Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать восьмой.

Житіе преподобнаго отца нашего Моисея Мурина.

Совершая разбой, Моисей вмѣстѣ съ товарищами производилъ много хищеній, кровопролитій, творилъ много иныхъ мерзкихъ беззаконій и преступленій; своею жестокостію Моисей прославился среди всѣхъ, ибо всѣ боялись его. Изъ числа дѣлъ его разбойническихъ слѣдуетъ упомянуть о семъ:

Моисей питалъ злобу на одного пастуха, пасшаго овецъ, за то, что сей пастухъ со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовалъ нѣкогда Моисею совершить злодѣяніе; увидавъ однажды, что тотъ пастухъ пасъ овецъ по ту сторону рѣки Нила, Моисей замыслилъ его убить. Рѣка Нилъ была переполнена водой (по случаю разлива); Моисей, связавши свою одежду, привязалъ ее къ головѣ, взялъ въ уста мечъ и отправился въ плаваніе по этой великой рѣкѣ. Упомянутый пастухъ, увидавъ Моисея еще издали, когда онъ переплывалъ рѣку, оставилъ овецъ и убѣжалъ съ того мѣста; Моисей же, переплывъ рѣку, но не найдя пастуха, умертвилъ четырехъ крупнѣйшихъ ягнятъ, потомъ связалъ веревкою сихъ ягнятъ и затѣмъ обратно переплылъ рѣку Нилъ, взявъ съ собою ягнятъ; очистивъ сихъ ягнятъ отъ шкуры, Моисей съѣлъ мясо ихъ (бывшее очень вкуснымъ), а шкуру продалъ и на вырученныя деньги выпилъ вина.

Долгое время Моасей проводилъ жизнь въ такихъ грѣховныхъ дѣлахъ; но однажды случайно онъ пришелъ въ сознаніе, ибо Богъ умилосердился надъ нимъ и призвалъ его къ покаянію, такъ какъ Преблагій и Человѣколюбивый Владыка не ищетъ погибели грѣшниковъ, но ожидаетъ ихъ обращенія ко спасенію. Сей грѣпшикъ умилился сердцемъ. раскаялся въ своихъ злодѣяніяхъ, оставилъ разбой и своихъ товарищей, пошелъ въ пустынный монастырь и предалъ себя въ повиновеніе и послушаніе игумену и братіямъ, болѣе же всего Самому Богу; Моисей пролилъ много слезъ и днемъ и ночью, каясь о содѣянныхъ ранѣе грѣхахъ своихъ; всѣ, поручаемыя ему, работы и послушанія, онъ исполнялъ нелѣностно, и былъ славнымъ инокомъ.

Спустя нѣкоторое время Моисей ушелъ въ отшельническую келлію; здѣсь онъ жилъ одинъ, помышляя о Богѣ и очищая теплымъ покаяніемъ свои беззаконія, совершенныя прежде.

Когда Моисей проводилъ такую покаянную жизнь, на него, находившагося въ келліи, напали четыре разбойника, не знавшіе, что то былъ Моисей. Онъ же, будучи только одинъ, поборолъ ихъ, связалъ и, взявъ ихъ на плечи, какъ связки сноповъ, принесъ въ монастырь къ церкви, сказавъ братіямъ:

— «Что посовѣтуете вы сдѣлать мнѣ съ ними? Я не долженъ никого обижать, но они пришли ко мнѣ, и я взялъ ихъ».

Отцы приказали ему развязать тѣхъ разбойниковъ и отпустить ихъ на свободу, сказавъ:

— «Мы никого не должны убивать».

Разбойники же, понявъ, что то былъ Моисей, ранѣе бывшій ихъ начальникомъ, удивились такой перемѣнѣ жизни его и прославили Бога, сами же умилились, пришли въ страхъ Божій и, покаявшись, стали славными иноками.

И не только эти четыре, но и другіе разбойники, услышавъ о своемъ вождѣ Моисеѣ, что онъ покаялся и сталъ инокомъ, также оставили разбой и всѣ грѣховныя дѣла и стали добродѣтельными иноками.

И такъ Моисей пребывалъ въ трудахъ покаянія. Первоначально его обуревали грѣховными помышленіями бѣсы блудодѣянія, разжигая похоть его и увлекая его къ прежней блудодѣйственной жизни, какъ онъ самъ потомъ разсказывалъ братіямъ, говоря такъ:

— «Я претерпѣлъ столь великія непріятности, борясь съ вожделѣніями плотскими, что едва не нарушилъ обѣта иноческаго».

Отправившись къ аввѣ Исидору пресвитеру, въ скитъ, онъ повѣдалъ ему о своихъ страданіяхъ отъ похоти плотской. И сказалъ ему святый Исидоръ:

— «Не смущайся, братъ! Ты еще новоначаленъ (т.е. только лишь началъ подвизаться), и потому бѣсы съ ожесточеніемъ нападаютъ на тебя, думая найти въ тебѣ прежній нравъ; для отогнанія ихъ совѣтую тебѣ соблюдать повседневный постъ и воздержаніе и не насыщать вполнѣ чрева своего. Подобно тому, какъ песъ, привыкшій грызть кости, выбрасываемыя мясоторговцемъ, не уходитъ до тѣхъ поръ, пока мѣсто торговли не закроется; но когда торговля прекращена и нѣтъ уже никого, кто могъ бы бросить псу что-либо для съѣдѣнія, тогда онъ, истомившись голодомъ, отходитъ отъ мѣста того; такъ и бѣсъ блудодѣянія находится вблизи человѣка, питающагося до пресыщенія. Но если ты будешь постоянно соблюдать постъ и воздержаніе, умерщвляя члены свои земные и заграждая дверь пресыщенія пощеніемъ, не допуская войти въ себя пресыщенію, разжигающему грѣховныя вожделѣнія, тогда бѣсъ, какъ бы истомившись отъ голода, отойдеть отъ тебя съ печалію».

Рабъ Божій Моисей, отправившись въ келлію свою, затворился въ ней и пробылъ въ повседневномъ пощеніи, вкушая очень немного хлѣба вечеромъ послѣ захода солнца; весьма много Моисей трудился въ рукодѣланіи, пятьдесятъ разъ въ теченіи дня вставалъ на молитву, совершая ее съ колѣнопреклоненіемъ.

Однако несмотря на то, что Моисей томилъ тѣло свое трудами и пощеніемъ, плотское вожделѣніе, влекущее ко грѣху, не исчезало въ немъ. Тогда онъ опять пошелъ къ аввѣ Исидору и сказалъ ему:

— «Отче! Я не могу быть въ келліи моей, ибо меня обуреваютъ страсти плотскія».

Блаженный же Исидоръ, взявъ его, повелъ въ верхнее отдѣленіе своей келліи и сказалъ ему:

— «Посмотри на западъ!»

Моисей посмотрѣлъ и увидалъ множество страшныхъ демоновъ, суетившихся и приготовлявшихся къ борьбѣ.

Потомъ авва Исидоръ сказалъ:

— «Теперь обратись къ востоку и посмотри».

Посмотрѣвъ на востокъ, Моисей увидѣлъ безчисленное множество святыхъ свѣтоносныхъ ангеловъ, также приготовлявшихся къ борьбѣ.

И сказалъ святый Исидоръ Моисею:

— «Тѣ, кто на западѣ, поднимаютъ брань на святыхъ Божіихъ, а тѣ, кто на востокѣ, посылаются отъ Господа на помощь благимъ подвижникамъ. Знай же, что помогающихъ намъ больше, нежели тѣхъ, кто возстаетъ на насъ».

Моисей, будучи укрѣпленъ такимъ видѣніемъ и словами старца, возвратился въ келлію свою и снова началъ упражняться въ обычномъ пощеніи и трудахъ молитвенныхъ.

Однако и послѣ этого брань не оставляла его; напротивъ, Моисей началъ страдать еще болѣе отъ врага, будучи разжигаемъ мечтаніями сонными. Посему, вставъ, онъ пошелъ къ иному святому старцу, весьма опытному, и сказалъ ему:

— «Что дѣлать мнѣ, авво? Сонныя видѣнія помрачаютъ умъ мой, разжигая мою плоть, услаждая страсть и возбуждая меня къ первоначальному грѣховному образу жизни, смущая меня привидѣніями?»

Старецъ отвѣчалъ ему:

— «Ты потому страдаешь, перенося то мерзкое наважденіе, что не соблюдаешь ума своего отъ сладострастныхъ мечтаній. Сдѣлай же такъ, какъ я говорю тебѣ: посвяти себя бдѣнію, мало-помалу привыкни къ нему и молись съ бодростію; тогда ты освободишься отъ той брани».

Моисей принялъ такой добрый совѣтъ отъ опытнаго святаго наставника, возвратился въ келлію и началъ обучаться всенощному бдѣнію (т. е. бодрствованію молитвенному въ теченіе всей ночи); онъ стоялъ посреди келліи всю ночь и не преклонялъ колѣнъ въ молитвѣ, дабы не предаться сну, но стоялъ прямо, не смыкая очей своихъ.

Святый пробылъ въ такомъ подвигѣ шесть лѣтъ; но и такимъ способомъ онъ не могъ избавиться отъ плотского вожделѣнія, воюющаго на духъ; ибо Богъ попустилъ такъ для того, чтобы преподобный, бывъ искушенъ какъ золото въ горнилѣ, получилъ бы славный вѣнецъ съ прочими страдальцами.

Спустя нѣкоторое время мужественный инокъ измыслилъ новый тяжелый подвигъ: выходя ночью изъ келліи своей, онъ обходилъ отшельническія келліи старцевъ пустынныхъ и, взявъ водоносы, оказывавшіеся свободными при келліяхъ, приносилъ воду, причемъ старцы не знали объ этомъ (вода находилась въ отдаленіи отъ мѣста того). Нѣкоторые изъ старцевъ имѣли свои келліи за два поприща [2] отъ воды, другіе за три, четыре и даже болѣе; были и такіе, которые совершенно не могли сами приносить себѣ воду за глубокою старостію; таковымъ Моисей каждую ночь наполнялъ водою сосуды. Таковой подвигъ святаго Моисея былъ ненавистенъ діаволу. По попущенію Божію, діаволъ причинилъ святому Моисею такую непріятность:

Однажды ночью блаженный тотъ трудолюбецъ наклонился въ колодезь съ сосудомъ нѣкоего старца, намѣреваясь почерпнуть воду; въ это время діаволъ ударилъ его съ большою силою нѣкоторымъ древомъ по спинѣ; старецъ упалъ безъ чувствъ и лежалъ какъ мертвый.

Утромъ слѣдующаго дня, къ тому колодцу пришли монахи, дабы взять здѣсь воды, и увидѣли Моисея, лежавшаго полумертвымъ. Монахи пошли къ великому скитскому аввѣ Исидору и разсказали ему обо всемъ; онъ же, придя съ братіею, взялъ Моисея и принесъ къ храму. И былъ недуженъ Моисей, какъ разслабленный, и страдалъ такъ, что едва выздоровѣлъ черезъ годъ. Потомъ сказалъ ему авва Исидоръ:

— «Братъ Моисей! Не увеличивай своей брани съ бѣсами сверхъ силъ, ибо и въ дерзновеніи необходимо хранить мѣру».

Непобѣдимый воинъ Христовъ Моисей отвѣчалъ на это:

— «Я не окончу борьбы до тѣхъ иоръ, пока мерзкія мечтанія сонныя не оставятъ меня».

Тогда авва Исидоръ сказалъ ему:

— «Во имя Господа нашего Іисуса Христа, вотъ уже нынѣ оставляютъ тебя эти вожделѣнія плотскія; теперь ты будешь въ мирѣ; приступи же съ дерзновеніемъ и причастись Божественныхъ Таинъ Тѣла и Крови Христовыхъ. Знай, что такая тяжелая брань плотская была попущена тебѣ ради того, чтобы ты не возгордился въ умѣ своемъ, будто бы ты своими пощеніями и подвигами преодолѣлъ страсти, и дабы ты, возгордившись, не погибъ».

Услышавъ эти слова, Моисей причастился Таинъ Божественныхъ, ушелъ въ келлію свою и подвизался уже въ мирѣ, будучи свободенъ отъ ранѣе бывшихъ обуреваній и проводя строгое постническое безмолвное житіе.

Спустя нѣкоторое время Моисей былъ спрошенъ о томъ: безпокоятъ ли его страсти? Моисей отвѣчалъ:

— «Съ того времени, какъ служитель Христовъ Исидоръ помолился обо мнѣ, я уже не страдаю отъ плотского вожделѣнія».

Послѣ столь великихъ искушеній блаженный Моисей получилъ миръ (душевный), по милосердію Божію и проводилъ съ того времени уже безъ искушеній плотскихъ жизнь свою; вмѣстѣ съ тѣмъ онъ получилъ отъ Бога великую власть надъ бѣсами, такъ что презиралъ ихъ, какъ насѣкомыхъ; и исполнился святый благодати Духа Святаго, и былъ славенъ среди подвижниковъ.

Такъ какъ святый Моисей прославился своимъ добродѣтельнымъ житіемъ, то о немъ узналъ и князь (правитель) страны той; сей послѣдній отправился въ скитъ, желая видѣть авву Моисея. Старецъ былъ извѣщенъ о томъ, что князь намѣревался придти къ нему, дабы видѣть его (Моисея); но Моисей, выйдя изъ келліи, замыслилъ убѣжать въ болото и тростникъ; слуги же, бывшіе вмѣстѣ съ княземъ, встрѣтили его и спросили:

— «Гдѣ находится келлія аввы Моисея?»

Онъ сказалъ имъ:

— «Что вамъ нужно отъ него? Старецъ тотъ неразуменъ, весьма лживъ и проводитъ жизнь грѣховную».

Они же, услышавъ эти слова, изумились и прошли мимо. И когда пришли къ храму, то князь сказалъ клирикамъ:

— «Я слышалъ объ аввѣ Моисеѣ и пришелъ принять благословеніе отъ него; но насъ встрѣтилъ нѣкій монахъ, шедшій въ Египетъ, и когда мы спросили его о томъ, гдѣ живетъ авва Моисей, то онъ охулилъ Моисея, назвавъ его старцемъ неразумнымъ, лживымъ и проводящимъ грѣховную жизнь».

Услышавъ это, клирики весьма опечалились и спросили:

— «Каковъ изъ себя былъ тотъ старецъ, который произнесъ сіи хуленія на святаго мужа?»

Они отвѣтили:

— «Это былъ старецъ высокій, мрачный лицемъ, въ худой одеждѣ».

Клирики сказали:

— «Поистинѣ тотъ и былъ аввою Моисеемъ; но такъ какъ онъ не пожелалъ показать вамъ себя, не пожелалъ также и принимать почестей отъ васъ, то сказалъ вамъ о себѣ дурное, какъ бы о комъ другомъ».

Получивъ многую пользу (душевную), князь ушелъ, прославивъ Бога.

Такъ избѣгалъ преподобный Моисей славы и почестей людскихъ и чуждался бесѣды съ приходившими къ нему мірянами, хотя былъ гостепріименъ, ибо принималъ съ любовію всѣхъ, приходившихъ къ нему, странствующихъ братій, какъ о страннолюбіи его записано въ Отечникѣ.

Однажды всѣмъ отцамъ пустынножительнымъ было дано въ скиту такое повелѣніе:

— «Поститесь всю недѣлю эту и учините Пасху».

Случайно нѣкоторыя странствующія братія пришли къ Моисею изъ Египта; старецъ приготовилъ для нихъ немного вареной пищи; но когда его сосѣди увидали дымъ, то сказали клирикамъ:

— «Моисей нарушилъ повелѣніе и варитъ себѣ пищу».

Но клирики сказали:

— «Обличимъ его тогда, когда онъ придетъ въ собраніе» (ибо всѣ знали о постническихъ подвигахъ Моисея).

Когда наступила суббота, Моисей пришелъ въ храмъ къ пѣнію соборному; и сказали ему въ присутствіи всѣхъ клириковъ:

— «Отче Моисей! Ты нарушилъ заповѣдь человѣческую, но исполнилъ заповѣдь Божію».

Повѣствуется также въ житіи преподобнаго Арсенія [3]:

Нѣкоторый братъ пришелъ издалека въ скитъ для того, чтобы видѣть преподобнаго Арсенія; будучи приведенъ къ Арсенію, братъ тотъ видѣлъ его, но не сподобился слышать словъ его; ибо старецъ (Арсеній) сидѣлъ молча, глядя на землю.

Послѣ того странствующій инокъ началъ упрашивать брата привести его къ Моисею, бывшему разбойникомъ до постриженія въ иночество. Братъ согласился исполнить его просьбу и повелъ его къ преподобному Моисею.

Когда они пришли къ Моисею, то сей послѣдній принялъ ихъ съ радостію, предложилъ имъ отдохнуть и подкрѣпиться пищею и, оказавъ имъ большую любовь, отпустилъ ихъ отъ себя.

Дорогою скитскій братъ сказалъ пришельцу:

— «Вотъ ты видалъ и отца Арсенія, и отца Моисея. Кто изъ нихъ лучше, по твоему мнѣнію?»

Братъ отвѣчалъ.на это:

— «Лучшій изъ нихъ тотъ, кто принялъ насъ съ любовію».

Одинъ инокъ, узнавъ объ этомъ, сталъ молиться къ Богу, говоря такъ:

— «Господи! Скажи мнѣ, кто изъ нихъ болѣе совершенъ и заслуживаетъ большей благодати Твоей: тотъ ли, кто скрывается отъ людей, ради Тебя, или тотъ, кто принимаетъ всѣхъ, также ради Тебя?»

Этотъ инокъ въ отвѣтъ на молитву свою имѣлъ слѣдующее видѣніе: ему представились два корабля, плывшіе по какой-то очень большой рѣкѣ; въ одномъ кораблѣ находился преподобный Арсеній, и Духъ Божій управлялъ кораблемъ его, соблюдая его въ великой тишинѣ; въ другомъ былъ преподобный Моисей; кораблемъ же его управляли ангелы Божіи, влагавшіе медъ въ уста Моисея.

Проведя долгое время въ трудахъ постническихъ, преподобный Моисей былъ сподобленъ сана пресвитерскаго, по нѣкоему откровенію Божію; и когда былъ произведенъ въ первую степень священническую, то былъ облеченъ въ стихарь; при этомъ епископъ сказалъ ему:

— «Вотъ авва Моисей нынѣ весь бѣлъ».

Моисей же сказалъ епископу:

— «Владыко! Что дѣлаетъ священникомъ: внѣшнее или внутреннее» (т. е. какъ бы сказалъ такъ: «одежда ли, покрывающая извнѣ человѣка, дѣлаетъ его достойнымъ священства или внутреннія добродѣтели?»).

Епископъ же, желая искусить Моисея, дабы увѣриться въ томъ, дѣйствительно ли онъ — рабъ Христовъ, имѣющій добродѣтели внутри души своей, сказалъ клирикамъ:

— «Когда Моисей войдетъ въ алтарь, изгоните его; потомъ идите за нимъ и слушайте, что онъ будетъ говорить».

Клирики такъ и сдѣлали: изгнали Моисея изъ алтаря, сказавъ:

— «Выйди вонъ, муринъ!»

Онъ же, выйдя и ставъ въ отдѣльномъ мѣстѣ, началъ укорять себя, говоря:

— «Хорошо поступили въ тобою, песъ, хорошо поступили съ тобою, мракообразный эѳіопъ; ибо ты недостоинъ, и какъ ты осмѣливаешься войти въ святое мѣсто; ты не человѣкъ: какъ же осмѣливаешься ты подходить къ людямъ и служителямъ Божіимъ?»

Услышавъ эти слова святаго, клирики возвѣстили о нихъ епископу; тогда епископъ приказалъ снова позвать Моисея въ алтарь и хиротонисалъ его въ санъ пресвитера. Потомъ спросилъ его, сказавъ:

— «Что думалъ ты, отче, тогда, когда, бывъ изгнанъ, ты былъ возвращенъ снова?»

Моисей отвѣчалъ:

—«Я сравнивалъ себя со псомъ, который, будучи изгнанъ, бѣжитъ, будучи же призываемъ обратно, возвращается быстро».

И сказалъ епископъ:

— «Поистинѣ этотъ человѣкъ достоинъ божественной благодати; ибо Богъ даетъ благодать смиреннымъ».

Подобное же испытаніе было съ симъ отцемъ и ранѣе, когда онъ былъ еще новоначальнымъ; ибо когда братія были всѣ въ сборѣ въ скиту, отцы пожелали искусить смиреніе Моисея и начали уничижать его, говоря:

— «Для чего этотъ эѳіопъ ходитъ посреди насъ?»

Онъ же, слышавъ это, молчалъ.

Когда братія думали расходиться, то спросили его, сказавъ:

— «Отецъ Моисей! Смутился ты, или нѣтъ?»

Онъ отвѣчалъ имъ словомъ Псалма:

— «Смятохся, и не глаголахъ» (Псал. 76, 5) (т. е. я переношу уничиженіе молча).

Принявъ на себя санъ пресвитера, преподобный Моисей подвизался еще пятнадцать лѣтъ, имѣя отъ рожденія семьдесятъ пять лѣтъ; собравъ кругомъ себя семьдесятъ пять учениковъ, онъ скончался мученически [4] такимъ образомъ:

Однажды, находясь среди братій, онъ сказалъ:

— «Вотъ варвары придутъ въ скитъ, дабы посѣчь монаховъ; встаньте и бѣгите отсюда».

Братія же сказали ему:

— «Почему же ты, отче, не бѣжишь отсюда?»

Но онъ сказалъ имъ:

— «Я уже много лѣтъ ожидаю того времени, когда на мнѣ исполнится слово Владыки моего, Господа Іисуса Христа, сказавшаго: вси, пріемшіи ножъ, ножемъ погибнутъ» (Матѳ. 26, 52).

На это братія сказали ему:

— «И мы не побѣжимъ, но умремъ съ тобою!»

Но онъ отвѣтилъ имъ:

— «Я въ этомъ не нуждаюсь; пусть каждый поступаетъ такъ, какъ находитъ лучшимъ».

Тогда братія убѣжали съ мѣста того, и только семь иноковъ остались при преподобномъ. Спустя нѣкоторое время старецъ сказалъ имъ:

— «Варвары уже близко!»

Одинъ изъ упомянутыхъ семи иноковъ, испугавшись, убѣжалъ изъ келліи и скрылся въ нѣкоемъ мѣстѣ. Варвары, войдя въ келлію, умертвили святаго Моисея и находившихся съ нимъ шесть иноковъ. Спасшійся же отъ смерти инокъ, находясь въ потаенномъ мѣстѣ, видѣлъ небо отверстымъ и семь пресвѣтлыхъ вѣнцевъ, нисходившихъ съ неба.

Послѣ того, какъ варвары ушли, инокъ сей возвратился въ келлію и нашелъ Моисея и прочихъ иноковъ умерщвленными; тѣла ихъ оказались лежавшими въ крови; увидавъ сіе, инокъ тотъ началъ плакать; потомъ пришли остальныя братія и съ плачемъ похоронили умерщвленныхъ иноковъ.

Такъ окончилась жизнь преподобнаго отца нашего Моисея Мурина, изъ разбойниковъ сдѣлавшагося инокомъ и искреннимъ раскаяніемъ угодившаго Богу, такъ что ему, какъ мученику, отверзенъ былъ не только рай, но и самое небо, и онъ былъ украшенъ вѣнцемъ славы. По молитвамъ его да наставитъ и насъ на истинный путь покаянія и да сподобитъ и насъ Царствія небеснаго Человѣколюбный Владыка Христосъ, Богъ нашъ, Коему со Отцемъ и Святымъ Духомъ возсылается честь и слава, нынѣ, всегда и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Муринъ — т. е. эѳіоплянинъ.
[2] Поприще — мѣра длины, равнявшаяся приблизительно 690 нашимъ саженямъ.
[3] Память преподобнаго Арсенія совершается 8-го мая (подъ симъ числомъ можно читать и повѣствованіе о житіи его).
[4] Кончина святаго Моисея Мурииа послѣдовала около 400 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 488-498.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0