Въ заключеніе онъ завѣщалъ имъ, чтобы и послѣ его смерти никто изъ нихъ не держалъ у себя никакихъ опьяняющихъ напитковъ. Когда же наступилъ часъ, въ которий душа преподобнаго должна была отойти къ Богу, онъ воздѣлъ къ небу руки свои и сотворилъ молитву, закончивъ ее словами:

— «Господи! Въ руцѣ Твои предаю духъ мой».

Такъ, съ молитвою на устахъ преподобный предалъ честную душу свою Господу. Это произошло въ 1533 году въ 30 день мѣсяца августа. Всѣхъ лѣтъ жизни его было 85. Честное тѣло его съ почестями было погребено у церкви Боголѣпнаго Преображенія съ правой стороны у алтаря. Оно подаетъ многія исцѣленія приходящимъ съ вѣрою къ святому гробу преподобнаго [11].

Примѣчанія:
[1] Преподобный Александръ родился въ 1448 году 15 мая.
[2] Территорія Великаго Новгорода занимала обширный уголъ сѣверо-западной Руси, доходя на сѣверѣ до Бѣлаго моря и переходя на востокѣ за Уральскій хребетъ. Она охватывала нынѣшнія губерніи: Новгородскую, С.-Петербургскую, часть Олонецкой, Архангельскую, Пермскую, часть Вятской, Вологодскую, часть Ярославской, часть Тверской и Псковскую и до начала XVII вѣка дѣлилась на 5 частей или пятинъ.
[3] Здѣсь разумѣется Обонежье или Обонежская пятина, самая обширная изъ всѣхъ новгородскихъ пятинъ. Она тянулась на сѣверъ и сѣверо-востокъ отъ Новгорода съ одной стороны между рѣкою Волховомъ и Ладожскимъ озеромъ, а съ другой — между озеромъ Ильменемъ и рѣками Мстою и Мдою. Такъ какъ она обнимала Онежское озеро со всѣхъ сторонъ, то отсюда и получила свое названіе.
[4] Рѣка Оять составляетъ лѣвый притокъ рѣки Свири и находится въ нынѣшней Олонецкой губерніи.
[5] Введенскій Богородичный монастырь находился на рѣкѣ Ояти. Въ 1581 роду его совершенно выжгли «нѣмецкіе люди», такъ что 6 человѣкъ братіи жили за монастыремъ въ пустоши, на острову.
[6] У родителей преподобнаго Александра преждевременно прекратилось рожденіе дѣтей, и они молились Богу о возвращеніи имъ способности чадорожденія, послѣ чего и родился у нихъ сынъ Амосъ, впослѣдствіи преподобный Александръ.
[7] Это выраженіе взято изъ 8 ст. 8 гл. 1-го посланія къ Коринѳянамъ.
[8] Валаамъ — островъ на Ладожскомъ озсрѣ вблизи сѣверныхъ береговъ его, извѣстный нынѣ знаменитымъ на сѣверѣ Россіи по благоустройству монастыремъ своимъ.
[9] Это озеро носило названіе Рощнѣскаго.
[10] Храмъ этотъ былъ освященъ въ 1526 году по благословенію архіепископа Макарія.
[11] Преподобнаго Александра чтили, какъ святаго съ 1547 года и тогда же ему составлена была служба, а въ 1559 году въ Москвѣ былъ устроенъ придѣлъ въ честь его. Мощи его были открыты 17 апрѣля 1641 года и въ 1643 году царь Михаилъ Ѳеодоровичъ устроилъ для нихъ серебряную раку, въ которой онѣ покоятся и теперь.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 573-577.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0